мастер-класс с педагогами по экспериментированию "Интересные опыты с детьми"
материал
Цель мастер-класса: повысить уровень профессионального мастерства у педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности с различными материалами.
Задачи:
1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Каждый участник мастер-класса должен будет провести опыт и определить свойства материалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс с педагогами по экспериментированию
«Интересные опыты с детьми»
Цель мастер-класса: повысить уровень профессионального мастерства у педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности с различными материалами.
Задачи:
1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Каждый участник мастер-класса должен будет провести опыт и определить свойства материалов.
Ход мастер-класса
Добрый день уважаемые коллеги! Я очень рада нашей встрече.
Сегодня я предлагаю поговорить о чудесах, которые нас окружают в повседневной жизни. Скажите, кто из нас не ждет чуда и волшебства? Конечно, ждет каждый, и взрослый и ребенок. Только дети ждут его с особым нетерпением, ведь они смотрят на мир совершенно иначе, чем мы, взрослые. Почему? Да потому, что дети – прирожденные исследователи, а подтверждение тому – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение проблемной ситуации. И в определенный момент самым любимым словом ребенка становится слово «почему?»
Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми. Приглашаю Вас пройти в лабораторию, где мы проведем опыты.
Опыт 1
«Шишка»
Материал: шишки, посуда, горячая вода.
Запасаемся обычной шишкой — зрелой, с раскрытыми чешуйками (если такой нет под рукой, возьмите любую шишку, положите на солнце или в тепло — раскроется). Готовим посудину, в которой заливаем шишку горячей водой (в горячей воде реакция быстрее проходит, но помните о безопасности, чтобы без ожогов). Итак, шишка с открытыми чешуйками, теплая вода, заливаем шишку в посудине — и ждем! Через 10-15 минут: чешуйки закрылись. Можно и подольше подержать шишку в воде, она тогда плотно закроется. И еще один секрет: если после опыта закрытую шишку положить на солнышко и подождать подольше (пока высохнет), она опять откроется!
Опыт 2
«Чудесные спички» (зубочистки)
Материал: 5 спичек, блюдце, вода.
Надломите спички посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.
Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна “толстеют”, и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
Опыт 3
Материал: воздушные шары, апельсины
Интересно, а что произойдет, если соком цедры апельсина брызнуть на надутый воздушный шарик? Невероятно, но он просто лопнет! Сейчас мы с вами попробуем лопнуть шарик при помощи апельсина, а в конце я объясняю, почему это происходит. Это не только познавательный, но и очень вкусный опыт, ведь апельсин в ходе опыта не пострадает и его можно съесть.
Надуваем требуемое количество шариков, которые будут безвозвратно испорчены в ходе опыта, и выжимаем цедру апельсина над шариком… Воздушные шарики лопаются, лишь только сок с цедры попадает на них!
Вывод: Сок, который мы выдавливаем из шкурки апельсина, содержит особое вещество — лимонен. Лимонен содержится во многих эфирных маслах цитрусовых, а не только апельсинов. Так вот, лимонен обладает удивительной способностью растворять резину, а из резины, как известно, и изготовлены наши бедные шарики. Вот так все просто в занимательной химии. Немного знаний и мы только что провели химическую реакцию растворения резины при помощи вещества — лимонен!
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдём немного разомнемся.
Физкультминутка: «Чудаки-Самолеты»
Опыт 4.
Карандаши
Понадобится: полиэтиленовый пакет, простые карандаши, вода.
Опыт: Наливаем воду в полиэтиленовый пакет наполовину. Карандашом проткнуть пакет насквозь в том месте, где он заполнен водой.
Объяснение: Если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой наполовину и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет. Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем случае, полиэтилен затягивается вокруг карандашей.
Опыт 5
«Надувание шарика»
Верите ли вы в то, что воздушные шарики могут надуваться сами по себе? А я докажу, что очень запросто! Для опыта нам понадобятся только воздушный шарик, пластиковая бутылка, сода и уксус. Насыпьте в шарик 3–4 чайных ложек соды, а в бутылку налейте около 100 мл уксуса. Затем наденьте шарик на горлышко бутылки и потрясите его, чтобы сода из шарика пересыпалась в уксус. Вот и все. Теперь останется только наблюдать и удивляться. А объясняется этот опыт очень просто: при взаимодействии соды с уксусом выделяется углекислый газ, который и надувает шарик.
Опыт 6.
«Галактика в тарелке»
Нужны: Цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.
Опыт: Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета — перемешиваться.
Объяснение: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.
Опыт 7.
«Цветная капуста»
Понадобится: 4 стакана с водой, пищевые красители, листья капусты или белые цветы.
Опыт: Добавьте в каждый стакан пищевой краситель любого цвета и поставьте в воду по одному листу или цветку. Оставьте их на ночь. Утром вы увидите, что они окрасились в разные цвета.
Объяснение: Растения всасывают воду и за счет этого питают свои цветы и листья. Получается это благодаря капиллярному эффекту, при котором вода сама стремится заполнить тоненькие трубочки внутри растений. Так питаются и цветы, и трава, и большие деревья. Всасывая подкрашенную воду, они меняют свой цвет.
Опыт 8
«Чернила-невидимки»
Материал: 10% раствор сульфатной кислоты, деревянная палочка, свеча, плотный лист бумаги.
Опустите деревянную палочку в раствор сульфатной кислоты и напишите тайное послание на листе бумаги, можете нарисовать рисунок. Раствор оставит мокрый след на бумаге.
Подождите, пока лист полностью высохнет и ваш рисунок или надпись стали невидимыми.
После этого зажгите свечу, и подержите лист над пламенем, и через некоторое время на бумаге появится надпись или рисунок черного цвета.
Сделать невидимые чернила можно и с помощью других жидкостей: молоко, яблочный или луковый сок.
Для проявления текста можно использовать горячий утюг.
Почему так происходит? Все эти жидкости являются термочувствительными. В их состав входят бесцветные или слабоокрашенные вещества, которые при нагревании превращаются в окрашенные соединения.
При воздействии на них тепла происходит их обезвоживание, а они, в свою очередь, оказывают обезвоживающее воздействие на бумагу, и при нагревании бумага частично обугливается в местах нанесения жидкости, окрашивается в темный цвет и проявляется надпись.
Опыт 9
Вода в решете
Продолжаем изучать магические свойства воды и окружающих предметов. Попросите кого-то из присутствующих натянуть бинт и полейте через него воду. Как мы видим — она без всякого труда проходит через отверстия в бинте.
Поспорьте с окружающими, что сможете сделать так, что вода не будет проходить через бинт без всяких дополнительных приемов.
Отрежьте кусок бинта.
Оберните бинтом стакан или бокал для шампанского.
Переворачивайте бокал — вода не выливается!
Вывод: «Благодаря такому свойству воды, как поверхностное натяжение, молекулы воды хотят все время находиться вместе и их не так просто разлучить (вот такие они замечательные подружки!). И если размер отверстий небольшой (как в нашем случае), то пленка не рвется даже под тяжестью воды!»
Наша работа на сегодня закончена. Нам удалось найти ответы лишь на несколько вопросов, но мир вокруг нас полон чудес и волшебства.
Экспериментируйте, не теряйте своей любознательности, и тогда мир откроет вам свои тайны. Спасибо за внимание. Желаю творческих успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Творческое сотрудничество педагога с детьми на основе театрализованной деятельности»
Мастер-класс для педагогов...
Мастер-класс «Техники обучения педагогов целостному обобщению актуального педагогического опыта»
Мастер-класс позволяет обучить педагогов целостному обобщению актуального педагогического опыта....
Мастер-класс «Техники обучения педагогов целостному обобщению актуального педагогического опыта»
Мастер-класс«Техники обучения педагогов целостному обобщению актуального педагогического опыта»Цель: научить педагогов целостному обобщению актуального педагогического опыта.Задачи:Помочь ...
Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Опыты с детьми».
Мастер-класс с педагогами по экспериментированию«Опыты с детьми».Цель мастер-класса: продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с воздушными шарами.Задачи:1. Показать, как ...
Мастер-класс Дизайн – деятельность педагога с детьми в оформлении интерьера детского сада техникой кинусайга
Мастер-классДизайн – деятельность педагога с детьми в оформлении интерьера детского сада техникой кинусайга...
Мастер-класс на ГМО педагогов-логопедов "Использование игровых приемов в работе с детьми с ОВЗ"
Цель мастер-класса: познакомить педагогов с современными игровыми приемамиЗадачи:• привлечь педагогов к результативному воспитательно-образовательному процессу;• заинтересовать их в использо...
Мастер-класс для молодых педагогов детского сада «Применение игрового самомассажа в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель мастер-класса состоит в том, чтобы показать аудитории, активно использующей в работе здоровьесберегающие технологии, целесообразность и эффективность выполнения игрового самом...