Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка дошкольника
статья на тему
Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка дошкольника
Один из основополагающих принципов ФГОС ДОО - это построение образовательного процесса дошкольного образования в формах, наилучших для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры. Обучение через игру противопоставляется исключаемой из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Этот подход не нов, но только теперь он является принципиальным и основополагающим, хотя и ранее педагоги знали о важности игры.Еще К.Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.«Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку» -вторит ему писатель ДжанниРодари. Именно игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает вариативность дошкольного воспитания.Игра у дошкольников занимает значительное место в жизни, является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения, совместной деятельностью детейи условием становления человека – члена общества.
Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку сильнее развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке. В игре естественным для дошкольника образом происходит умственное развитие, становление личности ребенка в целом. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, хорошее настроение. Через игру удается объединить один из основополагающих принципов обучения – «от простого к сложному», с очень важным принципом творческой деятельности - «самостоятельно по способностям». Познавательное развитие детей совершается непрерывно, оно обуславливает умственное и психическое развитие. Развитие познавательных способностей ребенка-дошкольника реализуется через организацию познавательной деятельности, в основном через систему дидактических игр.Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не исключительно развлекательным. В дидактической игре обязательно необходимо наличие интересной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А.С. Макаренко: "Игра без усилий, игра без активной деятельности - всегда плохая игра". В дидактических играх перед детьми обязательно ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности.Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность. Януш Корчак писал, что «человек любит усилие, любит, чтобы удавалось, хочет знать, сумеет ли и на что способен, хочет закончить, победить, доказать себе и другим...».Именно это усилие, интерес, удовольствие от процесса и элемент соревновательности, заложенные в дидактические игры, и являются толчком для развития познавательных способностей ребенка.Ребенок, увлеченный игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Можно утверждать, что игра — универсальная форма дидактического взаимодействия с воспитанником, так как она позволяет играющим чувствовать себя субъектами процесса, что подразумевает более надежный способ усвоения знаний.В любой дидактической игре явно различима структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. В дидактической игре всегда присутствуют игровой замысел, игровые действия и правила.Игровой замысел - задача - зачастую выражен уже в самом названии дидактической игры. Дидактическая задача осуществляется через игровую задачу. Основные задачи дидактических игр: сравнение предметов, отгадывание загадок, определение предмета по его признакам, выделение в предмете основных признаков, обобщение предметов,их классификация, быстрое припоминание, точное определение, умение высказывать свои суждения, делать умозаключения.Очень важно во все время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей.
Игровые действия- основа игры.Они связаны с игровым замыслом и исходят из него.Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия дают детям возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей Дети должны быть заинтересованы в выполнении правил и следить за этим.
Все структурные компоненты дидактической игры взаимосвязаны между собой, и игра невозможна без любого из них. Также любая игра, придуманная воспитателем, становится дидактической, если имеются основные компоненты: дидактический замысел, правила, игровые действия.
Классификация дидактических игр по Д.В. Менджерицкой: дидактические игры (в зависимости от материала) подразделяются на игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.Предметные игры - это игры с игрушками и реальные предметами. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность таких игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачам на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.Словесные игры построены на словах и действиях окружающих. В таких играх учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т. к. в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.Настольно - печатные игры направлены на развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др., уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний. Они делятся на несколько видов: лото, домино, парные картинки, складные кубики, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, Танграм, игры Никитиных и др.К этой классификации можно смело добавить современный вид дидактических игр: электронные дидактические игры с использованием интерактивной доски.А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр:- Игры-путешествия –подразумевают собственно путешествие куда - то, с какой либо целью. Цель игры-путешествия – придать познавательному содержанию необычность, задействуя воображение детей.-Игры-поручения - словесные поручения.- Игры-предположения. Перед детьми ставится задача предположить что-либо. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установление причинных связей.- Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, решать логические задачи.-Игры-беседы. В основе их лежит общение, от имени самого воспитателя или от имени игрового персонажа. Такая игра воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Эти виды игр, используемые поочередно, способствуют разностороннему развитию познавательных способностей ребенка. В дидактических играх легко и непринужденно можно дать ребенку практически любые знания, воспитать гармоничную личность. Из вышесказанного можно сделать вывод, что игра играет основополагающую роль в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника.
Литература:
1. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду». М., «Просвещение»,1982 С.50-51
2. Усова А. П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. М., «Просвещение», 1976 С.120
3. «Ступеньки творчества или развивающие игры» Б.П.Никитин, 1989 г. С.36-37
4. «Воспитателю о детской игре» Д.В.Менеджерицкая, М., «Просвещение», 1982 С.132
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pivovarova_rol_i_mesto_igry.docx | 25.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Пивоварова Т.В., воспитатель
ГБДОУ детский сад №9
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка дошкольника
Один из основополагающих принципов ФГОС ДОО - это построение образовательного процесса дошкольного образования в формах, наилучших для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры. Обучение через игру противопоставляется исключаемой из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Этот подход не нов, но только теперь он является принципиальным и основополагающим, хотя и ранее педагоги знали о важности игры. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей. «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку» -вторит ему писатель Джанни Родари. Именно игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает вариативность дошкольного воспитания. Игра у дошкольников занимает значительное место в жизни, является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения, совместной деятельностью детей и условием становления человека – члена общества.
Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку сильнее развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке. В игре естественным для дошкольника образом происходит умственное развитие, становление личности ребенка в целом. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, хорошее настроение. Через игру удается объединить один из основополагающих принципов обучения – «от простого к сложному», с очень важным принципом творческой деятельности - «самостоятельно по способностям». Познавательное развитие детей совершается непрерывно, оно обуславливает умственное и психическое развитие. Развитие познавательных способностей ребенка-дошкольника реализуется через организацию познавательной деятельности, в основном через систему дидактических игр. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не исключительно развлекательным. В дидактической игре обязательно необходимо наличие интересной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А.С. Макаренко: "Игра без усилий, игра без активной деятельности - всегда плохая игра". В дидактических играх перед детьми обязательно ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность. Януш Корчак писал, что «человек любит усилие, любит, чтобы удавалось, хочет знать, сумеет ли и на что способен, хочет закончить, победить, доказать себе и другим...». Именно это усилие, интерес, удовольствие от процесса и элемент соревновательности, заложенные в дидактические игры, и являются толчком для развития познавательных способностей ребенка. Ребенок, увлеченный игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Можно утверждать, что игра — универсальная форма дидактического взаимодействия с воспитанником, так как она позволяет играющим чувствовать себя субъектами процесса, что подразумевает более надежный способ усвоения знаний. В любой дидактической игре явно различима структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. В дидактической игре всегда присутствуют игровой замысел, игровые действия и правила. Игровой замысел - задача - зачастую выражен уже в самом названии дидактической игры. Дидактическая задача осуществляется через игровую задачу. Основные задачи дидактических игр: сравнение предметов, отгадывание загадок, определение предмета по его признакам, выделение в предмете основных признаков, обобщение предметов, их классификация, быстрое припоминание, точное определение, умение высказывать свои суждения, делать умозаключения. Очень важно во все время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей.
Игровые действия - основа игры. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия дают детям возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей Дети должны быть заинтересованы в выполнении правил и следить за этим.
Все структурные компоненты дидактической игры взаимосвязаны между собой, и игра невозможна без любого из них. Также любая игра, придуманная воспитателем, становится дидактической, если имеются основные компоненты: дидактический замысел, правила, игровые действия.
Классификация дидактических игр по Д.В. Менджерицкой: дидактические игры (в зависимости от материала) подразделяются на игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры. Предметные игры - это игры с игрушками и реальные предметами. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность таких игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачам на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. Словесные игры построены на словах и действиях окружающих. В таких играх учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т. к. в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Настольно - печатные игры направлены на развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др., уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний. Они делятся на несколько видов: лото, домино, парные картинки, складные кубики, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, Танграм, игры Никитиных и др. К этой классификации можно смело добавить современный вид дидактических игр: электронные дидактические игры с использованием интерактивной доски. А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: - Игры-путешествия – подразумевают собственно путешествие куда - то, с какой либо целью. Цель игры-путешествия – придать познавательному содержанию необычность, задействуя воображение детей. -Игры-поручения - словесные поручения. - Игры-предположения. Перед детьми ставится задача предположить что-либо. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установление причинных связей. - Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, решать логические задачи. - Игры-беседы. В основе их лежит общение, от имени самого воспитателя или от имени игрового персонажа. Такая игра воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Эти виды игр, используемые поочередно, способствуют разностороннему развитию познавательных способностей ребенка. В дидактических играх легко и непринужденно можно дать ребенку практически любые знания, воспитать гармоничную личность. Из вышесказанного можно сделать вывод, что игра играет основополагающую роль в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника.
Литература:
- Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду». М., «Просвещение»,1982 С.50-51
- Усова А. П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. М., «Просвещение», 1976 С.120
- «Ступеньки творчества или развивающие игры» Б. П. Никитин, 1989 г. С.36-37
- «Воспитателю о детской игре» Д. В. Менеджерицкая, М., «Просвещение», 1982 С.132
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: «Роль и место игры, в развитии познавательных способностей ребёнка-дошкольника»
Представленный в статье материал описывает ообенноти организации игровой деятельности в условиях ДОУ...
Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка- дошкольника.
Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка- дошкольника....
Роль и место игры ы развитии познавательных способностей ребенка - дошкольника
Какие виды деятетельности появляются в дошкольном возрасте и какю имеют роль в данный период времени...
Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника
Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника...
Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника
Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника...
Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника
Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника...
Статья "Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка дошкольника"
Игра это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной каждому человеку. Игра может быть как средством развлечения и отдыха, средством физического и обще...
- Мне нравится (1)