В пространстве досугового мероприятия Ожидания ребенка
статья (старшая группа)
Ребенком называют человека в специфический период жизненного цикла — период детства. Временные рамки детства весьма вариативны в разных цивилизациях, культурах, государствах.
Детство является первым этапом жизненного цикла человека, предшествуя взрослости. Старт человеческой жизни сопряжен с
началом познания окружающего мира, его правил и норм, поиском и пробой себя в различных ролях, сферах и областях общественной и культурной жизни. Ребенком называют человека в специфический период жизненного цикла — период детства. Временные рамки детства весьма вариативны в разных цивилизациях, культурах, государствах.
Детство является первым этапом жизненного цикла человека, предшествуя взрослости. Старт человеческой жизни сопряжен с
началом познания окружающего мира, его правил и норм, поиском и пробой себя в различных ролях, сферах и областях общественной и культурной жизни. Ребенком называют человека в специфический период жизненного цикла — период детства. Временные рамки детства весьма вариативны в разных цивилизациях, культурах, государствах.
Детство является первым этапом жизненного цикла человека, предшествуя взрослости. Старт человеческой жизни сопряжен с
началом познания окружающего мира, его правил и норм, поиском и пробой себя в различных ролях, сферах и областях общественной и культурной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dou.odt | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
В пространстве досугового мероприятия
Ожидания ребенка
Ребенком называют человека в специфический период жизненного цикла — период детства. Временные рамки детства весьма вариативны в разных цивилизациях, культурах, государствах.
Детство является первым этапом жизненного цикла человека, предшествуя взрослости. Старт человеческой жизни сопряжен с
началом познания окружающего мира, его правил и норм, поиском и пробой себя в различных ролях, сферах и областях общественной и культурной жизни. Необходимость освоения и присвоения социального опыта предыдущих поколений привела к тому, что общество стало содержать ребенка, в той или иной степени освободив его от труда, и целенаправленно воспитывать (учить). Освобождение, пусть даже частичное, от участия в производстве средств к существованию и дискретность воспитания создали особое явление — досуг ребенка, сферу его самостоятельного приобщения к окружающему миру. К этим обстоятельствам в конце XIX в. добавился распад патриархальной семьи, вследствие которого возникла общественная потребность в организации свободного времени детей и подростков.
Специфика детства состоит и в том, что в этот период человек еще не в полной мере управляет собой, своими психическими состояниями и не усвоил способы соотнесения собственных интересов с интересами окружающих его людей. Для ребенка характерно стремление к непосредственному удовлетворению желаний и потребностей. В то же время ребенок является источником творчества, неожиданных, нетривиальных решений. Таким образом, детскость (инфантильность) — это с одной стороны безответственность, несерьезность, эгоизм, а с другой — спонтанность и креативность. Инфантильность ребенка в определенной степени поддерживается взрослыми, их снисходительностью по отношению к промахам и ошибкам еще неопытного, мало знающего и умеющего маленького (юного, молодого) человека. Данное обстоятельство отражается в сфере детского досуга — именно в пространстве досуга ребенок и может быть в полной мере ребенком, т. е. проявлять самопроизвольность (поведение, вызываемое не внешними, а внутренними причинами), самодеятельность (активные действия под влиянием внутренних побуждений), творчество (готовность принимать и продуцировать принципиально новые идеи, преодолевающие общепринятые схемы мышления).
Досуговое поведение детей, подростков и учащейся молодежи определяется совокупностью источников активности, а именно потребностью в общении, новой информации, освоении новых действий, реализации собственных способностей, повышении социального статуса (признании), осуществлении общественно полезных действий.
Потребность ребенка в общении может быть представлена в виде группы потребностей: в афилиации (потребность в эмоциональном контакте с другим человеком, которая проявляется в стремлении общаться с другими людьми, взаимодействовать с окружающими, оказывать и принимать помощь и поддержку); во внешней поддержке (в эмоциональном плане — потребность ощущать заботу со стороны других людей; в оценочном плане — потребность в поддержке оценочных суждений и мнений; в информационном плане — потребность в информации о том, как воспринимать те или иные явления; в инструментальном пла не — потребность в помощи как действии); в аттракции (стремление находиться в обществе привлекательного человека, т. е. лица, по отношению к которому субъект испытывает положительные чувства).
Потребность в получении, обработке и усвоении новой информации, или любознательность, по мнению А. И. Савенкова, берет свое начало от поисковой активности. В обыденных представлениях она именуется любопытством (жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, потребность в «умственных впечатлениях»).
Потребность в освоении новых действий и способов решения задач представляет собой особую заинтересованность в практическом обучении. Сюда могут входить как потребность в овла-дении предметно-практическими действиями (выпиливать, сверлить, строгать), так и стремление играть на музыкальных инструментах, конструировать, писать стихи и др.
Потребность в самостоятельности и реализации собственных способностей согласно гуманистической психологии включает стремление человека реализовать свои задатки и потенциал. Осуществление этих потребностей предполагает выявление скрытых резервов личности, перевода знаний, умений и социального опыта личности из потенциального состояния в конкретное действие. Нацеленность на реализацию собственных способностей связана с потребностью в саморазвитии, личностном росте, обретении смысла собственного существования. Следует, однако,
понимать, что наличие потребности в самостоятельности у детей и подростков не гарантирует успешности выполнения ими действий.
Потребность в повышении своего социального статуса (признании) включает потребность преуспевать в том, что считается важным (в учебе, спорте, работе, увлечении, умении хорошо выглядеть и др.). К этой группе также относится потребность иметь определенные социально-экономический статус и степень личного престижа. Данная потребность играет важную роль в досуговых занятиях и практиках, предполагающих публичное выражение оценки (музыкальное или танцевальное исполнительство, самодеятельный театр и др.).
Потребность в осуществлении общественно полезных действий связана с желанием личности быть полезной для других людей; готовностью участвовать в любом общественно необходимом труде; чувством долга, взаимопомощи, ответственности перед коллективом, удовлетворенности от приносимой людям пользы (Д. И. Фельдштейн).
Досуг подростков и юношества существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу их специфических духовных и физических потребностей и присущих им социально-психологических особенностей. Обычно подростковый и юношеский досуг характеризуется следующими чертами:
- преобладание поисковой и творческо-экспериментальной активности;
- повышенная эмоциональная и физическая подвижность, динамичная смена настроений, зрительная и интеллектуальная восприимчивость;
- предпочтение проводить свободное время вне дома, в компании сверстников, в коммуникативно насыщенной среде;
- обостренное стремление к самостоятельности и индивидуальности в выборе форм поведения, друзей, книг, одежды;
- самоопределение в сфере любительских занятий, досуговых интересов, стиля самопрезентации;
- формирование юношеских и молодежных субкультур, предполагающих особый стиль проведения свободного времени и специфический образ жизни.
В числе факторов, определяющих характер занятий подростков и юношества в свободное время, специалисты чаще всего называют средства массовой информации (СМИ). Это Интернет, формирующий новые досуговые увлечения учащейся молодежи (компьютерная живопись, графика, игры и пр.); периодические издания и телевидение, оказывающие, наряду с кинематографом, влияние на выбор приоритетов в ценностях молодого поколения, формирование его духовного мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культурно -досуговое мероприятие "Кулинарный поединок"
Досуг для детей старшего дошкольного возраста, побуждает детей к активному творчеству.Интересно, поучительно, актуально....
Совместное досуговое мероприятие посвященное Дню матери.
Совместное мероприятие с родителями воспитанников группы....
«Технологическое обеспечение досуговой деятельности В ДОУ» Досуговое мероприятие «Прощай Масленица» Уличное гуляние для детей старшего возраста
Методическая разработка досугового мероприятия для дошкольников по фольклору "Прощай, Масленица"....
Досуговое мероприятие для детей и родителей 2 группы раннего возраста на тему: «Правильное питание – залог здоровья ребенка».
В связи с популяризацией в обществе здорового образа жизни, воспитателем 2 группы раннего возраста Борисовой Г.В. было разработано досуговое мероприятие «Правильное питание ...
Досуговое мероприятие к празднику День Ребенка "Путешествие в цирк"
Данное мероприятие проходило в рамках проекта "Веселый цирк", которое называется "Путешестаие в цирк"...
Досуговое мероприятие для детей и родителей на тему: «Правильное питание – залог здоровья ребенка».
пропаганда здорового образа жизни, а также формирование у родителей представлений о значимости правильного питания детей как составной части культуры человека....