Рабочая программа кружка хорового пения "Эстрадный вокал"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Прогимназия Олимпионик»
СОГЛАСОВАНА «____»________________2019 Протокол №___8____ | УТВЕРЖДАЮ Директор «___» _______________2019 _______________ К.А. Афанасьева Приказ № от |
Программа вокально-хорового кружка «Олимпийские звезды»
для детей в возрасте от 5 до 10 лет
срок реализации 1 год
Составитель: Балыкова А.М.
Саратов, 2019
Структура программы:
Пояснительная записка | стр.3 | |
Цель и задачи программы | стр.5 | |
Планируемые результаты | стр.6 | |
Содержание программы | стр.7 | |
Календарный учебный график | стр.11 | |
Условия реализации программы | стр.13 | |
Формы аттестации | стр.14 | |
Список литературы | стр.16 |
1.Пояснительная записка
Настоящая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с основными положениями ФГОС НОО второго поколения (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373).
Реализация программы хорового кружка осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
1.Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образования в Российской Федерации», принято в соответствии с ч.3 ст.30 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. СанПиН2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
3.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»;
4.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа направлена на выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте. Способствует приобретению детьми определенного комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих исполнять вокально-хоровые произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями. Вырабатывает у детей опыт творческой деятельности. Воспитывает учащихся культурным ценностям народов мира и Российской Федерации.
Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического развития ребёнка. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства. Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Новизна программы.
Особенность программы в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. Новизна программы в том, то в ней представлена структура педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.
Актуальность программы.
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана эта программа.
Педагогическая целесообразность программы.
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает немаловажную задачу – оздоровительную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать ребенка к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из фактора улучшения речи. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Сроки реализации программы:
Общее количество часов 36.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут
Формируется группа детей в количестве от 10 и более
2. Цель и задачи программы.
Цель программы:
Привить интерес у обучающегося к музыкальному искусству, хоровому исполнительству.
Задачи программы:
Развивающие:
а) совершенствовать музыкальное восприятие, умение анализировать и сравнивать;
б) развивать ладово-тональный, тембровый слух, музыкальную память;
в) развивать певческий голос, добиваться стройности звучания, единства в манере пения.
2) Образовательные:
Формирование знаний, умений, вокально-хоровых навыков.
Воспитательные:
а) развитие способностей к сочувствию, сопереживанию, состраданию, к эмоциональной отзывчивости;
б) хорошо организованная работа хора способствует сплочению детей в единый дружный коллектив, выявляя их творческую активность. В осуществлении этих задач и заключается художественно – воспитательное значение данной программы.
3. Планируемые результаты.
Реализация программы должна обеспечить:
- развитие музыкальных способностей и творческих качеств учащихся;
- развитие общих способностей: памяти, внимания, воли, воображения, мышления;
- развитие навыка пения по нотам;
- умение осознанно применять навыки академического звукообразования для музыкального образа в зависимости от его эмоционально – нравственного содержания;
- навыки исполнения двух, трехголосных произведений, среди которых могут быть народные песни, сочинения композиторов – классиков, произведения современных композиторов, произведения духовной музыки с аккомпанементом и a cappella;
- формирования желания продолжить заниматься пением в хоре, как в художественной самодеятельности, так и продолжая обучаться в профессиональном учреждении;
- способность взаимодействовать с окружением в соответствии с принятыми нормами и способность понимать чувства и потребности других людей.
В результате обучения хоровому пению ученик должен знать и понимать:
- специфику певческого искусства;
- основные жанры народной и профессиональной хоровой музыки;
- многообразие музыкальных образов и способов их развития.
Уметь:
- эмоционально – образно воспринимать и выразительно исполнять хоровые и вокальные произведения;
- исполнять свою партию в хоре, в том числе с ориентацией на нотную запись;
- устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общих идей, художественных образов.
4.Содержание программы
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Вокально-хоровая работа | 31 | 31 | |
2.1 | Дыхание | 5 | 5 | |
2.2 | Дикция, артикуляция | 6 | 6 | |
2.3 | Вокальные упражнения | 8 | 8 | |
2.4 | Творческие задания | 2 | 1 | 1 |
2.5 | Работа над репертуаром | 7 | 7 | |
2.6 | Музыкальная грамота, хоровое сольфеджио | 3 | 1 | 2 |
3 | Слушание музыки | 1 | 1 | |
4 | Воспитательные мероприятия | 1 | 1 | |
Всего | 36 |
Основное содержание образовательного процесса.
Вводное занятие
- Знакомство с учебным предметом, классом, педагогом, друг с другом (рекомендуются различные игровые моменты).
- Проведение инструктажа по технике безопасности. Правила поведения во время занятий.
- Правила пения и охрана детского голоса.
- Вокально-хоровая работа
Певческая установка
Одним из первоначальных этапов в обучении является певческая установка.
Формирование у учащихся навыков правильной певческой установки: прямое положение корпуса, руки свободно вдоль тела, голова в ровном положении, а так же навыков правильной певческой посадки: сидеть на краю стула, спина ровная, ноги стоят на полу под прямым углом (общее состояние – активное) достигаются постепенно в процессе занятий.
Дыхание
Этот раздел основывается на использовании элементов дыхательной гимнастики и ставит перед собой следующие задачи:
- приобретение навыков певческого дыхания с усвоением трех элементов: вдох, задержка, выдох;
- развитие среднереберного певческого дыхания; вдох легкий, выдох бесшумный.
Дикция и артикуляция
- Артикуляционные упражнения.
- Самомассаж артикуляционного аппарата.
- Упражнения для губ, упражнения для языка. Губы активные, нижняя челюсть раскрепощена.
- Отработка четкого произношения согласных звуков: взрывных, шипящих.
- Работа над скороговорками. Сочетание четкого произношения с движениями рук, ног.
Вокальные упражнения
Цель упражнений – выработка вокальных навыков, позволяющих овладеть певческим голосом. Они содействуют укреплению голосового аппарата, развивают его гибкость и выносливость, способствуют воспитанию певческих навыков.
На первом-втором году обучения главная задача упражнений: выработка чёткого унисона, расширение диапазона, овладение основными вокально-хоровыми навыками. Упражнения исполняются как маленькие произведения с различным образным содержанием. Фортепианное сопровождение заключается в гармонической поддержке исполнения. Мелодия упражнений не дублируется. Цель сопровождения – привитие гармонического восприятия упражнений. Важную роль играет исполнение гаммы в различных вариантах. Пение простых музыкальных фраз.
Творческие задания
Выполнение различных заданий, позволяющих проявить творчество, развивающих фантазию. Большое внимание развитию образного мышления (образ во всем – от попевок, до произведений).
Работа над произведениями
Основа этого учебного раздела – тщательная работа над образным содержанием исполняемых произведений, которую условно можно разделить на несколько этапов:
- образное содержание;
- отработка интонационных оборотов;
- дикционные сложности;
- разучивание произведений;
- концертный вариант исполнения.
Звуковедение.
Звукоизвлечение мягкое, без рывков. Ощущение округлого звука. Сочетание пения и движения рук или всего корпуса.
Ансамбль, строй. Четкий унисон. Умение слушать друг друга, не выделяя голос из общего звучания. Интонирование простейших мелодий.
Хоровое сольфеджио, музыкальная грамота
Знакомство с длительностями, скрипичным ключом, расположением нот на нотном стане. Осознание сильной и слабой доли, ручные знаки. Понятие о высоких и низких звуках. Ручные знаки и пение «по руке». Использование ручных знаков при пении вокальных упражнений, например: «Живой рояль», «Музыкальное эхо».
Слушание музыки
Цель этого учебного раздела – развитие хорошего эстетического вкуса, накопление слушательского опыта. Слушание музыки используется для развития образного мышления детей. Применяются различные творческие задания (рисунок, придумать сюжет, название).
Рекомендуемые произведения для слушания: П.И.Чайковский «Детский альбом», М.П. Мусоргский «Картинки с выставки», К. Сен–Санс «Карнавал животных».
Использование игровых ситуаций, направленных на раскрепощение, на повышение активности на занятиях, основанных на формирование позитивного мышления.
Воспитательные мероприятия
Воспитательные мероприятия – важнейший фактор воспитания, осуществляются по трём основным направлениям:
- формирование традиций коллектива,
- идеологическая и воспитательная работа,
- общественно-полезная работа.
Направлены на:
нравственно эстетическое воспитание детей, формирование их музыкального вкуса и интересов;
воспитание интереса к просветительской работе, стремление пропагандировать музыкальную культуру;
формирование самостоятельности и творческой активности;
развитие слушательской культуры, пробуждение художественных интересов;
воспитание чувства патриотизма;
воспитание чувства коллективизма;
расширение музыкального кругозора.
Итоговое занятие
Концерт для родителей
Календарный учебный график
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Содержание | Количество часов | Дата проведения занятия | |
План | Факт | |||
1 | Вводное занятие. Сбор учащихся. Инструктаж по технике безопасности, гигиене и охране голоса. Вокальные упражнения. | 1 | ||
2 | Дыхательные, артикуляционные, вокальные упражнения. Разучивание песни. | 1 | ||
3 | Работа над исполнением песни. Работа над дикцией. | 1 | ||
4 | Сценическая отработка номера. | 1 | ||
5 | Дыхательные и артикуляционные упражнения. Разучивание песни. | 1 | ||
6 | Звуковедение. Сценическая отработка номера. | 1 | ||
7 | Работа над тембровой окраской голоса. Выразительное исполнение песни. | 1 | ||
8 | Вокальные упражнения. Работа над дикцией. | 1 | ||
9 | Дыхательные и артикуляционные упражнения. | 1 | ||
10 | Партии в хоре. Сценическая отработка номера. | 1 | ||
11 | Вокальные упражнения. Разучивание песни. | 1 | ||
12 | Работа над дикцией. | 1 | ||
13 | Дыхательно-певческие упражнения. Разучивание песни. | 1 | ||
14 | Разучивание песни. | 1 | ||
15 | Сценическая отработка номера. Работа над дикцией. | 1 | ||
16 | Вокальные упражнения. Повторение выученных песен. | 1 | ||
17 | Жанровое разнообразие музыки. Беседа. | 1 | ||
18 | Типы голосов. Разучивание песни. | 1 | ||
19 | Работа с солистами. Формирование певческих навыков. | 1 | ||
20 | Вокальные упражнения. Разучивание песни. | 1 | ||
21 | Музыкальная игра «Эхо». | 1 | ||
22 | Вокальная работа над песней. | 1 | ||
23 | Вокальные упражнения. | 1 | ||
24 | Выразительное исполнение песни. | 1 | ||
25 | Слушание и анализ музыкальных произведений. | 1 | ||
26 | Сценическая отработка номера. Работа над произведением. | 1 | ||
27 | Артикуляционные речевки. Работа над песнями. | 1 | ||
28 | Слушание и анализ музыкальных произведений. Отработка вокально-хоровых навыков. | 1 | ||
29 | Звуковедение. Разучивание песни. | 1 | ||
30 | Вокальные упражнения. | 1 | ||
31 | Дыхательные и артикуляционные упражнения. | 1 | ||
32 | Роль песни в жизни человека. Беседа. Повторение выученных песен. | 1 | ||
33 | Подготовка к концерту. Повторение песен. | 1 | ||
34 | Подготовка к концерту. Повторение песен. | 1 | ||
35 | Подготовка к концерту. Повторение песен. | 1 | ||
36 | Выступление на итоговом концерте. | 1 |
Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
- наличие специального кабинета;
- наличие репетиционного зала (сцены);
- фортепиано, другой инструмент;
- музыкальный центр, компьютер;
- записи фонограмм в режимах «+» и «-»;
- нотный материал.
Формы аттестации.
В рамках реализации Программы применяются следующие виды контроля:
- текущий контроль;
- промежуточный контроль;
- итоговый контроль.
Текущий контроль проводится после каждого занятия в форме опроса, наблюдения за правильностью выполнения практического задания;
Промежуточный контроль – по окончании каждого блока в форме игр, практических заданий (речевая разминка, скороговорки, пластический этюд, сценический этюд «Я в предлагаемых обстоятельствах»)
Итоговой контроль может проходить в форме инсценировки, сценической фантазии по мотивам произведения, мини-спектакля.
Предварительная диагностика
Программа предусматривает проведение предварительного обследования детей и с целью определения типа голоса и певческого диапазона ребенка. Работу по постановке певческого голоса нужно начинать с укрепления примарного диапазона. И распевки, и песни на начальном этапе обучения должны располагаться в этой области и по диапазону не превышать терции – кварты. Затем – голос развивается вниз, и только потом – вверх.
Начинать диагностику лучше всего с выявления речевых характеристик:
Ребенок отвечает на заданные вопросы, а педагог, прислушиваясь к звучанию его естественного речевого голоса, определяет его тип (высокий, средний или низкий) и примарную речевую зону (например, ре1 - фа1, до1 - ми1, си-бемоль - до-диез1).
Зафиксировав в заранее приготовленном протоколе свои впечатления о типе речевого голоса ребенка и области, где он в основном звучит, педагог предлагает ребенку спеть песню, какая ему нравится или какую учили на музыкальных занятиях. Педагог пока не аккомпанирует ребенку, чтобы он спел в удобной для себя, а не в предлагаемой тональности. Услышав, в какой тональности поет ребенок, педагог может поддержать его аккомпанементом. В протоколе фиксируются: тип голоса по тембру и примерная область наиболее свободного и естественного звучания (как их слышит педагог во время пения песни).
По результатам проведенной диагностики каждая группа детей делится на три подгруппы: дети с высокими, средними и низкими голосами. Детей со средними голосами, как правило, больше всего.
По подгруппам поются и распевки, и песни. В том случае, когда педагог хочет дать детям какую-то песню дополнительно, ее можно предложить одной или двум подгруппам голосов или транспонировать в удобные для них тональности; можно «разбросать» по подгруппам запев и припев, первую половину запева 1 подгруппа (высокие и средние голоса), вторую половину – 2 подгруппа (низкие голоса).
Карта обследования
ФИ ребенка | Примарная речевая зона | Общий диапазон | Примарный диапазон | Тип голоса |
Таким образом, построенная работа с учетом природных данных голосов способствует сохранению здоровья певческого аппарата, развитию голоса и слуха, общему музыкальному развитию детей, в результате чего видна динамика роста развития детей.
Диагностика уровня развития певческих умений.
№ | Показатели (знания, умения, навыки) | Оценка (баллы) | |||
0 | 1 | 2 | 3 | ||
1. | Качественное исполнение знакомых песен | ||||
2. | Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации | ||||
3. | Умение импровизировать | ||||
4. | Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту | ||||
5. | Навыки выразительной дикции |
0 - не справляется с заданием
1- справляется с помощью педагога
2 - справляется с частичной помощью педагога
3 - справляется самостоятельно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....
Рабочая программа вокально-хорового кружка «Домисолька».
Рабочая программа вокально-хорового кружка «Домисолька» разработана на основе программы Э.П. Костиной «Камертон» и программы по музыкальному воспитанию детей ...
"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...
Рабочая программа вокально-хоровой студии " Карамельки"
Рабочая программа вокально-хоровой студии " Карамельки"...
Рабочая программа кружка "Рабочая мастерская"
Занятие для старшей-подготовительной группы из подвижного и лего конструктора....
Рабочая программа кружка "Эстрадный вокал"
Рабочая программа кружка "Эстрадный вокал"...
Рабочая программа по хоровому пению детского творческого объединения «Домисолька» для детей 5 – 8 лет
Рабочая программа по хоровому пению для детей старшего дошкольного возраста....