Проект для средней группы детского сада «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»
проект (средняя группа)
Проект направлен на формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством приобщения их к духовным ценностям русского народа, ознакомлению с историей, бытом, традициями и русскими народными промыслами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_doshkolnikov_k_istokam_russkoy_narodnoy_kultury.docx | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Прогимназия №675 «Талант»
Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»
Средняя группа № 8 «Коротышки»
Воспитатель: Алтунина Е.Н.
Санкт- Петербург
2022год
Цель программы:
Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством приобщения их к духовным ценностям русского народа, ознакомлению с историей, бытом, традициями и русскими народными промыслами.
Задачи:
- Познакомить с культурой, бытом и традициями русского народа;
- Знакомить с различными образцами устного народного творчества, взятыми из литературных, этнографических, исторических источников и адаптированных для детей; прививать нравственные ценности, присущие русскому народу;
- Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России;
- Знакомить с народными традициями и праздниками, отражающими характер времён года, сезонные работы, повадки птиц и животных;
- Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа;
- Развивать и обогащать словарный запас;
- Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклору, традициям народа.
При создании Программы были учтены следующие принципы:
- Принцип доступности:
- учет возрастных особенностей детей;
- адаптированность материала.
- Принцип систематичности и последовательности:
- постепенная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение пройденного материала.
- Принцип дифференциации:
- создание предметно-развивающей среды для усвоения материала.
- Принцип интеграции:
- позволяет использовать данную Программу как часть комплексной программы в дошкольном образовательном учреждении;
- Принцип вариативности:
- дает возможность творчески использовать материал, подбирая методические приемы;
- Принцип реалистичности:
- связь с жизнью.
Формы работы с детьми:
- Беседы;
- Занятия на основе метода интеграции;
- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
- Выставки совместных работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;
- Дидактические игры;
- Экспериментирование с различными художественными материалами;
- Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
- Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
- Использование народных игр, в том числе хороводов.
- Занятие проводится один раз в неделю, во второй половине дня.
- Продолжительность занятий соответствует возрастным и индивидуальным особенностям развития детей.
Для определения эффективности работы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуре были выбраны следующие показатели:
- Быт и предметы обихода;
- Традиции и обычаи русской народной культуры;
- Устное народное творчество;
- Русское народные, календарные праздники;
- Русские народные промыслы.
Ожидаемые результаты:
- Обогащение и систематизация знания детей о культуре, быте и традициях русского народа;
- Проявление любознательности к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам;
- Умение передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности;
- Обогащение знаниями об основных православных праздниках, о духовном мире;
- Уважительное отношение к родителям, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним;
- Воспитание любви к своему краю, чувства гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру.
Работа с родителями:
Консультация для родителей:
- «Приобщение детей к народным традициям»;
- «Устное народное творчество в жизни детей дошкольного возраста».
- «Развитие творческих способностей детей через знакомство с декоративной лепкой и декоративной росписью.»
- «Знакомство дошкольников с русскими народными промыслами»;
- «Народная музыкотерапия»;
- «Народная кукла как средство приобщения к родной культуре».
Анкетирование родителей:
«Приобщение детей к истокам русской культуры»
Мастер класс для родителей и детей:
Изготовление тряпичной куклы «Отдарок на подарок»;
Участие в фольклорных праздниках.
Совместная работа родителей и детей:
«Создание родословного древа»;
«Лоскутное одеяльце для Матрешки».
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО
ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
Средний дошкольный возраст (4 -5 лет)
Месяц \неделя\ | Тема | Цель |
февраль | ||
1 неделя | «Кто же в гости к нам пришел?» | Знакомство с домовенком Кузей. Игра «Аюшки» |
2 неделя | «Русская балалайка» | Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке. |
3 неделя | «Лисичка-сестричка» | Знакомство со сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк». |
4 неделя | «Масленица дорогая – наша гостюшка годовая» | Знакомство с Масленицей. Разучивание песенок блины. |
март | ||
1 неделя | «При солнышке — тепло при матушке – добро». | Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ «Какая моя мама». Пение песенок о маме. |
2 неделя | «Весна, весна, поди сюда!» | Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне. |
3 неделя | «Шутку шутить – людей насмешить» | Знакомство с потешным фольклором — дразнилками, скороговорками. |
4 неделя | «Небылица- небывальщина» | Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц. |
апрель | ||
1 неделя | «Русская свистулька». | Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек. |
2 неделя | «Чудесный сундучок» | Раскрашивание свистулек. Дидактическая игра «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий. |
3 неделя | «Времена года» | Рассказать о временах ода с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года. |
4 неделя | «Пасха» | Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи. Проведение русских народных игр. «Верба-вербочка», «Солнышко-ведрышко». |
май | ||
1 неделя | «Пасхальное яичко» | Использование на занятии сюжета русской народной сказки «Курочка Ряба». Проведение русских народных игр с яйцами. |
2 неделя | «Волшебная палочка» | Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам. |
3 неделя | «Игра с Колобком» | Самостоятельное творческое развитие сюжета сказки «Колобок». |
4неделя | «Прощание с избой» | Знакомство детей с новой сказкой (по выбору хозяйки). Прощальное чаепитие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре »
Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре в рамках реализации проекта будет проводится через все виды деятельности, с использованием различных форм, что будет ...
ПРОЕКТ "МАСЛЕНИЦА" в средней группе. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами русской народной культуры.
ПАСПОРТ ПРОЕКТАТема: «Масленица»Образовательные области:• «Познание»;• «Музыка»;• «Коммуникация»;• «Художественное творчество»;Вид проекта: творческийУчастники проекта: дети средней группы, воспитател...
Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»
Проект основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....
План воспитательно-образовательной работы в средней группе детского сада по теме: «Знакомство с народной культурой и традициями театральным искусством»
Планвоспитательно-образовательной работы в средней группе детского сада по теме:«Знакомство с народной культурой и традициями театральным искусством» ...
Организация НОД в области "Речевое развития" в средней группе детского сада на тему "Чтение русской народной сказки "Зимовье зверей"
Конспект предназначен для воспитателей...
Проект "Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством театрально-игровой деятельности по мотивам русских народных сказок"
Материалы для педагогов (творческая группа)...
Конспект проектной деятельности в группе среднего возраста Тема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"
Конспект проектной деятельности в группе среднего возрастаТема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"...