Этот необычный мир: животные нашего края
консультация по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etot_neobychnyy_mir_1.docx | 333.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Этот необычный мир: животные нашего края
Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.
В дошкольном детстве формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.
Формирование экологических представлений у дошкольников связано с необходимостью развития ценностного отношения к природе родного края. Чтобы понять и по-настоящему полюбить природу нашего края, её нужно хорошо знать. Изучение животного мира родного края оставит большой след в жизни детей, они с гордостью будут рассказывать о своем крае и не вырастут равнодушными к своей малой родине.
В предметное окружение ребенка- дошкольника входят различные объекты природы. Одним из таких объектов являются – животные.
В основу формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о животных могут быть положены:
- степень взаимосвязи различных животных и человека (домашние и дикие животные);
- способ питания: хищные, растительноядные, всеядные;
- местообитание: наземные, наземно – воздушные, водные, наземно – водные;
- способ передвижения: летающие, плавающие, лазающие, прыгающие, бегающие и т.д.
В процессе формирования представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста могут использоваться различные методы:
наглядные (наблюдение, рассматривание картин, слайдов),
словесные (рассказ, чтение художественного произведения, беседы),
практические (опыт, моделирование),
игровые (предметные, настольно – печатные, словесные, творческие)
Наиболее часто используются следующие виды наглядно – иллюстративного материала:
- серии картин о природе: «Домашние животные», «Дикие животные с детенышами»;
- картинки, иллюстрации, фотографии животных.
При ознакомлении детей с животными используют рассказ взрослого, чтение художественной книги о животных, беседу. Словесные методы необходимо сочетать с наглядными, использовать картины, кинофильмы. Слово помогает осознать связи и зависимости, существующие в природе.
Большое значение в формировании у старших дошкольников представлений о животных имеет такая форма работы как экскурсия в парк или сквер, расположенные непосредственно возле места проживания, а также «экскурсии выходного дня», когда организуется длительная экскурсия в лес, включающая наблюдения, время для отдыха и самостоятельной игровой деятельности детей. Это позволяет ребёнку закрепить полученные теоретические знания о природе на основе непосредственного контакта с ней.
Особое место в формировании представлений о животных у старших дошкольников занимают игры.
Дидактические игры: "Животные и детеныши", "Назови ласково", "Кто чем защищается?", "Кто как голос подает?", "Кто, чем питается?", "Пищевые цепочки", "Назови семью" и другие.
Настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Раздели на группы», парные картинки, «Лабиринты», «Чей хвост?», «Птицы, звери, рыбы», «Найди закономерность» и другие, дают возможность систематизировать знания детей о животных, классифицировать виды в зависимости от условий обитания.
Словесные игры: «Найди общее слово», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно – не нужно», «Загадки» и др. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь, мышление.
Игра «Четвѐртый лишний»
В каждой группе назовите лишнее слово «лишнее» слово, объясните свой выбор.
∙ лиса, медведь, заяц, дятел;
∙ сорока, белка, клест, синица;
∙ волк, еж, конь, лиса;
∙ заяц, кот, кролик, собака;
∙ бельчонок, лисенок, медведица, волчонок;
∙ медведь, волк, лиса, заяц (меняет окраску).
Игра в слова. Тема «Изменения в жизни диких животных»
Хлопните в ладоши, услышав слова, подходящие к диким животным, их образу жизни:
∙ барсук;
∙ кролик;
∙ живут в лесу;
∙ о них заботится человек;
∙ петух;
∙ лось;
∙ питаются мелкими животными;
∙ приносят пользу человеку;
∙ живут в поле;
∙ живут в построенных домика.
Основой познания ребенком окружающей действительности является чувственное познание, однако многие явления природы ребенок не может воспринять непосредственно. Поэтому большое значение приобретает использование деятельности моделирования. Модели являются средством перехода от наглядно – образного познания мира к познанию схематическому, творческому, обеспечивающему ребенку возможность опосредованным путем осваивать окружающий мир.
Наиболее доступным для детей материалом для моделирования является конструктор «ЛЕГО». Конструкторы в развитии детей очень важны, ведь любая информация, преподнесенная в игровой форме, усваивается и запоминается лучше.
Для детей старшего дошкольного возраста применимы три основных вида конструирования:
∙ по образцу
∙ по условиям
∙ по замыслу
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, белочка должна быть маленькой, а зайчик— большим).
Конструирование по замыслу - предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
Конструирование моделей животных позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.
Использование ЛЕГО- конструирования в познание окружающего мира позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе. Тема: В лесу (животные нашего края) DOC
В конспект включены: оборудование и ход занятия (Монтессори-приветствия с текстами речевок, пальчиковая гимнастика, текст и описание движений для игрового массажа с массажными мячиками, психоречевая г...
конспект занятия по формированию лексического строя речи "Дикие животные нашего края"
Конспект занятия по формированию лексического строя речи «Дикие животные нашего края» в старшей - подготовительной группе Цели занятия:• Закреплять знания о диких животных и их жилища...
Презентация "Дикие животные нашего края" к занятию по формированию лексической стороны речи "Дикие животные нашего края"
Материал содержит фотографии диких животных Подмосковья...
Календарно-тематическое планирование по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши»
Календарно-тематическое планирование по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши» Подготовила: Воспитатель Крылова Эльвира ГеннадьевнаВозрастная категория:...
Консультация для родителей «Закрепление знаний детей по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши»
Консультация для родителей «Закрепление знаний детей по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши» Предназначение: консультация подготовлена для привлечения...
Макет леса "Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края" 2 младшая группа
Цель: - оформление многофункциональной предметно – развивающей среды для развития творческого потенциала воспитанников, формирования их знаний, умений и навыков.Задачи: - создать услов...
Календарный план по лексической теме"Животные нашего края, зимующие птицы и животные жарких стран" для детей от 5 до 6 лет группа "Золотой ключик" .
Календарный план разработан с учетом возрастных особенностей детей от 5 до 6 лет, а так предусматривает учет индивидуального маршрута с каждым ребенком....