Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка- дошкольника.
статья (подготовительная группа) на тему
Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка- дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_i_mesto_igry_v_razvitii_poznavatelnyh_sposobnostey_rebenka-_doshkolnika.docx | 18.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Мамонова Л. В., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 113 Невского района
Санкт-Петербурга
Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка- дошкольника.
На сегодняшний день педагогика и психология ставят перед системой дошкольного воспитания цель – подготовить гармонично развитого, разносторонне развитого ребёнка к поступлению в школу.
Личные качества ребёнка формируются в активной деятельности, которая является ведущей на каждом возрастном этапе. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. Уже на ранних и старших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию обобщать со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.
Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный мир.
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальное знание об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Именно игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает вариативность дошкольного воспитания. Игра у дошкольников занимает значительное место в жизни, является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения, совместной деятельностью детей и условием становления человека – члена общества.
Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку сильнее развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке. В игре естественным для дошкольника образом происходит умственное развитие, становление личности ребенка в целом. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, хорошее настроение. Через игру удается объединить один из основополагающих принципов обучения – «от простого к сложному», с очень важным принципом творческой деятельности - «самостоятельно по способностям». Познавательное развитие детей совершается непрерывно, оно обуславливает умственное и психическое развитие. Развитие познавательных способностей ребенка-дошкольника реализуется через организацию познавательной деятельности, в основном через систему дидактических игр. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не исключительно развлекательным. В дидактической игре обязательно необходимо наличие интересной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А.С. Макаренко: "Игра без усилий, игра без активной деятельности - всегда плохая игра". В дидактических играх перед детьми обязательно ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.
Ребенок, увлеченный игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Можно утверждать, что игра — универсальная форма дидактического взаимодействия с воспитанником, так как она позволяет играющим чувствовать себя субъектами процесса, что подразумевает более надежный способ усвоения знаний. В любой дидактической игре явно различима структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. В дидактической игре всегда присутствуют игровой замысел, игровые действия и правила. Игровой замысел - задача - зачастую выражен уже в самом названии дидактической игры. Дидактическая задача осуществляется через игровую задачу. Основные задачи дидактических игр: сравнение предметов, отгадывание загадок, определение предмета по его признакам, выделение в предмете основных признаков, обобщение предметов, их классификация, быстрое припоминание, точное определение, умение высказывать свои суждения, делать умозаключения. Очень важно во все время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей.
Игровые действия- основа игры. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия дают детям возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Дети должны быть заинтересованы в выполнении правил и следить за этим.
Все структурные компоненты дидактической игры взаимосвязаны между собой, и игра невозможна без любого из них.
Также любая игра, придуманная воспитателем, становится дидактической, если имеются основные компоненты: дидактический замысел, правила, игровые действия.
В результате наблюдений за детьми, в дидактических играх воспитатель определяет навыки самостоятельности ребенка, оценивает умения самообслуживания, общения с педагогом и сверстниками. Проводится педагогический мониторинг по развитию познавательной деятельности. Здесь происходит оценка мыслительных операций - анализа, синтеза, классификации.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что игра играет основополагающую роль в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника.
Литература:
1. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду». М., «Просвещение»,1982 С.50-51
2. Усова А. П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. М., «Просвещение», 1976 С.120
3. «Ступеньки творчества или развивающие игры» Б.П.Никитин, 1989 г. С.36-37
4. «Воспитателю о детской игре» Д.В.Менеджерицкая, М., «Просвещение», 1982 С.132
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка дошкольника
Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка дошкольника Один из основополагающих принципов ФГОС ДОО - это построение образовательного процесса дошкольного образования в...
Статья на тему: «Роль и место игры, в развитии познавательных способностей ребёнка-дошкольника»
Представленный в статье материал описывает ообенноти организации игровой деятельности в условиях ДОУ...
Роль и место игры ы развитии познавательных способностей ребенка - дошкольника
Какие виды деятетельности появляются в дошкольном возрасте и какю имеют роль в данный период времени...
Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника
Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника...
Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника
Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника...
Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника
Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника...
Статья "Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка дошкольника"
Игра это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной каждому человеку. Игра может быть как средством развлечения и отдыха, средством физического и обще...