Консультация-практикум для воспитателей «Развитие воображения и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»
консультация (старшая группа) по теме
Творческое воображение – необходимая составная часть творчества дошкольников. Применение игр на развитие воображения, речи дает возможность ребенку хорошо усваивать свойства предметов: цвет, величину, форму и т.д. Помимо этого использование игр и упражнений на занятиях и в повседневной деятельности позволяет снять утомляемость детей, изменяет эмоциональный фон. Ребенка привлекает, прежде всего, игровая ситуация, которая стимулирует активность ребенка.Предлагаю серию игр и упражнений для развития творческого воображения у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya-praktikum_dlya_vospitateley.docx | 458.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация – практикум
для воспитателей на тему:
«Развитие воображения и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель Пархоменко Л.В.
« Духовная жизнь ребенка полноценна тогда,
когда он живет в мире, игры, сказки,
музыки, фантазии, творчества
Без этого – он засушенный цветок».
В.А. Сухомлинский
Жизнь в эпоху научно- технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий , а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению возможных проблем. Современные социально- экономические преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, мыслить креативно в любой жизненной ситуации.
Обязательными компонентами творческих способностей являются творческое воображение и творческое мышление. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования творчески активной личности. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности. Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности.
Единственный путь обучения творчеству - практика в решении творческих задач, развитие в той или иной степени творческого воображения, которое в дальнейшем поможет выразить себя в творчестве.
Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает
человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление
памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В
этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир
культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческого
воображения.
Творческое воображение – необходимая составная часть творчества дошкольников. Оно зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения
психофизического развития), индивидуальных особенностей личности
(устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур
образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки
собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень
важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.
Так как развитию творческого воображения дошкольников способствуют различные виды деятельности, такие, как игра, конструирование, лепка, рисование, то особенность образов, которые создает ребенок, состоит в том, что они не могут существовать самостоятельно.
Им нужна внешняя опора в деятельности. Так, например, если в игре ребенок должен создавать образ человека, то эту роль он берет на себя и действует в воображаемой ситуации.
Описание последовательности развития воображения в дошкольном возрасте даст некоторую общую картину развития.
Воображение начинается развиваться к двум годам. Первые, пока ещё совсем несложные фантазии можно заметить в играх малышей. В дальнейшем фантазия , воображение начинает активно развиваться после 3лет, потому что опыт малыша становится богаче, расширяются его интересы, усложняется круг действий. Малыш 3-4 лет иногда путает воображаемое с действительным- то, что он выдумал с тем, что правда происходило.
В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим- сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок сочиняет рассказы, создаёт новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но детям ещё трудно фантазировать, не действуя при этом. То есть, чтобы воображать, фантазировать, детям 4-5 лет надо действовать ( строить, рисовать, рассказывать и т.д.)
В 5 лет ребёнок уже может фантазировать мысленно- придумывать необыкновенные истории, фантастических животных, сказочные сюжеты и многое другое. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения.
Дети должны как можно больше играть. Игра – лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение.
Применение игр на развитие воображения, речи дает возможность ребенку хорошо усваивать свойства предметов: цвет, величину, форму и т.д. Использование наглядности, широко применяемых в играх, обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, служит основой развития понятийного мышления. Помимо этого использование игр и упражнений на занятиях и в повседневной деятельности позволяет снять утомляемость детей, изменяет эмоциональный фон. Дети чаще улыбаются и смеются, им интересно. Ребенка привлекает, прежде всего, игровая ситуация, которая стимулирует активность ребенка.
Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников целесообразно проводить в группах ДОУ планомерно. Рекомендуется планировать их проведение еженедельно.
Предлагаю серию игр и упражнений для развития творческого воображения у дошкольников.
Для развития воображения у детей 5 – 7 лет предложите воспитанникам выполнить следующие задания. Каждое упражнение предлагается на отдельном листе бумаги для каждого участника совместной деятельности.
Упражнение №1 . Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.
Упражнение №2. Подумай, как можно эти фигуры превратить в подарки для твоих друзей. Попробуй дорисовать.
Упражнение №3. Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.
Упражнение №4. Посмотри внимательно на каждую кляксу и подумай, на что она похожа. Попробуй дорисовать.
Упражнение №5. На картинке узоры остались только у одной бабочки. Придумай узоры для остальных бабочек и раскрась их.
Упражнение №6. Дорисуй эти кружки так, чтобы из них получилась картинка. Можешь несколько кружков объединить в одну картину.
Упражнение№7. Посмотри, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Попробуй нарисовать что-нибудь сам, соединяя точки.
Упражнение №8. Придумай, что можно нарисовать из этих геометрических фигур. Каждую фигуру можно использовать по нескольку раз и можно менять их размеры. Но другие фигуры использовать нельзя. Например, как показано на картинке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Друдлы как способ развития воображения и творческих способностей у детей дошкольного возраста
Друдлы обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. Они заставляют мозг перерабатывать массу информации, чтобы соотнести образ с тем, который человек видит на картинке. ...
Мастер-класс для педагогов «Друдлы- как способ развития воображения и творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Творческое воображение дошкольника — это почва, на которой вырастает позже профессионально развитое воображение ученого, художника, изобретателя. Ведь от того насколько развито оно у ребён...
Мастер-класс для педагогов «Друдлы как способ развития воображения и творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Кому адресована программа: воспитателям и молодым специалистам.Целевое назначение программы: повышение мотивации у педагогов к использованию технологии, способствующей развитию воображения и творчески...
Презентация «Друдлы как способ развития воображения и творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Воображение – психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, эмоционально – чувственных состояний путём переработки предшествующего опыта....
Мастер-класс «Друдлы как способ развития воображения и творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребёнка и его поведение...
Мастер – класс«Друдлы как способ развития воображения и творческих способностей у детей дошкольного возраста»/
Друдлы – картинки с изображением разных форм, иногда кажущиеся довольно абстрактными. Каждая картинка является маленькой игрой, в которой надо придумать, что изображено на картинке. В этой графи...
Мастер - класс для родителей " Друдлы - как способ развития воображения и творческих способностей у детей дошкольного возраста"
Воображение - это самое главное, оно является отображением того, что мы притягиваем в свою жизнь....