ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
статья по логопедии
В работе представлены некоторые инновационные технологии,используемые в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_podhody_k_obucheniyu_i_vospitaniyu_2020.docx | 34.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Е.Н. Абраменко
Современные ориентиры модернизации системы российского образования предъявляют повышенные требования к дошкольным учреждениям. Оптимизация развития системы дошкольного образования возможна лишь при освоении инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности дошкольных образовательных учреждений и выражающихся в их переходе на качественно новый этап.
Инновационные методы воздействия в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с воспитанниками с ОВЗ. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.
ИКТ технологии
Одно из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда — использование мультимедийных презентаций, позволяющих создать эффект наглядности в непосредственно образовательной деятельности, повысить мотивационную активность, способствующих более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и родителей.
Мы создали банк презентационных материалов, используемых при проведении НОД по всем лексическим темам. Наряду с готовыми, мы составляем и используем свои обучающие презентации. В любую собственную презентацию всегда можно добавить звуковое сопровождение – музыку, звуки природы, голоса животных. Например, в презентации «Морские обитатели» мы использовали – звук прибоя, в презентации «Весна» воспитанники могут услышать звук ломающихся льдин. Вызывают восторг у воспитанников музыкальные физкультурные паузы с элементами анимации.
Технология исследовательской деятельности
На протяжении нескольких лет педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения участвовал в работе семинара «Технология исследовательского обучения дошкольников», автор Савенков А.И.
Целью данной технологии является развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей.
В ходе исследовательской деятельности мы учим воспитанников овладевать специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска.
Они учатся:
-видеть проблемы;
-ставить вопросы;
-выдвигать гипотезы;
-давать определения понятиям;
-классифицировать;
-наблюдать;
-проводить эксперименты;
-делать умазаключения и выводы;
-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе исследовательской деятельности у воспитанников активизируется речь, расширяется и уточняется словарный запас, развиваются коммуникативные умения и навыки, развиваются высшие психические функции.
Технология макетирования
Макетирование мы рассматриваем, как вид деятельности, который способствует закреплению представлений об окружающем мире, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество. Совместно с воспитанниками были изготовлены макеты «Домашний двор», «Подводный мир», «Животные и растения Красной книги», «Космос», «Улица города». С помощью макетов мы расширяем и обогащаем словарный запас воспитанников, формируем лексико-грамматический строй речи, развиваем связную речь.
Использование элементов пескотерапии
Игры с песком
- помогают развивать мелкую моторику рук;
- развивают тактильную чувствительность;
- способствуют развитию творческого воображения;
- оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка;
- способствуют развитию элементарных навыков общения.
Упражнение «Кто это?»:
«Идут бегемоты» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок- ААА
«Прыгают кенгуру» —ААА кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой ААА (в разных направлениях).
«Бегут жучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
- Игра-упражнение «Песочные прятки»
Ребенок ищет, спрятанные в песочнице мелкие игрушки
Звукоподражания – деревянные фигурки
Использование инноваций специалистами в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения, способствует повышению детской мотивации к исправлению речевых нарушений, активизации и раскрепощению дошкольников вовремя непосредственно организованной деятельности, сокращению сроков логопедической коррекции, что в свою очередь позволяет качественно подготовить воспитанников к обучению в школе.
Литература
- Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. Куликова Т. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учеб пособие. – М.: Академия, 1999.
- Инновации в логопедическую практику. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. Сост. О.Е.Громова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
- Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольникаприобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД в условиях реализации ФГОС"
Данная работа включает в себя создание условий и внедрения современных, инновационных образовательных технологий, способствующих более успешному ознакомления дошкольников с правилами дорожного движени...
Опыт работы по теме: "Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД в условия реализации ФГОС"
Целью данной работы является создание условий и внедрение современных инновационных образовательных технологий, способствующих более успешному ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения ...
Опыт работы на тему: «Инновационный подход к организации опытно-экспериментальную деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
Применение инновационного подхода в ходе опытно-экспериментальной деятельности повышает познавательную активностей детей и их интерес к ней.Суть инновационного подхода заключается в внедрении инноваци...
Опыт работы «Инновационный подход к организации опытно-экспериментальную деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
Опытно-экспериментальная деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность,...
Выступление в рамках семинара-практикума по теме: ««Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД в условиях реализации ФГОС» на тему: «Формирование у детей навыков дорожной безопасности»» (из опыта работы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеРеченская основная общеобразовательная школаАлексеевского муниципального района Республики Татарстан...
«Инновационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»
Основная задача педагогов, воспитателей и родителей ДОУ: помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и мо...
.Преемственность традиционных и инновационных методов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»
.Преемственность традиционных и инновационных методов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС» Образование детей с ограниченн...