«Особенности организации обучения детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования»
материал
Особенностью инклюзивного образования является тот факт, что детям инклюзивной группы доступны одинаковые условия для того, чтобы они могли гармонично, на равных с остальными детьми правах, включиться в воспитательно - образовательную систему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_organizatsii_obucheniya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 19.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности организации обучения детей дошкольного возраста
в условиях инклюзивного образования»
Доступность качественного дошкольного образования для всех граждан является одной из основных целей модернизации устройства ДОУ. В процессе модернизации необходимым становится решение следующих задач:
• создание в ДОУ среды без барьеров, которая бы позволяла детям инклюзивной группы быть полноценными участниками современного дошкольного образовательного процесса;
• становление связей сотрудничества и их укрепление между ДОУ и учреждениями социальной сферы.
Отличительной особенностью инклюзивного образования является тот факт, что детям инклюзивной группы доступны одинаковые условия для того, чтобы они могли гармонично, на равных с остальными детьми правах, включиться в воспитательно - образовательную систему.
Однако среди явных недостатков инклюзивного образования можно выделить следующие моменты:
- психологическую несостоятельность общества, неготовность принять человека инклюзивной группы;
- отсутствие совершенства в системе социальной поддержки и обеспечения таких людей.
Обучение в инклюзивных ДОУ даёт возможность детям развивать социальные отношения через непосредственный опыт. Пользу от инклюзивного обучения получают также семьи и, в целом, сообщества.
Для детей с проблемами в развитии:
- возможность наблюдать и имитировать навыки общения и модели поведения детей, развивающихся нормально;
- увеличение количества социальных взаимодействий помогает детям развить дружеские отношения и положительные социальные взаимоотношения, а также приобрести социальный круг поддержки;
- активизация когнитивного развития: широкий спектр параметров от большей сообразительности до улучшения мотивации обучения;
- создание базы для независимого эффективного функционирования в обществе в жизни в будущем.
Дети с типичным развитием:
- начинают понимать те трудности, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью; это воспитывает у них чуткость в отношении потребностей других людей, учатся лучше принимать различия;
- они узнают, что все люди могут преодолеть существенные сложности и добиться успеха;
- начинают лучше относиться к людям, которые отличаются от них;
- с большей вероятностью примут на себя более значительную социальную ответственность;
- в различных жизненных ситуациях дети, обучавшиеся в инклюзивных классах, проявляют больше уверенности в себе.
Необходимые условия инклюзивного образования в ДОУ
В дошкольных учреждениях у детей с особыми образовательными потребностями имеется возможность в разнообразных видах деятельности, будь то групповые виды работы (режимные моменты, занятия, прогулки) или межгрупповые (экскурсии, праздники, театр) находиться среди своих сверстников, общаться с ними, видеть достижения других детей, стремиться увеличить свои. Очень важным аспектом в инклюзивном образовании является ее направленность на работу с семьей в целом, с учетом психологических особенностей ее членов и динамики семейных отношений. Необходимым является формирование детско-родительских отношений, это обосновано тем, что только при взаимодействии и родителями и близкими людьми возможно гармоничное развитие ребенка. Еще один очень важный момент, положенный в основу деятельности педагогического коллектива – побуждение родителей стать активными участниками развития ребенка, их включение в процесс обучения.
Для различных категорий детей с ОВЗ в зависимости от их особенностей каждый из приведенных выше компонентов специальных условий, обеспечивающих реализацию необходимого уровня и качества образования, а также необходимую социализацию этой категории детей, должен будет реализовываться в различной степени выраженности, в различном качестве и объеме.
Каждый ребенок должен ходить в детский сад общаться со сверстниками. Это относится и к детям с ограниченными возможностями здоровья. ОВЗ – не приговор, а лишь необходимость создания определенных условий, которые и были разработаны Федеральным Государственным Стандартом нового поколения три года назад.
ФГОС предлагает варианта образования, которые ориентированы на детей с разными видами нарушений развития. Необходимо отметить, что ФГОС разработанный для детей с самыми тяжелыми нарушениями, предусматривает возможность инклюзивного образования, что позволяет детям, даже имеющим множественные нарушения развития, довольно свободно ориентироваться в социуме. Практика показывает, что для более эффективного обучения детей с ОВЗ необходимо использовать активные методы и приемы обучения, повышающие познавательную активность учащихся, развивающие их творческие способности, повышающие мотивацию к обучению, стимулирующие самостоятельную деятельность. Воспитателю следует использовать чередование различных видов работ, переключение внимания ребенка с одного вида деятельности на другой, чтобы избегать переутомления, но в то же время не дать отвлечься от изучаемого материала и обеспечить его всестороннее восприятие. Необходимо сказать, что все адаптированные программы для детей с ОВЗ – это вовсе не облегченные программы, предполагающие заведомое отставание обучающихся детей от своих сверстников.
Инклюзивное образование таит в себе большие возможности и является носителем новых перспектив для социального развития общества, что является актуальным процессом во всем мире. Развитие инклюзивных подходов в образовании является важной задачей для воспитателей, учителей, специалистов, руководители систем образования и имеет положительные возможности для усовершенствования таких моментов как творческое взаимодействие, профессиональное общение и совместный анализ результатов и достижений. В результате данных совместных действий происходит обмен мнениями, разработка необходимых и оригинальных концепций и идей. Это очень важно для профессионального развития каждого из участников данного процесса. Главной целью ДОУ при внедрении инклюзии и инклюзивных подходов является создание необходимых условий для гармоничного взаимодействия детей инклюзивной группы и обычных дошкольников, поэтому при подготовке к внедрению инклюзии в дошкольном образовательном учреждении необходимо учитывать следующие условия:
- имеется ли спрос среди родителей, которые готовы привести детей инклюзивной группы в сад;
- готов ли коллектив детского сада к внедрению инклюзии (психологическая подготовка и осведомленность о методах и методиках организации инклюзии, умение выстраивать педагогический процесс, исходя из этих основных требований);
- внедрены ли необходимые кадры в коллектив детского сада (дефектолог, психолог, логопед);
- созданы ли необходимые условия для детей инклюзивной группы;
- имеется ли возможность обучения необходимых единиц коллектива по теме инклюзивного образования и его внедрения в ДОУ.
Общество всегда что-то теряет, если определенная часть населения не может участвовать в жизни местных сообществ. Дети, которые учатся жить и играть в группе, поощряющей разнообразие, становятся более уверенными в себе, независимыми и продуктивными взрослыми; они делятся своими умениями и талантами с другими людьми. Сообщества выигрывают от того, что люди с инвалидностью вносят свой вклад в благосостояние общества.
Совместное обучение детей с ОВЗ и без отклонений в здоровье поддерживается специалистами и проводится во многих образовательных учреждениях. Работа с ОВЗ подразумевает выполнение следующих задач в инклюзивном обучении: бытовых, нормативных, трудовых, а также работа по социальной адаптации учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАРНЫМ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ
в статье подробно описаны формы организации обучения детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям...
Опыт работы на тему: «Формирование социальной толерантности у детей дошкольного возраста в инклюзивном образовании»
Материал отражает опыт работы в рамках инновационной площадки муниципального проекта по формированию социальной толерантности к детям с ОВЗ....
«Интерактивные формы организации обучения детей дошкольного возраста»
Главная задача педагога дошкольной организации так организовать процесс обучения, чтобы он способствовал обогащению опыта самостоятельной и совместной деятельности, быть построенным на детских ви...
Организационно-педагогические условия, способствующие эффективной организации обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улицах и дорогах.
Статья на тему: "Организационно-педагогические условия, способствующие эффективной организации обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улицах и дорогах." Дети дошкольного возра...
Консультация «Особенности организации обучения детей дошкольного возраста с разными типами темперамента»
Консультация для родителей: "Особенности огранизации обучения детей дошольного возраста с разными типами темперамента"....
Семинар для воспитателей «Организация обучения детей дошкольного возраста спортивным играм и спортивным упражнениям в условиях ДОУ»
Материал актуален для воспитателей ДОУ...