Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи, через использование сказки "Маша и медведь"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Данный конспект поможет:
- развить нравственно-этический словарь детей;
-активизировать словарь по темам: «Посуда», «Ягоды»;
- отработать грамматические категории (уменьшительно-ласкательные формы существительных, образование относительных прилагательных; образование множественного числа существительных);
- расширить словарь детей с словами: лукошко, плошка, кузовок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krebs_ood_masha_i_medved.docx | 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ООД
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗКИ «МАША И МЕДВЕДЬ»
Программное содержание:
ЗАДАЧИ:
Обучающие
- развивать нравственно-этический словарь детей;
-активизировать словарь по темам: «Посуда», «Ягоды»;
- отрабатывать грамматические категории (уменьшительно-ласкательные формы существительных, образование относительных прилагательных; образование множественного числа существительных);
- расширять словарь детей с словами: лукошко, плошка, кузовок.
Воспитательные
- поддержать интерес к русским народным сказкам, воспитывать чувство сострадания, желание помогать в трудной ситуации.
Коррекционные:
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
- развивать мыслительные процессы
Оборудование: магнитная доска, магнитный театр «Маша и медведь», маска медведя, платок, картинки для загадок, картинки для игры «Лишний предмет»
Предварительная работа: чтение сказки русской народной сказки « Маша и медведь», разучивание детьми загадок.
Ход занятия.
1 часть. Оргмомент.
Воспитатель: Сегодня на занятии мы будем говорить с вами об одной очень интересной, известной всем любимой сказке. Но не просто говорить, а играть в сказку. Сейчас я скажу вам 5 слов, подсказывающих сюжет это сказки, а вы догадайтесь, как она называется. (Машенька, лес, избушка, Медведь, короб)
Ответы детей:
Воспитатель: всё верно, наша сказка называется «Маша и медведь»
2 часть.
Воспитатель: Но чтобы попасть в сказку, необходимо произнести волшебные слова: «Быстро все закройте глазки, попадем сейчас мы в сказку, на месте повернись, в сказке очутись».
Звучит волшебная музыка
Ребята, ну вот мы и в сказке. Напомните мне, как наша сказка начинается?
- Правильно. Жили- были дед и баба, была у них внученька Маша. (На магнитной доске выставляются фигурки: деда, баба, Маша.)
Задание 1: Упражнение «Назови ласково».
Это деда. Ласково дедушка, дедуля, дедулечка.
Баба. Ласково бабушка, бабуля, бабулечка.
Маша. Машенька, Машуля, Машулечка.
Воспитатель: Пошла Маша в лес за грибами и заблудилась. Видит, стоит деревянная избушка.
Постучала Машенька в дверь — не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась.
Воспитатель:
— Вспомните, что в доме увидела Маша?
Задание 2: «Лишний предмет»
-Возьмите красный конверт. У каждой группы есть набор картинок. Необходимо рассмотреть их, найти предмет из избушки медведя и определить лишний.
— Предлагаю каждой группе обосновать свой выбор.
Группа 1. Лишний предмет: железная миска, т.к. она железная, а остальная посуда из глины.
Группа 2. Лишний – пылесос, т.к. медведь живет в лесу, там нет электричества.
Группа 3. Лишний – диван, т.к. стол и стул сделаны только из дерева, о них говорят в сказке, о диване в сказке не говорится, но он тоже из дерева.
Воспитатель: В этой избушке жил медведь. Только его тогда дома не было, он по лесу ходил. (на магнитной доске появляется фигурка медведя).
Физкультминутка: — А мы с Медведем вам предлагает отдохнуть и поиграть в игу «У медведя во бору».
У медведя в бору
Грибы, ягоды, беру
А медведь не спит
И на нас рычит
Воспитатель: Вернулся медведь домой вечером, увидел Машеньку, обрадовался.
-Ага- говорит,- теперь тебя не отпущу тебя!
Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.
Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она у медведя в лесу жить.
Задание 3: Игра « Из чего каша»
Каша из гречки – гречневая
Каша из манки - манная
Каша из пшена – пшенная
Каша из кукурузы – кукурузная
Каша из риса – рисовая
Воспитатель: Раньше медведь жил один и ему нужна была одна только одна ложка, одна чашка, а теперь всего надо больше.
Задание 4: Игра «Один- много» — употребление существительных во множественном числе родительного падежа.
Одина ложка - много ложек….( чашка, плошка, лавка, лукошко, горшок).
Воспитатель: Все время Машенька думала, как же ей домой уйти. И наконец, она придумала испечь пирожки и отнести их бабушке и дедушке. Давайте поможем Машеньке испечь пирожки.
Физкультминутка:
Мы печем отличные
Пироги пшеничные.
(Лепим пирожки)
Тесто в кадке замесили,
(Делаем вид, будто месим тесто)
Соль в солонке не забыли.
(показываем, как солим тесто)
Взяли ложку с творогом:
(берем руку воображаемую ложку)
Пирожок за пирогом!
(хлопаем в ладоши)
Ну-ка, дай-ка, печка,
Пирогу местечко!
(Показываем большой пирог)
Воспитатель: Много разной выпечки Маша напекла, давайте посчитаем
Задание 5: Игра «Посчитай от одного до пяти». ( Пирог, калач, ватрушка, крендель)
Воспитатель: Давайте похвалим Машины пирожки, какие они у неё получились
Задание 6: Подбери прилагательное.
Пироги у Маши: горячие, румяные, пышные, мягкие, вкусные, сладкие, ароматные
Воспитатель: Пока Маша пироги пекла медведь из лесу пришёл и ягоды принёс. А какие в лесу ягоды растут, нам помогут узнать загадки:
Задание 7: Отгадывание загадок
Ягоды лесные эти
Любят бурые медведи.
Не рябина, не калина,
А с колючками… (Малина)
Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка.
Эти бусины —… (Черника)
Ягодку сорвать легко —
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка
— Там созрела… (Земляника)
Эту ягодку найдете
Не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка,
Красненькая… (Клюква)
Не на шутку, а всерьез
Куст колючками оброс.
Темных ягодок сорви-ка.
Что за кустик? (Ежевика)
Задание 9: «Какое варенье»
Воспитатель: Давайте превратимся в мишек и будем собирать ягоды, говоря слова:
- Я шёл, шёл, шёл и малину нашёл. Дома я сварю малиновое варенье.
Дети собирают ягодки, кладут в корзинку, которую держит воспитатель, и говорят название варенья из этих ягод.
Задание 10: инсценировка
Действующие лица: медведь, Машенька, дед и баба.
Воспитатель: Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:
Машенька: Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!
Медведь: Ладно, — отвечает медведь, — давай короб!
Машенька: Выйди на крылечко, посмотри, не идет ли дождик!
Воспитатель: Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила. Вернулся медведь, видит — короб готов. Взвалил его на спину и пошел в деревню. Шел-шел, устал и говорит:
Медведь: Сяду на пенек, съем пирожок!
Машенька:
Вижу, вижу!
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
Медведь: Ишь какая - все видит!
Воспитатель: Поднял он короб и пошел дальше. Шел-шел, шел-шел, остановился, сел и говорит:
Медведь: Сяду на пенек, съем пирожок!
Машенька:
Вижу, вижу!
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
Медведь: Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!
Воспитатель: Встал и пошел скорее. Пришел в деревню, нашел дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота.
-Что было дальше?
- А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.
Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.
Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят — короб стоит.
Бабушка: Что это в коробе?
Воспитатель: Посмотрели, увидели Машеньку, обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.
3 часть. Итог.
Воспитатель: Дети, где мы сегодня побывали, какую сказку рассказывали?
Дети: Маша и медведь
Воспитатель: Давайте сделаем вывод по сказке: нужно ли слушаться старших и внимательнее относиться к их словам?
Дети: Да! Если бы Маша слушалась дедушку и бабушку, то она бы от подружек не отстала бы и далеко в лес не ушла бы.
Воспитатель: Что помогло Маше вернуться домой?
Дети: Хитрость, находчивость, смекалка, сообразительность.
Воспитатель: Вот и сказке конец, кто играл- молодец. А играли все – все и молодцы. Поощрение детей — угощение от бабушки и дедушки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по формированию лексико-грамматического строя речи у детей.
Пять конспектов занятий по технологии формирования лексико-грамматического строя речи у детей Филичевой, Чиркиной....
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по лексической теме: "Дикие животные наших лесов" с презентацией для детей старших групп.
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речипо лексической теме: "Дикие животные наших лесов"с презентацией для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи старшая группа Тема. Винительный падеж имен существительных. « Лес. Хвойные и лиственные деревья».
Подробный план-конспект отражает основные этапы занятия , раскрывает их содержание. Игровые упражнения и задания подобраны таким образом, чтобы при их выполнении отрабатывалась и закрепляла...
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми группы компенсирующей направленности по теме: "Животные северных стран"
Данный конспект занятия будет интересен учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп....
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя и связной речи в старшей логопедической группе. Тема: Ранняя весна
Тема: Ранняя весна...
Конспект занятия по формированию лексико - грамматического строя речи для детей старшей группы с ОНР и стертой формой дизартрии
В занятии используется материал коррекционных приемов необходимых при ОНР и стертой фомы дизартрии, используются как традиционные методы так и элементы инновационных технологий....
Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи в процессе развития правильной речи "Дом"
Конспект ОД по развитию речи с целью закрепления навыков правильного употребления лексико-грамматических категорий русского языка в процессе развития связной речи в рамках лексической темы...