Музыкальная деятельность как средство развития творческих способностей детей 6-7 летнего возраста.
материал по теме
1
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальная деятельность как средство развития творческих способностей детей 6-7 летнего возраста.
Нынешний современный темп жизни, нестабильность культурного и социально-экономического развития требует творчески активной личности, которая сможет оригинально, нестандартно смотреть на жизненные задачи, проблемы и легко справляться с ними. Развитие творческого мышления поможет проще адаптироваться в современном мире, причем, во всех жизненных сферах: в учебе, в работе, в ведении хозяйства, в воспитании детей и т.д. Поэтому столь важно с дошкольного возраста развивать творческие способности детей, которые направлены на гармонизацию личности, развитию морально-нравственных, эстетических качеств, а также обогащению культуры человека. Ведь в этот период происходит становление личности, довольно активное развитие психических процессов, формируется самосознание.
К. Роджерс утверждает, что творчество само по себе нельзя спровоцировать, но его проявлению можно способствовать. Для того чтобы способствовать творческому развитию ребенка, на помощь ему должен прийти взрослый – родитель или педагог, который сумеет раскрыть творческий потенциал ребенка всеми возможными способами, создаст оптимальные условия для его развития, предоставит свободу творчества. «Создавая условия психологической защищенности и свободы, мы максимально увеличиваем вероятность проявления созидательного творчества». (К. Роджерс, «Становление личности», (гл.19, к теории творчества). Благодаря грамотному подходу к развитию творческих способностей можно добиться совершенствования личности ребенка, облагородить его, развить целеустремленность, ответственность и работоспособность – эти качества помогут ребенку войти во взрослый мир и легко адаптироваться в нем. «Творческая деятельность становится для человека потребностью, удовлетворение которой приносит высшее наслаждение. Цель и содержание воспитательной работы состоит в том, чтобы многогранное удовлетворение потребности в творческой деятельности переживалось как моральное достоинство». (Сухомлинский, «Рождение гражданина»).
Старший дошкольный возраст является самым оптимальным для развития творческих способностей, т.к. в период 6-7 лет ребенок начинает осмысленно воспринимать окружающую действительность, в отличие от более младшего возраста, возрастает его познавательная активность, появляется интерес к творческой деятельности (у многих ребят – к определенному виду творческой деятельности). Повышается его интеллектуальный уровень, совершенствуется уровень самопознания. Пока ребенок имеет такие качества, как непосредственность, отзывчивость, пока его так плотно не окружают стереотипы, пока он еще прислушивается к мнению взрослых, но, при этом, появляется осознанность и самостоятельность в его действиях, следует использовать данные качества для наиболее продуктивного развития творческих способностей дошкольника.
За долгие годы исследования такого вида искусства как музыка сформировалось единое мнение о данном явлении. Оно уникально тем, что у авторов (педагогов, музыкантов, врачей, психологов и пр.) не возникает разногласия в данном вопросе - они сходятся во мнении, что музыка и все ее проявления носят положительный характер, как и ее влияние на человека.
«Без музыки трудно убедить человека, который вступает в мир, в том, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической, моральной культуры». (Сухомлинский, «Рождение гражданина»).
Старший дошкольный возраст является самым благоприятным для развития способностей, приобщения к культуре. Так музыка может служить помощником в воспитании духовных, морально-нравственных качеств ребенка, эстетического вкуса, а также в развитии творческих и музыкальных способностей. «Детское творчество, опосредованное музыкой, активизирует фантазию. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдения, сообразительности». (Баркалова Л. В. стр.19). «С музыкальным творчеством связана эволюция музыкального восприятия, воображения, а также конструктивного мышления». (Овсянкина Г. П.,стр.202).
Важно помнить, что «главная цель музыкального воспитания, как пишет в своем труде «Рождение гражданина» Сухомлинский В. А., - воспитать не музыкантов, а людей».
Разумеется, задачей музыкального воспитания не является сделать из всех детей музыкантов. У каждого ребенка будет занятие, которому он посвятит свою жизнь, и это не обязательно будет музыка. Но все же педагог или родитель должен внедрять музыкальные занятия в систему воспитания дошкольника, «помочь ребенку соприкоснуться с позицией творца: в собственном, положительном душевном опыте ощутить, что значит «быть музыкантом». (Кирнарская Д. К., стр.211).
Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкальных занятий есть и будет актуальной. Она заключается в обесценивании как общей культуры в целом, так и музыкальной. Музыка нынче стала легкодоступной, несерьезной, потеряла свою коммуникативность, ведь музыку предпочитают слушать в одиночку, либо слушая плеер в наушниках. Кто-то может возразить, что и в одиночку слушая музыку, человек получает эстетическое наслаждение, а коммуникативность не потерялась – существуют различные концерты, на которые можно пойти с друзьями. Это высказывание может быть верным, правда, есть одно «но». Разумеется, человеку нужно порой абстрагироваться от жизненных проблем, побыть одному, послушать музыку… но какая это будет музыка! Почему бы раз в неделю-месяц в перерывах между слушанием предпочитаемой музыки не послушать классические произведения, приблизиться к прекрасному, тем самым получить и эстетическое наслаждение, и пополнить знания в области культуры. Конечно, не все могут воспринимать классику, но надо пробовать, найти такие образцы классической музыки, которые будут подходить вам по характеру, которые будут «цеплять». Ведь не все музыканты, как любители, так и профессионалы, любят именно классическую музыку – у каждого есть свои музыкальные предпочтения, многие музыканты не любят произведения какого-то определенного композитора (и такое встречается), но при этом они уважают данное направление в музыке и стремятся постичь, понимая всю его ценность. Что касается концертов, то тут вопрос в другом. Если пойти на концерт в Филармонию – это одно дело, но если предпочтение отдается концертам современных поп-исполнителей, на фестивали электронной музыки, то о какой коммуникативности тогда идет речь, если на этих фестивалях полным-полно людей, тесно, даже нет возможности полноценно выразить свои эмоции в танце, музыка грохочет так, что самого себя не слышно. Многие, да что скрывать, практически вся молодежь на этих фестивалях находятся либо в алкогольном, либо в наркотическом опьянении. Так каков тогда смысл посещения таких концертов и фестивалей? Нужно уточнить, что под поп-исполнителями имеются ввиду именно современные исполнители. Мы не говорим об исполнителях, которые еще поют «в живую», а не под фонограмму, у которых в песнях есть мелодия, а тексты песен носят идею, наполнены смыслом. Есть и положительная сторона электронной музыки - для спортивных занятий и упражнений (бега, прыжков, бокса и пр.) как раз подходит такая музыка – она подходит под внутренний ритм человека, хочется двигаться динамичнее, быстрее, она как бы наполняет силой занимающегося спортом. Но все же для слушания нужно более разборчиво подбирать произведения, т.к. музыка влияет на наше психо-эмоциональное состояние.
Поэтому столь важно проводить в дошкольных учреждениях дополнительные комплексные музыкальные занятия, направленные не только на обогащение культурной и морально-нравственной стороны детей, на развитие музыкальных способностей, но и на развитие творческого потенциала ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста».
Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у н...
Проект "Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста"
Музыкальные движения –это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности....
Статья "Музыкальная деятельность как средство развития творческих способностей детей 6-7 летнего возраста."
Нынешний современный темп жизни, нестабильность культурного и социально-экономического развития требует творчески активной личности, которая сможет оригинально, нестандартно смотреть на жизненные зада...
педагогический проект «Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей разного возраста».
работа музыкального руководителя и педагогов над развитием творческих способностей детей разного возраста....
педагогический проект «Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей разного возраста».
работа музыкального руководителя и педагогов над развитием творческих способностей детей...
«Музыкально - ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
из опыта работы музыкального руководителя Моряковой Е.А Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка...
проект "Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста «МЫ ЛЮБИМ ТАНЦЕВАТЬ!»
Каждый ребенок – маленький лучик, Вместе собравшись, - журчащий родник. Что понесут они речкою жизни? Ты призадумайся только на миг. Обоснование актуальности проекта Обращенность современной системы о...