План по самообразованию Горяченко Т. Н "Использование театрализованной деятельности в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"
методическая разработка

Горяченко Татьяна Николаевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  Детский сад № 3 «Родничок»  

 

 

 

 

 

 

 

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 

Горяченко  Татьяна Николаевна– воспитатель_______________________

 

     Стаж работы в должности: 6 лет  6  мес.  

 

     Начало изучения темы: 02.08.2021г.__

 

 Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста»

 

Проблема

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Актуальность театрализованной деятельности в детском саду заключается в том, что организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У ребенка улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй; развивается способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении; развивается способность к импровизации театральных образов под музыку и без нее, средствами мимики, выразительности движений. Дети приобщаются к театральной культуре - знакомятся с устройством театра, с профессиями театра.

В процессе совместной работы у детей и родителей развиваются дружеские доброжелательные отношения, у детей развивается умение договариваться, умение распределять между собой роли, «делиться» ролями с родителями. У детей воспитывается интерес к театрализованной деятельности, умение замечать затруднения и желание придти на помощь. В совместной театрализованной деятельности все дети и родители активно участвуют в творческих постановках, помогают друг другу, делятся впечатлениями и результатами, радуются совместным удачам.

Театрализованная игра на занятиях: во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.

 

Цель:

Формирование и совершенствование связной речи детей среднего дошкольного возраста через вовлечение их в театральную деятельность.

Задачи:

  • повысить собственный уровень знаний путём (изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования);
  • разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
  • обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста;
  • осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка;
  • развивать связную речь детей,  как средство общения;
  • совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
  • формировать положительное отношение детей к театрализованным играм.

Образовательный процесс можно осуществлять: 

  • в ходе непосредственно образовательной деятельности;

·  в ходе режимных моментов;

·  в процессе совместной деятельности педагога с детьми;

·  при организации самостоятельной детской деятельности.

 Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: 

  • теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
  • анализ учебных планов, учебников и учебных программ;
  • изучение и обобщение педагогического опыта;
  • педагогическое  наблюдение.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в конкретизации теоретического и практического материала по проблеме взаимодействия воспитателей и родителей детей средней группы.

 

Перспективный план самообразования педагога:

 

 

 

Месяц

Формы  работы

Отметка о выполнении

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

сентябрь

Подбор и изучение методической литературы.

Подбор материала необходимых для работы с детьми.

Постановка целей и задач по данной теме.

Познакомить детей с

театром, с правилами поведения.

 

Консультация «Артикуляционные упражнения и словесные игры, их роль в развитии речи пятилеток»

 

октябрь

 

 

 

 

Работа с интернет – ресурсами для изучения передового опыта педагогов по изучению проблемы развития связной речи детей среднего дошкольного возраста

Подготовка и проведения праздника «Золотая осень»

 

Наглядно-информационное сотрудничество «Изготовление костюмов для постановок, утренников».

 

 

ноябрь

Изучение темы: «Роль театральной деятельности в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста» (консультация для педагогов ДОУ)

Продолжать знакомить с театром, с театральными профессиями(режиссер, актер, костюмер, декоратор).

Разучивание и постановка сказки «Рукавичка»

 Пополнение и оснащение центра «Театр»  необходимыми материалами и пособиями для театральной деятельности (для детей среднего возраста).

 

декабрь

Подготовка к новогоднему празднику.

 

Театрализованная игра «Что ты видишь, покажи»

Обыгрывание знакомых детям стихотворений, песен, потешек.

продолжать учить детей эмоционально обыгрывать текст, сочетая речь, движение и мимику; развивать интонационную выразительность.

Участие в празднике «Новогодний бал»

Поручения родителям по изготовлению новогодних украшений, оказания помощи к заучиванию детьми стихов и песен. Участие в муз. празднике.

 

 

январь

Изучение темы: «Создание

условий для

развития речи

дошкольников в

ДОУ в

соответствии с

ФГОС»

Знакомство детей:

-теневой

-плоскостной

-театр ложек

Обыгрывание детьми знакомых сказок («Репка», «Курочка ряба») по ролям с помощью разных видов театра.

Приобщение родителей к изготовлению различных видов театра из бросового материала

 

февраль

Работа с

загадками.

Создание мультимедийных презентаций с играми-загадками

Настольно- печатные, мультимедийные игры по мотивам сказок (лото, разрезные картинки, видеопрезентации)

«Парные картинки».

Консультация

для родителей:

«Использовани

е загадок, как

средство

формирования

выразительност

и речи».

 

март

Обустроить уголок ряженья

Изготовление настольно  –печатных игр по мотивам сказок.

 

 

Тренировать четкое произношение звуков, тренировать, речь внимание, память.

Развивать умение вжиться в роль, передать характерные черты сказочных героев, сочетать речь, движение и мимику.

Участие в музыкальном празднике «8 Марта»
 

Консультация для родителей: "Роль театрализованных игр в развитии речи детей среднего дошкольного возраста"

 

апрель

Изучение темы: «Роль сказки в развитии речи воспитании детей».

 

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Д/И «Назови меня», Инсценировка сказки

Консультация для родителей :

"Что делать, чтобы развить речь ребенка".

 

май

Самоанализ плана по самообразованию.

 

 

 

Закрепить знания детей о видах театров. Продолжать формировать умение выразительно передавать различные образы героев произведений

Презентация: «Мы -артисты»

 

 

 

 

 

Используемая литература:

 

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И.Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. Высших и сред. Пед. Учебн. Заведен.- М.: Издательский центр «Академия», 2006
  2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2004 г
  3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.
  4. Гасанова Л. Н., Гасанова Р. Х. «Речевое развитие детей дошкольного возраста» УФА, 2016 г.
  5. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
  6. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения — М.: ТЦ Сфера, 2001 г.
  7. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Центр, Москва, 2009.
  8. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду «школьная пресса»- М., 2000г
  9. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр – творчество - дети».- М.:АРКТИ,2004.
  10. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2005.
  11. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание, 2004.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  Детский сад № 3 «Родничок»  

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 

Горяченко  Татьяна Николаевна– воспитатель_______________________

 

Стаж работы в должности: 6 лет  6  мес.                                                      ___

Квалификационная категория, год и № приказа о присвоении:  1 кв.____ категория от 23.05.2017г. пр.№______________________________________________

Начало изучения темы: 02.08.2021г.__

Арамиль, 2021г.

Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста»

Проблема

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Актуальность театрализованной деятельности в детском саду заключается в том, что организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У ребенка улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй; развивается способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении; развивается способность к импровизации театральных образов под музыку и без нее, средствами мимики, выразительности движений. Дети приобщаются к театральной культуре - знакомятся с устройством театра, с профессиями театра.

В процессе совместной работы у детей и родителей развиваются дружеские доброжелательные отношения, у детей развивается умение договариваться, умение распределять между собой роли, «делиться» ролями с родителями. У детей воспитывается интерес к театрализованной деятельности, умение замечать затруднения и желание придти на помощь. В совместной театрализованной деятельности все дети и родители активно участвуют в творческих постановках, помогают друг другу, делятся впечатлениями и результатами, радуются совместным удачам.

Театрализованная игра на занятиях: во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.

Цель:

Формирование и совершенствование связной речи детей среднего дошкольного возраста через вовлечение их в театральную деятельность.

Задачи:

  • повысить собственный уровень знаний путём (изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования);
  • разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
  • обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста;
  • осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка;
  • развивать связную речь детей,  как средство общения;
  • совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
  • формировать положительное отношение детей к театрализованным играм.

Образовательный процесс можно осуществлять:  

  • в ходе непосредственно образовательной деятельности;

  в ходе режимных моментов;

  в процессе совместной деятельности педагога с детьми;

  при организации самостоятельной детской деятельности.

 Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: 

  • теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
  • анализ учебных планов, учебников и учебных программ;
  • изучение и обобщение педагогического опыта;
  • педагогическое  наблюдение.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в конкретизации теоретического и практического материала по проблеме взаимодействия воспитателей и родителей детей средней группы.

Перспективный план самообразования педагога:

Месяц

Формы  работы

Отметка о выполнении

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

сентябрь

Подбор и изучение методической литературы.

Подбор материала необходимых для работы с детьми.

Постановка целей и задач по данной теме.

Познакомить детей с

театром, с правилами поведения.

Консультация «Артикуляционные упражнения и словесные игры, их роль в развитии речи пятилеток»

октябрь

Работа с интернет – ресурсами для изучения передового опыта педагогов по изучению проблемы развития связной речи детей среднего дошкольного возраста

Подготовка и проведения праздника «Золотая осень»

Наглядно-информационное сотрудничество «Изготовление костюмов для постановок, утренников».

ноябрь

Изучение темы: «Роль театральной деятельности в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста» (консультация для педагогов ДОУ)

Продолжать знакомить с театром, с театральными профессиями(режиссер, актер, костюмер, декоратор).

Разучивание и постановка сказки «Рукавичка»

 Пополнение и оснащение центра «Театр»  необходимыми материалами и пособиями для театральной деятельности (для детей среднего возраста).

декабрь

Подготовка к новогоднему празднику.

Театрализованная игра «Что ты видишь, покажи»

Обыгрывание знакомых детям стихотворений, песен, потешек.

продолжать учить детей эмоционально обыгрывать текст, сочетая речь, движение и мимику; развивать интонационную выразительность.

Участие в празднике «Новогодний бал»

Поручения родителям по изготовлению новогодних украшений, оказания помощи к заучиванию детьми стихов и песен. Участие в муз. празднике.

январь

Изучение темы: «Создание

условий для

развития речи

дошкольников в

ДОУ в

соответствии с

ФГОС»

Знакомство детей:

-теневой

-плоскостной

-театр ложек

Обыгрывание детьми знакомых сказок («Репка», «Курочка ряба») по ролям с помощью разных видов театра.

Приобщение родителей к изготовлению различных видов театра из бросового материала

февраль

Работа с

загадками.

Создание мультимедийных презентаций с играми-загадками

Настольно- печатные, мультимедийные игры по мотивам сказок (лото, разрезные картинки, видеопрезентации)

«Парные картинки».

Консультация

для родителей:

«Использовани

е загадок, как

средство

формирования

выразительност

и речи». 

март

Обустроить уголок ряженья

Изготовление настольно  –печатных игр по мотивам сказок.

Тренировать четкое произношение звуков, тренировать, речь внимание, память.

Развивать умение вжиться в роль, передать характерные черты сказочных героев, сочетать речь, движение и мимику.

Участие в музыкальном празднике «8 Марта»

Консультация для родителей: "Роль театрализованных игр в развитии речи детей среднего дошкольного возраста"

апрель

Изучение темы: «Роль сказки в развитии речи воспитании детей».

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Д/И «Назови меня», Инсценировка сказки

Консультация для родителей :

"Что делать, чтобы развить речь ребенка".

май

Самоанализ плана по самообразованию.

Закрепить знания детей о видах театров. Продолжать формировать умение выразительно передавать различные образы героев произведений

Презентация: «Мы -артисты»

Используемая литература:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И.Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. Высших и сред. Пед. Учебн. Заведен.- М.: Издательский центр «Академия», 2006
  2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2004 г
  3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.
  4. Гасанова Л. Н., Гасанова Р. Х. «Речевое развитие детей дошкольного возраста» УФА, 2016 г.
  5. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
  6. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения — М.: ТЦ Сфера, 2001 г.
  7. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Центр, Москва, 2009.
  8. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду «школьная пресса»- М., 2000г
  9. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр – творчество - дети».- М.:АРКТИ,2004.
  10. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2005.
  11. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"

Мнемотехника - это система методов и приемов обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, помогающих  эффективно запоминать стуктуру расска...

План по самообразованию на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» 2016-2017г (средняя группа)

Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада ,так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает возможно...

Использование театрализованной деятельности для развития связной речи детей дошкольного возраста

Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей.. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эс...

«Использование театрализованной деятельности для развития связной речи детей дошкольного возраста»

Доклад об использовании театральной деятельности в развитии связной речи детей....

Использование театральной деятельности в развити диалогической речи детей среднего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи

Развитие речи- это целенаправленная и последовательная работа. Одной из важнейших задач на пятом году жизни является целенаправленное развитие диалогической речи. Театральная деятельность так же позво...

План по самообразованию в средней группе на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»

План по самообразованиювоспитателя средней группы  «Солнечные лучики»Шахбанова И.Б.на тему:«Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»2019-2020г...

Консультация для родителей на тему: "Использование игровых технологий в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"

Формирование речи и закрепление усвоенных речевых навыков осуществляется нами, воспитателями, как при проведении НОД  так и во время большинства режимных моментов. В последнем случае имеют ...