Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Остров Сокровищ" для реализации в условиях отдыха и оздоровления детей
материал
Кракосрочная программа дополнительного образования. Творческая мастерская поделок из разных материалов для детей 7-13 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_ostrov_sokrovishch.docx | 44.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное бюджетное учреждение Свердловской области
«Детский оздоровительный центр «Юность Урала»
РЕКОМЕНДОВАНО Методическим советом Протокол № от ______________ 2021г. | УТВЕРЖДАЮ Директор Приказ № _________________ от ________________ 2021г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ОСТРОВ СОКРОВИЩ»
для реализации в условиях организации отдыха и оздоровления детей
Для детей: 7-12 лет
Направленность: прикладное творчество
Уровень: начальный
Срок реализации: лагерная смена
Автор-разработчик:
Смирнова Анна Владимировна
Ф.И.О.
педагог дополнительного образования ООЦ «Уралочка»
Должность, место работы
б/к
Кв. категория
Екатеринбург, 2021
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Название программы | «Остров сокровищ» | |
Направленность | Художественно-эстетическое | |
Место реализации, организация | Государственное Бюджетное Учреждение Детский оздоровительный центр «Юность Урала» Филиал оздоровительно-образовательный центр «Уралочка» | |
ФИО автора/ авторской группы | Смирнова Анна Владимировна | |
Контингент участников (кол-во, возраст, принцип участия) | Возраст обучающихся: 7 - 13 лет Наполняемость группы: 6-8 человек | |
Уровень реализации | По статусу - модифицированная По уровню усвоения – общеразвивающая По направлению деятельности - общекультурное По виду образовательной деятельности – прикладное творчество По времени реализации – краткосрочная | |
Срок реализации | лагерная смена – 14 дней | |
Объем | 6 занятий | |
Режим занятий | 3 раза в неделю | |
Краткое описание идеи программы | Творческая мастерская поделок из разных видов материалов. | |
Цель | Развитие творческих способностей, навыков и умений, а также творческого потенциала ребенка, его креативного мышления и творческого самовыражения. | |
Задачи | 1. Познакомить с различными техниками работы с материалами в творческой мастерской. 2. Создать благоприятные условия для развития фантазии, смекалки, воображения, самовыражения через творчество. 3. Способствовать развитию самостоятельности, умению планировать и выполнять свою работу, аккуратности, развивать внимание и память. | |
Основные формы работы с детьми | Беседа, игра, практическое занятие, экспериментирование, выставка творческих работ. | |
Планируемые результаты | По итогам реализации программы обучающийся знает:
Обучающийся умеет:
| |
Ресурсное обеспечение программы | Кадровые условия: ● педагог дополнительного образования. Финансово-экономические условия: ● обеспечение обучающихся необходимыми для работы материалами происходит за счет средств учреждения, часть природного материала собирает и готовит к работе педагог. Материально-технические условия:
|
СОДЕРЖАНИЕ
- ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Остров сокровищ», разработана в соответствии со следующими документами:
- Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» (с изм. до 06.02.2020г).
- Концепция развития дополнительного образования детей. Утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Утв. приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв.. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 "О направлении информации".
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г.
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.12.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
- Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
- Письмо Минобрнауки России от 01 апреля 2014 года № 09-613 «Рекомендации по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей»
- Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648-20).
- Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года, утв. Постановлением Правительства СО № 900-ПП от 07 декабря 2017 года.
Актуальность и основные идеи
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Педагогическая целесообразность программы: Занятия творчеством помогают сформировать у ребенка новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыками и умениями художественного творчества. Ребенок с детских лет учится находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир.
Образовательная область программы: Во время работы по программе, обучающиеся знакомятся с основными приемами скрепления и трансформации материалов, законами композиции и приемами работы с бумагой, тканью и природным материалом. А самое главное, они изучают источники идей, взятых как из мира естественных природных форм, так и искусственно созданных человеком, происходящих из мира художественной культуры. В первую очередь, они учатся видеть и мыслить, а затем – творить.
Новизна: Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. В наше время эстетическое начало широко проникает в труд, в отношение человека к природе. От приобщения детей к декоративно- прикладному искусству в решающей мере зависит формирование восприимчивости мира прекрасного, стремления жить и трудиться по законам красоты.
Актуальность: Актуальность программы определяется непреходящей значимостью занятий декоративно-прикладным творчеством для обогащения духовной жизни ребёнка, становление его эмоционально-целостного отношения к миру, развития эстетических познаний и художественного вкуса, самоутверждения и адаптации в социуме. При разработке данной программы основной акцент ставится на знакомство учащихся с техниками работы с разными видами материала, научить их фантазировать и додумывать предназначение того или иного изделия. Научить учащихся изготавливать поделки из различных материалов по различной тематике. Показать детям способы оформления работ и научить выполнять их в разных стилях.
Программа составлена для обучающихся в возрасте 7-13 лет. Занятия проводятся 3 раза в неделю, 1 занятие по 35 мин., с 10 мин. перерывом.
Особенность программы
Данная программа реализуется в оздоровительно-образовательном центре во время летней оздоровительной компании. Время пребывания детей на смене 14 дней. Количество проведенных занятий за смену 6. Возрастная категория детей от 7 до 13 лет. Категория детей – дети с ОВЗ. Структура занятий имеет модульное строение и предполагает реализацию трех уровней сложности выполнения работ. Педагог имеет право и оставляет выбор за собой по выбору модуля сложности: 1 модуль- простой уровень, рассчитан на детей 7-9 лет, 2 модуль – среднего уровня предполагает работу с детьми 9-11 лет, 3 модуль – сложный, для детей 12-13 лет. При этом тематика занятий остается неизменной, меняется лишь уровень сложности выполняемых работ в модуле, согласно возрасту и особенностям развития обучающихся.
Для наиболее успешного выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программа представлена двумя разделами:
Теоретический (образовательный). Теоретическая часть дается в форме бесед, рассказов, с просмотром иллюстративного и демонстративного материала.
Практический (творческий, исследовательский). Представляет собой:
- поиск замысла будущей поделки;
- оформление, изготовление, декорирование, знакомство с технологическими операциями, материалами и способами обработки используемых материалов;
- презентация своей работы.
Педагогическая целесообразность
Форма занятий: беседа, игра, практическое занятие, экспериментирование, выставка творческих работ.
Приемы и методы организации: слайд-презентации, использование наглядных пособий, демонстрация образцов работ из различных материалов и в различных техниках, разной цветовой гамме.
Методы обучения
- Пояснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, пояснение, демонстрация видеоматериалов, слайдов и т.д.;
- Частично-поисковый или эвристический метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
- Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
- Исследовательский метод, предполагает познавательную и исследовательскую деятельность. Большое значение здесь приобретает самообразование, поиск новых приемов работы с материалом, неординарный подход к сочетанию материалов и оформлению готовых работ.
Адресат программы
В программе участвуют дети Свердловской области в возрасте от 6,5 до 18 лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; обучающиеся государственных общеобразовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, подведомственных Министерству образования и молодежной политики Свердловской области.
Количество воспитанников: 28 человек.
Сроки реализации программы
Продолжительность смены 14 дней. Занятия проводятся три раза в неделю по расписанию.
Форма обучения
Форма обучения– очная.
Формы организации обучения:
• по количеству детей, участвующих в занятии, — коллективная, фронтальная работа педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами, групповая;
• по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей — мини-лекция, практикум, беседа, практические задания;
• по дидактической цели — вводное занятие, теоретическое занятие, практическое занятие, контрольное занятие по систематизации и обобщению знаний, комбинированное занятие.
Каждое занятие по данной программе состоит из организационной, теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.
Задача организационной части - обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций, а также знакомство с техникой безопасности при работе с материалом и инструментами.
Теоретическая часть занятия, групповая, максимально компактная и включает в себя необходимую информацию по теме и предмете занятия.
Практическая часть занятия – это индивидуальная самостоятельная, под строгим контролем педагога, деятельность детей, направленная на применение полученных знаний на практике.
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: Развитие творческих способностей, навыков и умений, а также творческого потенциала ребенка, его креативного мышления и творческого самовыражения.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с различными техниками работы с разными материалами в творческой мастерской;
- формировать практические навыки работы в разных техниках и с разными материалами;
- закреплять умения обращения с простейшими орудиями труда;
- учить создавать сувенирные изделия ручной работы.
Развивающие:
- развитие психических процессов (память, внимание, глазомер, мелкая моторика рук, образное и логическое мышление) обучающихся;
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей на основе знаний, умений и навыков;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
Воспитательные:
- способствовать развитию самостоятельности;
- способствовать формированию культуры труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
- способствовать воспитанию терпения, усидчивости, чувства удовлетворения от совместной работы, чувства взаимопомощи и коллективизма;
1.3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
По итогам реализации программы обучающийся знает:
- правила техники безопасности при работе в творческой мастерской и правила пользования инструментами;
- виды материалов для декоративно-прикладного искусства;
- приёмы работы с бумагой, картоном, ножницами, клеем, тканью, природным и бросовым материалом;
- словарь терминов, применяемых при работе в данной технике;
Обучающийся умеет:
- подбирать материалы и отделку для изготовления изделия;
- изготавливать шаблоны из картона;
- подбирать и планировать свою работу по изготовлению поделок;
- выполнять словесные инструкции и поэтапно изготавливать поделку;
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ.
2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕС КИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Теория | Практика | ||
1. | Вводный инструктаж. Правила техники безопасности при работе в творческой мастерской. «Что такое поделка и сувенир?» Знакомство с материалами для изготовления. Поиск идей. | 1 | 0.3 | 0.7 | ||
2. | Работа с бумагой. Основные техники и приемы работы с материалом. Изготовление 3д модели из бумаги. | 1 | 0.3 | 0.7 | ||
3. | Работа с бросовым материалом. Основные техники работы с материалом, способы его скрепления. Изготовление поделки – сувенира. | 1 | 0.3 | 0.7 | ||
4. | Работа с природным материалом. Основные техники и приемы работы с материалом. Способы его скрепления. Изготовление поделки из природного материала. | 1 | 0.3 | 0.7 | ||
5. | Работа с нитями и тканью. Основные техники и приемы работы с материалом. Способы его скрепления. Изготовление поделки из данного вида материала. | 1 | 0.3 | 0.7 | ||
6. | Презентация выполненных работ. Оформление выставки. | 1 | 0.3 | 0.7 | ||
ИТОГО | 6 | 1.8 | 4.2 |
2.2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Вводный инструктаж. Правила техники безопасности при работе в творческой мастерской. «Что такое поделка и сувенир?» Знакомство с материалами для изготовления. Поиск идей.
Знакомство с детьми. Инструктаж по правилам поведения в творческой мастерской и технике безопасности при работе с разными инструментами. Беседа «Что такое сувенир?» История сувениров и значения подарков. Анонсирование предстоящей работы, идеи детей.
Практические занятия: Игры на знакомство с детьми и детей друг с другом.
Тема 2. Работа с бумагой. Основные техники и приемы работы с материалом. Изготовление 3д модели из бумаги.
Знакомство с техникой бумажного моделирования, этапы работы, тонкости и хитрости работы.
Практические занятия: Изготовление объемной фигуры из бумаги в 3д формате, по выкройке.
Тема 3. Работа с бросовым материалом. Основные техники работы с пластиком и полиэтиленом, способы его скрепления. Изготовление поделки – сувенира.
Практические занятия: Изготовление поделки из пластика и бросового материала.
Тема 4. Работа с природным материалом. Основные техники и приемы работы с материалом. Способы его скрепления. Изготовление поделки из природного материала.
Практические занятия: Изготовление поделки с помощью природного материала. Коллаж, подвеска, фигурка, панно, в зависимости от возраста и категории детей.
Тема 5. Работа с нитями и тканью. Основные техники и приемы работы с материалом. Способы его скрепления. Изготовление поделки из данного вида материала.
Практические занятия: Изготовление поделки из ниток или ткани. Коллаж, подвеска, фигурка, панно, в зависимости от возраста и категории детей.
Тема 6. Презентация выполненных работ. Оформление выставки.
3. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Процесс реализации программы предусматривает проведение текущего, промежуточного и итогового контроля и оценки уровня освоения.
Формы текущего контроля:
- беседа с требованием формулировки развернутых ответов на вопросы, устное монологическое высказывание, краткий рассказ-описание, рассказ-характеристика по теме занятия;
- презентация-предъявление творческого задания по теме занятия;
- тестирование собеседование по вопросам техники безопасности (ТБ)
- выполнение практического задания.
Итоговый контроль осуществляется на последнем занятии по Программе в формах:
- выполнения творческого задания, предусматривающего применение обучающимися умений, сформированных в процессе освоения данной Программы;
- показательного выступления, мероприятия.
3.1 ОЦЕНКА УРОВНЯ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Оценка уровня освоения программы осуществляется на основе:
- анализа выполнения воспитанниками практического задания или упражнения;
- оценки способности и готовности провести адекватный анализ затруднений при выполнении упражнений, выявление ошибок и предложения по их исправлению;
- анализа данных анкетирования и/или отзывов, воспитанников о занятиях по программе;
- анализа результатов педагогического наблюдения изменений общего самочувствия детей, уровня положительных эмоций, степени уверенности в себе и т.д....
По завершению освоения Программы воспитанникам может быть выдан сертификат с указанием количества часов и наименования программы и /или диплом участника показательных выступлений или мероприятия.
3.2 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Критерии оценки знаний и умений
Таблица 1
Виды работы | Низкий уровень (1 балл) | Средний уровень (2 балла) | Высокий уровень (3 балла) |
Приемы работы с различными материалами и инструментами | Не знает приемов работы. | Знает частично, путается с выбором нужного материала, инструмента. | Знает отлично. |
Умение пользоваться шаблонами. | Не знает приемы работы с шаблонами. | Знает частично, умеет изготавливать. | Знает приемы работы с шаблонами. |
Умение использовать цвет, ритм, пропорцию, находить индивидуальную идею. | Не имеет идеи, ни в цвете, ни в ритме. | Знает частично, умеет подобрать цвет. | Подбирает цвет, знает ритм, пропорции, придумывает свою изюминку. |
Знать основные понятия и термины. | Не знает. | Знает частично. | Знает основные понятия и базовые понятия. |
Текущий контроль проводится на каждом занятии. В процессе его проведения выявляется степень усвоения нового материала, отмечаются типичные ошибки, ведется поиск способов их предупреждения и устранения. Внимание каждого ребенка обращается на четкое выполнение работы и формирование трудовых навыков. Формы проведения: опрос, обучающихся, собеседование с ними, наблюдения во время выполнения практических заданий, просмотр и оценка выполненных работ.
Итоговый контроль: проводиться в конце заезда. Цель его проведения – определение уровня освоения программы каждым ребенком.
Формы проведения: опрос, итоговый показ готового продукта, презентация своей работы.
.
3.3 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Детская литература.
Наглядные демонстрационные пособия.
Фотоальбомы, фотографии.
Таблицы, схемы.
Видеоматериалы: фильмы и фрагменты познавательных, учебных и художественных фильмов и видеороликов.
4. МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ И РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Кадровые условия:
● педагог дополнительного образования.
Финансово-экономические условия:
● обеспечение обучающихся необходимыми для работы материалами происходит за счет средств учреждения, часть природного материала собирает и готовит к работе педагог.
Материально-технические условия:
- наличие кабинета, оснащенного учебной мебелью, шкафами для хранения материалов, открытыми полками для выставки готовых работ.
- компьютер для демонстрации видео-фотоматериалов, поэтапных схем выполнения, образцов.
- принтер, для печати материалов.
- канцелярские принадлежности.
- инструменты: ножницы, стеки, клей.
материалы, бумага, украшения, природный материал
5. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ.
1. Цветы из бумажных лент. Практическое руководство. Автор: Хелен Уолтер. Кол-во страниц: 32 Стр. Издательство: Ниола - Пресс , 2008 г
2. Бумажная мозаика. Автор: Ханна Линд. Количество страниц: 32 стр. Издательство: Айрис, 2007 г.
3. Гармония цвета. Полное руководство по созданию цветовых комбинаций. Автор: Тина Саттон, Брайз Вилен. Кол-во страниц: 215 стр. Издательство: ROCKPORT , 2004 г.
4. Путеводитель по искусству. Автор: Чилверс Ян. Кол-во страниц: 688 стр. Издательство: Радуга, 2004 г.
5. Искусство и красота. Автор: Ванслов В. Кол-во страниц: 288 стр. Издательство: Знание, 2006 г.
6. Основы композиции. Автор: Голубева О.Л. Кол-во страниц: 120 стр. Издательство: Издательский дом «Искусство», 2004 г.
7. Макетирование из бумаги и картона. Авторы: Н.В. Калмыкова, И.А Максимова. Кол-во страниц: 80 стр. Издательство: КДУ, 2010 г.
10. http://bymaga.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Магия творчества» (для детей 7-10 лет)
Неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса является эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей. Развитие мелкой моторики и координации движений руки - важный момен...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Логопедическая коррекция при устранении речевых нарушений у детей от 4 до 7 лет, в том числе и с ОВЗ»
Актуальность программы.За последние годы резко возросло количество детей, имеющих ту или иную речевую патологию. Все чаще в воспитании и обучении детей наиболее актуальными и приоритетными стано...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Программа кружка «Веселый английский» предназначена для детей 3-7 лет. Срок реализации программы – 1 год....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Сундучок диковин" для реализации в условиях отдыха и оздоровления детей
Краткосрочна программа дополнительного образования. Программа занятий в творческой мастерской из различных материалов для дете 7-13 лет....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа программа социально-педагогической направленности «Мой Урал» для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет) срок реализации 1 год
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувстви...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа программа социально-педагогической направленности «Мой Урал» для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет) срок реализации 1 год
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувстви...