Консультация для родителей на тему: "Использование игровых технологий в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"
консультация (средняя группа)
Формирование речи и закрепление усвоенных речевых навыков осуществляется нами, воспитателями, как при проведении НОД так и во время большинства режимных моментов. В последнем случае имеют место две формы речевого общения: речь, организованная взрослым, и речь, возникающая по инициативе детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_v_razvitii_svyaznoy_rechi.docx | 21.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование игровых технологий в развитии связной речи у детей среднего дошкольного возраста в режимных моментах»
Развитие речи детей дошкольного возраста осуществляется в процессе всей практической деятельности в условиях дошкольного учреждения.
Правильно планируемая и систематическая работа по формированию речи способствует накоплению, обогащению и активизации словаря, уточнению значения слов, предложений. Наряду с этим мы формируем положительные навыки общего и речевого поведения, закрепляем навыки пользования доступной активной самостоятельной речью.
Формирование речи и закрепление усвоенных речевых навыков осуществляется нами, воспитателями, как при проведении НОД так и во время большинства режимных моментов. В последнем случае имеют место две формы речевого общения: речь, организованная взрослым, и речь, возникающая по инициативе детей. Во всех режимных моментах организованная разговорная речь основывается на вопросах поставленных нами, педагогами, с учетом имеющихся у детей речевых навыков, а также индивидуальных особенностей. Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения, они непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовывать разговор с детьми. Мы, педагоги, должны говорить спокойно, без раздражения, комментируя действия детей, четко формулируя вопросы, выдерживать паузы между своими вопросами и ответом ребенка. Каждый односложный ответ ребенка следует повторить в развернутой форме.
Как практически осуществить развитие речи детей в режимные моменты?
Во время утреннего приема детей в группу мы в группе проводим индивидуальную (подгрупповую) работу с детьми. Можно предложить ребенку: «Давай будем играть, так как подсказывают слова». Индивидуально разучиваем потешку с опорой на картинку и воспроизводим движения соответствующие словам текста:
«Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду,
сидит ворон на дубу,
он играет во трубу,
во серебряную».
Так можно воспроизвести и выучить потешки: «Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик».
Развитие речи неразрывно связано с решениями специальных задач, в частности с развитием моторики, развитием мышления. Во время утреннего приема мы в нашей группе часто предлагаем ребенку сложить разрезную картинку. Подбор картинок соответствует изучаемой теме недели
Во время выполнения работы мы задаем вопросы: Какое время года? Без чего стоят деревья осенью? Листья опадают, – как называется это явление? – листопад и другие вопросы. Можно предложить сложить из деталей снеговика: «Посмотри, что из этого можно слепить». Из чего слепили снеговика? Что надето на голову снеговика и т. д. Выложить с опорой на картинки «превращения Волшебницы-зимы»: вода лед, молоко мороженое, дождь снег и т. д. Почему происходят эти превращения, объясни.
В системе воспитания в дошкольных учреждениях утренней гимнастике отводится большое место. В ходе проведения утренней гимнастики дети закрепляют понятие вверх, вниз, далеко, близко, быстро, медленно, учатся ориентироваться в пространстве.
Мы даем задания детям: «Бегите ко мне тихо, тихо, как мышка», «Бегите к домику», «Девочки встанут справа от меня, а мальчики – передо мной» и т. д.
Как часть утренней гимнастики полезно проводить подвижную игру с рифмованным текстом, ритмичными движениями.
Во время одевания или раздевания с детьми разговариваем о том, что дети надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита, детали одежды. Обращается внимание на порядок в шкафчике, – что висит на вешалке, что лежит на полке, где стоят сапоги, ботинки. Рассказываем обо всем, что надевают дети: «Сначала дети надевают брюки. Они разные. У Коли - черные, у Даниила – синие, у Гузели – коричневые. У Насти сапоги со шнурками, а у Арины с ремешками». Говорится о других признаках одежды. Мы задаем вопрос: «Какая на ощупь одежда? Давайте потрогаем кофту - мягкая, пушистая, теплая, сухая, новая и т. д. », «У Тани на кофточке пуговицы гладкие, а у Данила – шероховатые. Потрогайте руками. Какие пуговицы у Тимура? » и т. д.
Важно разнообразить прогулку.
1. Стучат колеса: тук-тук-тук,
И под веселый этот стук
Мы едем к бабушке своей, везем подарочки мы ей.
Бабуля выйдет на порог и вкусный вынесет пирог.
2. Расцвели в саду цветы небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветочки, пять волшебных лепесточков.
3. На ладонь посадим птичку, кормим милую синичку.
Птичка зернышки клюет, деткам песенку поет :
«Тень-тень потетень, я летала целый день».
Ждут синичку пять птенцов - голосистых молодцов.
Детки в гнездышке сидят и, конечно, есть хотят.
4. Поскорей, поскорей прилетай к нам воробей!
Тебе на дорожке мы насыплем крошки.
Прыг-прыг-прыг, чири-чирик.
Воробей наш не велик.
Прыгает, летает, устали не знает.
5. Дети сели на качели, и качели вверх взлетели.
Опустились плавно вниз. Ну-ка с нами прокатись!
6. Если в знойный летний день даже двигаться нам лень -
Мы возьмем красивый веер, и подует легкий ветер...
7. Дождик-дождик, не дожди!
Не дожди, ты подожди!
Выйди, выйди, солнышко -
Золотое донышко!
8. Снег лежит на улице, вышли мы во двор.
«Давай лепить Снегурочку?! - предложил Егор.
Приделаем Снегурочке мы длинную косичку,
А из тонких веточек - пушистые реснички.
Кругленькие пуговки шубку украшают,
А вот щечки бледные - солнышка не знают.
Говорит вдруг Даша: «Чтоб Снегурка наша
Порумяней стала, свеколку из погреба бабушка достала.
Ведь чудеса бывают всегда на Новый год,
А вдруг наша Снегурочка возьмет да оживет?».
9. Наконец сегодня солнце заглянуло к нам в оконце,
Вместо злых метелей, стуж, на дороге много луж.
Очень нежно греет солнышко, зачирикали воробушки,
И ворона им в ответ громко каркнула «Привет!»
Ходят люди, улыбаются, ты пришла, весна-красавица!
10. Мы - веселые ребята, любим мы играть.
Как приятно и полезно мячик покатать!
Покидать его руками. Попинать его ногами,
Постучать об стенку, подкинуть коленкой.
Ах, какой хороший мяч! За спиной его не прячь!
При возвращении с прогулки мы напоминаем детям и называем вместе с ними, что делают с одеждой после прогулки: очищают, сушат, сворачивают (шарф) и т. д.
- Что делают с брюками? (шапкой, шарфом) ;
- Как Таня сложила одежду? (аккуратно, быстро, тихо, старательно, бережно) и т. д.
Во время умывания можно говорить о том, что дети моют – лицо, руки, уши.
- Чем моют? – водой, мылом, щеткой.
- Вода какая? - теплая, холодная, горячая.
- Какое мыло? – душистое, скользкое, ароматное, белое.
- Чем мы вытираемся? (салфеткой, полотенцем) .
- Какое полотенце? Какая салфетка? – белая, глаженная, пушистая, жесткая, мягкая.
- У Коли полотенце сухое, а у Данила … (дети «подсказывают» слова) .
В ситуации умывания уместно выучить потешку: «Водичка-водичка, умой мое личико! ». Частое употребление потешки при умывании приводит к ее быстрому запоминанию. Можно выучить небольшой отрывок: «Да здравствует, мыло душистое и полотенце пушистое! » или
Мыли, мыли руки с мылом,
Мыли теплою водой,
Мыли, мыли, мыли, мыли -
Бело-набело отмыли.
В образовательной деятельности речевые игры, которые мы называем физкультминутки, также имеют большое значение. Как известно, внимание детей короткое, они устают от сидения, поэтому им нужно расслабляться. Дети проговаривают вместе с воспитателем и сопровождается все это движениями. Вот некоторые примеры физкультминуток:
1. Ветер дует нам в лицо - закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише - деревцо все выше, выше.
2. Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел - ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.
3. Сел на ветку снегирек. Брызнул дождик - он промок,
Ветерок, подуй слегка, обсуши нам снегирька.
4. Хомка, хомка, хомячок - полосатенький бочок,
Хомка раненько стает, шейку моет, щечки трет,
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять - Хомка хочет сильным стать.
5. То прогнет, то выгнет спинку,
Ножку вытянет вперед -
Это делает зарядку
Наш Маркиз - пушистый кот.
Чешет он себя за ушком. Жмурит глазки и урчит.
У Маркиза все в порядке: когти, шерсть и аппетит.
Во время дежурства по столовой отрабатываются порядок накрывания на стол. Здесь большая роль отводится работе младшего воспитателя. Дежурные под руководством младшего воспитателя учатся накрывать стол, после приема пищи помогают убирать.
- Что ставим сначала? Потом? Что ставим последним?
- Какая посуда? – называется форма, цвет, материал, из которого она сделана, ее качество. Посуда: фарфоровая, хрупкая, чистая, круглая, гладкая.
Когда младший воспитатель разливает суп можно говорить о том, из чего приготовлен суп:
- Суп из овощей. Значит суп - … (овощной и др.)
- Каша из гречки? – гречневая и т. д.
- Каша густая, сытная, аппетитная, сладкая, вкусная.
Отрабатывается количество и место разных предметов посуды на столе:
- Где поставить салфетницу?
- Что стоит (лежит) справа, слева, около, перед?
- Сколько тарелок поставил Вася?
Во время приема пищи некоторые дети часто капризничают, соответственно, нервничают. Такие шутливые потешки помогут им успокоиться и спокойно покушать:
Я обед съедаю сам. Открываю рот и - ам!
Чтобы силы были, супчик мы сварили.
Мой хороший аппетит в животе один сидит.
Ножками топочет - он обедать хочет!
Вот несет мне ложечка супчик из горошка,
И котлетку прямо в рот вилка шустрая несет.
Шепчет тихо аппетит: «Сыт, сыт, сыт, сыт».
Во время подготовки ко сну воспитатель привлекает внимание детей к одежде, отрабатывается последовательность выполняемых действий:
- Сначала снимаем, потом … .
- Обувь поставим под стульчик (Где стоят туфли) .
- Куда повесим рубашку? (на спинку стула) .
Обращаем внимание детей на детали одежды, показываем карман, пуговицы, манжеты, воротник.
- У платья рукава – короткие, длинные, узкие, широкие.
- Что делаем в спальне? – одеваемся, раздеваемся, спим. Постель – заправляем, разглаживаем, поправляем, подгибаем и др.
Во время укладывания на сон:
1. Баю-бай, баю-бай! Ты, собачка, не лай.
Белолапа, не скули. Моих деток не буди!
2. Спать пора. Уснул Бычок - лег в коробку на бочок.
Сонный Мишка лег в кровать. Только Слон не хочет спать.
Головой кивает Слон - он Слонихе шлет поклон.
3. Баю-баюшки-баю, не ложися на краю
Придет серенький Волчок и укусит за бочок.
4. Ай, люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать, стали детки засыпать.
И, наконец, каждому ребенку поднимем настроение, если разбудить словами:
Светит полная луна - за волной бежит волна,
Ветер веет на просторе, и всю ночь волнует море...
Волн спокойных мерный шум усыпляет праздный ум...
Но так долго вредно спать - нам давно пора вставать.
Такое комментирование действий позволяет многократно повторить речевой материал, совершенствовать понимание речи.
В свободное время регулярно организовываем игры детей так, чтобы они могли непроизвольно использовать приобретенные речевые навыки в самостоятельной деятельности, например: «К нам в гости приезжает кукла Арина. Нам надо приготовиться к ее приезду: - выбрать посуду, приготовить угощенье и т. д. Мишка испачкал свою одежду и не знает, как ее очистить. Давайте поможем Мишке».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение игровой деятельности в процессе развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.
В данном материале приводятся доказателства того, что игровая деятельность детей является неотъемлемой частью в процессе всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста, в том числе и связной речи...
Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
В данном материале информация не только о значимости развития связной речи детей - дошкольников, но в нём предложены систематизированные игры и упражнения по развитию связной речи детей....
Информация для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии креативных способностей детей среднего дошкольного возраста»
Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельност...
Консультация для родителей «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста»
Использование мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста...
Консультация для родителей «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста»
Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи. Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи ...
Игровые технологии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста
Современные исследователи связывают проблематику развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с практикой общения, а также с зависимостью речи от социальной и воспитательно-образователь...
Картотека игровых ситуаций по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста.
практический материал для педагогов ДОУ...