Консультация-практикум для воспитателей «Развитие воображения и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»
консультация (старшая группа) по теме

Пархоменко Людмила Владимировна

Творческое воображение – необходимая составная часть творчества дошкольниковПрименение игр на развитие  воображения, речи дает возможность ребенку хорошо усваивать свойства предметов: цвет, величину, форму и т.д. Помимо этого использование игр и упражнений на занятиях и в повседневной деятельности позволяет снять утомляемость детей, изменяет эмоциональный фон. Ребенка привлекает, прежде всего, игровая ситуация, которая стимулирует активность ребенка.Предлагаю серию игр и упражнений для развития  творческого воображения у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya-praktikum_dlya_vospitateley.docx458.63 КБ

Предварительный просмотр:

   

Консультация – практикум

для воспитателей на тему:

«Развитие воображения и творческих   способностей у детей старшего  дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель Пархоменко Л.В.

                     

                                                                                 « Духовная жизнь ребенка полноценна тогда,

                                                                             когда он живет в мире, игры, сказки,

                                                                             музыки, фантазии, творчества

                                                                             Без этого – он засушенный цветок».  

                                                                                  В.А. Сухомлинский

 Жизнь  в эпоху научно- технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий , а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению возможных проблем. Современные социально- экономические преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость  формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, мыслить креативно в любой жизненной ситуации.

Обязательными компонентами творческих способностей являются творческое воображение и творческое мышление. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования творчески активной личности. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности. Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности.

Единственный путь обучения творчеству - практика в решении творческих задач, развитие в той или иной степени творческого воображения, которое в дальнейшем поможет выразить себя в  творчестве.

 Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает

человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление

памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В

этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека,   весь   мир

культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческого

воображения.

Творческое воображение – необходимая составная часть творчества дошкольников. Оно  зависит от многих факторов: возраста,    умственного развития  и   особенностей  развития   (присутствия   какого-либо     нарушения

психофизического    развития),    индивидуальных     особенностей      личности

(устойчивости, осознанности   и  направленности  мотивов;  оценочных  структур

образа «Я»;  особенностей  коммуникации;  степени  самореализации  и  оценки

собственной    деятельности; черт  характера  и  темперамента),  и,  что      очень

важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

   

Так как развитию творческого воображения дошкольников способствуют различные виды деятельности, такие, как игра, конструирование, лепка, рисование, то особенность образов, которые создает ребенок, состоит в том, что они не могут существовать самостоятельно.

 Им нужна внешняя опора в деятельности. Так, например, если в игре ребенок должен создавать образ человека, то эту роль он берет на себя и действует в воображаемой ситуации.

Описание последовательности развития воображения в дошкольном возрасте даст некоторую общую картину развития.

 Воображение начинается развиваться к двум годам. Первые, пока ещё  совсем несложные фантазии можно заметить в играх малышей. В дальнейшем фантазия , воображение начинает активно развиваться после 3лет, потому что опыт малыша становится богаче, расширяются его интересы, усложняется  круг действий. Малыш 3-4 лет иногда путает воображаемое с действительным- то, что он выдумал с тем, что правда происходило.

 В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим- сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных  рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок сочиняет  рассказы, создаёт новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но детям ещё трудно фантазировать, не действуя при этом. То есть, чтобы воображать, фантазировать, детям 4-5 лет надо действовать ( строить, рисовать, рассказывать и т.д.)

   В 5 лет ребёнок уже может фантазировать мысленно- придумывать необыкновенные истории, фантастических животных, сказочные сюжеты и многое другое. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения.

Дети должны как можно больше играть. Игра – лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение.

Применение игр на развитие  воображения, речи дает возможность ребенку хорошо усваивать свойства предметов: цвет, величину, форму и т.д. Использование наглядности, широко применяемых в играх, обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, служит основой развития понятийного мышления.  Помимо этого использование игр и упражнений на занятиях и в повседневной деятельности позволяет снять утомляемость детей, изменяет эмоциональный фон. Дети чаще улыбаются и смеются, им интересно. Ребенка привлекает, прежде всего, игровая ситуация, которая стимулирует активность ребенка.

Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников целесообразно проводить в группах ДОУ планомерно. Рекомендуется планировать их проведение еженедельно.

Предлагаю серию игр и упражнений для развития  творческого воображения у дошкольников.

Для развития воображения у детей 5 – 7 лет предложите воспитанникам выполнить следующие задания. Каждое упражнение предлагается на отдельном листе бумаги для каждого участника совместной деятельности.

Упражнение №1 . Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.

                                         

                                                         

                                                                                                                   

  Упражнение №2. Подумай, как можно эти фигуры превратить в подарки для твоих друзей. Попробуй дорисовать.              

                                     

                               

                                                                   

                                                                   

       

Упражнение №3.  Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.

                       

                                                                             

                                                                 

                                                                                         

    Упражнение №4. Посмотри внимательно на каждую кляксу и подумай, на что она похожа. Попробуй дорисовать.              

                       

                                                                 

Упражнение №5.  На картинке узоры остались только у одной бабочки. Придумай узоры для остальных бабочек и раскрась их.          

                                       

                                                             

                                                           

Упражнение №6. Дорисуй эти кружки так, чтобы из них получилась картинка. Можешь несколько кружков объединить в одну картину.

 

                                

                                                                                     

Упражнение№7. Посмотри, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Попробуй нарисовать что-нибудь сам, соединяя точки.                

                                   

                                                                                     

Упражнение №8. Придумай, что можно нарисовать из этих геометрических фигур. Каждую фигуру можно использовать по нескольку раз и можно менять их размеры. Но другие фигуры использовать нельзя. Например, как показано на картинке.    

                                 

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Друдлы как способ развития воображения и творческих способностей у детей дошкольного возраста

Друдлы обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. Они заставляют мозг перерабатывать массу информации, чтобы соотнести образ с тем, который человек видит на картинке. ...

Мастер-класс для педагогов «Друдлы- как способ развития воображения и творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Творческое воображение дошкольника — это почва, на которой вырастает позже профессионально развитое воображение ученого, художника, изобретателя. Ведь от того насколько развито  оно у ребён...

Мастер-класс для педагогов «Друдлы как способ развития воображения и творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Кому адресована программа: воспитателям и молодым специалистам.Целевое назначение программы: повышение мотивации у педагогов к использованию технологии, способствующей развитию воображения и творчески...

Презентация «Друдлы как способ развития воображения и творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Воображение – психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, эмоционально – чувственных состояний путём переработки предшествующего опыта....

Мастер-класс «Друдлы как способ развития воображения и творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребёнка и его поведение...

Мастер – класс«Друдлы как способ развития воображения и творческих способностей у детей дошкольного возраста»/

Друдлы – картинки с изображением разных форм, иногда кажущиеся довольно абстрактными. Каждая картинка является маленькой игрой, в которой надо придумать, что изображено на картинке. В этой графи...

Мастер - класс для родителей " Друдлы - как способ развития воображения и творческих способностей у детей дошкольного возраста"

Воображение - это самое главное, оно является отображением того, что мы притягиваем в свою жизнь....