Проект "Как хлеб на стол к нам попадает?"
проект (старшая группа)
Проект, ориентированный на детей старшего дошкольного возраста, в ходе которого дети узнают о том, какой нелегкий путь проходит хлеб, прежде чем оказаться на нашем столе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_hleb_na_nash_stol_popadaet.docx | 733.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №51
Московского района г.Санкт-Петербург
Проект: «Как хлеб на наш стол попадает»
Автор проекта: Старостина А.В.
2015
Паспорт проекта
Автор: Старостина Анна Владимировна, воспитатель I категории,
ГБДОУ д/с № 51
Тема проекта: «Как хлеб на наш стол попадает»
среднесрочный, групповой, исследовательско - творческий
Цель проекта: дать детям представление о том, какой путь проходит зерно,
чтобы стать хлебом
Задачи (воспитателя)
- расширить представления детей о том, как выращивают хлеб (от колоска до каравая)
- воспитывать у детей чувство уважения к труду взрослых и бережное отношение к хлебу
- обогащать словарный запас детей по данной теме
- развивать творческие способности
- учить применять полученные знания на практике
Задачи (детей)
- узнать, откуда берется мука и что из нее можно сделать
- научиться месить тесто и делать фигурное печенье.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, повар
детского сада
Сроки реализации проекта: 1 месяц
План-схема
реализации проекта
«Как хлеб на наш стол попадает»
среднесрочный, групповой, исследовательско - творческий
Этап (сроки) | Основные направления реализации проекта (мероприятия) | Материалы и средства реализации проекта | Примечания |
I этап | Создание проблемной ситуации. Определение целей и задач. Подбор материала о хлебе, с/х профессиях (литература, фотоматериалы, видеофильмы); создание условий для экспериментально-исследовательской деятельности; составление конспектов бесед и НОД. | ||
II этап | 1 неделя Беседа на тему "Как растет пшеница". Выращивание семян овса и ведение дневника наблюдений. Посещение с родителями музея хлеба. Рассматривание картины "Рожь" И. Шишкина. Лепка из соленого теста хлебных изделий для сюжетно-ролевых игр. Дидактическая игра "Часть и целое" Дидактическая игра "Разложи блинчики". Сюжетно-ролевая игра "Магазин". Чтение художественной литературы. 2 неделя Беседа на тему "Как делают хлеб". Рассматривание картины "Страдная пора" Г. Мясоедова. Викторина «Отгадай, что это?» Экскурсия в пищеблок д/сада. "Выпечка сладких булочек". Составление из круп цветочных композиций. Сюжетно-ролевая игра "Кафе". Дидактическая игра "Что сначала, что потом". Дидактическая игра "Скажи какой". Чтение художественной литературы. 3 неделя Беседа на тему "Берегите хлеб". Опытно-экспериментальная деятельность "Превращаем зерно в муку". Рассматривание картины "Жатва" Н.Пимоненко. Рассматривание картинок и фото с изображением с/х техники. Коллективная работа "Хлебные колоски". Чтение и заучивание поговорок о хлебе. Дидактическая игра "Узнай по вкусу". Дидактическая игра "Назови профессию". Сюжетно-ролевая игра "День рождения". Чтение художественной литературы. 4 неделя Беседа на тему "Какой он, хлеб" Дидактическая игра "Что сделано из муки". Дидактическая игра "Что из какой муки сделано?". Рисование иллюстраций к книге-самоделке "Большое путешествие маленького зернышка". Организация фотовыставки "Мы печем и жарим, всех мы угощаем". Разгадывание ребусов. Викторина "Закончи пословицу". Чтение художественной литературы. Изготовление упаковочных конвертиков. Изготовление из песочного теста фигурного печенья. | Видеоролик с портала Youtube. Земля, контейнер, семена, лейки, совочки. Лиговский проспект, 73. Проектор. Соленое тесто, формочки, краски и спонжи, картинки хлебобулочных изделий. Папка-передвижка с играми. Атрибуты, изготовленные руками детей. Л. Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»). Я. Тайц «Все здесь». Н. Гернет и Д. Хармс «Очень – очень вкусный пирог» Видеоролик с портала Youtube. Проектор. Картотека загадок по теме «Хлеб». Наблюдение за работой повара (замешивание теста, формирование булочек и их выпечка). Манка, греча, пшено, макароны, распечатки цветов, краски и спонжи. Атрибуты, сделанные руками детей. Папка-передвижка с играми. М. Пришвин «Лисичкин хлеб» Ю. Круторогов «Дождь из семян» К. Паустовский «Тёплый хлеб» Фотопрезентация о с/х профессиях. Кофемолка, зерна пшеницы. Проектор. Бумага А4, желтые бумажные салфетки, клей. Картотека пословиц и поговорок о хлебе. Папка-передвижка с играми. К. Паустовский «Тёплый хлеб». Э. Топелиус «Три ржаных колоска». Сказка «Колосок». Фотопрезентация о сортах и видах хлеба. Папка-передвижка с играми. Совместное творчество детей и родителей дома. Я Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет»). М. Глинская «Хлеб». Сказка "Легкий хлеб». Бумага, тесьма, бусины. Продукты, необходимые для замешивания песочного теста, венчики, формочки, фартуки, шапочки. | Выпекать в пищеблоке д/сада |
III этап | Проведение чаепития. Подведение итогов и результатов проведенной работы. | Скатерть, ваза с сухими колосьями, чашки, чай, печенья, сделанные руками детьми, баранки. |
Пословицы и поговорки о хлебе
- Большому куску рот радуется.
- Был бы хлеб, а у хлеба люди будут.
- Калач приестся, а хлеб — никогда.
- Без денег проживу, а без хлеба не проживу.
- Хлеб да вода — здоровая еда.
- Помяни соль, чтобы дали хлеба.
- Лиха беда — хлеба нажить, а с хлебом — кому хочешь можно жить.
- Слову — вера, хлебу — мера, деньгам — счет.
- Хлеб везде хорош — и у нас и за морем.
- Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
- Из одной муки хлеба не испечешь.
- Ешь пироги, а хлеб вперед береги.
- Хлеб да капуста лихости не напустят.
- Родился бы человек, а краюшка хлеба готова.
- Хлебушко — калачу дедушка.
- Ешь хлеб, коли пирога нет.
- У хлеба не без крох.
- Хлеб-соль — взаимное дело.
- Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
- Нам хлебушка подай, а разжуем мы сами.
- Хлеб да живот, так и без денег живет.
- Без хлеба нет обеда.
- Щи с мясом, а нет, так и хлеб с квасом.
- Баловством хлеба не добудешь.
- Горек обед без хлеба.
- Хлеб на стол — и стоп престол, а хлеба ни куска — и стол доска.
- Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
- Без хлеба живот никогда не живет.
- Без соли не вкусно, без хлеба — не сытно.
- Хлеба ни куска, так и в горле тоска.
- Временами и ломоть за целый хлеб.
- Не в пору и обед, коли хлеба нет.
- Без хлеба и у воды худо жить.
- У меня хлеб чистый, квас кислый, нож острый, черен пестрый, отрежу гладко, так, что глядеть сладко.
- Без ума проколотишься, а без хлеба не проживешь.
- Хлеб за брюхом не ходит.
- Чужой хлеб в горле петухом поет.
- Чужой хлеб приедчив.
- Хлеб поспевает — колхозник не гуляет.
- Хлеб в пути не тягость.
- Хлеб — всему голова.
- Хлеб да вода — крестьянская еда.
- Хлеб да крупы на здоровье лупи.
- Хлеб да пирог и во сне добро.
- Хлеб да соль! — Ем, да свой. — Хлеба есть! -Да негде сесть.
- Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо — за хлебом.
- Хлеб с солью не бранится.
- Хлеб сердце человеку укрепит.
- Хлеб-соль вместе, а рыбка — в дель.
- Хлеб-соль ешь, а правду говори.
- Хлеб-соль — заемное дело.
- Хлеб-соль и во сне хорошо.
- Хлеб-соль — конец обеду.
- Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.
- Хлеб-соль кушал, а нас не послушал.
- Хлеб-соль не бранит.
- Хлеб-соль — оплатное дело.
- Хлеб хлебу брат.
- Хлеба к завтрему оставляй, а не дела.
- Хлеба край — и под елью рай, хлеба ни куска — и в полатях возьмет тоска.
- Хлеба нет — и друзей не бывало.
- Хлеба нет — и корочки в честь.
- Хлеба ни куска — и в горнице тоска.
- Хлеба с душу, денег с нужу, а платья с ношу.
- Хлебал меж ушку да выронил душку.
- Хлебало-то есть, да хлёбова нет.
- Хлебу — мера, деньгам — счет.
- Чужой ломоть лаком.
- Чужой хлеб вкусен.
- Чужой хлеб петухом в горле запоет.
- Чужой хлеб слаще калача.
- Хлеб ешь зубами, а дело делай руками.
- Хлеб за брюхом не гоняется, а брюхо за хлебом.
- Хлеб на хлеб сеять — ни молотить, ни веять.
- Без хлеба — половина обеда.
- Без хлеба — смерть, без соли — смех.
- Без хлеба все приестся.
- Без хлеба да без каши — ни во что и труды наши.
- Без хлеба и медом сыт не будешь.
- Без хлеба и с меду тошнит.
- Без хлеба и у воды жить худо.
- Без хлеба куска везде тоска.
- Без хлеба на воде ноги жидки.
- Без хлеба не жить, да и не от хлеба (не о хлебе) жить.
- Без хлеба не обед.
- Без хлеба сыт не будешь; про то, чего не было, песню не споешь.
- Без хлебного корму лошадь на кнуте едет.
- Беседа без хлеба не пригожа.
- Хлеб — батюшка, вода — матушка.
- Хлеб — кормилец.
- Хлеб бросать — труд не уважать.
- Хлеб в человеке — воин.
- Хлеб вскормит, вода вспоит.
- Хлеб да вода — молодецкая еда.
- Хлеб да вода — то наша дворянская еда.
- Хлеб да капуста лихого не попустит.
- Хлеб да соль, и обед пошел.
- Хлеб дорогой, да не дороже нас с тобой.
- Хлеб на хлеб — не худо.
- Хлеб наш насущный — хоть черный, да вкусный.
- Хлеб ногами топтать — народу голодать.
- Хлеб с водою, да пирог с лихвою.
- Хлеба нет, так и друзей не бывало.
- Хлебнуть через край.
- Хлебом люди не шутят.
- Хлеб-соль дружбу водит, а ссору выводит.
- Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.
- Хлебцем вместе, табачком врозь.
Дидактические игры по теме «Хлеб – всей жизни голова»
1. «Что сделано из муки?»
Задачи: развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.
Ход игры: дети отмечают фишками только те продукты питания, в состав которых входит мука.
2. «Что из какой муки испекли»
Задачи: закреплять знания детей о злаковых культурах, о типах муки, хлебобулочных изделиях, которые из них делают; развивать зрительные функции; способствовать накоплению зрительных образов.
Ход игры: дети соединяют линиями изображения колосков пшеницы и ржи с хлебобулочными изделиями из ржаной и пшеничной муки.
3. Игра с мячом «Скажи, какой» или «Подбери признак» (Хлеб какой? Мука какая?)
Задачи: обогащать словарный запас детей, развивать речь.
Ход игры: дети встают в круг, передают друг другу мяч и подбирают слова-признаки к заданным словам.
4. «Назови профессию»
Задачи: Расширить представления детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба, расширять словарь.
Ход игры: педагог начинает предложение, дети заканчивают (например: на комбайне работает … комбайнер; на мельнице работает … мукомол и т.д.)
5. «Что сначала, что потом»
Задачи: закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно-следственные связи, связную речь.
Ход игры: дети рассматривают картинки, изображающие разные этапы выращивания хлеба, раскладывают их в правильной последовательности, составляют по ним рассказ.
6. «Разложи блинчики»
Задачи: развивать восприятие формы, величины, упражнять детей в умении визуально определять размеры в порядке возрастания (убывания), развивать глазомер, зрительное восприятие.
Ход игры: дети пронумеровывают изображенные на карточке блины по порядку (от 1 до 10) от самого маленького до самого большого и наоборот.
7. «Что нужно для работы хлебороба»
Задачи: закреплять знания детей о сельскохозяйственной технике, орудиях труда хлебороба, развивать зрительное восприятие, внимание, память.
Ход игры: дети отбирают картинки с изображением сельскохозяйственной техники, орудий труда хлебороба.
8. «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»
Задачи: развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный запас.
Ход игры: дети, стоящие по кругу, называют различные хлебобулочные изделия; победит тот, кто назовет больше таких изделий.
Г.Мясоедов «Страдная пора»
Н. Пимоненко «Жатва»
И.Шишкин «Рожь»
Загадки
Белый сладкий камень | Я пузырюсь и пыхчу, |
В воде родится, воды боится. | Маленькое, сдобное, колесо съедобное. |
На шпагате кольца к чаю | Комковато, ноздревато и губато, и горбато, |
Сидит на ложке, | Может разбиться, |
Что на сковороду наливают | В кусочке сдобного теста |
На весенних полях Ответ: (Борона) | Шумело на просторе Золотое море. Пароход пришел- Выпил море и ушел. Ответ: (Комбайн) |
За железным конем Высыпается зерно. Ответ: (Сеялка) | Какой конь землю пашет, Ответ: (Трактор) |
В поле росла, Под жерновом была, Из печки на стол Караваем пришла. Ответ:(Пшеница) | Вырос в поле дом, Полон дом зерном. Стены позолочены, Ставни заколочены. И стоит новый дом На столбе золотом. Ответ: (Колос) |
КОЛОСКИ
Рецепт песочного теста для печенья
Ингредиенты: 250г маргарина (можно взять сливочное масло), 1 стакан сахара, 2 стакана муки, 1 куриное яйцо, сода на краешке ножа и щепотка соли.
Хорошенько разотрите масло вместе с сахаром до однородной массы, вбейте яйцо и растирайте с сахаром. Затем добавьте соду, погасив ее каплей лимонного сока (его можно заменить на яблочный уксус). Для улучшения вкусовых качеств можно добавить ванилин, кусочки лимона, корицу. В готовую массу добавить муку и замешать тесто.
Если дрожжевое тесто нужно долго мять, это здесь делать нельзя, потому что оно может потерять пластичность. Из такого резиноподобного теста изделия получатся твердыми и не аппетитными.
Если вы сделали все правильно, то песочное тесто для печенья получится нежное и легкое. Оно отлично принимает любую форму. Из него хорошо лепятся всевозможные фигурки.
Посыпьте стол мукой, разложите тесто в форме прямоугольника и равномерно раскатывайте его от средины к краям. Для печенья толщина теста должна быть не более 4-6мм, для пирожных - 8-10мм. Существуют различные формочки для печенья или металлические выемки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Хлеб на стол, и стол - престол"
Проект направлен на формирование целостного представления у детей старшего дошкольного возраста о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе....
Презентация "Как хлеб на стол попал"(приложение к конспекту занятия "Откуда хлеб пришел")
Презентация состоит из 18 слайдов, последовательно рассказывающих о долгом пути хлеба от поля до нашего стола....
«Хлеб на стол, так и стол – престол!» развлечение
Разработка по ознакомлению детей с историей появления хлеба....
Проект "Хлеб на стол, так и стол престол"
Ознакомление детей старшего возраста со значением хлеба в жизни человека, приобщение к здоровому питанию....
Хлеб на стол, так и стол престол.
Целью проекта было формирование знаний детьми о хлебе, как о великом богатстве нашей страны. Развивать поисковую деятельность детей, интеллектуальную инициативу. Совершенствовать способы экспере...
Конспект НОД по рисованию «Хлеб на стол, так и стол - престол» в подготовительной группе (в рамках реализации проекта «Хвала рукам, что пахнут хлебом»).
В рамках реализации проекта "Хвала рукам, что пахнут хлебом!" в нашей подготовительной группе прошла продуктивная деятельность, в ходе которой ребята закрепили свои знания о хлебе и других х...
Проект в старшей группе «Хлеб на столе, и стол - престол»
Создание социальной ситуации развития в процессе подготовки к сюжетно-ролевой игре «Хлебный магазин»....