Мастер-класс «Творческое сотрудничество педагога с детьми на основе театрализованной деятельности»
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Творческое сотрудничество педагога с детьми на основе театрализованной деятельности»
Участники: Музыкальные руководители, воспитатели.
Цель: Представление опыта работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Систематизировать знания педагогов о театрализованной деятельности в ДОУ.
2. Познакомить с методами и приемами проведения театрализованных игр.
3. Повысить профессиональную компетентность педагогов в развитии творческих способностей дошкольников через игры-импровизации.
Планируемый результат: Смотивированность присутствующих на работу по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности. Создана творческая атмосфера для участников мастер-класса.
Образовательный продукт: театральные мини-представления.
Предварительная работа педагога:
Подбор костюмов, театральных атрибутов, кукол би-ба-бо.
Изготовление цветка "Цветик – семицветик".
Подбор музыкального материала.
Карточки – символы для рефлексии.
Организация выставки фотографий по театрализованной деятельности детского сада.
Оборудование и материалы:
Фотографии, фломастеры, набор карточек, ТСО, костюмы, театральные атрибуты, методическая литература по театрализованной деятельности.
Ход мастер-класса:
1. Выступление по теме «Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности».
Существует множество форм обучения и воспитания как процесса всестороннего развития детей, но театральная деятельность стоит в этом ряду «на особинку». Этот вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны. Театр позволяет строить взаимодействие и общение его участников с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. И в то же время дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая подчас характеры и поступки, осуждаемые всеми: жадность, хитрость, леность и прочее.
Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременному достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; личностно-социальному развитию детей.
В нашем детском саду дети с удовольствием разыгрывают небольшие этюды, сценки из знакомых сказок, участвуют в создании декораций, оформлении сцены. Учатся накладывать грим: подрисовывают усы, веснушки, румянят щеки, причем делают это с откровенным удовольствием. Включить малышей в театральную деятельность не сложно, ведь они любят наряжаться, изображать каких-то героев.
А еще у нас сложилась традиция – устраивать театральные представления. Выбор спектакля – серьезная задача для детей. Детям дается право свободного выбора и добровольного участия в спектакле. Я делаю так, чтобы ни один ребенок не остался в стороне от решения этой проблемы. Дети обсуждают количество ролей, назначают актеров, продумывают декорации, озвучивание.
Здесь они учатся решать вопросы на основе диалога и демократического общения. Учатся правильно оценивать свои возможности, возможности товарищей, удовлетворяют потребности в личностном общении с взрослыми. Я стараюсь сделать так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя нужным и значительным в этой работе. В своей работе учитываю и то, что дети захотят поменяться ролями, и эту возможность им предоставляю.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлению перед аудиторией. Здесь большую роль играют показы отрывков из сказок, где присутствуют любимые сказочные персонажи: Баба- Яга, Кощей, старик Годовик, Кикимора, а так же выступления перед большой аудиторией, например на утреннике, в другой группе. Для развития выразительности речи детей в своей работе использую артикуляционную гимнастику, упражнения для губ и языка, дыхательную гимнастику, звукоподражание голосам птиц, животных. Это служит хорошим тренингом для развития речевого аппарата, мышц лица, а самое главное, - дети любят эти упражнения, что способствует положительному эмоциональному настрою на занятия. Также включала фольклор: скороговорки, загадки, потешки, дразнилки, заклички, что также способствует развитию эмоциональной сферы, речевому развитию в целом. Для развития сценической речи при работе над постановками использовала речевые этюды Н. Ф. Сорокиной.
Для развития выразительности движений я включила пальчиковые игры, танцевальные движения, имитационные упражнения, сюжетные игры, пантомимические движения, представленные жестами: «иди сюда», «привет», «желание» и т. д. Это очень близко детям и они легко справляются с заданиями, действуя непосредственно.
Театрализованная деятельность способствует формированию у детей опыта социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей-дошкольников всегда имеет нравственную направленность. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отожествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет мне через театрализованную деятельность оказывает позитивное влияние на детей.
Для формирования личностно-социальной компетентности важную роль играет и совместная творческая деятельность детей и взрослых (родителей, воспитателей). И поэтому, как воспитателей, так и родителей привлекаю к активному участию в театрализованных постановках. Они с азартом, с желанием исполняют и роль Бабы-Яги, кота Базилио, лисы Алисы и другие роли. Такая совместная деятельность позволяет взрослым лучше узнать детей, особенности их характера, темперамента, мечты, желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослыми и детьми.
Театрализованная деятельность также позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Работа театрального кружка способствует личностно-социальному развитию детей. Она позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения. Дети не зажаты, выразительны и эмоциональны. Полученные знания, умения и навыки они могут применить в любом другом виде деятельности, будь то домашний спектакль или открытое мероприятие.
Работа над данной темой продолжается. А пока результаты работы радуют. Сценическая игра детей повышается от спектакля к спектаклю. Дети не просто проигрывают знакомые действия, а фантазируют, творчески подходят к изображению каждого героя сказки, показывают способности мимики и пантомимики. Дети становятся сплоченнее и внимательнее друг к другу. Повышается интерес к совместной игре. Достаточно хорошо распределяют роли и договариваются о последствии совместных действий. Для развития игровых действий используют известных сказочных персонажей, выражают через них свои эмоции. Более легко и свободно проявляют свои исполнительские умения. Театрализованная игра раскрывает духовный и творческий потенциал каждого ребенка, формирует эстетический вкус, развивает коммуникативные качества личности ребенка, показывает его индивидуальность. На мой взгляд, детям легче будет адаптироваться в школьной жизни, стать успешной творческой личностью.
Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т. д. И, по моему мнению, театрализованная деятельность - одна из самых мощных, сильных видов деятельности для развития у детей дошкольного возраста творческих способностей.
2. Проведение имитационной игры.
Участники располагаются на стульях, заранее расставленных полукругом. Проводится упражнение «Приветствие». Основное назначение данного упражнения – создание эмоционального настроя, включение участников в общий процесс.
Придумано кем-то умно и мудро,
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро! улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера.
Ведущий встает в центр круга и предлагает каждому участнику, передавая маску, по очереди представиться.
- Я уверена, что для всех собравшихся на этот мастер класс не секрет что сегодня разговор пойдет о театре. На мой взгляд, наиболее сложным и наиболее интересным в театрализованной деятельности является импровизация, импровизация в речи (театральных монологах и диалогах, в мимике, жестах, в костюмах.
- Как вы понимаете, что такое импровизация? (импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки).
- К импровизации готовят все виды театров.
- Какие виды театров вы знаете? Какие виды театров используются чаще всего в работе детского сада? (драма и театр кукол)
- Как вы думаете, можем ли мы с вами сейчас подготовить театрализованное представление?
-Что для этого нужно? (актеры, костюмы, диалоги, монологи, импровизация и др.)
- И все же вы будете в недоумении, если я вдруг предложу вам разыграть ту или иную сценку. Нужно к этому подготовиться – вместе выбрать тему, обсудить, как ее изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды, рассмотреть имеющиеся костюмы и атрибуты.
- А сейчас я покажу элемент импровизации («Заяц и капуста», «Встреча с Бабой-Ягой») .
- Я хочу предложить вам для самостоятельной работы несколько тем: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Ожившие картинки», «У нас сегодня праздник».
3. Совместное моделирование
Ведущий приглашает желающих принять участие в мини-спектакле.
- Я предлагаю вам распределиться на группы, выбрать элементы костюмов и подготовить импровизированные монологи и диалоги межу персонажами.
Время работы 5-7 минут.
- Я предлагаю первой группе показать свой вариант импровизации. Спасибо.
- 2 группа.
- Вы все были выразительны, творчески подошли к работе. Всем спасибо за работу.
4. Оценка проведения мастер-класса.
А теперь, уважаемые участники мастер-класса, постарайтесь ответить на вопросы:
- Что нового Вы узнали для себя на данном мероприятии?
- Сможете ли Вы использовать увиденное в своей работе?
- Остались ли у Вас вопросы по предложенной теме?
Уважаемые коллеги! Прошу Вас отразить Ваше настроение от нашей совместной работы, на мастер-классе выбрав «звездочки-настроения» и оставить на них свои комментарии.
5. Подведение итогов мастер-класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Развитие фонематического восприятия у дошкольников с ЗПР через театрализованную деятельность»
Я работаю учителем – логопедом в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Для дошкольников с задержкой психического развития характерна несформированность процессов инто...
Мастер-класс "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности"
Мастер-класс проводился для музыкальных руководителей ДОУ...
«Мастер-класс» Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности.
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности...
Мастер-класс по теме: Поддержка детской инициативы и индивидуальности через театрализованную деятельность
Поддержка детской инициативы и индивидуальности через театрализованную деятельность...
Мастер-класс на тему «Нетрадиционные игры-забавы для проведения свободной театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста»
Мастер-класс на тему «Нетрадиционные игры-забавы для проведения свободной театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста»...
Мастер-класс на тему: «Сотрудничество педагога и детей в продуктивных видах деятельности»
Уважаемые коллеги, тема нашего мастер-класса звучит так : «Сотрудничество педагога и детей в продуктивных видах деятельности». Но как вы понимаете термин «Сотрудничество»? (дру...
Мастер - класс «Упражнения на развитие памяти и внимания ребёнка по театрализованной деятельности (с помощью актерского тренинга)»
Мастер - класс «Упражнения на развитие памяти и внимания ребёнка по театрализованной деятельности (с помощью актерского тренинга)» Цель: ознакомление п...