Методическая разработка мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с использованием средств ИКТ «Викторина «Что? Где? Когда? »
план-конспект занятия (старшая группа)

Ганичева Екатерина Леонидовна
Цель: закреплять имеющиеся знания и представления детей об их правах и
обязанностях.
 
Задачи:
1. Учить  детей понимать, что такое права и обязанности и их важность; 
2. Развивать мышление и связную речь, развивать навык диалогического общения, развивать умения соотносить сюжет сказки с определёнными правами; 
3. Воспитывать чувство собственного достоинства и уважения к окружающим людям.
 
Методы и приёмы: игровой – викторина «Что? Где? Когда?», загадки, игра «Цветок добрых дел»; проблемный – решение проблемных ситуаций; словестный – игра «Какое право нарушено», вопросы к детям, чтение стихотворения; наглядный – презентация, лепестки цветов, медали.  
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_pravam_rebyonka.docx387.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад общеразвивающего вида №16 «Малыш»

  г. Омутнинска Кировской области

Методическая разработка мероприятия с детьми

 старшего дошкольного возраста (5-6 лет)  

 с использованием средств ИКТ

«Викторина «Что? Где? Когда? »

Омутнинск, 2015 год

Методическая разработка мероприятия с детьми  старшего дошкольного возраста(5-6 лет) с использованием средств ИКТ

«Викторина «Что? Где? Когда? »

Обоснование темы: в соответствии с лексической темой «Я и мои права».

Цель: закреплять имеющиеся знания и представления детей об их правах и

обязанностях.

Задачи:

  1. Учить  детей понимать, что такое права и обязанности и их важность;
  2. Развивать мышление и связную речь, развивать навык диалогического общения, развивать умения соотносить сюжет сказки с определёнными правами;
  3. Воспитывать чувство собственного достоинства и уважения к окружающим людям.

Методы и приёмы: игровой – викторина «Что? Где? Когда?», загадки, игра «Цветок добрых дел»; проблемный – решение проблемных ситуаций; словестный – игра «Какое право нарушено», вопросы к детям, чтение стихотворения; наглядный – презентация, лепестки цветов, медали.  

Оборудование:  интерактивная доска, презентация «Что? Где? Когда?», 11 разноцветных лепестков цветка, жёлтый круг – серединка цветка, мольберт.  

Предварительная работа:

Познавательное занятие «Я и мои права»,  рассматривание альбома «Дети имеют право», «Конвенция о правах ребёнка», чтение русских народных сказок и беседа по их содержанию в правовом аспекте, дидактическая игра «Составь картинку и назови право», рисование на тему «Моя семья», оформление альбомов «Кто я? »; заучивание стихотворения «По извилистой дорожке…».

Ход мероприятия:

Воспитатель приглашает детей поиграть. Дети стоят в кругу, воспитатель предлагает взяться за руки, крепко сжав ладони.

В (воспитатель): - Что вы чувствуете?

Д (дети): - Тепло.

В: -Да, когда люди вместе. То всем становится тепло и радостно.

В: - Сегодня мы с Вами тоже будем все вместе, будем одной командой.

В: - И сегодня мы постараемся вспомнить все, что мы знаем о правах. Я предлагаю поиграть в игру-викторину «Что? Где? Когда? ». Что такое викторина?

Дети предлагают свои варианты ответов.

Д: - Это такая игра, она состоит из вопросов и ответов.

В: - Кто принимает участие в этой игре? Почему их так называют?        

Д: -Участники телевизионной игры с таким названием очень умные люди.

Они знают ответы на многие вопросы. Поэтому их называют знатоками. 

(1 слайд).

Воспитатель предлагает детям сесть полукругом около интерактивной доски

Детям предлагается самостоятельно выбрать конверт с номером, а воспитатель зачитывает задание. (2 слайд)

1 ЗАДАНИЕ: «Загадки о правах» (3 слайд)

Мама работала,
Папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на …
(отдых)

***

Всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка,
Пес - Барбос, 
Даже нашу козочку 
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё …
(имя)

***

Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны 
Право на …
(образование)

***

Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина, 
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только …
(врач)

***

Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку. 
Ох, как нужно нам оно
Это право на …
(жильё)

Дети называют право и смотрят соответствующую картинку.(слайд 4)

В: - Как называется документ, в котором описаны права детей?

Д: - Конвенция о правах. (слайд 5)

В: - Правильно, Конвенция. Это международный договор о защите прав всех

детей. Любой человек, и взрослый, и маленький, должен соблюдать свои права.

Воспитатель предлагает детям выбрать конверт с заданием (слайд 6).

2 ЗАДАНИЕ: Физкультминутка  (слайд 7).

Дети вместе с воспитателем произносят слова и выполняют действия в соответствии с ними.

Ты имеешь право быть черным и белым, (движения рук от себя – к себе)

Ты имеешь право быть ловким и смелым, (прыжки на месте)

Ты имеешь право иметь свое имя, (наклоны в стороны)

Ты имеешь право быть просто любимым, (обнимаем себя)

Мы имеем право на всем белом свете, (присесть и встать)

Мы имеем право – мы дети! (выпрыгивание вверх)

Воспитатель предлагает детям выбрать конверт с заданием (слайд 8).

3 ЗАДАНИЕ: Решение проблемных ситуаций. (слайд 9.)

Педагог предлагает детям обсудить проблемные ситуации и выбрать верное решение данной ситуации.

Ситуация № 1

• «Новенький»

В: - В группу пришел новенький мальчик, который не очень хорошо говорил по-русски. Ваня стал дразнить его. Что бы ты сказал Ване?

  • Посмеялся бы вместе с ним над новеньким.
  • Не обратил внимания на то что Ваня дразнит новичка
  • Защитил бы новенького, стал играть с ним.

• «Чужая вещь»

Ситуация № 2

В: - Маша нарядилась в красивое платье и отправилась в гости. По дороге она уронила браслет. Марина и Настя шли сзади, они увидели браслет. Как должны поступить Маша и Настя:

  • Взять красивую вещь себе;
  • Оставить ее лежать на земле;
  • Догнать девочку и отдать ей потерянную вещь.

В: - Можно ли забирать себе чужую игрушку? Почему?

В: - У каждого ребенка есть право на дом и имущество и никто не имеет права заходить в чужой дом без разрешения и брать чужие вещи.

Ситуация № 3

• «Если рядом кто-то плачет»

В: - Алеша и Лена вышли во двор погулять. Дети увидели девочку, которая стояла около дерева горько плакала. Как должны поступить Алеша и Лена:

  • Пойти играть со своими игрушками;
  • Подойти к девочке и спросить, что с ней произошло;
  • Постараться ей помочь.

В: - Почему?

В: - Дети имеют право на защиту со стороны родителей и других взрослых, но в тоже время они обязаны сами придти на помощь тому, кто в ней нуждается.

Воспитатель предлагает детям выбрать конверт с заданием (слайд 8).

4 ЗАДАНИЕ: Игра «Цветок добрых дел» (слайд 11)  (Приложение №1).

В: А у вас есть постоянные обязанности дома? (Ответы детей)

Предлагаю собрать лепестки цветка и расскажем как помогаем дома.

На магнитной доске круг желтого цвета. Дети подходят по одному с лепестком, вырезанным из бумаги и рассказывают, как они помогают дома, какие поручения выполняют.

В: Посмотрите, от ваших добрых дел даже цветок раскрыл свои лепестки.

В: Да,  помощь родителям нужна. И они заботятся о том, чтобы ваши права не нарушались.

Воспитатель предлагает детям выбрать конверт с заданием (слайд 12).

5 ЗАДАНИЕ: «Музыкальная пауза» (слайд 13).

Исполнение танца под песню «Помогатор» из мультфильма «Фиксики».

Воспитатель предлагает детям выбрать конверт с заданием (слайд 14).

6 ЗАДАНИЕ: «Какое право нарушено»  (слайд 15).

Воспитатель читает отрывки из сказок, дети называют сказку, находят соответствующую картинку, и отвечают на вопрос «Какое право сказочного героя нарушено в этом отрывке, и кто его нарушил? » (слайд 16).

  • «Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне да меня и выгнала». (Заюшкина избушка).

Какое право нарушила лиса? (право на жилище).

Кто защитил зайца и помог восстановить право на неприкосновенность жилища? (петух)

  • «Посадила девочка братца на травке, под окошко. Сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях». (Гуси-лебеди)

Какое право нарушили гуси-лебеди? (право на жизнь в семейном окружении)

Кто помог девочке спастись и выручить братца? (печка, яблонька, речка)

  • «Я буду умненький, благоразумненький, папа Карло, говорящий сверчок велел мне ходить в школу». (Золотой ключик или Приключения Буратино)

О каком праве здесь говорится? (право на образование)

  • «Как только коза ушла в лес, волк подошел к двери и запел тоненьким голосом: «Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся, ваша мать пришла. Молока принесла». (Волк и семеро козлят)

Какое право нарушил волк? (право на жизнь и неприкосновенность жилища)

Воспитатель предлагает детям выбрать конверт с заданием (слайд 17).

7 ЗАДАНИЕ: Чтение стихотворения (слайд 18).

Дети читают  стихотворение

1 ребенок:        

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

2 ребенок:

Рядом мама, крепко за руку держала,

В путь-дорогу умницу свою сопровождала.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают их на свете

В: - Дети, игра закончилась, сегодня вы показали себя настоящими знатоками, поэтому вам присваивается звание «знатоков». Детям вручаются эмблемы (приложение № 2).Сложно ли вам было отвечать на вопросы викторины?

В: - Сегодня мы вспомнили с вами важные права. Если их нарушают, то дети растут несчастными. Поэтому и необходимо не нарушать права друг друга ведь мы все с вами люди и все имеем равные права и свободы.

Список литературы:

  • Образовательная программа ДОУ на 2014-2015 уч.г.


Приложение №1

Приложение № 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка мероприятия для детей дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования» Педагогический проект на тему «В мире безопасности»

Данный проект может быть использован в практической деятельности педагогами дошкольного образования при знакомстве детей с лексической темой "В мире безопасности"...

Разработка мероприятия для детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Семейное торжество За столом расположилась семья: мама, папа, дедушка, мальчик и девочка. Бабушка подносит к столу пирожки. Мальчик – именинник стоит и смотрит на праздничный стол. На столе торт ...

Сборник "Методические разработки мероприятий для детей дошкольного возраста в рамках проведения Лихачевских чтений".

Предоставленный конспект занятия разработан с целью  формированиюя нравственных взаимоотношений воспитанников  старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у сказки" с использованием мультстудии.

Конспект коррекционно-развивающего занятия   "В гостях у сказки"Цель: Формирование творческих способностей у дошкольников при создании мультфильмов.Задачи: Развивитие  умения ...

Методическая разработка «Проектная деятельность детей дошкольного возраста» Тема методической разработки: «Карты открывают свои тайны».

Методическая разработка представляет собой серию учебных игровых занятий для дошкольников старшего возраста, разработанных в виде стационарных бинарных занятий и занятий в виде подвижных игр с элемент...

Методическая разработка "Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии". Круглый стол

Ознакомление педагогов с использованием приемов ТРИЗ в развитии речи дошкольников....