Проектно-исследовательская работа «Этот необычный мел».
проект по окружающему миру (старшая группа)
Проектно-исследовательская работа «Этот необычный мел» была проведена с целью изготовить мелки своими руками. А также узнать, из чего состоит белый и цветной мел; выяснить, состав рецепта белого и цветного мела; изготовить мел разным рецептам; определить какой из рецептов мела самый лучший; опробовать изготовленный мел на асфальте и на доске.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mel.docx | 27.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида
«Ручеёк»
Проектно-исследовательская работа
«Этот необычный обычный мел»
Авторы: Аверьянов Сергей
Стась Виолетта
Дубик Егор
Руководители: Овчаренко М. В.
Энгель С.В.
г.Бородино, 2019 г.
Зарождение проекта. Наступила тематическая неделя «Защитники отечества». Мы решили украсить группу к 23 февраля. Повесили праздничные плакаты, сделали поделки. А еще у нас в группе есть учебная доска. На ней мы решили нарисовать мелом рисунки, посвященные Дню Защитника Отечества, но обнаружили, что мел закончился, остались только небольшие осколки. Тогда мы задумались, что же делать? И Виолетта предложила попробовать сделать мел своими руками. Дети стали предлагать из чего можно изготовить мел. Егор предложил сделать мел из камня, а Виолетта – из муки. Даша предложила узнать рецепт у родителей, Сережа решил отправиться в центр исследования, чтобы найти там различные схемы, рецепты и рисунки изготовления мела. Богдан захотел найти информацию в интернете.
Цель: изготовить мелки своими руками.
Объект исследования: белый и цветной мел.
Предмет исследования: рецепт изготовления белого и цветного мела.
Гипотеза: если мы сможем узнать, как и из чего делают белые и цветные мелки, то сможем сами сделать.
Задачи исследования:
1) узнать, из чего состоит белый и цветной мел;
2) выяснить, состав рецепта белого и цветного мела;
3) изготовить мел разным рецептам;
4) проверить гипотезы;
4) определить какой из рецептов мела самый лучший;
4) апробировать изготовленный мел на асфальте и на доске;
5) обобщить результаты работы.
Методы исследования:
- вспомнить, что мы знаем о белом и цветном меле;
- найти информацию в различных источниках (Интернет, библиотека, энциклопедии) и рецепты, как можно сделать белый и цветной мел;
- провести опыты:
№1: «Мел из гипса и воды».
№2: «Мел из гипса, клея ПВА и воды».
№3: «Мел из клея ПВА, воды и подсолнечного масла»;
- украсить доску к празднику 23 февраля.
ХОД ПРОЕКТА.
Из чего состоит белый и цветной мел.
По предложению Сережи мы пошли в центр экспериментирования, чтобы узнать из чего состоит мел. У нас в коробочке остались кусочки белого и цветного мела мы их рассмотрели и исследовали.
Изучая состав белого и цветного мела, мы узнали, что:
- мел оставляет следы на руках и одежде;
- мел хрупкий (крошится и ломается);
- мел производства Китая не пишет на железной доске черного цвета;
- мел без запаха;
- мел в воде намокает, темнеет, появляются пузырьки;
- мел пористый;
- если нарисовать мелом на мокрой доске, то лучше видно.
Вывод: при исследовании мела мы узнали его свойства. Долго думали, из чего он состоит, из муки, крахмала и решили узнать путём эксперимента.
Эксперимент с крахмалом и мукой.
Сначала мы попробовали сделать мел из муки. Насыпали муку в чашку и стали медленно наливать воду, помешивая. У нас получилась смесь до густоты сметаны. Затем разделили в четыре ёмкости и добавили красители: красного, желтого, синего и зеленого цвета, всё хорошо перемешали. Выложили в формочки для застывания.
Крахмал мы тоже развели водой. Много раз, пришлось подливать воды, потому что крахмал оседал на дно и стал застывать. Так же, как и муку, мы крахмал разделили на четыре ёмкости, и добавили красители разного цвета, и перемешали. Вылили в формочки для застывания.
Через два дня мы проверили мел из муки: форма с верху покрылась корочкой, а с низу не застыла. Решили дать ей еще время для застывания.
Вывод: мел из крахмала и муки после высыхания раскрошился, и им невозможно было рисовать.
Мел не получился, мы решили посмотреть в других источниках информации рецепты мела, которым можно рисовать.
Воспитатель: «Чтобы узнать все про мел я изучала различную познавательную литературу. Анализировала материалы из сети Интернет и узнала, что мел добывают в карьере при помощи ковшовых экскаваторов в виде крупных кусков.
Сырье на поездах доставляется в цех сырьевой подготовки. Мел используется при производстве сухих строительных смесей, штукатурок, затирок, пластмасс, лакокрасочным материалов, резины, бумаги, кабелей и т. д.
Основными поставщиками мела для резиновой, кабельной, полимерной, лакокрасочной и других отраслей промышленности являются предприятия по его производству, расположенные в Белгородской и Воронежской областях.
Мел производится методом измельчения пород. Для измельчения используются два способа – сухой и мокрый. При мокром размоле получают гладкие и круглые частицы, что при использовании приводит к меньшему износу оборудования.
После разгрузки мел направляется на две дробилки, где измельчается до размеров около 50 мм и направляется на хранение на склад в мешках.
Дети, а что вы узнали о производстве мела дома?».
Рецепты белого и цветного мела.
Даша и Богдан узнали из Интернета, что мел для письма делают так: 1,5 стакана гипса смешивают с одним стаканом воды, хорошо перемешивают и добавляют краситель. Разливают смесь в формочки и дают высохнуть.
Егор: «Мы с мамой и папой смотрели энциклопедию и я узнал, что мел делают из старых раковин морских животных, которые называют известняк, его добывают в карьерах».
Марина Владимировна узнала рецепт в книге Мери-Эни Кол, Синди Гейнер «200 увлекательных проектов для детей: творим, экспериментируем, развиваем». В этом рецепте нужно замесить 2 части гипса с 1 частью воды и 2-мя частями клея ПВА и перемешать смесь, до состояния слегка загустевшей каши.
Мы решили, посмотреть в группе в сети Интернет есть ли ещё, какие-нибудь рецепты мела и нашли, что в тот же состав из гипса и клея ПВА нужно добавить 4 ст.л. растительного масла, для придания мелу мягкости.
Изготовление мела на основе гипса.
В отдельной емкости (лучше одноразовой) смешиваем гипс с водой в пропорции 1,5:1. ГИПС добавляем В ВОДУ, но НЕ НАОБОРОТ! Чтобы было удобнее соблюсти пропорцию, используем два одинаковых стакана.
Чтобы получить цветной мел мы добавили краску, в зависимости от нужной нам яркости цвета. Работали быстро, ведь если гипс правильно смешать с водой, то он быстро застынет.
Мы взяли футляр от киндер-яйца и ячейки от шоколадных конфет. Разлили готовый жидкий мел по формочкам. Каждую ячейку перемешали зубочисткой, чтобы убрать воздух.
Через некоторое время, а именно через 20-30 минут мелки полностью готовы к использованию. Можно вынуть их из форм и дать просохнуть на открытой поверхности.
Вывод: мел получился прочным, но при написании крошился.
Мел из гипса и клея ПВА.
В этом рецепте мы замесили ГИПС, который развели с клеем ПВА и теплой водой. В основе, этого рецепта мы использовали 2 части клея ПВА и одну часть теплой воды. Налили клей и воду в пластиковую чашу. Добавили гипс и перемешали смесь, до состояния слегка загустевшей каши.
Вывод: мел получился прочным, но при написании крошился.
Мел из гипса, клея ПВА и растительного масла.
В тот же состав из гипса и клея ПВА, для придания мелу мягкости мы добавили 4 ст.л растительного масла. Соотношения гипса, воды и ПВА 2:1:2.
Вывод: изготовленный мел по рецепты №3 получился самый лучший. Он не марает руки, при написании мало крошится.
Заключение.
Таким образом, мы изучили белый и цветной мел.
Проведя эксперимент с разными веществами, мы узнали, что рецепт № 3 самый лучший, даже лучше, чем в магазине.
Мы проверили, что если мы сможем узнать, как и из чего делают белые и цветные мелки, то сможем сделать их сами. Теперь мы знаем много рецептов изготовления белого и цветного мела и можем сделать его сами, по качеству, как нам кажется, что даже лучше, чем в магазине.
Список использованных источников:
1. Мери-Эни Кол, Синди Гейнер. 200 увлекательных проектов для детей: творим, экспериментируем, развиваем, ПОППУРИ, Минск, 2009.
2. www.openbusiness.ru(Производство дисперсного мела).
3. alexio-marziano.livejournae.ru(картинки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект Проектно-исследовательской деятельности "Этот удивительный песок"
Конспект проектно-исследовательской деятельностидля детей старшей группы «Этот удивительный песок». Цель: Создание условий для развития познавательно –исследовательских интересо...
Проектно-исследовательская работа на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
Развитие познавательной активности к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание позна...
Этот необычный мир: животные нашего края
В период дошкольного детства у ребенка возникают первыепредставления об окружающем мире, формируется умение ...
Проектная работа на тему :Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
Проектная деятельность в ДОУ- это своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовность к инновационным методам работы....
Педагогический проект «Этот необычный космос»
Фотоотчёт...
Психолого-педагогический проект Этот необычный день"
Организация образовательного процесса в форме тематических дней...
Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Я – исследователь» Проектно – исследовательская работа. Тема: «Мой дядя – солдат»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 50 Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников«Я – исследователь»Проектно &nda...