Консультация для воспитателей: "Роль семьи в нравственном воспитании ребенка"
консультация

Орлова Антонина Александровна

В настоящее время необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей, педагоги пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности.На ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: мульфильмы, интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №51»

Консультация:

«Роль семьи в нравственном воспитании ребенка».

Выполнила: воспитатель подготовительной группы  

Орлова А.А.

Заволжье 2022г.

Перед обществом  сегодня необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей, педагогическое сообщество пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности.

Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, кино, интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и неподдается негативному воздействию извне.

В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое к ней отношение. По мере роста малыша мир его эмоций развивается, становится разнообразнее и богаче.

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет.

Так малыш, основываясь на примерах из опыта, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе и т. п. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенке основные нравственные нормы поведения. Нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках.

Семья – один из основных источников нравственного воспитания дошкольников. Правила поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правила, в качестве общепринятой нормы. Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом.

Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом. Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша.

Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной глухоты», которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности. Поэтому очень важно развивать их способности к сочувствию, сопереживанию. Важно обращать внимание ребенка на то, что чувствуют окружающие его люди, обогащать речь малыша различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства.

Необходимо создать благоприятные условия для формирования социально-коммуникативных умений и навыков, дружеских чувств, воспитания отзывчивости, заботы, доброты, справедливости, а также воспитания заботливого, уважительного отношения к пожилым людям.

Климат семьи зависит от наличия нравственных и социальных установок, душевного здоровья, общих интересов. Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, общественные и семейные праздники, совместный досуг и отдых, поэтому организация совместного досуга не только важное средство воспитания ребенка, но и средство укрепления семьи. В любых самых сложных и острых ситуациях родители должны считаться с чувством собственного достоинства маленького человека, видеть в нем развивающуюся личность, стремиться к взаимопониманию, основанному на уважении и доверии, быть справедливыми в оценках его поступков; в своих требованиях кребенку всегда оставаться доброжелательными и создать для него наилучший нравственный климат в семье.

Самым главным критерием оценки духовно-нравственного воспитания в условиях взаимодействия педагогов, детей и родителей можно считать умение детей применять знания о нравственных нормах и правилах в самостоятельной деятельности, проявлять внимание и милосердие, помощь. Это отражается в играх и общении детей со сверстниками, отношении к старшим и младшим, к природе.

Нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Ребёнку необходима помощь в осознании многообразия связей, которые существуют между нами и нашими предками. Лишь тогда исчезнувшие во времени и цивилизации культура, традиции прошлого и нравстве...

Консультация для воспитателей "Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Консультация для воспитателейна тему: Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников         В наше время научного прогресса остр...

Консультация для воспитателей «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей«Роль сказки в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей. «Роль педагога, роль родителя в воспитании и развитии ребенка»

Анализируя многовековой опыт личностно-ориентированного воспитания детей, родилась идея педагогической поддержки растущего человека. И это не пресловутые формулы: «формирование личности», «управление ...