План по самообразованию Горяченко Т. Н "Использование театрализованной деятельности в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"
методическая разработка
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 3 «Родничок»
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Горяченко Татьяна Николаевна– воспитатель_______________________
Стаж работы в должности: 6 лет 6 мес.
Начало изучения темы: 02.08.2021г.__
Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста»
Проблема
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Актуальность театрализованной деятельности в детском саду заключается в том, что организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У ребенка улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй; развивается способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении; развивается способность к импровизации театральных образов под музыку и без нее, средствами мимики, выразительности движений. Дети приобщаются к театральной культуре - знакомятся с устройством театра, с профессиями театра.
В процессе совместной работы у детей и родителей развиваются дружеские доброжелательные отношения, у детей развивается умение договариваться, умение распределять между собой роли, «делиться» ролями с родителями. У детей воспитывается интерес к театрализованной деятельности, умение замечать затруднения и желание придти на помощь. В совместной театрализованной деятельности все дети и родители активно участвуют в творческих постановках, помогают друг другу, делятся впечатлениями и результатами, радуются совместным удачам.
Театрализованная игра на занятиях: во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.
Цель:
Формирование и совершенствование связной речи детей среднего дошкольного возраста через вовлечение их в театральную деятельность.
Задачи:
- повысить собственный уровень знаний путём (изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования);
- разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
- обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста;
- осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка;
- развивать связную речь детей, как средство общения;
- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
- формировать положительное отношение детей к театрализованным играм.
Образовательный процесс можно осуществлять:
- в ходе непосредственно образовательной деятельности;
· в ходе режимных моментов;
· в процессе совместной деятельности педагога с детьми;
· при организации самостоятельной детской деятельности.
Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- анализ учебных планов, учебников и учебных программ;
- изучение и обобщение педагогического опыта;
- педагогическое наблюдение.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в конкретизации теоретического и практического материала по проблеме взаимодействия воспитателей и родителей детей средней группы.
Перспективный план самообразования педагога:
Месяц | Формы работы | Отметка о выполнении | ||
Работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями | ||
сентябрь | Подбор и изучение методической литературы. Подбор материала необходимых для работы с детьми. Постановка целей и задач по данной теме. | Познакомить детей с театром, с правилами поведения.
| Консультация «Артикуляционные упражнения и словесные игры, их роль в развитии речи пятилеток» |
|
октябрь
| Работа с интернет – ресурсами для изучения передового опыта педагогов по изучению проблемы развития связной речи детей среднего дошкольного возраста | Подготовка и проведения праздника «Золотая осень»
| Наглядно-информационное сотрудничество «Изготовление костюмов для постановок, утренников».
|
|
ноябрь | Изучение темы: «Роль театральной деятельности в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста» (консультация для педагогов ДОУ) | Продолжать знакомить с театром, с театральными профессиями(режиссер, актер, костюмер, декоратор). Разучивание и постановка сказки «Рукавичка» | Пополнение и оснащение центра «Театр» необходимыми материалами и пособиями для театральной деятельности (для детей среднего возраста). |
|
декабрь | Подготовка к новогоднему празднику.
| Театрализованная игра «Что ты видишь, покажи» Обыгрывание знакомых детям стихотворений, песен, потешек. продолжать учить детей эмоционально обыгрывать текст, сочетая речь, движение и мимику; развивать интонационную выразительность. | Участие в празднике «Новогодний бал» Поручения родителям по изготовлению новогодних украшений, оказания помощи к заучиванию детьми стихов и песен. Участие в муз. празднике.
|
|
январь | Изучение темы: «Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС» | Знакомство детей: -теневой -плоскостной -театр ложек Обыгрывание детьми знакомых сказок («Репка», «Курочка ряба») по ролям с помощью разных видов театра. | Приобщение родителей к изготовлению различных видов театра из бросового материала |
|
февраль | Работа с загадками. Создание мультимедийных презентаций с играми-загадками | Настольно- печатные, мультимедийные игры по мотивам сказок (лото, разрезные картинки, видеопрезентации) «Парные картинки». | Консультация для родителей: «Использовани е загадок, как средство формирования выразительност и речи». |
|
март | Обустроить уголок ряженья Изготовление настольно –печатных игр по мотивам сказок.
| Тренировать четкое произношение звуков, тренировать, речь внимание, память. Развивать умение вжиться в роль, передать характерные черты сказочных героев, сочетать речь, движение и мимику. Участие в музыкальном празднике «8 Марта» | Консультация для родителей: "Роль театрализованных игр в развитии речи детей среднего дошкольного возраста" |
|
апрель | Изучение темы: «Роль сказки в развитии речи воспитании детей».
| Рассматривание иллюстраций к сказкам. Д/И «Назови меня», Инсценировка сказки | Консультация для родителей : "Что делать, чтобы развить речь ребенка". |
|
май | Самоанализ плана по самообразованию.
| Закрепить знания детей о видах театров. Продолжать формировать умение выразительно передавать различные образы героев произведений | Презентация: «Мы -артисты» |
|
Используемая литература:
- Алексеева М.М., Яшина В.И.Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. Высших и сред. Пед. Учебн. Заведен.- М.: Издательский центр «Академия», 2006
- Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2004 г
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.
- Гасанова Л. Н., Гасанова Р. Х. «Речевое развитие детей дошкольного возраста» УФА, 2016 г.
- Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
- Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения — М.: ТЦ Сфера, 2001 г.
- Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Центр, Москва, 2009.
- Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду «школьная пресса»- М., 2000г
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр – творчество - дети».- М.:АРКТИ,2004.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2005.
- Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание, 2004.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 3 «Родничок»
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Горяченко Татьяна Николаевна– воспитатель_______________________
Стаж работы в должности: 6 лет 6 мес. ___
Квалификационная категория, год и № приказа о присвоении: 1 кв.____ категория от 23.05.2017г. пр.№______________________________________________
Начало изучения темы: 02.08.2021г.__
Арамиль, 2021г.
Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста»
Проблема
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Актуальность театрализованной деятельности в детском саду заключается в том, что организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У ребенка улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй; развивается способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении; развивается способность к импровизации театральных образов под музыку и без нее, средствами мимики, выразительности движений. Дети приобщаются к театральной культуре - знакомятся с устройством театра, с профессиями театра.
В процессе совместной работы у детей и родителей развиваются дружеские доброжелательные отношения, у детей развивается умение договариваться, умение распределять между собой роли, «делиться» ролями с родителями. У детей воспитывается интерес к театрализованной деятельности, умение замечать затруднения и желание придти на помощь. В совместной театрализованной деятельности все дети и родители активно участвуют в творческих постановках, помогают друг другу, делятся впечатлениями и результатами, радуются совместным удачам.
Театрализованная игра на занятиях: во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.
Цель:
Формирование и совершенствование связной речи детей среднего дошкольного возраста через вовлечение их в театральную деятельность.
Задачи:
- повысить собственный уровень знаний путём (изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования);
- разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
- обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста;
- осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка;
- развивать связную речь детей, как средство общения;
- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
- формировать положительное отношение детей к театрализованным играм.
Образовательный процесс можно осуществлять:
- в ходе непосредственно образовательной деятельности;
∙ в ходе режимных моментов;
∙ в процессе совместной деятельности педагога с детьми;
∙ при организации самостоятельной детской деятельности.
Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- анализ учебных планов, учебников и учебных программ;
- изучение и обобщение педагогического опыта;
- педагогическое наблюдение.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в конкретизации теоретического и практического материала по проблеме взаимодействия воспитателей и родителей детей средней группы.
Перспективный план самообразования педагога:
Месяц | Формы работы | Отметка о выполнении | ||
Работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями | ||
сентябрь | Подбор и изучение методической литературы. Подбор материала необходимых для работы с детьми. Постановка целей и задач по данной теме. | Познакомить детей с театром, с правилами поведения. | Консультация «Артикуляционные упражнения и словесные игры, их роль в развитии речи пятилеток» | |
октябрь | Работа с интернет – ресурсами для изучения передового опыта педагогов по изучению проблемы развития связной речи детей среднего дошкольного возраста | Подготовка и проведения праздника «Золотая осень» | Наглядно-информационное сотрудничество «Изготовление костюмов для постановок, утренников». | |
ноябрь | Изучение темы: «Роль театральной деятельности в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста» (консультация для педагогов ДОУ) | Продолжать знакомить с театром, с театральными профессиями(режиссер, актер, костюмер, декоратор). Разучивание и постановка сказки «Рукавичка» | Пополнение и оснащение центра «Театр» необходимыми материалами и пособиями для театральной деятельности (для детей среднего возраста). | |
декабрь | Подготовка к новогоднему празднику. | Театрализованная игра «Что ты видишь, покажи» Обыгрывание знакомых детям стихотворений, песен, потешек. продолжать учить детей эмоционально обыгрывать текст, сочетая речь, движение и мимику; развивать интонационную выразительность. | Участие в празднике «Новогодний бал» Поручения родителям по изготовлению новогодних украшений, оказания помощи к заучиванию детьми стихов и песен. Участие в муз. празднике. | |
январь | Изучение темы: «Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС» | Знакомство детей: -теневой -плоскостной -театр ложек Обыгрывание детьми знакомых сказок («Репка», «Курочка ряба») по ролям с помощью разных видов театра. | Приобщение родителей к изготовлению различных видов театра из бросового материала | |
февраль | Работа с загадками. Создание мультимедийных презентаций с играми-загадками | Настольно- печатные, мультимедийные игры по мотивам сказок (лото, разрезные картинки, видеопрезентации) «Парные картинки». | Консультация для родителей: «Использовани е загадок, как средство формирования выразительност и речи». | |
март | Обустроить уголок ряженья Изготовление настольно –печатных игр по мотивам сказок. | Тренировать четкое произношение звуков, тренировать, речь внимание, память. Развивать умение вжиться в роль, передать характерные черты сказочных героев, сочетать речь, движение и мимику. Участие в музыкальном празднике «8 Марта» | Консультация для родителей: "Роль театрализованных игр в развитии речи детей среднего дошкольного возраста" | |
апрель | Изучение темы: «Роль сказки в развитии речи воспитании детей». | Рассматривание иллюстраций к сказкам. Д/И «Назови меня», Инсценировка сказки | Консультация для родителей : "Что делать, чтобы развить речь ребенка". | |
май | Самоанализ плана по самообразованию. | Закрепить знания детей о видах театров. Продолжать формировать умение выразительно передавать различные образы героев произведений | Презентация: «Мы -артисты» |
Используемая литература:
- Алексеева М.М., Яшина В.И.Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. Высших и сред. Пед. Учебн. Заведен.- М.: Издательский центр «Академия», 2006
- Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2004 г
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.
- Гасанова Л. Н., Гасанова Р. Х. «Речевое развитие детей дошкольного возраста» УФА, 2016 г.
- Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
- Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения — М.: ТЦ Сфера, 2001 г.
- Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Центр, Москва, 2009.
- Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду «школьная пресса»- М., 2000г
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр – творчество - дети».- М.:АРКТИ,2004.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2005.
- Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"
Мнемотехника - это система методов и приемов обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, помогающих эффективно запоминать стуктуру расска...
План по самообразованию на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» 2016-2017г (средняя группа)
Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада ,так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает возможно...
Использование театрализованной деятельности для развития связной речи детей дошкольного возраста
Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей.. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эс...
«Использование театрализованной деятельности для развития связной речи детей дошкольного возраста»
Доклад об использовании театральной деятельности в развитии связной речи детей....
Использование театральной деятельности в развити диалогической речи детей среднего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи
Развитие речи- это целенаправленная и последовательная работа. Одной из важнейших задач на пятом году жизни является целенаправленное развитие диалогической речи. Театральная деятельность так же позво...
План по самообразованию в средней группе на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»
План по самообразованиювоспитателя средней группы «Солнечные лучики»Шахбанова И.Б.на тему:«Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»2019-2020г...
Консультация для родителей на тему: "Использование игровых технологий в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"
Формирование речи и закрепление усвоенных речевых навыков осуществляется нами, воспитателями, как при проведении НОД так и во время большинства режимных моментов. В последнем случае имеют ...
- Мне нравится (1)