«Создание условий для обогащения словаря детей среднего возраста и формирования у них грамматического строя речи через активное использование в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности дидактических игр и упражнений».
методическая разработка (средняя группа)
Наше время - время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Однако если этот человек выражает свои мысли непоследовательно, неграмотно, недоступно для окружающих, то становятся неинтересными, непонятными его мысли и решения. Следовательно, современный высокообразованный человек должен обладать хорошо развитой речью. Говорить - это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, формулировать свою мысль, уметь строить высказывание, понимать речь окружающих. Всему этому ребёнок учится с помощью взрослого в дошкольные годы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 69.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1.
Тема работы:
«Создание условий для обогащения словаря детей среднего возраста и формирования у них грамматического строя речи через активное использование в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности дидактических игр и упражнений».
Работу выполнила:
Воспитатель МКДОУ
Оленинский детский сад №1
Федорова Оксана Юрьевна.
пгт Оленино
2022год
Актуальность.
Наше время - время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Однако если этот человек выражает свои мысли непоследовательно, неграмотно, недоступно для окружающих, то становятся неинтересными, непонятными его мысли и решения. Следовательно, современный высокообразованный человек должен обладать хорошо развитой речью. Говорить - это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, формулировать свою мысль, уметь строить высказывание, понимать речь окружающих. Всему этому ребёнок учится с помощью взрослого в дошкольные годы. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на дошкольный период. Развитие речи ребёнка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства. Каждый второй ребёнок нуждается в коррекции речи. Причин, появления такого количества нарушений развития речи много:
- ухудшение здоровья;
- существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей;
- снижающийся уровень бытовой культуры;
- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
- широкое распространение низкопробной бульварной литературы;
- бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров;
- агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами;
- недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка;
- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованном стремлении к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении. Все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.
Актуальность выбранной мною темы подтверждает документ «Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования», где прописаны требования к структуре образовательной программы дошкольного образования. В содержании программы представлены направления развития и образования детей, одним из которых является – речевое развитие. Это направление включает в себя задачу по обогащению активного словаря детей, развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Все сказанное позволяет сделать вывод, что к числу важнейших задач образовательного процесса с дошкольниками является формирование у них связной речи, а формирование словаря является базой для формирования связной речи детей.
В последнее время дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. В основном дети заняты играми в телефонах и просмотром телевизора. Речь их однообразна, словарный запас беден. Они не умеют вести диалог, отвечают на вопросы односложными словами, не могут повторить фразу за воспитателем, у них ограниченный словарный запас.
Исходя из вышесказанного, я могу сделать вывод, что выбранная мною тема очень актуальна и имеет практическую значимость.
Проблема: недостаточный словарный запас, односложная речь, состоящая только из простых предложений, сложность в ведении диалога.
Опыт работы.
В своей работе мне часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда на предложение поговорить с детьми, по какой – либо теме (овощи, профессии, животные и т.д.) сначала возникает пауза, затем, дети говорят о каком - то одном, двух характерных признаках, обсуждаемого предмета и снова наступает пауза. Далее дети начинают повторять ответы товарищей, добавляя незначительные изменения от себя. Возникает ощущение, что, они ничего не запомнили из пройденной темы, не поняли. Из них надо все «вытягивать». Оказывается, это далеко не так. Они многое узнали, многое запомнили, но выразить грамотно свои знания не могут, не хватает активности словаря .
Богатый словарный запас ребенка играет огромную роль для полноценного развития. Чем богаче и правильнее словарь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.
Мои опасения и наблюдения подтвердили результаты проведенного обследования детей.(См. приложение. Мониторинг активизации словаря детей средней группы). В сентябре месяце высокий уровень составил 0%, средний-50%, низкий-50%. Формирование словаря требовало дальнейшей планомерной и специально организованной работы. Поэтому я и обратила на это серьезное внимание.
В настоящее время появилось много дидактических игр. Традиция широкого использования этих игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. Особый вклад в дошкольную педагогику внес Фридрих Фребель. Он разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. Он был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле слова, а в организации дидактической игры. По определению места игры в образовательном процессе детского сада Мария Монтессори близка к позиции Фридриха Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это пустая игра, не оказывающая влияние на развитие ребенка. По мнению Е. И. Тихеевой эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей зависит от того, насколько они интересны ребенку, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Обучающие задачи в дидактических играх Тихеевой предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление мини- рассказов). Именно она считала, что дидактическая игра дает возможность развивать речь ребенка. Е. И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах. В отечественной педагогике авторами дидактических игр являются известные педагоги и психологи: Л. А Венгер, А. П. Усова, Е.И. Удальцова, А.И. Сорокина, А.К. Бондаренко.
Работая с детьми, я заметила, что лучшего результата можно достичь тогда, когда ребенок вовлечен в интересную для себя деятельность. Так же,важно побудить ребенка и к речевой деятельности, стимулировать его речевую активность, как в процессе ежедневного общения, так и в процессе специально организованного обучения. Обогащение словаря детей проходит через все виды деятельности, но я решила сделать акцент на специально подобранные игры и упражнения. Такие игры помогут:
- обеспечить количественное накопление слов;
- освоить социально -закрепленное содержание слов;
- овладеть значением слов;
-понимать обобщающие значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
- активизировать словарь.
Цель моей работы: создание условий для обогащения словаря детей среднего возраста и формирования у них грамматического строя речи через активное использование в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности дидактических игр и упражнений. Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:
Задачи:
1. Продолжать формировать навыки речевого общения.
2. Обогатить словарь за счет перехода пассивного в активный:
а)активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они изготовлены ;
б)вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии и существительные с обобщающим значением ;
в)учить подбирать глаголы, характеризующие действия;
г)способствовать умению согласовывать существительные с числительными, прилагательными, глаголами и наречиями;
д) расширять запас слов, близких и противоположных по смыслу (синонимов, и антонимов, и омонимов).
3. Пополнить речевую среду новыми пособиями;
4. Заинтересовать родителей к совместной деятельности с детьми.
Ожидаемый результат: развитие компонентов устной речи детей (грамматического строя речи, произносительной стороны речи) в различных формах и видах детской деятельности.
Далее были намечены этапы работы, содержание деятельности и способы трансляции.
Этапы работы | Содержание деятельности | Способы трансляции | ||
1. | Подготови-тельный Сентябрь 2021 | Изучение методической литературы Обзор методической литературы. Обследование детей. Изучение опыта работы коллег в Интернет – ресурсах. | Формирование теоретической базы. Накопление методических материалов по теме саморазвития. | |
2. | Практический Октябрь2021-Апрель2022 | Изготовление пособий. Д/у «Один-много?» Д/у «Назови ласково» Д/у «Кто чем занимается?» Д/у «Назови лишний предмет» Д/у «Кто как подает голос?» Д/у «Кто как передвигается?» Д/и «Чей хвост?» Д/у «Большой-маленький, высокий низкий, широкий-узкий, длинный-короткий» Д/и «Назови одним словом» Д\и «Что где растет?» Д\у «Назови предмет и цвет» Д/у «Что в чем?». Д\у» Кто что делает?». Д\и «Детское лото». Д/и «Лес». лото «Животные». лото «Птицы». лото «Овощи, фрукты». Д/и «Хорошо и плохо». Д/и «Найди маму детенышу». Д/и «Сладкое-горькое». лото «Транспорт». Альбом «Герои любимых сказок». Загадки. Д/и «Чудесный ларец (описание игрушек: кукол, машин, овощей, фруктов, животных.» Плакат из серии «Сравнения») СРИ «Магазин» СРИ «Семья СРИ «Больница» Театрализация игр «Заюшкина избушка», «Колобок», «Репка». Слушание аудиосказок. Консультация для родителей: «Обогащение словарного запаса детей среднего возраста посредством дидактических игр и упражнений». Полезная книга для родителей: «Развиваем речь.» Полезная книга для родителей «Развитие пространственного мышления и речи.» Консультация для родителей: «Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях». | Проведение совместной деятельности с детьми. Подбор и разработка игр, способствующих обогащению речи. Создание картотеки дидактических игр и упражнений на развитие грамматического строя речи. Оформление альбомов с тематическими картинками («Мебель», «Одежда», «Транспорт», «Посуда», «Рыбы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Профессии», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Овощи и фрукты», «Кто живет в пустыне», «Еда», «Бытовая техника», «Обитатели морей и океанов», «Птицы», «Инструменты», «Альбом времена года», «Герои любимых сказок», картотека «Эмоции», создание дидактического пособия «Волшебный ларец», картотека загадок. Разработка комплекта материалов для взаимодействия с родителями. | |
3. | Аналитический Май 2020 | Анализ и обобщение результатов работы, соотношение результатов поставленной цели и задачам. | Распространение педагогического опыта среди коллег. |
Составила перспективный план работы с детьми на год, куда включила различные методы и приемы по обогащению и активизации словаря: словесные, наглядные и игровые.
Перспективный план работы с детьми по формированию словаря детей средней группы
Месяц | Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с родителями | Обогащение РППС |
Сентябрь | Обследование детей | Формирование теоретической базы: изучение литературы, пособий, сбор информации из различных источников по теме. Накопление методических материалов по теме саморазвития. | |
Октябрь | Д/и «Чего не стало?», « Один-много» Д/и Назови ласково» Д/у «Кто чем занимается?» СРИ «Больница» | Консульта-ция для родителей: «Обогаще-ние словарного запаса у детей среднего возраста посредством дидактических игр и упражнений». | Д/и «Чего не стало?», « Один-много» Д/у Назови ласково» Д/у «Кто чем занимается?» Консультация для родителей «Обогащение словарного запаса у детей среднего возраста посредством дидактических игр и упражнений» |
Ноябрь | Д/и ««Назови лишний предмет» Д/у «Кто как подает голос?» Д/у «Кто как передвигается?» Д/и «Чей хвост?» Чтение сказки «Репка», беседа по иллюстрациям к сказке. СРИ «Магазин» | Предложить посмотреть с детьми мультфильм «Репка», обсудить. | Атрибуты к сказке «Репка». Создание альбома «Герои любимых сказок» Д/и ««Назови лишний предмет» Д/у «Кто как подает голос?» Д/у «Кто как передвигается?» |
Декабрь | Д/у «Чего не хватает?», Д/у «Большой-маленький, высокий низкий, широкий-узкий, длинный-короткий» Д/и «Чудесный ларец» (описа-ние игрушки кукла). Театрали- зованная игра: «Колобок». СРИ «Аптека» | Консульта-ция для родителей: «Использова-ние игр и игровых упражнений в домашних условиях» Совместный просмотр мультфильма «Колобок». | Атрибуты к сказке «Колобок». Пополнение альбома «Герои любимых сказок». Д/у «Чего не хватает?», Д/у «Большой-маленький, высокий- низкий, широкий-узкий, длинный-короткий» Консультация для родителей: «Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях» Изготовление дидактического пособия «Чудесный ларец.» |
Январь | «Д\у «Назови предмет и цвет». Д/у «Что в чем?». Слушание аудио сказок. Чтение сказки и беседа по иллюстрациям к сказке «Лисичка со скалочкой» Д/и «Чудесный ларец» (описание игрушек: овощи) | Полезная книга для родителей: «Развиваем речь.» Совместный просмотр мультфильма «Лисичка со скалочкой» | Пополнение альбома«Герои любимых сказок». «Д\у «Назови предмет и цвет» Д/у «Что в чем?» Изготовление полезной книги для родителей: «Развиваем речь.» |
Февраль | Д/у «Кто чем занимается» Д\у» Кто что делает?» Д\и «Детское лото». Д/и «Лес». Д/и лото. «Животные». Рассматривание плаката из серии «Сравнения») Отгадывание загадок. Д/и «Чудесный ларец» (описа-ние игрушки машина. | Д\у» Кто что делает?» Д/у «Кто чем занимается?» | |
Март | лото «Птицы». лото «Овощи, фрукты». Д/и «Хорошо и плохо». Д/у «Кто может совершать эти движения?». Д/и «Чудесный ларец» (описа-ние игрушек: домашние животные) | Полезная книга для родителей «Развитие пространственного мышления и речи.» | Изготовление полезной книги для родителей: «Развитие пространственного мышления и речи.» |
Апрель | Д/и «Назови одним словом», Д/и «Найди маму детенышу», Д/и «Сладкое-горькое», лото «Транспорт» Отгадывание загадок Чтение сказки и беседа по иллюстрациям к сказке («Заюшкина избушка»). Театрализованная игра «Заюшкина избушка». Д/и «Чудесный ларец»(описание игрушек: фрукты) | Совместный просмотр мультфильма «Заюшкина избушка» | Пополнение альбома «Герои любимых сказок». Д/и «Найди маму детенышу». Д/и «Сладкое-горькое». Атрибуты к сказке «Заюшкина избушка». |
Май | Анализ и обобщение результатов работы, соотношение результатов поставленной цели и задач. Обследование детей. |
Для речевого развития использую все виды игр, особенно, дидактические, так как они закрепляют и уточняют словарь, помогают овладеть словоизменением , упражняют в составлении связных высказываний. Словарные дидактические игры помогают развитию как родовых, так и видовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх дети попадают в ситуации, когда они вынуждены использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять детей в повторении нужных словоформ.
Процесс формирования словаря дошкольников строю с учетом следующих дидактических принципов.
Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей – работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной позиции, с привлечением наглядных средств обучения.
Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи — освоение ребенком лексики, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, связной речи – это взаимосвязанные части процесса овладения системой языка.
Принцип наглядности – наличие наглядного материала является основой познавательно-речевого развития дошкольников.
Принцип обеспечения активной речевой практики –создаются условия для широкой речевой практики всех детей в разных видах деятельности.
Таким образом, обогащение словарного запаса дошкольников происходит в процессе организации различных видов детской деятельности с учетом интеграции образовательных областей.
Методы и приёмы.
В работе с детьми я применяю совокупность разных методов и приемов для обогащения словаря детей:
- наблюдение окружающей действительности,
- целевые прогулки и экскурсии;
- рассматривание картин игрушек, предметов;
- чтение художественных произведений;
- показ видеофильмов;
- игровые методы;
- использование сюрпризов.
Методические приёмы делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.
Широко применяю словесные приёмы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания и вопрос.
1. Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми. Даю доступный образец и по содержанию и по форме, произнося чётко, громко и неторопливо.
2. Повторное проговаривание – преднамеренное многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.
3. Объяснение. Этот прием широко использую для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследований предметов.
4. Указания. Разъясняю детям способ действия для достижения определённого результата.
5. Вопрос. Вопросы использую во всех методах речевого развития.
Наглядные приёмы – показ иллюстративного материала, картин, предметов, показ образца, способов действия.
Игровые приёмы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребёнка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.
Этапы решения основных задач.
Первое, что я сделала, разбила предстоящую работу на этапы решения основных задач с усложнениями, а именно:
1) обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных ребёнком слов;
2) уточнение словаря, т. е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка;
3) активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания.
Обогащение словаря.
Осуществлять эту задачу — значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими. Основную часть лексики составляют существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия. Это наиболее полноправные слова: они служат названиями, выражают понятия и являются основой в предложении (выступают в роли подлежащих, сказуемых, определений, дополнений, обстоятельств). Обогащение речи детей идет, прежде всего, за счет знаменательных слов, например: как ребенок узнает о новом предмете? Для этого я и направляю мышление ребенка на то, чтобы он усвоил особенности этого предмета по определенным признакам:
1-признак – что это? (горох, лук, стул);
2- признак - каким цветом? (зеленый, синий, и т.д.) ;
3- признак - какая форма? (овальная, круглая и т.д.);
4- признак - какая величина? (большой –маленький);
5- признак - какой вкус? (сладкий, кислый);
6- признак – какой запах? (ароматный, приятный, и т. д.);
7- признак - какой на ощупь? (мягкий, твердый);
8- признак - где используем?.
Большую трудность для детей представляют числительные. Они называют отвлеченные числа или порядок предметов при счете. Для этого я использую игры «Один, много», «Подбери нужное слово», «Отбери предметы по количеству». Обогащение речи детей числительными в основном происходит на занятиях по ФЭМП, но закрепление и активизация этих слов происходит именно в специальных упражнениях. Для работы с детьми я пользуюсь заданиями, при которых углубляются представления о предмете, например: игра «Кто это, что это?»- учит правильно называть предметы, «Закончи мое предложение», «Из чего сделаны предметы?» (дерево, металл, пластмасса, ткань, стекло), «Что в чем?»(части предмета), «Назови предмет и цвет»- согласование существительного с прилагательным, «Подбери словечко»-«Свежий»- (воздух, огурец, хлеб, ветер), «старый»-(дом, пень, человек, ботинок).
Детям даю задания на классификацию домашних и диких животных, группировку по родовому признаку: мебель, игрушки, овощи, цветы, транспорт, времена года, одежда, головные уборы. Упражнение «Разложи картинки и выбери домашних животных, диких животных». Часто использую в работе с детьми дидактическую игру «Скажи наоборот»- (веселый-грустный, слабый-сильный, легкий-тяжелый). Работа над антонимами приучает детей к сопоставлению предметов и явлений по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу. Работа над синонимами (словами, разными по звучанию, но имеющими одинаковое или близкое значение) помогает детям понимать оттенки значения слова, выбирать наиболее подходящее слово (реветь-плакать, бросать-кидать, мерзнуть-зябнуть, найти-отыскать). Упражнение «Подбери подходящее слово»( вчера день был теплый, а сегодня жаркий, это платье влажное, а это совсем мокрое).
Для обогащения речи детей сравнительными прилагательными провожу упражнение «Что это?» (круглое, румяное, сладкое – что это?), «Сахар сладкий, а лимон кислый, апельсин желтый, а помидор красный)» ,«Подбери красивое слово, к слову кошечка» (пушистая, веселая, быстрая, умная).Обогащаю речь дошкольников словами, обозначающими качества и свойства предметов, например: «Что может быть длинным?(веревка, нитка, дорога, коса, лента), Что может быть красным?(шар, помидор, карандаш, дом)». Переход к обобщениям делаю тогда, когда ребенок накопит достаточный запас конкретных впечатлений об отдельных предметах и соответствующих словесных обозначений. Для закрепления обобщающих понятий провожу различные упражнения и игры: «Четвертый лишний»(стол, стул, диван, машина); «Игра в слова», где закрепляется умение подбирать имена существительные к обобщающему слову (-назовите слова обозначающие: игрушки; овощи; фрукты; мебель, одежда и т.д.)
Предлагаю детям дифференцировать усвоенные ранее понятия (посуда: кухонная, чайная, столовая, транспорт: воздушный, наземный, речной), и так далее.
Следующее направление работы с детьми это: закрепление и уточнение словаря.
Эта задача понимается, прежде всего, как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании. Прежде всего, в специальном закреплении нуждаются слова, трудные для детей: существительные — обувь, транспорт, красота, тишина, чистота и др., такие прилагательные, как служебный, пассажирский, железный и другие. Например: упражнения «Что ползает, летает, идет, едет?», «Кто как передвигается?»- змея ползет, птица летит, кошка идет, лягушка прыгает, лошадка скачет, «Кто как подает голос?»- корова мычит, коза мекает, кот мяукает, петух кукарекает, курица кудахчет, дети обращают внимание на разнообразие слов. Наряду с закреплением словаря решаю и другую задачу: уточнение смысла слова, углубление его значения. Например, смысл слова «новогодний» праздник маленькие дети воспринимают лишь эмоционально, он означает для них просто радостное событие. С проведением специальной работы дети шире уже понимают значение слова, выделяют и обобщают наиболее существенные признаки предметов и обозначают их словом. Упражнения в словоизменении и словообразовании помогают в точном подборе правильных слов: Как называется суп из фасоли, из гороха, из вермишели? (фасолевый, гороховый, вермишелевый), «Чья голова, чей хвост?» (коровья, коровий, заячья, заячий, лисья, лисий, медвежья, медвежий). Обращаю внимание детей на многозначность слов. Это интересное явление, когда одно и то же слово обозначает разные предметы (ручка — принадлежность для письма, ручка — фурнитура, ручка ребенка; лист бумаги, лист дерева, лук орган, лук стрелковое оружие, кран подъемный, кран водопроводный; хвост самолета, хвост животного; коса у девочки, коса инструмент).
Активизация словаря.
Активизация словаря — важнейшая задача словарной работы. В процессе этой работы я побуждаю детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря формируют у детей внимание к выбору слова. Это определенные слова, которые должны не только понимать дети, но и свободно употреблять, усвоение которых представляет для дошкольников известную трудность (справа, слева, треугольник, узкий, широкий, короткий, длинный, высокий, низкий и т. д.). Следовательно, активизация словаря — это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком. Например, при рассматривании альбома «Герои любимых сказок» дети называют литературного героя, и дают ему характеристику.
Усложнение содержания словарной работы идет по следующим направлениям:
- овладение словарем в единстве с восприятием предметов и явлений в целом;
- рост словаря за счет понимания слов, обозначающих качества, свойства, детали предметов и явлений, их отношения. Этот процесс требует владения такими мыслительными операциями, как анализ, сравнение; например: подбор к существительному солнце прилагательных; солнце - не только круглое, красное и ясное, но и жаркое, пылающее, обогревающее, день-пасмурный, дождливый, холодный, лимон-кислый, желтый, овальный и т.д.
- введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам. Следовательно, при осуществлении словарной работы необходимо единство речевого и умственного развития детей. Например: «Узнай предмет и действие, которое может этот предмет совершать» (бежит человек, бежит ручей, бежит дорога, лиса, молоко, время; стоит мальчик, дом, собака, забор, машина, гараж, стол) и т. д. «Отгадай, что изображено на картинке, закрытой на половину» и т.д.
Если задания детям непосильны, я обращаюсь к более лёгкому материалу, а затем, вновь возвращаюсь к тем, которые вызывают затруднения.
Главное место я отвела индивидуальной форме работы с детьми, которая проходила через разнообразные приемы, совместные игры взрослого и детей, организацию непосредственно образовательной деятельности с использованием дидактических речевых игр, лексических упражнений. Создала условия для самостоятельной деятельности детей. Ребята уже знают, где лежат речевые игры и упражнения и обращаются к воспитателю с просьбой поиграть и позаниматься. Продолжала работу по активизации словаря детей во время наблюдений на прогулках. Наблюдая за погодой, говорила, что дует резкий ветер, а тучи над головой серые, тёмные. Задавала следующие вопросы: «Какие бывают тучи? А какие они осенью, весной? Какой ветер бывает осенью, весной? Какие деревья осенью, а какие зимой, летом? Какой снег? Какое яблоко?». При одевании на прогулку спрашивала детей: «Что можно надевать на голову?» Ответы детей: шапку, платок, косынку, панаму, фуражку, шляпу, веночек, повязку, пилотку. Таким образом, подводила детей к понятию, что это – головные уборы.
Во время прогулок, игр, наблюдений учила детей находить нужное слово для обозначения того, что они видят, чувствуют. Предлагала подставить солнышку руки, лицо, а затем спрашивала: «Какое сегодня солнышко? (Хорошее, ласковое, доброе, приятное, приветливое, весёлое и др.)»
Условия.
Организация предметно-развивающей среды является одним из условий построения образовательного пространства группы. Создание предметно-развивающей среды соответствует требованиям ФГОС. Построение предметно-пространственной развивающей среды – это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого. Развивающая предметно-пространственная среда в моей группе соответствует следующим требованиям:
-Содержательно-насыщенная (насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы);
-Вариативная (наличие различных пространств, разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих активность детей);
- Доступная (свободный доступ к играм, игрушкам, материалам);
-Безопасная (предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования).
Развивающая речевая среда в группе.
В группе создана предметно-развивающая среда, способствующая речевому развитию детей, в которой подобраны альбомы по темам «Птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Насекомые», «Одежда», «Профессии», «Грибы», «Цветы», «Рыбы», «Рептилии», «Животные пустыни», «Транспорт», «Посуда», дидактические игры, упражнения на грамматический строй речи от простого к сложному: различные лото, которые знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, животные, птицы, овощи, фрукты, транспорт),
домино, фигуры диких и домашних животных, рыб, насекомых, динозавров, картотека загадок, сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Больница», «Аптека», «Семья», «Парикмахерская», и другие, мебель для кухни, уголок со строительным материалом. Создана зона с разными видами театра, где дети могут проникнуть в образ персонажа: настольного, бибабо, пальчикового, магнитного, т.к. формирование речевой активности возможно при включении в процесс развития и обучения детей разных видов театрализованных игр. Для игр-драматизаций подбираются сказки, в содержании которых имеются диалоги между персонажами, используются костюмы и различные атрибуты.
Создан книжный уголок, где дети знакомятся с художественной литературой, рассматривают иллюстрации в книгах. Изготовлено дидактическое пособие «Чудесный ларец». С помощью тактильных ощущений через два отверстия для каждой руки, ребенок определяет, что за предмет находится внутри, описывает его, дети отгадывают. С помощью объемных игрушек, предметов дети получают знания об окружающей их предметной действительности, и активизируют свой словарь. Дидактическое пособие «Чудесный ларец» использую в непосредственно-образовательной деятельности, как часть, во время утренних и вечерних часов, в индивидуальной работе. Создана дидактическая игра «Что, где растёт?», где дети расставляют овощи и фрукты в соответствии с тем местом где они растут, и учатся правильно согласовывать все слова в предложении. Например: «Это слива. Слива – фрукт. Она растёт в саду на дереве». «Это морковь. Морковь – овощ. Она растёт на огороде в земле». Весь материал стараюсь преподнести детям так, чтобы он был интересен, доступен, соответствовал возрасту и уровню развития детей.
Работа с родителями.
Работа, проводимая с детьми в детском саду продолжается и в условиях семьи. Для родителей были написаны консультации: «Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»; «Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для обогащения словаря детей», созданы пособия: «Развиваем речь»(на развитие грамматического строя речи) , «Развитие пространственного мышления и речи». Познакомила родителей с методами и приёмами работы по этой теме. Были проведены беседы с родителями, где подчеркнула роль работы по формированию грамматически правильной речи и обогащению словаря у детей ,дала необходимые рекомендации. При этом родители получали мини-консультацию, и практические навыки игрового взаимодействия с ребёнком, имели возможность увидеть, какие игры интересуют их детей, понять, чего не хватает в домашней игровой среде для того, чтобы она поддерживала свои развивающие способности.
Параллельно с формированием словаря у детей тренируется память, внимание, они учатся размышлять, делать выводы, анализировать и фантазировать и родители в этом сами убедились, играя в игры, не требующие особой подготовки, в которые можно поиграть с ребёнком идя из детского сада домой, дома в кругу семьи: «Подбери слово – стоит…, идёт…, лежит…, сидит..», «Угадай, кто я?» - где по названному слову должны догадаться: кто это?, например, медлительная, пучеглазая, скользкая, и т.д.
Я убедилась в том, что дети, с которыми больше играют - обладают большим количеством запаса слов. А также, само участие родителей в игре необходимо для проявления интереса у детей к самому процессу игры, то есть давать детям новые ситуации, в которых появятся новые слова и выражения, а ещё необходимо разговаривать с детьми по существу их игр, тем самым, обогащая их словарь.
Результаты.
Работа, проведённая с детьми, позволила увидеть, что дети приобрели навыки речевого общения. Заметно обогатился словарь детей за счёт перехода пассивного в активный, подбора синонимов, антонимов, омонимов. Сформированы видовые (названия отдельных предметов), родовые(фрукты, транспорт, мебель, овощи…), обобщающие понятия с их последующей дифференциацией(транспорт наземный, воздушный, речной…). Расширяющийся словарный запас дети стали активизировать в самостоятельных высказываниях. Обогатился словарь, за счет накопления количественных слов: существительных, прилагательных, числительных, глаголов, наречий.
Речевая среда пополнилась новыми пособиями. Родители заинтересовались речью своих детей, активно играют с детьми в речевые игры. Проделанная работа дала положительный результат в обогащении словарного запаса детей через использование словесных дидактических игр, что подтверждает мониторинг словаря на конец года: высокий уровень-66,4%, средний-33,2%, низкий-0%.
Перспектива.
Выяснилось, что работа по обогащению и активизации словаря, занимает большое место в системе воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста. Эта задача очень важна, так как в процессе работы происходит количественное накопление ребенком слов, освоение их содержания и активное использование в речи. Дидактические игры и специальные упражнения— это прекрасный материал для развития речи детей. И в дальнейшем, эта работа будет продолжаться.
ЛИТЕРАТУРА
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155
- Н.В. Новоторцева «Развитие речи детей»(популярное пособие для педагогов и родителей), 2007г.
- «Подскажи словечко»(Школа раннего развития), 2020г
- «Игры и игровые упражнения», Г.С.Швайко, 2004г
- «Таинственный мир звуков», И.Р. Калмыкова, 2009г
- Методика раннего развития Марии Монтессори,2014г
- «Давайте поиграем», 2002г
- «Речевые игры с детьми», В.И. Селиверстов, 2011г
- «Лексика, грамматика, связная речь», Н.Созонова, Е.Куцина,2017г(методическое пособие с иллюстрациями по развитию речи).
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ "Формирование грамматического строя речи через организацию игровой деятельности"
Рабочая программа по кружку "Говорилка"....
Формирование грамматического строя речи через упражнения, формирующие навык словоизменения в предложении.
Обобщение педагогического опыта...
Формирование и совершенствование грамматического строя речи через обучение пониманию и употреблению в речи предлогов у детей с ОНР
Формирование и совершенствование грамматического строя речи через обучение пониманию и употреблению в речи предлогов у детей с ОНР...
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Актуальность данной темы заключается в обогащении словаря у дошкольников, через дидактические игры и лексические упражнения. Развитие речи у детей является одной из главных задач дошкольного учр...
Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи, через использование сказки "Маша и медведь"
Данный конспект поможет:- развить нравственно-этический словарь детей;-активизировать словарь по темам: «Посуда», «Ягоды»;- отработать грамматические категории (уменьшительно-л...
Основные компоненты речи. Практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование и развитие грамматического строя речи.
Предлагаемый материал - это подробный план-конспект семинара-практикума, проводимого логопедом для педагогов (воспитателей), с целью систематизации знаний педагогов по формированию и развитию ле...
Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателя в коррекционной работе по формированию лексико-грамматического строя речи через игру в соответствии ФГОС.
В данной статье представлены материалы по оснащению развивающей предметно-пространственной среды способствующей развитию мыслительных процессов и формированию лексико-грамматического строя речи...