конспект " Свойство воды"
занимательные факты (старшая группа)
Экспериментальная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект по опытно-экспериментальной деятельтности | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной к школе группе
«Удивительные свойства воды»
Цель: Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды.
Задачи:
Образовательные задачи:
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды;
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря - вводить в словарь детей существительные: лаборатория, опыты, оборудование. Формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога.
Развивающие задачи:
Способствовать развитию любознательности;
Развивать внимание детей;
Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
Воспитательные задачи:
Продолжать воспитывать культуру поведения;
Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;
Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
Оборудование и материалы: вода, несколько чистых стаканов разных размеров, лист белой бумаги, тарелочка, вещества: молоко, сахар, соль, мука, подсолнечное масло, аскорбиновая кислота; марля, вата, уголь, воронка, стакан с речной водой.
Ход занятия:
1 этап. Организационный
Воспитатель входит в групповое помещение, приветствует детей и предлагает собраться вместе, образуя круг, взявшись за руки.
Воспитатель: Послушайте, я сейчас вам загадаю загадку:
Она и в озере,
Она и в лужице,
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, шуршит.
Что это? (Вода)
Правильно, вода. Мы сегодня с вами побеседуем о воде.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, сколько времени человек не может прожить без пищи? (месяц), а без воды? (неделю). Как вы думаете, много ли воды на Земле? Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначают воду? (синим). Чего больше, суши или воды?
Воспитатель: У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета. Четвертая ее часть - суша, а вот эта большая часть - вода. Так много или мало воды на планете? (много)
Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории?
Правильно, проводят опыты. Давайте сегодня мы с вами превратимся в маленьких ученных, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств.
Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к исследованию вспомните правила поведения в лаборатории:
Раз, два, три, четыре, пять будем воду изучать, чтобы воду изучать надо правило нам знать - не толкаться, не шуметь, всем внимательно смотреть, на вопросы полным ответом отвечать и товарищей не перебивать, внимательно следить за результатом опыта, закончив наблюдение, сделать вывод.
2 этап. Основной
Ну что, начнем наше исследование.
Опыт №1 «Вода бесцветная»
Цель: выяснить, имеет ли цвет вода.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, есть ли цвет у воды?
Дети: Нет, у воды нет цвета.
Воспитатель: Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета?
Дети: Лист белого цвета.
Воспитатель: А это стакан с молоком. Какого цвета молоко?
Дети: Молоко имеет белый цвет.
Воспитатель: А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая?
Дети: нет.
Воспитатель: А про молоко, лист белой бумаги?
Дети: да.
(подводим детей к правильному ответу - какой цвет у воды?
Воспитатель: А что можем сказать о цвете воды?
Дети: Вода без цвета.
Воспитатель: Без цвета значит, какая вода, какой делаем вывод?
Дети: Вода - бесцветная.
Вывод: Вывод: первое свойство воды - вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная.
Воспитатель: А ещё хотите провести опыт о воде? (да). Продолжаем!
Опыт №2 «Вода без запаха»
Цель: выяснить, имеет ли запах и вкус вода.
Воспитатель: Чтобы узнать есть ли запах у воды, я предлагаю понюхать воду. Чем пахнет вода?
Дети: Вода ничем не пахнет.
Воспитатель: Правильно, сама по себе вода не имеет запаха. Это второе свойство воды, отличающее её от других веществ!
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.
Опыт №3 «Какой формы вода?»
Цель: Определить, имеет ли вода определенную форму.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, вода имеет какую-либо форму?
Дети: (задумались).
Воспитатель: Предлагаю это проверить.
На столе расположены 3 предмета: узкая, широкая баночки, а также тарелка.
Воспитатель предлагает одному ребенку взять узкую баночку и наполнить ее водой. Затем второй ребенок переливает эту воду в широкую баночку. А теперь необходимо разлить воду в тарелочку (3 ребенок).
Воспитатель: Что стало с водой, какие изменения произошли? Имеет ли вода форму?
Дети: в конечном итоге вода растеклась лужицей в тарелочке. Вода не имеет форму.
Вывод: вода не имеет форму и принимает ту форму в чём она находиться.
Воспитатель: Давайте немного отдохнет и проведем физкультминутку про дождик.
Капля первая упала – кап!
(Ладонь левой руки вверх, правая пальчиком на ладошку капает).
И другая прибежала – кап!
Мы на небо посмотрели (Руки вверх)
Кап, кап, кап капельки запели,
Намочились наши лица, мы их вытирали.
Туфли посмотрите мокрыми стали,
Мы плечами потрясём, все, все капельки стряхнём.
От дождя мы убежим (топаем на месте)
Под кусточком посидим! (приседаем и руки над головой домиком).
Воспитатель: Молодцы, немного размялись! А теперь приступаем к проведению более интересных опытов.
Опыт №4 «Вода-растворитель»
Цель: Выяснить, все ли вещества могут растворяться в воде.
Воспитатель: Как вы догадываетесь, вода не имеет вкуса, как и не имеет запаха. Но что станет, если добавить в воду другие вещества. Как известно, в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые - нет.
Опыт дети проводят под руководством воспитателя.
Предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому - соль, третьему - аскорбиновую кислоту и попробовать воду на вкус.
Воспитатель: Что произошло с водой? Какой она стала? Изменился ли вкус воды?
Дети: У воды появился вкус. У воды появился вкус. Вода стала сладкой, соленой, кислой.
Воспитатель: Что произошло с веществами, которые мы размещали с водой? Как они повлияли на состояние воды?
Дети: вещества, которые мы положили в воду, растворились и изменили вкус воды.
Воспитатель: А теперь я растворю в воде муку и подсолнечное масло. Что стало с водой?
Дети: Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Так же не растворяется масло, оно плавает по поверхности.
Вывод: Не все вещества могут растворяться в воде.
Опыт №5 «Облако в банке»
Цель: Выяснить, что происходит с водой в газообразном состоянии
Воспитатель: А в каких состояниях встречается вода в природе в жидком, твердом и в газообразном виде.
А есть еще одно состояние воды ( газообразная- что может произойти в этом случае хотите узнать схему круговорота воды в природе и рассказать)
Воспитатель: Ребята! Разные свойства воды позволяют воде путешествовать. Это явление называется - круговорот воды в природе.
(мультик «Круговорот воды в природе»)
Воспитатель: А сейчас узнаем, как образуется облако, поймаем облако в банку и понаблюдаем за ним.
Раз два три четыре пять начинаю колдавать и беру термос
В банку наливаем горячую воду из термоса (3-5 см, сверху вместо крышки металлический поднос льдом). Банка запотела.
Воспитатель: Во что превратилось наше облако?
Дети: облако превратилось в дождь.
Вывод: вода испаряется, превращается в облако, а затем возвращается на Землю в виде дождя. Как называется это явление? (круговорот воды в природе.)
Опыт№6 «Очистка воды, фильтрация»
Цель: ознакомление с простейшим процессом очистки воды и ее фильтрацией.
Воспитатель: Как вы поняли, не вся вода на нашей планете чистая, поэтому необходима её очистка и фильтрация. Проведем и мы небольшой опыт!
Итак, перед вами в стаканах вода из пруда.
Воспитатель: Ребята, что вы можете сказать об этой воде, какой ее цвет?
Дети: Вода из пруда грязная, нужно ее очистить.
Воспитатель: Именно так, постараемся в нашей лаборатории очистить воду.
Первое, что мы сделаем, это смастерим фильтры. Для этого возьмем кусочек ваты и кусочек марли, свернутый в четыре слоя. Уложим вату и марлю в воронку. Воронку установим в чистый стакан. Тонкой струйкой будем вливать грязную воду из реки в воронку с фильтром.
Воспитатель: Что произошло с водой после фильтрации? Какие изменения вы наблюдали?
Дети: через прозрачный стакан видно, что вода стала чище.
Воспитатель: Но такую воду еще пить нельзя! А чтобы добиться еще более хорошего результата при очистке воды, можно добавить в стакан с очищенной водой, например уголь. Оставить на некоторое время и снова профильтровать воду. Такая вода будет считаться хорошо очищенной.
Воспитатель: Но как много времени мы затратили на очистку стакана воды. А взрослым людям, тем, которые трудятся на очистных сооружениях приходится затрачивать много сил и средств и времени для получения чистой воды. Поэтому воду нужно беречь и относиться к ней бережно.
Вывод: для очистки воды в домашних условиях можно использовать небольшие фильтры, но на очистных сооружениях для этого затрачивают много сил и времени. Необходимо бережное отношение к воде.
3 этап. Осмысление (итог) занятия - формирование опыта фиксирования достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.
Воспитатель:
- Ребята, что нового вы узнали о свойствах воды?
- Какие опыты вы выполняли в нашей волшебной лаборатории?
- Что было наиболее интересно для вас?
- К какому выводу вы пришли в результате опыта по очистке воды?
Закончить занятие я хочу стихотворением Н. Рыжовой "Волшебная вода". Давайте его послушаем.
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Воспитатель: Всем спасибо за занятие! Очень рады Вашему присутствию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...
Конспект «Свойства воды».
свойства воды...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ.
Интересное занятие по Экспериментированию с детьми. На заметку воспитателям....
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...
Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды» Образовательная область «Познание» (экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)
Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды»Образовательная область «Познание»(экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)Цель:Формировать есте...
Конспект свойства воды.
Конспект "Свойства воды"...
Конспект "Свойства воды"
Конспект непосредственной образовательной деятельности совместно с родителями: «Свойства воды»Задачи:Познакомить воспитанников со свойствами воды: льётся, течёт, мокрая, тёплая, холо...