«Основы патриотического воспитания в процессе обучения в условиях реализации ФГОС»
учебно-методический материал

Бабаева Валентина Александровна

Доклад 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_1.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад с.Грачёв Куст

Перелюбского муниципального района

Саратовской области»

413753 Саратовская область, Перелюбский район, с.Грачев Куст, ул.Центральная 19.

Проведение ХII муниципальных  педагогических

чтений – 2021 для  общеобразовательных

и  дошкольных образовательных  учреждений  на тему:

«Роль образовательного  учреждения в формировании

гражданско-патриотического сознания обучающихся»29. 03.2020 год

«Основы патриотического

воспитания в процессе

обучения в условиях реализации ФГОС»

Подготовила:

Воспитатель: Бабаева Валентина   Александровна

Образование: среднее –специальное

Стаж: 1 год 9 мес.

Квалификация: -

2021 г

«Правильное воспитание –

 это наша   счастливая     старость,

плохое воспитание –

это наше будущее   горе, это  наши   слезы,

это наша вина перед другими людьми,

 перед всей страной».

А.С.МАКАРЕНКО

Введение

Для мыслящих людей разных исторических эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности.  Модернизация российского образования происходит в сложное время, когда наряду с экономической нестабильностью одной из глобальных проблем современности остается духовный кризис нашего общества. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов, формирующих смысл человеческой жизни и общечеловеческие ценности. Дошкольники, равно как школьники, и взрослые, не могут ответить на вопрос, для чего живет человек, в чем высший смысл человеческой жизни. Сведенными к минимуму оказались нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

В связи с этим задача нравственного воспитания дошкольников имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

                                                                Актуальность        

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из  самых актуальных задач нашего времени. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей стали искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.  

Нравстенно-патриотическое воспитание в группе раннего возраста

В проекте  Национальной доктрины образования  РФ подчеркивается, что система образования призвана обеспечить:

  •   Историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  •   Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности. Обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное  отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

       Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ обязано решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников. А нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический  процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

       Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

       Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

      Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Работа  по нравственно-патриотическому воспитанию  

включает целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Задачи нравственно-патриотического воспитания:

- отбор объектов, впечатления от которых доступны детям. Эпизоды должны привлекать внимание детей, быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, целесообразными, неповторимыми, характерными для данной местности (своя природа, свой быт, ремёсла, традиции).

- отбор  сведений и понятий, которые способен усвоить дошкольник (близость расположения, частота посещения, назначение, удобство)

 - расширение диапазона объектов для старших дошкольников – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники, символика города. Старшие дошкольники должны знать: название своего скла, своей улицы и прилегающей к ней, в честь кого названы.

- огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей (конкретные примеры).

- привитие детям важных понятий как « долг перед Родиной», «любовь к Отчизне», «ненависть к врагу», «фронтовой и трудовой подвиг».

- знакомство с городами, столицей, символикой государства.

- показ большого через малое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.

В нормативно-правовой основе педагогического процесса по нравственно-патриотическому воспитанию  необходимо учитывать следующие документы:

  •  Государственная программа «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы»;
  •  Закон  РФ «Об образовании»;
  •  Закон «О днях  воинской славы (победных днях) России»;
  •  Закон «Об увековечении Победы советского  народа в ВОВ 1941-1945 гг.»;
  •  Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»;
  •   Национальная доктрина образования в РФ.

«Патриотизм – высокое и сложное человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что не определено несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ». О.А.Соломенникова

 Сухомлинский В.А. утверждал, что «детство -  каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Представления у дошкольников расширяются постепенно. Система обобщённых знаний формируется лишь к концу старшего дошкольного возраста.

Любовь к родным местам, и гордость за свой   народ, и ощущение  своей  неразрывности с окружающим  миром, и желание сохранять  и приумножать   богатство нашей  Родины.

 Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения  данной задачи,  связана,  прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь зарождается. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный  и длительный, требующий от педагогов большой  личной убежденности и вдохновения. Эта работа  должна вестись во всех возрастных  группах, в   разных   видах   деятельности  и  по  разным  направлениям.

Я создала обстановку в своей группе, приблизив, насколько это возможно, условия в ней к домашним. Для этого в жизнь нашего общего с детьми дома ввели разнообразные обычаи:

утро радостных встреч ( после выходных, болезни );

встречаем гостей ;

весёлые каникулы ;

изучаю родословную (составление семейного альбома );

Для формирования нравственных качеств личности ребёнка дошкольного возраста в детском саду, я использую следующие методы:

1. Беседа. Беседуя с детьми, побуждаю их думать и говорить. Задавая им два - три вопроса, даю ребятам высказаться. Это позволяет мне понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта.

В группе проводятся этические беседы. Например "Из какой я сказки ?", где на примере героев сказок у детей закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью.

С моей помощью ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

Примерные темы бесед: "Будь всегда вежливым", "Что хорошо, что плохо и почему", "Ваши добрые поступки", "Чем можно порадовать маму", "Что такое дружба?", "Кого люди называют смелым" и т. д.

2. Чтение и анализ художественных произведений, например, СухомлинскогоВ.А. "Почему Олечка не сорвала цветок?", А. Кузнецовой "Мы поссорились", К.Д.Ушинского "Умей обождать", А.Барто "Помощница". Эстетический фон моим занятиям создают стихи, загадки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности я включаю детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организую выставки работ.

3. Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми я использую коллективные игры-занятия , игры-упражнения, , игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками.

Я провожу такие игры и упражнения:

направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей ( "Волшебные камешки", "Ласковые дети", "Ладошки", "Назови себя", "Волшебный стул", "Подарок другу" ).

направленные на развитие эмоциональной осведомлённости: ("Цветовое настроение", "Маски", "Мы артисты" )

направленные на овладение детьми невербальными средствами общения: "Угадай кто я", "Зоопарк", "Скульптор", "Где мы были вам не скажем, а что делали - покажем" ).

направленные на овладение детьми вербальными средствами общения : ("Подари цветок", "Молчанка", "Большой разговор", игра интонациями).

направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях: ( "Разговор по телефону", "Как нам быть", "Как с тобой разговаривают").

4. Наблюдения за деятельностью педагога в процессе игр, занятий, труда. Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т.п.), выслушивание, смех над шутками ребенка - все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.

Всю эту работу по развитию у дошкольника нравственных качеств я веду вместе с родителями : сообщаю им о достижениях и проблемах детей, консультируюсь с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявляю происхождение тормозящих развитие факторов, обучаю самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.

С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры я использую следующие методы:

общие и групповые родительские собрания;

консультации;

посещения педагогом семей своих воспитанников;

дни открытых дверей;

папки-передвижки, стенды в родительских уголках групповых помещений. 

Характерной чертой воспитания у детей является слитность нравственных чувств и знаний. Когда знания окрашены чувствами и переживаниями, только   тогда   знания   окажут   влияние   на нравственное развитие  дошкольника.

В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой   народ, и ощущение  своей  неразрывности с окружающим  миром,      и желание  сохранять  и    приумножать   богатство нашей  Родины.

Основной формой патриотического воспитания, являются тематическая организованная деятельность, экскурсии, игры, наблюдения, нерегламентированная деятельность, по некоторым темам – праздники, досуги, развлечения.

      Учет возрастных особенностей требует применения игровых приемов, неоднократное обращение к одной и той же теме, подкрепление различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов,   тематическое     рисование), посещение музеев.

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенна трудна, требует  большого  такта и терпения,  так как  в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумения.  Большое значение имеет семейные экскурсии по микрорайону, городу, посещение с родителями отдельных помещений и предприятий, организация фотовыставок и рисунков детей, Семейные клубы, а также совместные проекты «Дети-родители». Ведь  семейное  изучение    своей      родословной помогает  детям  понять, что  семья – ячейка  общества.

Заключение

«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иногда даже делом легким,– и тем понятнее и легче оно, чем менее знаком человек теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, то есть навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания». К. Д. Ушинский

В советские годы нравственное воспитание рассматривалось через призму воспитания отношения к ценностям государства, партии, общественной жизни взрослых. После распада Советского Союза нравственному воспитанию внимания практически не уделялось. Педагогическая деятельность велась бессистемно, не последовательно. Даже сам термин «нравственное воспитание» интерпретировался. Иногда он звучал как «моральное воспитание», иногда «духовное воспитание», иногда «социальное». Однако он имеет свое, совершенно определенное содержание и не может быть заменен никаким другим.

Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности. Богатство идейно-нравственного содержания, разнообразие видов деятельности, уклад жизни в семье – важнейшие источники формирования нравственности детей. Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются у дошкольников, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех воспитанников.

Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по- разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка.

Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.

Таким образом, отсутствие в содержании программ определенной системы работы по становлению нравственной культуры детей может привести к тому, что сензитивный период, который характеризуется тем, что дети умеют сознательно управлять поведением, а их нравственные чувства обладают большой побудительной силой, чем другие мотивы, может остаться педагогами незамеченным.

Самое  главное, не следует  ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате  педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии города, её географии, природе, символике, и если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил  наше село, Отчизну, если он будет проявлять  интерес  к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.

Список использованной литературы

1.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте -М., 1968. с.48.

2.Гаврилова Т.П. Воспитание нравственных чувств. М. : Просвещение, 1984. – с.156

3.Котырло В.К. Роль совместной деятельности в формировании познавательной активности дошкольников. –М. Сфера, 2007- с.50

4.Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. – М. Сфера , 2004. с.96

5.Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. – М.Харвест,- 1972. 144 с.

6.Ушинский К.Д. Соч., т. 9. –М., - 1950. - 775 с.

7.Буре Р. С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. //Ребенок в детском саду. – 2007.- № 8. 52с.

8.Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. // Дошкольное воспитание. – 2005 .- №12.44с.

9.Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире. // Дошкольное воспитание.- 2001. - № 9.

Размещено на Allbest.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В работе представлены некоторые инновационные технологии,используемые в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОВЗ...

«Квест-технология обучения и воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» (методическая разработка)

В дошкольном образовании в настоящее время активно используются разнообразные инновационные технологии.Среди широко используемых в практике воспитания и развития детей дошкольного возраста игровых тех...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

      В настоящее время со стороны Правительства РФ и Министерства образования и науки РФ особое внимание уделяется решению задач патриотического воспитания.      ...

2021г. Проектная деятельность как инновационная педагогическая технология патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

                    Актуальность проекта:- утрата связи с традиционными духовно-нравственными ценностями;- превалирование материальных ценносте...

План работы временной творческой группы воспитателей структурного подразделения «Детский сад «Звонкие голоса» Тема: Патриотическое воспитание в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

Цель: приобщить воспитанников к  нравственным и эстетическим ценностям родной культуры. Задачи:формирование у подрастающего поколения верности Родине;изучение истории и культуры Отечества и ...