Использование инновационной деятельности в детском саду (из личного опыта)
статья

Статья для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_nsportal.docx30.94 КБ

Предварительный просмотр:

                  Использование инновационной  деятельности в детском саду

                                                         (из личного опыта)

   Условия современности таковы, что обычное обучение в ДОУ не может всецело соответствовать реальным требованиям ФГОС.  Внедрение нововведений в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала.

   Внедрение новшества в детском саду, подразумевает введение в образовательный процесс обновлённых, усовершенствованных и неповторимых идей, приобретенных творческими усилиями воспитателя. 

  Задачей инновационной  работы в дошкольном учреждении является увеличение продуктивности процесса обучения.

 Введение инновационной деятельности в обучение и воспитание ДОУ предполагает решение следующих задач:

развитие особенности воспитанников;

развитие инициативности детей, их самостоятельности, возможности к творческому самовыражению;

увеличение любознательности и интереса к научной работе;

стимуляция разных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);

увеличение умственного уровня детей;

развитие нестандартного мышления;

К инновационным педагогическим технологиям относятся:

*здоровьесберегающие технологии;

*технологии проектной и научной работы;

*информационно-коммуникационные;

*технологии «лэпбук»; палочки Кьюзенера, блоки Дьенеша

*личностно-направленные;
*игровые технологии;
*технологии проблемного обучения и др.

  Компьютеры стали уже обычным атрибутом современности. ФГОС отмечает обширное внедрение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении, как одно из критерий успешного образовательного процесса. 

К  информационным- компьютерным технологиям в ДОУ относятся:

компьютеры;

проекторные доски

интерактивные доски;

магнитофоны;

телевизоры;

фотоаппаратура

  Применение ИКТ на упражнениях в детском саду привлекают внимание дошкольников и помогают решать образовательные задачи преподавателю. 

   Новые IT-продукты разрешают строить процесс обучения на базе зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеозаписи) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. 

Инновационные игровые технологии, применяемые мною  в собственной работе:

Игры по методике Монтессори

  Данный способ основан на наблюдении за ребёнком в естественной среде и принятии его таким, каковой он есть. Главный принцип Монтессори - педагогики – сподвигнуть ребёнка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Лозунг этого направления : «Помоги мне это сделать самому»

   Монтессори создала свою педагогическую систему развития ребёнка в дидактически подготовленной среде. Целью данной системы является то, что ребенок учит и  создает себя. Его не нужно наказывать, либо поощрять - необходимо лишь своевременно создавать ему нужные условия, «подбрасывать «уголёк» в топку его разума».

  Монтессори говорила, что учить – это означает:

*создавать развивающую среду;

* совместно с детьми делать несколько чётких и обычных правил;

 *  не вмешиваться в процесс без сильной надобности либо просьбы, а лишь следить за процессом

  Всё достаточно легко и актуально: взрослый устанавливает порядок, а ребёнок развивается в рамках этого порядка, но лишь в своём своем темпе и темпе, согласно своим личным потребностям. Все эти требования, соответствуют ФГОС ДО.

Палочки Кьюзенера

   Занятия с палочками Кюизенера  происходят в виде захватывающей игры, где ребенок как волшебник, который из палочек делает  картину и фигурку (следуя схеме или по собственному воображению)

Занятия с  палочками Кьюзенера можно начинать с первого года малыша. Если вы считаете, что малыш пока ничего не усвоит - заблуждаетесь.

  Малышам точно так же, как и старшим дошкольникам, увлекательны такие игры. При помощи их,они осваивают математические методы и обучаются решать легкие задачи

   Игры с палочками Кюизенера помогают ребенку осознать, что их определенное количество может является результатом счета и измерения.

   А также, после занятий дети уже осмысленномогут найти какое количество меньше, а какое больше, соображают сущность умножения, деления, добавления и вычитания. Палочки Кюизенера  -это   материал, заставляющий работать детскую логику и развивать способности счета, измерений.  Научившись осознавать все это, у малыша закладывается крепкая база для последующих математических успехов.

  Занятия с палочками Кюизенера, ускоряют процесс умственно-творческого развития, помогают обучаться фантазировать, тренируют память и в конце концов, развивают  моторику пальцев. Стоит  добавить, что я использую  цветные палочки  не только  в младших группах , они оказывают мне помощь и в старших группах на упражнениях ФЭМП  , подготавливая детей к школе

Лэпбук

  А еще в собственной работе я использую Лэпбук. Делаю их по определенной теме.
Лэпбук –это одна из инновационных форм работы с детьмиВ ходе работы с лэпбуком дети могут без помощи других  передвигать, класть, открывать и учить ,также дополнять рисунки, делая при всем этом логические умозаключения.

Лэпбук –это наглядно-практический способ обучения, определенный шаг самостоятельной либо коллективной научной , познавательной работы дошкольников.

Блоки Дьенеша

   Игровые Блоки Дьенеша развивают математическое и пространственное мышление малыша. Работа с такими понятиями , как размер, цвет, толщина, форма, учит малыша рассматривать данныеСо временем он понимает, что можно ассоциировать, обобщать, систематизировать. Основой этой обучающей методики стал принцип интересной игры, позволяющей ребенку обучаться, мыслить без поддержки и подсказок взрослых, фантазировать и воображать. С помощью блоков Дьенеша, дети  знакомятся с трудными абстрактными категориями в доступной зрительной форме. Этот подход является принципиальной составляющей подготовкой к предстоящему обучению малыша в школе. И приносит детям массу наслаждения в процессе освоения логики.

   Важной задачей этой игры является развитие логики и математических способностей у дошкольников и учащихся младших классов.

«Геоконд» Воскобовича

  Этот материал помогает сформировывать у детишек умение ориентироваться на плоскости, развивать сенсорику,  моторику, фантазию, логику, улучшать мыслительные процессы, развивает творческие возможности детейВ соответствии с  определенным заданием, дети натягивают резинки на гвоздики так, чтоб вышел силуэт геометрической фигуры по эталонучисла, либо другого загаданного изображения.

Карточки по методике Макото Шичида.

 Внедрение
  карточек Макото Шичида, позволяет отлично развивать память, логическое и пространственное мышление, внимание, воображение, зрительное представление о буквах и цифрах. Эта методика помогает мне в подготовке дошкольников к школе. Собрана картотека игр по методике М.Шичида

В воспитательно-образовательном процессе я также использую различные инноваторские технологии:

 Здоровьесберегающие технологии

  Биоэнергопластика-новая методика проведения артикуляционной гимнастики, проводится сразу с движениями кисти руки (правой либо левой), потом обеих, которые имитируют движения челюсти ,языка, губ. 
 Внедрение
  упражнений в работе с дошкольниками помогает развивать артикуляционный аппарат, формирует психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психологические процессы.          Эта методика оказывает помощь в  формировании у детишек определенных умений и упражнений, которые были направлены на преодоление проблем при постановке звуков. 

 В них входят:

*упражнения по развитию артикуляционного аппарата

*игры на развитие речевого дыхания


*разные нетрадиционные игры и упражнения на развитие  моторики(массаж ладоней, массажи кистей рук, игры с пальчиками, упражнения для плеч и шейного отдела, самомассаж лица )

* упражнения для развития общей моторики

*упражнения на развитие ритмов

*артикуляционная гимнастика

  Музыкального воздействие

  Музыка обладает массивным психологическим действием на детей. Она оказывает влияние на состояние нервной системы, вызывает разные чувственные состояния от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, завышенной активности. 

  Поэтому принципиально направить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети.  Используем в качестве вспомогательного средства, как часть остальных технологий для снятия напряжения, увеличения чувственного настроя. Обширно используем музыку для сопровождения образовательной работы дошкольников (на НОД по изодеятельности, знакомству с миром вокруг нас и т.д.)

Сказкотерапия

  Сказкотерапия вылечивает застарелые обиды, не дающие развиваться далее, помогает в стрессовых ситуациях. Через сказочную историю можно понять какие  переживания , испытывают дети. Проблемы, которые они сами толком не понимаютлибо стесняются обсуждать их со взрослыми. Без колебаний можно заметить, что ни одна, даже самая наилучшая физкультурно-оздоровительная программа не сумеет дать всеполноценных итогов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

    В ходе организации одного здоровьесберегающего места ДОУ и семьи, мы используем различные формы работы: открытые просмотры с детьми для родителей;  диалоги с родителями; родительские собрания; консультации; выставки детских работ, сделанных вместе с родителями; участие родителей в проведении и организации праздниковсовместное создание предметно – развивающей среды; анкетирование.

   Комплекс здоровьесберегающих мероприятий поможет выполнить теснейшую связь между физическим здоровьем и психологическим состоянием ребёнка и воплотить девиз: «Здоровому – всё здорово!»

Метод проектной работы

 Он соответствует комплексно-направленному на определенную тематику принципу построения образовательного процесса, в связи с тем, что подразумевает погружение малыша в определенную тему.

   В итоге, выходит целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволяет ребенку «прожить» тему в различных видах работы, усвоить больший размер предлагаемой  информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.  
  Главной задачей
 проектного способа в ДОУ является развитие вольной творческой личности ребёнка, определяемое задачами развития и задачами научной работы дошкольников.


Общие задачи развития:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья дошкольников;

- развитие познавательных возможностей;

- развитие творческого воображения;


- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных способностей.

Задачи познавательной работы специфичны для каждого возраста.

   Внедрение проблемного способа обучения позволяет решать с дошкольниками различные познавательные задачи, развивать в них поисковую самостоятельную деятельность. Нередко я использую вопросы и ситуации, которые побуждают детей  сопоставлять, находить сходства и различия , искать средства решения. 
   Для обыгрывания и организации сложных ситуации у нас в группе есть Незнайка с рюкзачком. Данный игровой прием , позволяет создавать разные проблемные ситуации, а мы с детьми решаем их. Иногда дети берут самостоятельную инициативу , предлагая  готовые решения

Буккроссинг

    Реализация этой технологии началась с дизайна «Литературного уголка». В этой зоне ,я постоянно организую разные выставки, вернисажи. Портреты детских литераторов, выставки,  к знаменательным датам  писателянаправленные на определенную тематику иллюстрации, плакаты к событийным датам, книжки-новинки. В нашем детском саду «Солнышко»  работает «Литературная гостиная».       Дети с интересом посещают эту мини-библиотеку,  они могут наблюдать, как книга  передается от одного человека к другому.  Самым захватывающим и интересным мероприятием для дошколят  является проведение квестов: «Поможем Незнайке», «В розыске страниц страниц»и т.д

«Мнемотехника»

   Очень интересная и увлекательная разработка заучивания текстов – мнемотехника. Цель ее — содействие в  развитии у детей главных психических процессов: память, внимание, речь, образное мышление. По правилам мнемотехники информация кодируется (зарисовывается схематично), при помощи изображений ребенок воспроизводит текст. Изображения рисуются на листе, могут размещаться в мнемотаблицах, мнемоквадратах, на мнемодорожках и в ассоциативных цепочках , которые воспитатели или родители смогут подготовить самостоятельно для быстрого запоминания того или иного текста. В ходе работы я заметила, что этот способ обучения укрепляет память детей, память становится больше «хваткой» и существенно совершенствуются диалогическая и монологическая формы речи. Внедрение мнемотехники помогает сделать процесс запоминания  увлекательным и информативным, но не заменяет обычного способа заучивания текстов.

В работе с родителями принципиально тоже применять нетрадиционные формы работы:

*Родительские конференции

*Родительские клубы

*Портфолио группы

*Деловые игры


*Вечера вопросов и ответов

*Мастер классы

* Досуги, спортивные мероприятия, выставки фотографий

   Важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению. Этот  механизм развития личности, является главным для воспитанников и педагогов.

  С внедрением этих технологий , которые были раскрыты в  статье и обращая внимание на данные наблюдения образовательной работы, стоит заметить ,что происходит увеличение показателей усвояемости знаний по всем образовательным областям. 

   В итоге, можно отметить, что данные технологии  оказывают большое влияние на показатели образовательной работы в общем. 
  А это означает , что я  реализовывала главную задачу – активизировала и развила творческую активность дошкольников, самостоятельность в выборе методов и  действий в разных ситуациях. Ведь работая  во взаимосвязи с родителями, мы стараемся выпустить в жизнь  активных и целеустремленных, любознательных детей,  развитых и творчески свободных. Подводя результат своей работы, я могу без колебаний сказать, что передовые образовательные технологии в ДОУ используются все чаще и чаще, принося потрясающие результаты, которые будут проявляться еще не одно десятилетие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему "Организация гендерного воспитания детей старшего возраста в детском саду"(из личного опыта)

"Организация гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста в детском саду"...

Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в процессе реабилитации детей с КИ в логопедической группе детского сада. Краткое описание опыта работы.

В статье представлен опыт работы в ГБДОУ по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми после кохлеарной имплантации....

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду " выступление из опыта работы

В изобразительной деятельности идет интенсивное познавательное развитие малыша. Изображая предметы и явления ребенок познает их, у него формируются первые представления. Нетрадиционное рисование ...

Семинар - практикум для педагогов детского сада на тему: "Опыты и эксперименты с растениями"

Показать педагга как проводить опыты с расениями в детском саду....

Организация детской жизни в условиях дошкольной группы детского сада. Сообщение из опыта работы.

Организация детской жизни в условиях дошкольной группы детского сада. Сообщение из опыта работы....

Практико-ориентированный семинар «Проектная деятельность в детском саду» обмен педагогическим опытом (дошкольные подразделения «Кояш», «Надежда», «Поколение» ) 9 февраля 2017 года Рефлексия

Практико-ориентированный семинар«Проектная деятельность в детском саду»обмен педагогическим опытом(дошкольные подразделения  «Кояш», «Надежда», «Поколени...

Презентация для младшей группы детского сада "Правила личной гигиены"

Презентация для младшей группы детского сада "Правила личной гигиены". Чтоб всегда здоровым быть,не болеть и не грустить, правила ты почитай , гигиену соблюдай...