Статья "Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения"
статья
В статье проведен анализ понятия «адаптация», представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_adaptatsiya_detey_k_usloviyam_doshkolnogo_obrazovatelnogo_uchrezhdeniya.docx | 18.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация детей
к условиям дошкольного образовательного учреждения
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.
Адаптация – сложный процесс приспособления организма, протекающий на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом
На сегодняшний день, адаптация ребенка к условиям дошкольного
образовательного учреждения (ДОУ) – является наиболее актуальной проблемой. Проблемой адаптации занимались такие ученые как Н. М. Аксарина, Н. Д Ватутина, О. И. Давыдова, Жю Ламарк, И. П. Павлов, Ж. Сент Иллер, Танкова – Ямпольская,.
Поступление ребенка в детский сад – это событие, требующее особого внимания со стороны педагогов ДОУ и родителей. Детский организм не сразу привыкает к новым социальным условиям. Большинство ученых отмечают, что изменение образа жизни, связанное с поступлением ребенка в детский сад, сопровождается нарушениями его эмоционального состояния, что проявляется в повышении уровня тревожности ребенка, развитии беспокойства или заторможенности.
Ученые, а также педагоги (В. Алямовская, Л.В. Белкина) отмечают, что характер детской адаптации может быть как позитивным (ребенок с легкостью привыкает к новым условиям), так и негативным (эмоциональное состояние стрессовое, ребенок не может адаптироваться к данным условиям).
В ходе проведенного учеными Р. Калиненой, Л. Семеновой, Г. Яковлевой исследований, было выделено три фазы адаптационного периода:
- Острая фаза, сопровождающая разнообразными колебаниями
в соматическом состоянии и психическом статусе.
- Подострая фаза, характеризующаяся адекватным поведением ребенка.
- Фаза компенсации, характеризующая убыстрением темпа развития. Следовательно, адаптационный период к новым условиям у каждого
ребенка протекает по-разному.
Как только ребенку исполняется 1.5 -2 года, каждый родитель старается
отвести его в детский сад. При этом, не задумываясь, что возраст ребенка
играет большую роль на период адаптации.
Ученые, педагоги (В. Алямовская, Л.В. Белкина), доказали, что дети в
возрасте 10 -11 месяцев до 2-х лет – адаптируется сложнее, чем дети после
2-х лет.
Поэтому, при подготовке ребенка к новым условиям (т.е. ДОУ)
родители должны учитывать возраст своего ребенка,
приблизительный режим дня детского сада, навыки самообслуживания,
общение в микро социуме.
Нужно помнить, что адаптация ребенка проходит постепенно. То есть,
сначала ребенка приводят на 2 часа, затем оставляют на обед, после на сон, и на целый день. Если же мама захочет в первый день оставить своего ребенка на целый день, то малыш может получить нервный срыв. Ученые доказали, что неправильная адаптация может привести к расстройству нервной системы малыша (ребенок станет нервным, раздражительным, замкнутым, тревожным, грубым).
Таким образом, для полноценной адаптации ребенка к детском саду
необходимо создать треугольник (родитель, ребенок, воспитатель), во главе
которого, будет ребенок.
С первых дней пребывания в новом обществе, малыш должен
почувствовать не только любовь и заботу, но и защиту. По статистике, у
многих детей адаптация протекает в самой тяжелой степени из- за
отсутствия подсознательной защиты. Ребенок тревожно переступает порог
своей группы, со слезами и криком прощается с мамой, до прихода
родителей сторонится общения со сверстниками. В данном случае, нужно показать ребенку, что его сверстники очень добрые ребята, что теперь это его вторая семья, а семья – в обиду не даст.
В первые дни, с такими детьми нужно играть отдельно (т.е. ребенок
должен привыкнуть к воспитателю, понять, что ему желают только добро), затем (постепенно) включать в игру его сверстников.
Конечная адаптация ребенка проявляется в следующем:
- глубокий и спокойный сон;
- хороший аппетит;
- бодрое эмоциональное состояние, умение занять себя игрушкой;
- самостоятельные игры со сверстниками;
- восстановление привычек и навыков.
От целенаправленности деятельности взрослых, направленных на социальную адаптацию детей, зависит будущее подрастающего поколения. Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Литература:
- В. Алямовская «Ясли – это серьезно», ЛИНКА – ПРЕСС,Москва 1999г.
- Л.В. Белкина «Адаптация детей раннего возраста к условиям
ДОУ», Воронеж 2006г.
- О.И. Давыдова « Адаптационные группы в ДОУ»:
Методическое пособие / О.И. Давыдова, А.А. Майер.– М.: ТЦ «Сфера», 2013. – 128 с.
- Р. Калинина, « Ребёнок пошёл в детский сад» / Р. Калинина,
Л. Семёнова, Г. Яковлева // Дошкольное воспитание. – 2011 - № 4. – С.14-16.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка "Возможности закаливания детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения"
закаливание детей дошкольного возраста...
Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
-Как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка.-Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым услов...
Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИКИНПО(ПКиПП)СОО Программа по адаптации детейраннего дошкольного возрастак условиям дошкольногообразовательного учреждения«ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ ...
Программа адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ»
Проблема социальной адаптации ребенка не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Социальная адаптация ребенка перестает рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к ...
Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические аспекты адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения в зависимос
Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические аспекты адаптации детей раннего ...
Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения
В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...
Педагогические условия ознакомления детей с переработкой бытовых отходов в условиях дошкольного образовательного учреждения.
среди важных условий, необходимых для ознакомления детей с утилизацией отходов можно выделить следующие, самые важные: Компетентность педагога; Среда, окружающая ребенка; Работа с семьёй. ...