Проектно-исследовательская работа «Этот необычный мел».
проект по окружающему миру (старшая группа)

Овчаренко Марина Владимировна

Проектно-исследовательская работа «Этот необычный мел» была проведена с целью изготовить мелки своими руками. А также узнать, из чего состоит белый и цветной мел; выяснить, состав рецепта белого и цветного мела; изготовить мел разным рецептам; определить какой из  рецептов мела самый лучший; опробовать изготовленный мел на асфальте и на доске.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mel.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида

«Ручеёк»

Проектно-исследовательская работа

«Этот необычный обычный мел»

Авторы: Аверьянов Сергей

Стась Виолетта

Дубик Егор

Руководители: Овчаренко М. В.

Энгель С.В.

г.Бородино, 2019 г.

Зарождение проекта. Наступила тематическая неделя «Защитники отечества». Мы решили украсить группу к 23 февраля. Повесили праздничные плакаты, сделали поделки. А еще у нас в группе есть учебная доска. На ней мы решили нарисовать мелом рисунки, посвященные Дню Защитника Отечества, но обнаружили, что мел закончился, остались только небольшие осколки. Тогда мы задумались, что же делать?  И Виолетта предложила попробовать сделать мел своими руками. Дети стали предлагать из чего можно изготовить мел. Егор предложил сделать мел из камня, а Виолетта – из муки. Даша предложила узнать рецепт у родителей, Сережа решил отправиться в центр исследования, чтобы найти там различные схемы, рецепты и рисунки изготовления мела. Богдан захотел найти информацию в интернете.

Цель: изготовить мелки своими руками.

Объект исследования: белый и цветной мел.

Предмет исследования: рецепт изготовления белого и цветного мела.

Гипотеза: если мы сможем узнать, как и из чего делают белые и цветные мелки, то сможем сами сделать.

Задачи исследования:

1) узнать, из чего состоит белый и цветной мел;

2) выяснить, состав рецепта белого и цветного мела;

3) изготовить мел разным рецептам;

4) проверить гипотезы;

4) определить какой из рецептов мела самый лучший; 

4) апробировать изготовленный мел на асфальте и на доске;

5) обобщить результаты работы.

Методы исследования:

- вспомнить, что мы знаем о белом и цветном меле;

- найти информацию в различных источниках (Интернет, библиотека, энциклопедии) и рецепты, как можно сделать белый и цветной мел;

     - провести опыты:

№1: «Мел из гипса и воды».

№2: «Мел из гипса, клея ПВА и воды».

№3: «Мел из клея ПВА, воды и подсолнечного масла»;

- украсить доску к празднику 23 февраля.

ХОД ПРОЕКТА.

Из чего состоит белый и цветной мел.

По предложению Сережи мы пошли в центр экспериментирования, чтобы узнать из чего состоит мел. У нас в  коробочке остались кусочки белого и цветного мела мы их рассмотрели и исследовали.

Изучая состав белого и цветного мела, мы узнали, что:

  • мел оставляет следы на руках и одежде;
  • мел хрупкий (крошится и ломается);
  • мел производства Китая не пишет на железной доске черного цвета;
  • мел без запаха;
  • мел в воде намокает, темнеет, появляются пузырьки;
  • мел пористый;
  • если нарисовать мелом на мокрой доске, то лучше видно.

Вывод: при исследовании мела мы узнали его свойства. Долго думали, из чего он состоит, из муки, крахмала и решили узнать путём эксперимента.

Эксперимент с крахмалом и мукой.

Сначала мы попробовали сделать мел из муки. Насыпали муку в чашку и стали медленно наливать воду, помешивая. У нас получилась смесь до густоты сметаны. Затем разделили в четыре ёмкости и добавили красители: красного, желтого, синего и зеленого цвета, всё хорошо перемешали. Выложили в формочки для застывания.

Крахмал мы тоже развели водой. Много раз, пришлось подливать воды, потому что крахмал оседал на дно и стал застывать. Так же, как и муку, мы крахмал разделили на четыре ёмкости, и добавили красители разного цвета, и перемешали. Вылили в формочки для застывания.

Через два дня мы проверили мел из муки: форма с верху покрылась корочкой, а с низу не застыла. Решили дать ей еще время для застывания.

Вывод: мел из крахмала и муки после высыхания раскрошился, и им невозможно было рисовать.

Мел не получился, мы решили посмотреть в других источниках информации рецепты мела, которым можно рисовать.

Воспитатель: «Чтобы узнать все про мел я изучала различную познавательную литературу. Анализировала материалы из сети Интернет и узнала, что мел добывают в карьере при помощи ковшовых экскаваторов в виде крупных кусков.

Сырье на поездах доставляется в цех сырьевой подготовки. Мел используется при производстве сухих строительных смесей, штукатурок, затирок, пластмасс, лакокрасочным материалов, резины, бумаги, кабелей и т. д.

Основными поставщиками мела для резиновой, кабельной, полимерной, лакокрасочной и других отраслей промышленности являются предприятия по его производству, расположенные в Белгородской и Воронежской областях.

Мел производится методом измельчения пород. Для измельчения используются два способа – сухой и мокрый. При мокром размоле получают гладкие и круглые частицы, что при использовании приводит к меньшему износу оборудования.

После разгрузки мел направляется на две дробилки, где измельчается до размеров около 50 мм и направляется на хранение на склад в мешках.

Дети, а что вы  узнали о производстве мела дома?».

Рецепты белого и цветного мела.

Даша и Богдан узнали из Интернета, что мел для письма делают так: 1,5 стакана гипса смешивают с одним стаканом воды, хорошо перемешивают и добавляют краситель. Разливают смесь в формочки и дают высохнуть.

Егор:  «Мы с мамой и папой смотрели энциклопедию и я узнал, что мел делают из  старых раковин морских животных, которые называют известняк, его добывают в карьерах».

Марина Владимировна узнала рецепт в книге Мери-Эни Кол, Синди Гейнер «200 увлекательных проектов для детей: творим, экспериментируем, развиваем». В этом рецепте нужно замесить 2 части  гипса с 1 частью воды и 2-мя частями клея ПВА и перемешать смесь, до состояния слегка загустевшей каши.

Мы решили, посмотреть в группе в сети Интернет есть ли ещё, какие-нибудь рецепты мела и нашли, что в тот же состав из гипса и клея ПВА нужно добавить 4 ст.л. растительного масла, для придания мелу мягкости.

Изготовление мела на основе гипса.

В отдельной емкости (лучше одноразовой) смешиваем гипс с водой в пропорции 1,5:1. ГИПС добавляем В ВОДУ, но НЕ НАОБОРОТ! Чтобы было удобнее соблюсти пропорцию, используем два одинаковых стакана.

Чтобы получить цветной мел мы добавили краску, в зависимости от нужной нам яркости цвета. Работали быстро, ведь если гипс правильно смешать с водой, то он быстро застынет.

Мы взяли футляр от киндер-яйца и ячейки от шоколадных конфет. Разлили готовый жидкий мел по формочкам. Каждую ячейку перемешали зубочисткой, чтобы убрать воздух.

Через некоторое время, а именно через 20-30 минут мелки полностью готовы к использованию. Можно вынуть их из форм и дать просохнуть на открытой поверхности. 

Вывод: мел получился прочным, но при написании крошился.

Мел из гипса и клея ПВА.

В этом рецепте мы замесили ГИПС, который развели с клеем ПВА и теплой водой. В основе, этого рецепта мы использовали 2 части клея ПВА и одну часть теплой воды. Налили клей и воду в пластиковую чашу. Добавили гипс и перемешали смесь, до состояния слегка загустевшей каши.

Вывод: мел получился прочным, но при написании крошился.

Мел из гипса, клея ПВА и растительного масла.

В тот же состав из гипса и клея ПВА, для придания мелу мягкости мы добавили 4 ст.л растительного масла. Соотношения гипса, воды и ПВА 2:1:2.

Вывод: изготовленный мел по рецепты №3 получился самый лучший. Он не марает руки, при написании мало крошится.

Заключение.

Таким образом, мы изучили белый и цветной мел.

Проведя эксперимент с разными веществами, мы узнали, что рецепт № 3 самый лучший, даже лучше, чем в магазине.

Мы проверили, что если мы сможем узнать, как и из чего делают белые и цветные мелки, то сможем сделать их сами. Теперь мы знаем много рецептов изготовления белого и цветного мела и можем сделать его сами, по качеству, как нам кажется, что даже лучше, чем в магазине.

Список использованных источников:

1. Мери-Эни Кол, Синди Гейнер. 200 увлекательных проектов для детей: творим, экспериментируем, развиваем, ПОППУРИ, Минск, 2009.

2. www.openbusiness.ru(Производство дисперсного мела).

3. alexio-marziano.livejournae.ru(картинки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект Проектно-исследовательской деятельности "Этот удивительный песок"

Конспект проектно-исследовательской деятельностидля детей старшей группы «Этот удивительный песок». Цель: Создание условий для развития познавательно –исследовательских интересо...

Проектно-исследовательская работа на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

Развитие познавательной активности к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание позна...

Этот необычный мир: животные нашего края

В   период   дошкольного   детства   у   ребенка   возникают   первыепредставления   об   окружающем  мире,   формируется   умение ...

Проектная работа на тему :Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Проектная деятельность в ДОУ- это своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовность к инновационным  методам работы....

Психолого-педагогический проект Этот необычный день"

Организация образовательного процесса в форме тематических дней...

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Я – исследователь» Проектно – исследовательская работа. Тема: «Мой дядя – солдат»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 50 Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников«Я – исследователь»Проектно &nda...