консультация "Особенности организации досуга детей дошкольного возраста"
консультация (средняя группа)

Буторина Лариса Александровна

консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Особенности организации досуга детей дошкольного возраста»

Досуг-сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество, важнейшее средство социализации и индивидуализации личности человека, позволяющее по собственному усмотрению использовать свое свободное время для самообогащения, развития имеющихся способностей и склонностей. Культура досуга начинает складываться под влиянием семейных традиций и воспитания уже в период дошкольного детства.

Основные характеристики досуга детей:

досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;

*досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности; досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

*досуг формирует и развивает личность; способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия; формирует потребность детей в свободе и независимости;

*досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков; стимулирует творческую инициативу детей; способствует формированию ценностных ориентаций;

*досуг детерминирован внутренне и внешне; выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;

*досуг способствует объективной самооценке детей; формирует позитивную «Я - концепцию»; способствует самовоспитанию личности; формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;

*досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие.

Досуг, как и любая деятельность, включает в себя следующие компоненты:

мотив (потребность в этой деятельности);  

задача (средства решения задачи);

 действия (операции).

Задачи объединяют единство цели и условия её достижения, а действия соответствуют целям операций - условиям. Необходимо учитывать, что каждый вид культурно-досуговой деятельности имеет своё содержание. И как результат - у ребёнка возникает направленность потребностей, мотивов, задач, средств, действий и операций

Культурно-досуговаядеятельность, которая связана в большей степени с удовлетворением своих личных потребностей, отражается в духовности в первую очередь, а затем в их предметности. Деятельность, протекающая в свободное время на основе интереса, желания её выполнять или участвовать в ней, у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста связана с учебной деятельностью, с удовлетворением своих познавательных потребностей. Но в чистом виде учебная деятельность как бы отодвигается на второй план, а на первое место ставится удовлетворение своих духовных, физических и познавательных потребностей. При этом необходимо помнить, что интерес является стимулом этой деятельности, поэтому естественно, принцип интереса к деятельности является неотъемлемым условием при организации культурного досуга детей.

По мнению А.Ф. Воловик интерес в досуговой деятельности выступает в качестве доминирующего мотива. Досуговая активность или пассивность ребёнка определяется только наличием или отсутствием интереса к ней. Поэтому побуждение дошкольника к тому или иному виду досуговой деятельности, как и включение в неё, должно исходить из учёта интересов ребёнка, поскольку неучтенный интерес - это неудовлетворенная потребность. Интерес не только способствует удовлетворению потребности, но и способен её породить.

Коллективная культурно-досуговая деятельность позволяет расширить кругозор ребёнка, повысить его досуговую культуру и способствует проявлению творческой активности.

В любом дошкольном образовательном  учреждении, безусловно, сложились свои традиции проведения праздников и развлекательных мероприятий для детей. И, конечно же, дети, родители и сотрудники ДОУ отдают предпочтение тем или другим из них. Это и праздники к красным дням календаря, памятным датам, и празднование дней рождения воспитанников, утренники, в том числе и фольклорные, посвященные наступлению времен года и прощанию с ними, и спортивные развлечения. Такие добрые традиции создают домашнюю, уютную атмосферу в детском саду, способствуют эмоциональному, нравственному развитию детей.

Ожидание праздника – уже праздник. Коллективная подготовка, совместная деятельность детей, родителей, педагогов, предпраздничные хлопоты – все это способствует сплочению и росту коллектива детского сада, воспитанию организованности, трудолюбия, развитию духовного потенциала и высоких нравственных качеств, созданию благоприятной творческой атмосферы.

Но праздник несет собой и еще одну достаточно важную особенность: в непринужденной обстановке поговорить с детьми об очень нужных и серьезных вещах, рассказать им об окружающем мире, помочь каждому ребенку по-новому взглянуть на своих товарищей и взрослых, научить общительности, красивому и раскованному поведению на массовых мероприятиях, публичных выступлениях

Руководство культурно-досуговой деятельностью- это поиск таких путей, форм, средств и методов, которые бы соединили в единое целое познание и развлечения, наполнили бы их нравственно-эстетическим содержанием.

Взрослым необходимо сосредоточивать своё внимание на формировании у детей интереса к содержательной стороне досуга при положительно-эмоциональном отношении к результатам своей деятельности. Познавательная активность в процессе отдыха, развлечений, праздника проявляется в интересе, в стремлении преодолеть возникающие трудности и добиваться наилучших результатов. Важным качеством любой деятельности, которая совершается в свободное время, является то, что она должна быть интересной ребёнку при максимальной самостоятельности и активности с его стороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации труда детей дошкольного возраста

В данном материале представлена аналитическая справка о проведении семинара по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста....

Организация сна детей дошкольного возраста

Консультация предназначена для родителей и призвана помочь в организации сна дошкольников....

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей  дошкольного возраста  со стихотворением в условиях...

Статья на тему: "Организация досуга детей дошкольного возраста"

quot;Организация досуга детей дошкольного возраста"...

Организация лет него досуга детей дошкольного возраста. "Школа мяча"

Соревнования в командах на выполнение упражнений с мячом, засчитывается количество правильно выполненных упражнений в командном зачете....