Методическая разработка мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с использованием средств ИКТ «Викторина «Что? Где? Когда? »
план-конспект занятия (старшая группа)

Ганичева Екатерина Леонидовна
Цель: закреплять имеющиеся знания и представления детей об их правах и
обязанностях.
 
Задачи:
1. Учить  детей понимать, что такое права и обязанности и их важность; 
2. Развивать мышление и связную речь, развивать навык диалогического общения, развивать умения соотносить сюжет сказки с определёнными правами; 
3. Воспитывать чувство собственного достоинства и уважения к окружающим людям.
 
Методы и приёмы: игровой – викторина «Что? Где? Когда?», загадки, игра «Цветок добрых дел»; проблемный – решение проблемных ситуаций; словестный – игра «Какое право нарушено», вопросы к детям, чтение стихотворения; наглядный – презентация, лепестки цветов, медали.  
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_pravam_rebyonka.docx387.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад общеразвивающего вида №16 «Малыш»

  г. Омутнинска Кировской области

Методическая разработка мероприятия с детьми

 старшего дошкольного возраста (5-6 лет)  

 с использованием средств ИКТ

«Викторина «Что? Где? Когда? »

Омутнинск, 2015 год

Методическая разработка мероприятия с детьми  старшего дошкольного возраста(5-6 лет) с использованием средств ИКТ

«Викторина «Что? Где? Когда? »

Обоснование темы: в соответствии с лексической темой «Я и мои права».

Цель: закреплять имеющиеся знания и представления детей об их правах и

обязанностях.

Задачи:

  1. Учить  детей понимать, что такое права и обязанности и их важность;
  2. Развивать мышление и связную речь, развивать навык диалогического общения, развивать умения соотносить сюжет сказки с определёнными правами;
  3. Воспитывать чувство собственного достоинства и уважения к окружающим людям.

Методы и приёмы: игровой – викторина «Что? Где? Когда?», загадки, игра «Цветок добрых дел»; проблемный – решение проблемных ситуаций; словестный – игра «Какое право нарушено», вопросы к детям, чтение стихотворения; наглядный – презентация, лепестки цветов, медали.  

Оборудование:  интерактивная доска, презентация «Что? Где? Когда?», 11 разноцветных лепестков цветка, жёлтый круг – серединка цветка, мольберт.  

Предварительная работа:

Познавательное занятие «Я и мои права»,  рассматривание альбома «Дети имеют право», «Конвенция о правах ребёнка», чтение русских народных сказок и беседа по их содержанию в правовом аспекте, дидактическая игра «Составь картинку и назови право», рисование на тему «Моя семья», оформление альбомов «Кто я? »; заучивание стихотворения «По извилистой дорожке…».

Ход мероприятия:

Воспитатель приглашает детей поиграть. Дети стоят в кругу, воспитатель предлагает взяться за руки, крепко сжав ладони.

В (воспитатель): - Что вы чувствуете?

Д (дети): - Тепло.

В: -Да, когда люди вместе. То всем становится тепло и радостно.

В: - Сегодня мы с Вами тоже будем все вместе, будем одной командой.

В: - И сегодня мы постараемся вспомнить все, что мы знаем о правах. Я предлагаю поиграть в игру-викторину «Что? Где? Когда? ». Что такое викторина?

Дети предлагают свои варианты ответов.

Д: - Это такая игра, она состоит из вопросов и ответов.

В: - Кто принимает участие в этой игре? Почему их так называют?        

Д: -Участники телевизионной игры с таким названием очень умные люди.

Они знают ответы на многие вопросы. Поэтому их называют знатоками. 

(1 слайд).

Воспитатель предлагает детям сесть полукругом около интерактивной доски

Детям предлагается самостоятельно выбрать конверт с номером, а воспитатель зачитывает задание. (2 слайд)

1 ЗАДАНИЕ: «Загадки о правах» (3 слайд)

Мама работала,
Папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на …
(отдых)

***

Всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка,
Пес - Барбос, 
Даже нашу козочку 
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё …
(имя)

***

Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны 
Право на …
(образование)

***

Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина, 
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только …
(врач)

***

Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку. 
Ох, как нужно нам оно
Это право на …
(жильё)

Дети называют право и смотрят соответствующую картинку.(слайд 4)

В: - Как называется документ, в котором описаны права детей?

Д: - Конвенция о правах. (слайд 5)

В: - Правильно, Конвенция. Это международный договор о защите прав всех

детей. Любой человек, и взрослый, и маленький, должен соблюдать свои права.

Воспитатель предлагает детям выбрать конверт с заданием (слайд 6).

2 ЗАДАНИЕ: Физкультминутка  (слайд 7).

Дети вместе с воспитателем произносят слова и выполняют действия в соответствии с ними.

Ты имеешь право быть черным и белым, (движения рук от себя – к себе)

Ты имеешь право быть ловким и смелым, (прыжки на месте)

Ты имеешь право иметь свое имя, (наклоны в стороны)

Ты имеешь право быть просто любимым, (обнимаем себя)

Мы имеем право на всем белом свете, (присесть и встать)

Мы имеем право – мы дети! (выпрыгивание вверх)

Воспитатель предлагает детям выбрать конверт с заданием (слайд 8).

3 ЗАДАНИЕ: Решение проблемных ситуаций. (слайд 9.)

Педагог предлагает детям обсудить проблемные ситуации и выбрать верное решение данной ситуации.

Ситуация № 1

• «Новенький»

В: - В группу пришел новенький мальчик, который не очень хорошо говорил по-русски. Ваня стал дразнить его. Что бы ты сказал Ване?

  • Посмеялся бы вместе с ним над новеньким.
  • Не обратил внимания на то что Ваня дразнит новичка
  • Защитил бы новенького, стал играть с ним.

• «Чужая вещь»

Ситуация № 2

В: - Маша нарядилась в красивое платье и отправилась в гости. По дороге она уронила браслет. Марина и Настя шли сзади, они увидели браслет. Как должны поступить Маша и Настя:

  • Взять красивую вещь себе;
  • Оставить ее лежать на земле;
  • Догнать девочку и отдать ей потерянную вещь.

В: - Можно ли забирать себе чужую игрушку? Почему?

В: - У каждого ребенка есть право на дом и имущество и никто не имеет права заходить в чужой дом без разрешения и брать чужие вещи.

Ситуация № 3

• «Если рядом кто-то плачет»

В: - Алеша и Лена вышли во двор погулять. Дети увидели девочку, которая стояла около дерева горько плакала. Как должны поступить Алеша и Лена:

  • Пойти играть со своими игрушками;
  • Подойти к девочке и спросить, что с ней произошло;
  • Постараться ей помочь.

В: - Почему?

В: - Дети имеют право на защиту со стороны родителей и других взрослых, но в тоже время они обязаны сами придти на помощь тому, кто в ней нуждается.

Воспитатель предлагает детям выбрать конверт с заданием (слайд 8).

4 ЗАДАНИЕ: Игра «Цветок добрых дел» (слайд 11)  (Приложение №1).

В: А у вас есть постоянные обязанности дома? (Ответы детей)

Предлагаю собрать лепестки цветка и расскажем как помогаем дома.

На магнитной доске круг желтого цвета. Дети подходят по одному с лепестком, вырезанным из бумаги и рассказывают, как они помогают дома, какие поручения выполняют.

В: Посмотрите, от ваших добрых дел даже цветок раскрыл свои лепестки.

В: Да,  помощь родителям нужна. И они заботятся о том, чтобы ваши права не нарушались.

Воспитатель предлагает детям выбрать конверт с заданием (слайд 12).

5 ЗАДАНИЕ: «Музыкальная пауза» (слайд 13).

Исполнение танца под песню «Помогатор» из мультфильма «Фиксики».

Воспитатель предлагает детям выбрать конверт с заданием (слайд 14).

6 ЗАДАНИЕ: «Какое право нарушено»  (слайд 15).

Воспитатель читает отрывки из сказок, дети называют сказку, находят соответствующую картинку, и отвечают на вопрос «Какое право сказочного героя нарушено в этом отрывке, и кто его нарушил? » (слайд 16).

  • «Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне да меня и выгнала». (Заюшкина избушка).

Какое право нарушила лиса? (право на жилище).

Кто защитил зайца и помог восстановить право на неприкосновенность жилища? (петух)

  • «Посадила девочка братца на травке, под окошко. Сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях». (Гуси-лебеди)

Какое право нарушили гуси-лебеди? (право на жизнь в семейном окружении)

Кто помог девочке спастись и выручить братца? (печка, яблонька, речка)

  • «Я буду умненький, благоразумненький, папа Карло, говорящий сверчок велел мне ходить в школу». (Золотой ключик или Приключения Буратино)

О каком праве здесь говорится? (право на образование)

  • «Как только коза ушла в лес, волк подошел к двери и запел тоненьким голосом: «Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся, ваша мать пришла. Молока принесла». (Волк и семеро козлят)

Какое право нарушил волк? (право на жизнь и неприкосновенность жилища)

Воспитатель предлагает детям выбрать конверт с заданием (слайд 17).

7 ЗАДАНИЕ: Чтение стихотворения (слайд 18).

Дети читают  стихотворение

1 ребенок:        

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

2 ребенок:

Рядом мама, крепко за руку держала,

В путь-дорогу умницу свою сопровождала.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают их на свете

В: - Дети, игра закончилась, сегодня вы показали себя настоящими знатоками, поэтому вам присваивается звание «знатоков». Детям вручаются эмблемы (приложение № 2).Сложно ли вам было отвечать на вопросы викторины?

В: - Сегодня мы вспомнили с вами важные права. Если их нарушают, то дети растут несчастными. Поэтому и необходимо не нарушать права друг друга ведь мы все с вами люди и все имеем равные права и свободы.

Список литературы:

  • Образовательная программа ДОУ на 2014-2015 уч.г.


Приложение №1

Приложение № 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка мероприятия для детей дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования» Педагогический проект на тему «В мире безопасности»

Данный проект может быть использован в практической деятельности педагогами дошкольного образования при знакомстве детей с лексической темой "В мире безопасности"...

Разработка мероприятия для детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Семейное торжество За столом расположилась семья: мама, папа, дедушка, мальчик и девочка. Бабушка подносит к столу пирожки. Мальчик – именинник стоит и смотрит на праздничный стол. На столе торт ...

Сборник "Методические разработки мероприятий для детей дошкольного возраста в рамках проведения Лихачевских чтений".

Предоставленный конспект занятия разработан с целью  формированиюя нравственных взаимоотношений воспитанников  старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у сказки" с использованием мультстудии.

Конспект коррекционно-развивающего занятия   "В гостях у сказки"Цель: Формирование творческих способностей у дошкольников при создании мультфильмов.Задачи: Развивитие  умения ...

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста «Викторина о творчестве К. И. Чуковского»

В викторине участвуют 2 команды детей старшего возраста. Они отвечают на вопросы по биографии К.Чуковского, вспоминают его сказки, отгадывают загадки, вспоминают героев сказок, рисуют, выполняют динам...

Методическая разработка «Проектная деятельность детей дошкольного возраста» Тема методической разработки: «Карты открывают свои тайны».

Методическая разработка представляет собой серию учебных игровых занятий для дошкольников старшего возраста, разработанных в виде стационарных бинарных занятий и занятий в виде подвижных игр с элемент...