Познавательные способности ребенка
консультация
Материал консультации направлен на повышение педагогической компетенции родителей в вопросах развития познавательных способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnyh_sposobnostey.docx | 189.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Познавательные способности ребёнка»
Воспитатель: Котова Анна Александровна,
2021год
Познавательные способности проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Необходимым условием развития этих способностей есть тяга к умственным усилиям (Панько Е.А., Коломинский Я.Л.). Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности. Дети дошкольного возраста активно познают окружающий мир. Это познание возможно за счет наличия у них психических познавательных способностей (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения). Развитие познавательных способностей старших дошкольников опирается на естественную детскую потребность исследовать и открывать новое, формулировать свежие идеи, самостоятельно добывать знания.
Развитие восприятия
Восприятие – процесс отражения в сознании человека целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию к новой обстановке, полноценное физическое и психическое развитие. В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. Под влиянием игровой и предметной деятельности развивается способность дошкольника отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.
В возрасте между пятым и шестым годом жизни ребенок перестает пользоваться так называемыми предметными эталонами (оранжевый цвет называет «как морковка», зелёный — «как травка») . В старшем дошкольном возрасте происходит усвоение сенсорного эталона. У ребенка формируются представления о разновидностях каждого свойства, он учится пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств различных предметов в различных ситуациях .
В возрасте 5-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дети различают не только основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте. Различают как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг, так и их разновидности (например, отличает овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы). Дети выполняют задания на построение рядов из десяти элементов, расположенных по степени убывания (или нарастания) одного из параметров величины, устанавливают соответствия между двумя-тремя рядами. Учатся ориентироваться и использовать обозначения пространственных отношений (например, «надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, перейти на другую сторону». Трудным для восприятия детей еще является восприятие времени, ориентация во времени суток. В оценке разных промежутков времени: (неделя, месяц, часы, минуты) также еще допускают ошибки.
Характер сенсорного познания меняется: от манипуляции с предметами ребёнок постепенно переходит к ознакомлению с ними на основе зрения, осязания, а также «зрительного ощупывания». Например, чтобы убедиться, что в ведёрке лежит сырой песок ребёнку 5–6 лет достаточно только посмотреть. Обследование предметов приобретает при благоприятных условиях воспитания систематизированный и плановый характер: восприятие целостного облика предмета; мыслительное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал и др.); пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, верху и т. п.); вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предмета. Отличительной особенностью восприятия у старших дошкольников является резкое увеличение его осмысленности. Восприятие, хотя и становится более осознанным, целенаправленным, все же сохраняет глобальность. Так, ребенок преимущественно выделяет наиболее яркие признаки предмета, не замечая другие, нередко более важные.
Знания о предметах и свойствах расширяются и организуются в систему, что позволяет использовать их в разных видах деятельности. В этом возрасте складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.
Развитие внимания
Внимание - это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других.
В старшем дошкольном возрасте формируется произвольное внимание: в 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции, с 6-7 лет развивается волевое (в процессе игры, обучения, общения со взрослыми приходится делать то, что необходимо, но не хочется). Длительность и качество внимания начинают зависеть от воли, сознательного усилия самого человека, внимание становится опосредованным. В процессе обучения, в процессе работы могут возникнуть интерес, увлеченность, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение и тогда возникает новый вид внимания – послепроизвольное, когда старший дошкольник сам возвращается к заинтересовавшей ранее деятельности, бывшей объектом произвольного сосредоточения.
Вместе с тем, возможность детей управлять своим вниманием, пока весьма ограничены. Произвольное внимание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием на протяжении довольно длительного времени, его надо просить больше рассуждать в слух . К концу дошкольного возраста у детей способность произвольного внимания начинает развиваться интенсивно. Сам процесс получения знаний этому способствует, главным образом, на основе возникновения интересов, в частности интереса к учебной деятельности.
У детей старшего дошкольного возраста значительно увеличивается объем внимания, ребенок способен удержать в своем сознании 5-6 предметов или явлений. Ребенок может видеть двойственные изображения. Однако объём внимания недостаточен для различения сложных по содержанию и мало отличных друг от друга объектов (например, рассказов или картин о зиме или лесе). Ребёнок ошибается, оба объекта (рассказа) сливаются в его восприятии.
Дети способны продуктивно заниматься одним и тем же делом 20-25 минут. Устойчивость внимания существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса для него материала, от характера деятельности, которую выполняет ребёнок. Так максимальная длительность одной игры к шести годам она возрастает до полутора часов. И если за 10 минут игры ребёнок 4-5 лет отвлекается в среднем 4 раза, то в шесть лет всего один раз. Так же долго он может быть сосредоточен на продуктивной деятельности. Но будет томиться, отвлекаться, если она ему безразлична или совсем не нравится . Дети становятся способны удерживать внимание на действиях, начинающих приобретать для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к 7 годам. В устойчивости внимания очень резко проявляются индивидуальные различия детей. Особенности темперамента, усиленные хорошим или плохим воспитанием, значительно варьируют длительность доступного ребёнку сосредоточения.
У старших дошкольников возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребёнка. Но все же распределение и переключение еще очень слабо развиты. Они развиваются в процессе практической деятельности, путем упражнения и накопления соответствующего опыта.
Развитие памяти
Память – это сложный психический процесс, определяющийся как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение индивидом его опыта.
В 5-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Ребенок запоминает то, на что было обращено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно . Игровые мотивы оказывают положительное действие и повышают эффективность непроизвольного запоминания . Старшие дошкольники приобретают навык смыслового запоминания, фундамент которого заложен на содержательных связях частей материала, также материала и прошлого опыта. Образная память долгое время является преимущественной для дошкольника. Познавательные процессы, в особенности восприятие и мышление, влияют на ее развитие. Дети при запоминании выделяют преимущественно яркие признаки у предмета. Старшие дошкольники используют речь при запоминании, и это повышает продуктивность образной памяти.
Дети старшего возраста могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить. Она возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести необходимое . У детей старшего дошкольного возраста хорошо развито механическое запоминание - повторение. Оно может выступать в таких формах, как повторное восприятие предметов, их повторное называние, воспроизводящее повторение, осуществляющееся после восприятия всего материала (однако, в отличие от малышей, они делают это либо шёпотом, либо про себя). Если задачу на запоминание ставит взрослый, ребёнок 6 – 7 лет может использовать более сложный способ - логическое упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа. В развитии логической памяти основную роль играет процесс обучения. Этот вид памяти проявляется тогда, когда содержание запоминаемого материала понятно детям. Ребенок 6-7 лет воспроизводит в среднем из 10 хорошо знакомых слов - 4-8, а из 10 незнакомых всего 1-2 слова. Память приобретает интеллектуальный характер, все больше объединяясь с мышлением и речью. С помощью слова он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определённой категории предметов или явлений, устанавливает логические связи или же придумывает.
К 6-7 годам в жизни ребенка появляется важное психологическое новообразование, у них возникает произвольная память (наличие цели запомнить или припомнить и применение мнемических способов для осуществления этого). Возникновение произвольной памяти не случайно, оно связано с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением идеальной мотивации и умения подчинять свои действия относительно отдаленным целям, а также со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности .
Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остаётся наиболее продуктивным до конца дошкольного детства.
Развитие мышления
Мышление – высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.
Психолог А. В. Запорожец утверждал, что типы мышления не имеют возрастных стадий развития. Наглядно-действенное мышление у детей появляется раньше, чем наглядно-образное, т. е. возраст не является тем критерием, который связывает их между собой.
"Мышление руками" (наглядно-действенное) не исчезает по мере взросления, а остается в резерве даже у взрослых, когда какую-то новую задачу они не могут решить в уме и начинают действовать путем проб и ошибок , на развитие наглядно-действенного мышления старших дошкольников работают, например, пазлы, детали конструкторов, головоломки из подвижно сцепленных колец, треугольников и т. п.
Образное мышление подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Детям старшего дошкольного возраста доступен данный тип мышления. Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т. е. визуализировать. В образах отображаются не все особенности предмета, а только те, которые существенны для решения определенной задачи. То есть в сознании ребенка возникают схемы, модели. Особенно ярко модельно-образные формы мышления развиваются и проявляются в рисовании, конструировании и других видах продуктивной деятельности. С 5 лет ребенок может найти в помещении спрятанный предмет, пользуясь отметкой на плане, выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек, основываясь на схеме типа географической карты. Овладение моделями выводит на новый уровень способы получения детьми знаний. Если при словесном объяснении ребенок не всегда может понять, скажем, некоторые первичные математические действия, звуковой состав слова, то с опорой на модель он это сделает легко.
Наибольший интерес вызывает переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, которое следует начинать развивать в старшем дошкольном возрасте. Образные формы обнаруживают свою ограниченность, когда перед ребенком возникают задачи, которые требуют выделения таких свойств и отношений, которые нельзя наглядно представить. Процессом перестройки мышления, можно управлять, учитывая особенности психического развития ребёнка. Но при этом нельзя заставить ребёнка, например, логически мыслить, если он этого не хочет. Любое проявление мышления провоцируется какой-либо мотивацией, влияющей и на её продуктивность. Задача взрослого – помочь ребёнку научиться мыслить. К 6-7 годам ребенок может подходить к решению проблемной ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышления. Старший дошкольный возраст следует рассматривать только как период, когда должно начаться интенсивное развитие логического мышления.
Развитие воображения
Воображение – это способность сознания создавать образы, представления, и манипулировать ими. Возникновение и развитие воображения тесно связано с формированием других познавательных процессов, прежде всего мышления.
Старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования воображения. В 5-6 лет у детей происходит постепенный переход от непроизвольного запоминания и воспроизведения, к произвольному запоминанию. Это создает основу для развития творческого воображения, обеспечивающего возможность создания нового образа. Творческое воображение детей проявляется, прежде всего, в сюжетно-ролевых играх, создающих простор для импровизации, а также в рисовании, конструировании и т.п.
Воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач. Перестраивается воображение, из репродуктивного, воспроизводящего, оно становится предвосхищающим. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. Воображение становится особой деятельностью, которая приобретает осознанный, целенаправленный характер, превращаясь в фантазирование. В старшем дошкольном возрасте ребенок осваивает способы создания образов, которые, как правило, используются неосознанно.
Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает чаще нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения - это важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, это способ выйти за пределы узкого личного опыта.
Заключение
Таким образом, рассмотрев некоторые особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста нам взрослым, не следует забывать, что дошкольники еще не научились управлять ходом своего познания и развития. Здесь им нужна поддержка взрослых, их умное руководство и организация.
Основным условием развития познавательных способностей дошкольников является включение их в деятельность: игровую, учебно-познавательную, продуктивную, двигательную. Одним из аспектов повышения уровня развития познавательных способностей является интеграция различных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе. Развивающая роль любой деятельности заключается в том, что она является определенной формой практики, т. е. носит практически-продуктивный характер.
К. Д. Ушинский подчеркивал, что в дошкольный период решающую роль в воспитании познавательных способностей в целом и операций мышления частности играют родители, поскольку именно они в первую очередь постоянно общаются с ребенком, стимулируют его любознательность, отвечая на многочисленные вопросы.
Все перечисленные выше составляющие познавательные способности детей старшего дошкольного возраста характеризуют познавательную активность, которую необходимо развивать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы «Математические знания и их роль в развитии познавательных способностей ребенка»
Формирование у детей - дошкольников первоначальных математических представлений, знаний и умений должно осуществляться таким образом, чтобы был получен не только непосредственный практический материал...
Познавательные способности ребенка.
Развивать познавательные способности ребенка - это не значит дать ему "готовые" знания, умения и навыки; речь, прежде всего, идет о том, чтобы выработать у ребенка потребность в этих знаниях, определи...
Использование современных игровых технологий в развитии познавательных способностей ребенка.
Какие игровые технологии я использую в работе с детьми ....
Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка дошкольника
Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка дошкольника Один из основополагающих принципов ФГОС ДОО - это построение образовательного процесса дошкольного образования в...
Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка- дошкольника.
Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка- дошкольника....
Роль и место игры ы развитии познавательных способностей ребенка - дошкольника
Какие виды деятетельности появляются в дошкольном возрасте и какю имеют роль в данный период времени...
Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника
Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника...