Логопедический массаж кому и зачем показан.
консультация

Шакирова Гульназ
Что нужно для логомассажа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskiy_massazh_komu_i_zachem_pokazan.docx41.09 КБ

Предварительный просмотр:

                             

          ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ.

                КОМУ И ЗАЧЕМ ПОКАЗАН

                    Что нужно для логомассажа

1 знание анатомии и физиологии периферического речевого

аппарата;

2.умение определить состояние мышечного тонуса различных групп

мышц речевого аппарата;

3.подбор соответствующих приемов массажных движений и

установление определенной последовательности массажных

движений в каждом конкретном случае,

4.включение в массажный комплекс всех групп мышц, которые

оказывают влияние на состояние нарушенной двигательной

функции.

Специальность 031800 «Логопедия» дает право проводить массаж

(ручной, зондовый) в структуре логопедического занятия.

Сеансы точечного и длительного массажа по расширенной схеме

требуют дополнительную подготовку.

               Показания к применению

                           Логомассажа

1. Воздействие на мышечный тонус в речевой мускулатуре с целью

нормализации

(сложная дислалия, дизартрия, ринолалия, нарушения голоса,

заикание, афазия, ДЦП, дисфагии, миофункциональных нарушениях,

Дауна.

2. Улучшение межанализаторной связи, стимуляция

проприорецептивных ощущений массажно-гимнастическим

комплексом детям при Оральной апраксии, диспраксии с общим

недоразвитием речи (ОНР), ЗПР, с алалией, РАС.

3. Неуточненное ЗРР

4. Ускорение результатов логопедической работы

5. Детям с ОВЗ

Виды массажа Активирующий Расслабляющий

Классический ручной массаж. – применяется без учета рефлекторного воздействия . Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация. Для выполнения данных приемов при массаже языка могут использоваться зубные щетки с мягкой щетиной, шпатели.

Точечный массаж – разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям при заболевании или нарушении функции.

Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.

Зондовый массаж (по методу Новиковой Е.В.).

Самомассаж. Массаж ребенок(пациент) делает себе сам: массаж лица руками, массаж языка с помощью губ, зубов.

После массажа – пассивная гимнастика формирующая правильное артикуляторное укладывание.

Эффект массажа усиливается, если к нему добавить упражнения для кистей рук, ног и аурикулярный массаж, массаж волосистой части головы , а также сочетание приемов массажа и пассивной гимнастики. Принцип – регулярность массажного воздействия

             ПРОТОКОЛ

1.ФОНЕТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

А О У Ы И Э

К К' Г Г' Х Х'

Й М М' П П' Б

Б' Ф Ф' В В' Т

Т' Д Д' Н Н' С

С' З З' Ц Ш Ж

Ч Щ Р Р' Л Л

Подбор индивидуальной схемы массажа. Чек-лист

Нарушение губно-губных, смычных согласных ( п, б, м и их мягкие

варианты), лабиализованных гласных (о, у, ) связано с нарушением

функционирования круговой мышцы рта

Нарушение произношения согласных звуков группы переднеязычных,

требующих активного движения кончика языка связаны с парезами

мышц языка и шейных мышц,

звукопроизношения заднеязычных звуков ( г, к, х,) усреднение гласных

среднего и нижнего подъема ( э, о, а) связана с

поражением шилоязычной, шилоподъязычной, двубрюшной мышц,

что вызывает нарушения движений корня языка назад и вверх

боковое произнесение согласных обязано поражению мышц языка с

одной из сторон.

При расстройстве функции мышц мягкого нёба (нёбно-язычной, нёбноглоточной дуг и др.) не происходит полное смыкание мягкого нёба с

задней стенкой глотки, и голос приобретает носовой оттенок.

парез мышц губ или языка приводят к замене взрывных звуков

и аффрикатов на щелевые

В зависимости от того, какой характер нарушений

произносительной стороны речи имеет ребенок, можно сделать

предположение о месте и характере патологических изменений

и составить план работы « ЧЕК ЛИСТ»

СТРОЕНИЕ И ПОДВИЖНОСТЬ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ Неврологический синдром нарушения артикуляционной моторики: Первичный осмотр Динамика спастический парез тонические нарушения управления типа ригидности гиперкинезы атаксия апраксия ЛИЦЕВАЯ МУСКУЛАТУРА: сглаженности носогубной складки, опущенного уголка рта, расширенной или суженной глазной щели, наличии постоянно приоткрытого рта, кожные покровы. гипомимия Тонус лицевой мускулатуры: N нарушение мышечного тонуса лица: спастичность гипотония дистония сглаженность носогубных складок асимметрия лица гиперкинезы лица ОБЩАЯ МОТОРИКА: Сформированность основных двигательных навыков: Постуральный контроль удержание вертикального положения стоя, на одной ноге, на двух (у опоры / самостоятельно) Прыгать один – ноги в стороны; два – ноги перекрещены (левая нога впереди правой); три – ноги в стороны; четыре — ноги перекрещены (правая нога впереди левой). прыгать по предложенному взрослым образцу; соблюдать ритм, заданный счётом; перекрещивая ноги, он разворачивает таз. нарушение походки ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК: направление руки к предмету захват предмета, его удержание в руке простейшие манипуляции с предметами свободное манипулирование предметами дифференцированные движения пальцев рук

 «Представление, что при любом двигательном тренинге упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов». Н.А. Бернштейн. Анатомия и физиология периферическо

                               Анатомия и физиология

Периферического речевого аппарата

5 пара Тройничный (смешанный) содержит двигательные и чувствительные

волокна, иннервирует кожу головы (кроме затылочной области) и лица. ветви

иннервируют мимические мышцы лица, кожу головы, затылочную часть

затылочно-лобной мышцы, мышцы ушной раковины, частично мышцы дна

полости рта и подкожную мышцу шеи.

• верхнечелюстной (подглазничный) нерв, иннервирующий кожу нижнего

века, боковой поверхности носа и верхней губы, слизистую оболочку щеки,

верхней губы, верхние зубы, десну;

• — нижнечелюстной (подбородочный) нерв, иннервирующий кожу лица ниже

угла рта, переднюю часть языка, нижние зубы и десну, слюнные железы,

жевательные мышцы.

• 7 пара Лицевой нерв ( двигательный) разветвление, называемое большой

гусиной лапкой.

• 9 пара языкоглоточный

• 10 пара блуждающий нервы обеспечивают иннервацию слизистой оболочки

глотки, надгортанника, корня языка, мягкого нёба, способствуют акту

глотания и артикуляции

• 12 пара нервов (лицевой нерв)

                     Черепно –мозговые нервы

• При псевдобульбарном параличе

повреждаются нервные пути от коры

к ядрам продолговатого мозга. Этот

путь соединяет ядра черепномозговых нервов (VII, IX, X и XII пары)

с корой головного мозга, поэтому,

помимо тяжелых расстройств общей

моторики, а также актов жевания и

глотания, наблюдается расстройство

речевой моторики.

• тонус повышенный

                                  Строение языка:

   тело и корень языка.

все мышцы языка расположены симметрично, их делит продольная борозда

на правую и левую части. Под продольной бороздой находится

соединительно-тканная (фиброзная) пластинка, которая проходит сквозь

толщу языка.

мышцы языка расположены в трех направлениях:

продольно (от кончика к корню),

поперечно (от боковой части к середине),

вертикально (сверху вниз).

                                  Фасции

Фа́сция (лат. fascia — повязка, полоса) —

соединительнотканная оболочка, покрывающая

органы, сосуды, нервы и образующая футляры для

мышц у позвоночных животных и человека;

выполняет опорную и трофическую функции.

Единая цепь, единая сеть.

Фасции, как правило, передают механическое

напряжение, порождаемое мышечной

деятельностью или воздействие внешних сил по

всему телу

                      Функции мышечных фасций

Способность гидратации

Обеспечение скольжения мышц.

Задание положения внутренних органов.

Передача движения от мышц к костям.

Обеспечения благоприятной и подвижной упаковки для нервов и кровеносных сосудов, когда они проходят через или между мышцами.

Важнейший вклад в изучение фасций человеческого тела и

их значения при оперативных вмешательствах внес

Н. И. Пирогов, осветивший их топографическое строение в труде «Хирургическая

Логопедический массаж выполняется в области мышц периферического речевого аппарата и представляет собой

ЕДИНУЮ МЫШЕЧНУЮ СИСТЕМУ

Обеспечивающую речепроизводство:

Мышцы обеспечивающие работу голосовых связок

Мышцы дыхательного аппарата. Мышцы щек, губ

Мимические мышцы лица

Мышцы языка

Вывод: логопедический массаж

должен включать все области, а

артикуляционная зона – на

последней стадии массажа

Рекомендуемый возраст – с 2 лет

                              Основные приемы

                           классического массажа

1. Поглаживание (успокоить)

2. Растирание (подготовить нижние слои)

3. Разминание (собственно воздействие)

4. Пощипывание Чередуются приемы с поглаживанием. Все движения выполняются 8—10 раз

Для укрепляющего массажа используется и вибрация, которую производят руками или виброустройством.

 Массаж проводится в медленном темпе. Расслабляющий массаж должен вызывать у ребенка только приятные ощущения тепла и покоя.

Расслаблению мышц способствует звучание тихой музыки с медленным, плавным ритмом Использование логопедом, проводящим массаж, техник аутогенной тренировки.

                      Приемы точечного массажа

Точечный массаж отличается

большей прицельностью

и избирательностью воздействия

или ногтем или металлическим щупом.

Круговым вращением, вибрацией, или нажатием.

Слабый массаж действует тонизирующе,

сильная прессура – седативно.

Время воздействия 30 с.

Разминание: подушечку одного из первых трех пальцев устанавливают на области

точки акупунктуры, потом производят вращательные движения с надавливанием

без смещения пальца с проекции точки.

Вибрация.

Давление – освобождение– этот прием имитирует движение иглы вверх-вниз.

Точечное постукивание: осуществляется подушечкой указательного пальца.

Пунктирное придавливание точек

                         Условия для проведения

                         логопедического массажа:

Проводится в теплом, хорошо проветренном

помещении. Руки специалиста чистые, мягкие, теплые,

без колец и ногтей.

• Оборудование:

• 1. Кушетка, или кресло, валик, проигрывающее

устройство

• 2.

• 1) медицинский спирт (для дезинфицирования зондов,

шпателей и т.п.),

• 2) стерильные салфетки 30 х 30 см (для обследования

состояния тонуса мышц артикуляционного аппарата),

• 3) гексорал

• 4) стерильные медицинские резиновые перчатки (при

проведении массажа в полости рта),

• 5) защитную маску

• 6) крем или присыпка

• 7) согревающая грелка или компресс

• 8)лед

       Положение тела при логопедическом массаже

в положении лежа на спине под шею подкладывается

небольшой валик; руки вытянуты вдоль тела; ноги лежат

свободно или несколько согнуты в коленях (или с валиком

под коленями)

- в положении полусидя в кресле с высоким подголовником;

- в положении полусидя в откидывающемся детском

стульчике или сидячей коляске.

- Сеанс массажа начинают с приёмов общего расслабления

(релаксации). Ребёнок расслаблен и дышит свободно.

   Последовательность Массажных действий

Начало для расслабляющего массажа:

Поглаживающий массаж рук, лица, шеи. спины мимическим мышцам.

Направление в центр.

- Массаж рук . От основания пальцев – к подушечке и ногтевой пластине.

- Массаж лица.

- 1 — от середины лба к вискам;

- 2 — от середины лба до ушных раковин;

- 3 — от концов бровей к волосистой части головы;

- 4 — от концов бровей по глазницам до внутренних углов глаз

- 5 — от спинки носа к ушным раковинам;

- 6 — от крыльев носа к ушным раковинам;

- 7 — от середины верхней губы до ушных раковин;

- 8 — от середины верхней губы на подбородок;

- 9 — от крыльев носа по носогубным складкам к углам рта;

- 10 — от середины подбородка до ушных раковин

Схема 1.

1 Активизация стоп

2. Активизация ладоней и пальцев

3. Активизация ушных раковин

4. Активизация лицевой мускулатуры.

5. Активизация мышц языка

Рекомендуемый возраст с 4 лет

Выполняется от 3 до 10 мин в структуре урока.

«Пальцевой душ», «дождик» «Гуси», «Слоник топает»,

массаж соской, щеткой, ложками, предметами.

Схема 2

1. Руки

2. Плечи

3. Лицо (лоб-щеки-круговая мышца-носогубки-губы

4. Язык с пассивной гимнастикой после общего

расслабления

5. Волосистая часть головы

Рекомендуемый возраст с 4 лет

Выполняется от 15 до 30 мин в структуре урока или

изолированно 3 раза в неделю

Схема 3

1. Руки

2. Шея

3. Уши

4. Лицо (скулы, щеки, подбородок, лоб, губы)

5. Язык, мягкое небо + пассивная гимнастика

6. Волосистая часть головы

7. Руки,

8. Ноги

Техники: Точечный, Сегментарно-рефлекторный

Рекомендуемый возраст с 2 лет (исключая

пубертатный период)

Выполняется от 45 мин в структуре урока или

изолированно 5-7 раз в неделю.

Курс 10-12 сеансов

Интеграция массажно-гимнастического комплекса в  структуру урока.

Регламент массажно-артикуляционного комплекса:

Схема №1

Проводится на каждом коррекционном уроке-занятии

Схема №2

проводится циклами по 10 сеансов 2-3 раза в неделю по 15-30 мин

Схема №3

проводится циклами по 10-15-20 сеансов каждый день или через день. 30-

60 мин

После перерыва на 1-2 месяца цикл повторить.

Длительность одной процедуры варьируется

                                 Массаж кистей рук

в логопедической коррекции по Су-Джок.

• Начало – с правой стороны

Массаж ладоней

предметами (шарики,

карандаши, орехи, мячики)

Вертеть в руках;

Перебирать в руках

Щелкать по ним пальцами;

                               Планарный массаж

эффективно воздействовать на речевые зоны, находящиеся

на стопе, тем самым предваряя речевые нарушения.

                            Аурикулярный массаж.

Воздействие на 170 точек ушной раковины, активизирует

работу всех органов организма. Размеры точек 1-2 мм

Выполняется 5-7 мин

воздействовать на точки поглаживанием, пощипыванием и

растиранием мочки. На точки воздействовать зондом с

маленьким шариком (щупом) 1-2 мин вращательными

движениями.

                            Массаж мышц лица

профессора Ф.Р.Ауглина

• 1. Взявшись за мочки ушных раковин, оттянуть их вниз.

• Взявшись за верхушки ушей, оттянуть их вверх.

• Взявшись за середину (не за мочки) ушей, оттянуть их вперед, затем назад и

в стороны.

• 2. Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно

«рисовать» круги (массировать круговыми движениями) по контуру щек.

• 3. Указательными и средними пальцами рук «рисовать» круги по контуру

лба и на подбородке. Движения следует выполнять обеими руками

одновременно, но в противоположных направлениях.

• 4. Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки

(глаза должны быть открыты). Движения пальцев следуют от медиальных

концов бровей по глазницам до внутренних углов глаз.

• • точка 1 находится на переносице, на уровне внутренних углов глаза;

• • точка 2 — на середине носовой кости;

• • точка 3 — у края носовой кости (соответствует точке Инь-сян);

• • точка 4 соответствует точке Хэ-ляо.

• Чтобы сила надавливания на точки была достаточной, локти следует

развести в стороны, руки — параллельно полу.

• 6. Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и

наоборот. (Упражнение не является обязательным при выполнении

комплекса.)

• Каждое упражнение выполняется на медленный счет до 10. Процедура

занимает всего 10 минут.

                                 Массаж губ

Укрепление губной мускулатуры:

• поглаживание от середины верхней губы к углам;

• поглаживание от середины нижней губы к углам;

• поглаживание носогубных складок от углов губ к

крыльям носа;

• пощипывание губ;

• легкое покалывание губ.

                                   Массаж языка

Активирующий

По продольным мышцам

По вертикальным мышцам

По поперечнымм мышцам. Направление – от центра к перифирии.

• от середины языка к его кончику и обратно;

• центра языка влево и вправо («елочка»);

• левого края языка до правого и наоборот (поперек языка).

Далее следует:

• перекатывание пальца по языку в разных направлениях;

• пощипывание и растягивание краев языка

                        Особенности работы

На напряженном участке языка легкое поглаживание и

растирание осуществляется немного быстрее, чем в

норме, а разминание и надавливание — в более

медленном.

• На тонком, распластанном языке, наоборот, более легкие

приемы делаются в медленном темпе, а глубокие приемы

более кратковременны или делаются немного быстрее, в

зависимости от чувствительности языка, поскольку

гипотонус часто сочетается с болезненностью при

глубоком воздействии.

• При гиперкинезах языка проводится точечный массаж

                          Зондовый массаж
 Зонд «Ёжик», «Ролик» предназначен для массажа губ, языка,

щёк, скуловых и жевательных мышц . Активизирует мышцы

разминая их. Эффективен при при гипотонусе мышц, парезе

мышц артикуляционного аппарата и пальцев рук.

Зонд вилочковый

применяется при массаже мышц языка, скул, щёк, губ, мягкого

нёба. Зонд предназначен для обкола мышц. В результате такого

воздействия мышцы активно сокращаются. При обколах

используются короткие, частые, лёгкие движения.

Для более интенсивного воздействия применяется обкол с

прокачиванием: поставив зонд на определенное место,

покачивают его вправо, влево, назад в течении 4–6 секунд.

Другой вариант указанного приема: погрузив зонд в мышцы,

производят вращательное движение по часовой стрелке (или

против часовой стрелки). Время давления – 5 секунд

Зонд «Расческа»«Грабельки» многофункциональный для

массажа щёк, скул, носогубных складок. Зубчиками

выполняется растирание, прокачивание.

Зонд «Лапка» предназначен для массажа губ, носогубной

области, щёк, скуловых и жевательных мышц и языка

Массаж боковых поверхностей языка показан при боковом

сигматизме свистящих или шипящих звуков, парезе языка,

девиации языка в сторону.

Зонд Саночки (большие, средние, малые).

Для скольжения по мышцам языка, скул, щёк, губ, мягкого нёба

в разном направлении. можно работать любой стороной для

нажима и скольжения.

На паретичную сторону языка должно приходиться больше

проходов массажным инструментом, чем на сохранную.

Проход зонда по зоне массажа осуществляется 5—6 раз.

Каждый зонд имеет свою специфику воздействия на

определенные мышцы. Принцип воздействиясохраняется: все

типы движений осуществляются от более легкого

поверхностного к более глубокому.

                          Зонд «Толкач»

Применяется при массаже мышц скул, щёк,

губ, мягкого нёба. Воздействует на

продольные, поперечные, веерные мышцы

языка, восстанавливая их подвижность.

При нажиме на язык происходит активное

сокращение мышц, при снятии зонда

снимается напряжение, наступает фаза

расслабления. Время давления – 5 секунд.

Для более интенсивного воздействия

используют приём нажатие с прокачиванием:

зонд устанавливается в определенное место и

прокручивается с нажимом по часовой стрелке

в течение 5 секунд. Степень нажима зависит от

состояния мышц

Предваряет зондовый массаж ручной массаж

языка (15–30 сеансов), который способствует

расслаблению мышц и служит подготовкой к

последующей, более интенсивной форме

воздействия зондами.

Зонд «Весло» используется как массажный для

проминания губ, языка, и звукопостановочный

инструмент

                      Особенности работы

1. При Глоточном рефлексе – действия руками самого ребенка, ложками,

помогает прибор ДЭНАС, «виброгаджеты» на подбородок, подьязычную

область, язык, пассивные и активные движения, упражнения по удержанию

языка в вытянутом положении при широко открытом рте.

- Медикаментозная поддержка.

2. При Коротком языке (с трудом выдвигается наружу) – зондовый массаж

движениями от середины наружу. Тянуть резко нельзя. Легкой вибрацией

медленно потягивать язык вперед

3. При Укороченной подъязычной складке – вытягивание зондами,

упражнениями, пальцевый массаж.

4. При Межзубном произношении - наблюдается при гипотонусе продольных

мышц. Массажные приемы будут направлены вглубь, к задней части языка.

5. При Большом языке (как при с-ме Дауна)– зонд с шариком, уместны

вестибулярные ретейнеры, кинезеотерапия. Миофункциональная коррекция.

Увеличить размеры ротовой полости

6. При Гиперсаливации– причина в нарушении глотания. Учим

сглатывать слюну. Точечный массаж по точкам на подбородке

через день.

7. При Дисфагии Тонизирующий или расслабляющий массаж в

зависимости от тонуса: шеи, лица, языка + мягкого неба, точечный

массаж, гимнастический комплекс с пассивными упражнениями.

Добавляют контрастрометрию, криомассаж, ручную

физиотерапию )Дэнас. Добавляются различные

загустители.Массаж ложками.

8. При « Географическом языке»

Географический язык (десквамативный глоссит) —

воспалительное состояние языка, или инфекция(?)

Складчатый язык (скротальный язык) — врождённая патология,

характеризующиеся нарушением формы и размера языка в 30—

50 % случаев, складчатый язык сочетается с десквамативным

глосситом.

9. При нарушении жевания . Массаж точечный, скул, жевательной

мускулатуры. Различные мешочки для рассасывания, тренажеры

для накусывания, разжевывания. Занятия с кинезеотерапевтом

(Резет, психологом). Массаж ложками

10. При гнусавости Необходимо научить струю воздуха направлять в

определенное русло - по желобку. Учим боковые края языка прижимать к

зубам, кончик языка удерживать на альвеолах. Шпатель по Корицкому в

помощь

11. При Палатализа́ции (от лат. palatum — среднее нёбо) —возникает в

результате поднятия средней части спинки языка к твёрдому нёбу. Помогает

массаж с распластыванием языка зондом. А речедвигательная гимнастика

позволяет регулировать работу кончика языка.

12. При повышеной чувствительности .Боится щекотки. Рекомендован

массаж с проминанием, и др.

13. При гиперкинезах (высокий тонус) применяется Точечный массаж

                                  При алалии

Массаж Блыскиной

Китайский массаж

Массаж Ауглина

Массаж аурикулярный

Массаж краниопунктуры (скальпа)

Массаж аксесс -бар

Массаж сенсорноинтегрированный

(предметы с различными

поверхностями, запахами, вкусами)

для активации зон коры

                                     Аутятам

                                     Даунятам

Если ходят на цыпочках, присутствует

напряжение в мышцах ног показано

проминание, глубокий массаж стоп и мышцы ног

Вибро массажер

Прорезыватели, жевательные тренажеры.

Массаж предметами (ложками, грелками, мячиками)

                                  При заикании

Отмечено влияние логопедического массажа на

эмоциональное состояние заикающихся.

Комплексное использование приемов классического и

точечного массажа применяется в коррекции.

Выбор приемов и методики массажа в зависимости от

клинической формы заикания.

Организация логопедического занятия с заикающимся с

включением приемов логопедического массажа:

Все техники релаксации.

Ручной массаж.

Точечный массаж. Умеренный по 30 сек на каждой точке.

 Постановка звуков в ходе процедуры массажа

               Ошибки при массаже:

а) грубое, болезненное выполнение этого приема.

б) растирающие движения со скольжением по

коже, а не сдвигая ее.

в) растирание прямыми пальцами, а не согнутыми в

межфаланговых суставах..

г) разведение пальцев и неплотное прилегание их к

массируемой поверхности лица при плоскостном

поглаживании может привести к неравномерному

воздействию и неприятным ощущениям у пациента;

д) проведение массажа в плохом эмоциональномсостоянии

е) не соблюдение норм гигиены.бки при массаже:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

Коррекция всех форм нарушения речи практически невозможна без применения логопедического массажа...

Задачи, показания, противопоказания и условия проведения логопедического массажа.

Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в мышечной и нервной системах играющих основную роль в речедвигательном процессе....

"Кому и зачем нужна вода?"

Данная методическая разработка создана в рамках проекта "Дети и природа". Она нацелена на углубленное изучение вопросов, связанных с экологическим развитием и воспитанием детей....

Исследовательский проект "Кому и зачем нужна вода"

Познакомить детей младшего возраста с явлением неживой природы – вода...

Фотоотчёт игры - путешествия «Кому и зачем нужна вода?»

Цель: Создать радостное   настроение у детей. Расширить   представление детей   значении   воды для растений и всего живого. Закрепить гигиенические навыки для ...

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА.

При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать определенные условия, а также учитывать некоторые противопоказаниями к проведению массажа....