Интегрированное музыкальное занятие, направленное на развитие творческих способностей
консультация
В.: Вы заметили, дети, что музыка ваших песен может сделать вас весёлыми, грустными, заставить прыгать, танцевать или успокоиться и уснуть?
Педагог предлагает детям оценить свои любимые песни, ответить на вопросы: «Почему эта песня нравится?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_muzykalnoe_zanyatie_sharaborina.docx | 13.17 КБ |
konsultatsiya_dlya_vospitateley_sharaborina.docx | 13.37 КБ |
sharaborina_konsultatsii.docx | 19.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированное музыкальное занятие,
направленное на развитие творческих способностей
Цель: установление контакта с детьми, выявление их интересов и отношения к музыке.
Ход занятия:
Воспитатель: Я знаю, дети, что вы все любите музыку. Давайте вспомним самую любимую песенку и от того, как она звучит - весело или грустно - каждой придумает себе новое имя, которым его будут называть дети во время игры.
Беседа:
В.: Вы заметили, дети, что музыка ваших песен может сделать вас весёлыми, грустными, заставить прыгать, танцевать или успокоиться и уснуть?
Педагог предлагает детям оценить свои любимые песни, ответить на вопросы: «Почему эта песня нравится? Что тебе хотелось больше сделать? Тебе было весело или грустно?» Обобщая ответы детей, воспитатель подводит их к мысли о том, что музыка может вызывать разные чувства, сделать их здоровыми и счастливыми.
Двигательные упражнения «Деревья»
В.: Давайте повеселимся и поупражняемся под музыку. Будем, как деревья, покачиваться под ветром, а ветер дует то сильнее, то слабее.
Звучит вальс И.Штрауса «Голубой Дунай», и в ритме музыки дети, стоя лицом к центру круга и взявшись за руки, легко раскачиваются на месте: влево, вправо и т.д.
В.: Теперь ветер подул к центру, и все веточки потянулись туда. Сохраняя круг, дети делают четыре шага вперёд, одновременно поднимая руки, потом четыре шага назад, опуская руки, и возвращаются в исходное положение.
Ритмичная двигательная игра «Шофёры»
Под звуки маршевой музыки дети вместе с муз. руководителем расставляют в комнате «дорожные препятствия» из кресел и стульев. Затем группа делится на две «машины». На роль шофёра назначают в начале самых управляемых детей. Их задача — провести свою «машину», огибая препятствия и не сталкиваясь с другой «машиной».
После преодоления препятствий группы разворачиваются и «шофёрами» становятся замыкающие. Постепенно роль «шофёра» выполняют все дети. В конце игры педагог подводит итог, отмечая успехи и неудачи «шофёров».
Музыкальная релаксация
Используется музыка А.Вивальди «Лето» из цикла «Времена года». Дети лежат на ковриках, в помещении полутемно.
В.: Сейчас мы лежим и ничего не делаем. Думаем только о том, как приятно немного отдохнуть после таких игр.
Музыка звучит не более десяти минут, зачем педагог предлагает детям открыть глаза и сесть на свои места. Спрашивает, как отдохнули, как себя чувствуют, понравилось ли им занятие.
Музыкальный руководитель Шараборина Л.В.
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Пение и движение под музыку – как средство развития речи
Подбирая игры музыкальные занятия и игры для детей, необходимо учитывать такие их особенности, как дефицит внимания, импульсивность, неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заостряя внимание на деталях), быстрая утомляемость, неспособность дождаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную деятельность, в том числе в музыкальные занятия и игры, целесообразно поэтапно: начинать - с индивидуальной работы, затем привлекать к участию в деятельности в малых подгруппах и только после этого переходить к фронтальным видам работы, прежде всего к музыкальным играм с четкими правилами, способствующим развитию внимания. Тренировку отклоняющихся от нормы особенностей поведения тоже следует проводить поэтапно. На первых порах надо подбирать такие музыкальные упражнения и игры, которые способствуют развитию одной особенности, например, только внимания или только умения контролировать свои импульсивные действия и двигательную активность.
Поработав с одной особенностью и получив результаты, можно подбирать музыкальные занятия и игры, направленные на выработку двух функций. Как уже отмечалось, начинать лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребенок мог хорошо усвоить требования педагога, а затем постепенно вовлекать его в коллективные музыкальные занятия и игры. При этом надо увлечь ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на одновременное развитие двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др.), можно переходить к более сложным формам работы по отработке в одной игре всех трех функций. Проводя работу с дошкольником, воспитателям детского сада, используя любую методику, нужно помнить, что такому ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале занятия, чем к его концу. Нужно учитывать, что ребенок дошкольного возраста не проявляет признаков усталости, работая один на один с педагогом, и намного успешнее выполняет работу лишь в первые 10 минут занятия. Занятия с такими детьми надо строить с учетом их индивидуальных особенностей, повышая их уровень мотивации и заинтересованности. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать. Формирование необходимых эмоций, коррекция недостатков развития эмоциональной сферы должны стать оной из наиболее важных задач гуманистического воспитания.
Нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять собственными эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Исследования специалистов в области музыкальной психологии и педагогики показывают необходимость более серьезного подхода к проблеме использования музыки как коррекционного средства. Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отклик на происходящие события и музыкальный слух позволит детям откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность. Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик.
Музыкальный руководитель Шараборина Л.В.
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Логоритмические занятия - связь слова, движения и музыки
Общение с музыкой дает хорошую психическую закалку на всю жизнь, служит незаменимым средством «гигиены души». В работе с детьми важно помнить об этом всегда и строить свою работу с учетом индивидуализированного подхода к ребенку. Занятия в группе необходимо проводить в хорошем ритме, использовать музыкальные разминки и игры для того, чтобы снять усталость и дать заряд бодрости. На каждом занятии можно применять приемы, основанные на контрастах, концентрирующие внимание:
- громко – тихо (пение, хлопки, речь);
- светло – темно («солнышко и дождик», световой эффект);
- весело – грустно (речь, слушание музыки и т. д.);
- медленно – быстро (движение, речь).
Следует стремиться, чтобы ребенок был в центре разыгрываемых на занятиях ситуаций. Так, например, если дети вошли в группу по тропинке из осенних листьев, то педагог может попросить подвижного ребенка собрать эти листочки. За правильное выполнение задания он получает своеобразную награду в виде игры, особенно любимой детьми («Магазин», «Гость», «Зоопарк», «Волк и коза» и т. д.).
Как на музыкальных занятиях, так и вне их можно использовать игры со стихами, которые увлекают и организуют детей. При этом используются специфические приемы: читать стихи высоким, низким голосом; медленно, быстро, шепотом, с простукиванием ритма и т. д. Хороший эффект дают пальчиковые и музыкально-ритмические игры («Считалочка», «Капуста», «Солнышко» и др.).
В качестве одной из наиболее любимых детьми игр можно привести игру «Кричалки - шепталки - молчалки». Цель данной игры: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции. Из разноцветного картона были сделаны 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это - сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь – «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» - синяя ладонь - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».
Еще одна игра, использовавшаяся в процессе занятий: «Гвалт».
Цель: развитие концентрации внимания. Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку. Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.
Игра «Говори!».
Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.
Воспитатель говорит детям следующее: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?»».
(Педагог делает паузу) «Говори!»; «Какого цвета у нас в группе потолок?»... «Говори!»; «Какой сегодня день недели?»... «Говори!»; «Сколько будет два плюс три?» и т. д.
Данная игра проводилась как индивидуально, так и с группой детей.
Игра «Час тишины и час «можно»».
Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому - научиться управлять его поведением.
Воспитатель договариается с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д.
«Часы» можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в группе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.
С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует ребенку (а тот их «не слышит»).
Игра «Слушай команду».
Цель: развитие внимания, произвольности поведения. Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра помогает воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям - успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.
Игра «Расставь посты».
Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале. Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.
Игра «Король сказал...».
Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова «Король сказал». Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д. Вместо слов «Король сказал» можно добавлять и другие, например, «Пожалуйста» или «Командир приказал».
Игра «Слушай хлопки».
Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.
Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
Игра «Запрещенное движение».
Цель: развитие внимания, умения следовать инструкции, выявление собственной успешной стратегии.
Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять
Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.
Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной запрещенной (например, цифры «пять»). Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте). После проведения игры важно провести обсуждение стратегий, способствующих концентрации внимания, применяемых детьми в ходе упражнения.
Предложенные занятия могут варьироваться в зависимости от таких целей: «Оптимизация социальных отношений», «Формирование у детей реальной самооценки и убеждения в ценности собственной личности», «Снятие враждебности», «Расширение круга общения», «Формирование коммуникативных навыков» и др. В качестве музыкального сопровождения можно использовать аудиозаписи «Музыка Моцарта для детей». Содержание и продолжительность серии занятий зависит от состава и потребностей детской группы. В результате воспитание, сопровождение и оздоровление беспокойного ребёнка, проводимое комплексно, при участии как специалистов, так и родителей поможет детям решить многие проблемы и помочь им принять социальные нормы и развить коммуникативные навыки.
Музыкальный руководитель Шараборина Л.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Музыкальная игра как средство развития творческих способностей дошкольников»
Основная идея опыта работы - развитие творчества детей во всех видах музыкальной деятельности. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Главное в моей деятельности -это совместное творче...
Статья "Музыкальная деятельность как средство развития творческих способностей детей 6-7 летнего возраста."
Нынешний современный темп жизни, нестабильность культурного и социально-экономического развития требует творчески активной личности, которая сможет оригинально, нестандартно смотреть на жизненные зада...
Музыкальная деятельность как средство развития творческих способностей детей 6-7 летнего возраста.
1...
Сообщение музыкального руководителя на тему "Развитие творческих способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности"
Сообщение на тему "Развитие творческих способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности"...
Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений "Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников"
Мастер-класс подготовлен для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений с целью освоения и последующего применения в работе различных вариантов творческих методов и приемов для раз...
План по самообразованию музыкального руководителя по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной д
Цель: углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку.Задачи:1. Обосновать нео...
Интегрированные музыкальные занятия как способ развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
Интегрированные музыкальные занятия как способ развития творчесих способностей детей старшего дошкольного возраста...