Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи, через использование сказки "Маша и медведь"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Кребс Любовь Владимировна

Данный конспект поможет:

- развить нравственно-этический словарь детей;

-активизировать словарь по темам: «Посуда», «Ягоды»;

- отработать грамматические категории (уменьшительно-ласкательные формы существительных, образование относительных прилагательных; образование множественного числа существительных);

- расширить словарь детей с словами: лукошко, плошка, кузовок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krebs_ood_masha_i_medved.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ООД

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗКИ  «МАША И МЕДВЕДЬ»

Программное содержание:

ЗАДАЧИ:

Обучающие

- развивать нравственно-этический словарь детей;

-активизировать словарь по темам: «Посуда», «Ягоды»;

- отрабатывать грамматические категории (уменьшительно-ласкательные формы существительных, образование относительных прилагательных; образование множественного числа существительных);

- расширять словарь детей с словами: лукошко, плошка, кузовок.

Воспитательные

-  поддержать интерес к русским народным сказкам, воспитывать чувство сострадания, желание помогать в трудной ситуации.

Коррекционные:

 - развивать зрительное и слуховое внимание;

 - совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

 - развивать мыслительные процессы

 Оборудование: магнитная доска, магнитный театр «Маша и медведь», маска медведя, платок, картинки для загадок, картинки для игры «Лишний предмет»

Предварительная работа: чтение сказки русской народной сказки « Маша и медведь», разучивание детьми загадок.  

Ход занятия.

 1 часть. Оргмомент.

 Воспитатель: Сегодня на занятии мы будем говорить с вами об одной очень интересной, известной всем любимой сказке. Но не просто говорить, а играть в сказку. Сейчас я скажу вам 5 слов, подсказывающих сюжет это сказки, а вы догадайтесь, как она называется. (Машенька, лес, избушка,  Медведь, короб)

Ответы детей:

Воспитатель: всё верно, наша сказка называется «Маша и медведь»

2 часть.

Воспитатель: Но чтобы попасть в сказку, необходимо произнести волшебные слова: «Быстро все закройте глазки, попадем сейчас мы в сказку, на месте повернись, в сказке очутись».
Звучит волшебная музыка

Ребята, ну вот мы и в сказке. Напомните мне, как наша сказка начинается?

 - Правильно. Жили- были дед и баба, была у них внученька Маша. (На магнитной доске выставляются фигурки: деда, баба, Маша.)

Задание 1: Упражнение «Назови ласково».

Это деда. Ласково дедушка, дедуля, дедулечка.

 Баба. Ласково бабушка, бабуля, бабулечка.

Маша. Машенька, Машуля, Машулечка.

Воспитатель: Пошла Маша в лес за грибами и заблудилась. Видит, стоит деревянная избушка.

Постучала Машенька в дверь — не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась.

Воспитатель:

— Вспомните, что в доме увидела Маша?

Задание 2: «Лишний предмет»

-Возьмите красный конверт. У каждой группы есть набор картинок. Необходимо рассмотреть их, найти предмет из избушки медведя и определить лишний.

— Предлагаю каждой группе обосновать свой выбор.

Группа 1. Лишний предмет: железная миска, т.к. она железная, а остальная посуда из глины.

Группа 2. Лишний – пылесос, т.к. медведь живет в лесу, там нет электричества.

Группа 3. Лишний – диван, т.к. стол и стул сделаны только из дерева, о них говорят в сказке, о диване в сказке не говорится, но он тоже из дерева.

Воспитатель:  В этой избушке жил медведь. Только его тогда дома не было, он по лесу ходил. (на магнитной доске появляется фигурка медведя).

Физкультминутка: — А мы с Медведем вам предлагает отдохнуть и поиграть в игу «У медведя во бору».

У медведя в бору

Грибы, ягоды, беру

А медведь не спит

И на нас рычит

Воспитатель:  Вернулся медведь домой вечером, увидел Машеньку, обрадовался.

-Ага- говорит,- теперь тебя не отпущу тебя!

Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.

Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она у медведя в лесу жить.

Задание 3: Игра « Из чего каша»

Каша из гречки – гречневая

Каша из манки - манная

Каша из пшена – пшенная

Каша из кукурузы – кукурузная

Каша из риса – рисовая

Воспитатель: Раньше медведь жил один и ему нужна была одна только одна ложка, одна чашка, а теперь всего надо больше.

Задание 4:  Игра «Один- много» — употребление существительных во множественном числе родительного падежа.

Одина ложка - много ложек….( чашка, плошка, лавка, лукошко, горшок).

Воспитатель: Все время Машенька думала, как же ей домой уйти. И наконец, она придумала испечь пирожки и отнести их бабушке и дедушке. Давайте поможем Машеньке испечь пирожки.

Физкультминутка:

Мы печем отличные

Пироги пшеничные.

 (Лепим пирожки)

Тесто в кадке замесили, 

(Делаем вид, будто месим тесто)

Соль в солонке не забыли.

(показываем, как солим тесто)

Взяли ложку с творогом:

(берем руку воображаемую ложку)

Пирожок за пирогом!

 (хлопаем в ладоши)

Ну-ка, дай-ка, печка,

Пирогу местечко! 

(Показываем большой пирог)

Воспитатель: Много разной выпечки Маша напекла, давайте посчитаем

Задание 5: Игра «Посчитай от одного до пяти». ( Пирог, калач, ватрушка, крендель)

Воспитатель: Давайте похвалим Машины пирожки, какие они у неё получились

Задание 6:  Подбери прилагательное.

Пироги у Маши: горячие, румяные, пышные, мягкие, вкусные, сладкие, ароматные

Воспитатель: Пока Маша пироги пекла медведь из лесу пришёл и ягоды принёс. А какие в лесу ягоды растут, нам помогут узнать загадки:

Задание 7: Отгадывание загадок

 Ягоды лесные эти

 Любят бурые медведи.

Не рябина, не калина,

А с колючками… (Малина)

Много темно-синих бус

Кто-то уронил на куст.

Их в лукошко собери-ка.

Эти бусины —… (Черника)

Ягодку сорвать легко —

Ведь растет невысоко.

Под листочки загляни-ка

 — Там созрела… (Земляника)

Эту ягодку найдете

Не в саду, а на болоте.

 Круглая, как пуговка,

Красненькая… (Клюква)

Не на шутку, а всерьез

Куст колючками оброс.

Темных ягодок сорви-ка.

Что за кустик? (Ежевика)

Задание 9: «Какое варенье»

Воспитатель: Давайте превратимся в мишек и будем собирать ягоды, говоря слова:

- Я шёл, шёл, шёл и малину нашёл. Дома я сварю малиновое варенье.

Дети собирают ягодки, кладут в корзинку, которую держит воспитатель, и говорят название варенья из этих ягод.

Задание 10:  инсценировка

Действующие лица: медведь, Машенька, дед и баба.

Воспитатель: Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

Машенька: Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

Медведь: Ладно, — отвечает медведь, — давай короб!

Машенька: Выйди на крылечко, посмотри, не идет ли дождик!

Воспитатель: Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила. Вернулся медведь, видит — короб готов. Взвалил его на спину и пошел в деревню. Шел-шел, устал и говорит:

Медведь: Сяду на пенек, съем пирожок!

Машенька:

Вижу, вижу!

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

Медведь: Ишь какая - все видит!

Воспитатель: Поднял он короб и пошел дальше. Шел-шел, шел-шел, остановился, сел и говорит:

Медведь: Сяду на пенек, съем пирожок!

Машенька:

Вижу, вижу!

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

Медведь: Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!

Воспитатель: Встал и пошел скорее. Пришел в деревню, нашел дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота.

-Что было дальше?

- А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.

Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.

Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят — короб стоит.

Бабушка: Что это в коробе?

Воспитатель: Посмотрели, увидели Машеньку, обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.

 3 часть. Итог.

Воспитатель:  Дети, где мы сегодня побывали, какую сказку рассказывали?

Дети: Маша и медведь

Воспитатель:  Давайте сделаем вывод по сказке: нужно ли слушаться старших и внимательнее относиться к их словам?

 Дети: Да! Если бы Маша слушалась дедушку и бабушку, то она бы от подружек не отстала бы и далеко в лес не ушла бы.

Воспитатель: Что помогло Маше вернуться домой?

Дети: Хитрость, находчивость, смекалка, сообразительность.

Воспитатель: Вот и сказке конец, кто играл- молодец. А играли все – все и молодцы. Поощрение детей — угощение от бабушки и дедушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по формированию лексико-грамматического строя речи у детей.

Пять конспектов занятий по технологии формирования лексико-грамматического строя речи у детей Филичевой, Чиркиной....

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по лексической теме: "Дикие животные наших лесов" с презентацией для детей старших групп.

Конспект  НОД  по формированию лексико-грамматического строя речипо лексической теме: "Дикие животные наших лесов"с презентацией для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи старшая группа Тема. Винительный падеж имен существительных. « Лес. Хвойные и лиственные деревья».

Подробный план-конспект отражает основные этапы занятия , раскрывает их содержание. Игровые упражнения и задания подобраны таким образом,  чтобы при их выполнении отрабатывалась и закрепляла...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми группы компенсирующей направленности по теме: "Животные северных стран"

Данный конспект занятия будет интересен учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп....

Конспект занятия по формированию лексико - грамматического строя речи для детей старшей группы с ОНР и стертой формой дизартрии

В занятии используется материал коррекционных приемов необходимых при ОНР и стертой фомы дизартрии, используются как традиционные методы так и элементы инновационных технологий....

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи в процессе развития правильной речи "Дом"

Конспект ОД по развитию речи с целью закрепления навыков правильного употребления лексико-грамматических категорий русского языка в процессе развития связной речи в рамках лексической темы...