ПОКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА
статья по логопедии на тему
Коррекция всех форм нарушения речи практически невозможна без применения логопедического массажа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pokazaniya_k_provedeniyu_logopedicheskogo_massazha.docx | 17.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА
Дизартрия и ее стертые формы
Дизартрия — это нарушение произносительной стороны
речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обес-
печивающих связь речевого аппарата с центральной нервной
системой, то есть недостаточной иннервацией.
Ведущим симптомом в структуре речевого дефекта при
«стертой дизартрии», являются фонетические, звукопроиз-
носительные нарушения, которые часто сопровождаются не-
доразвитием лексико-грамматического строя речи.
Наиболее характерными для детей, страдающих дизарт-
рией, являются нарушения произношения, проявляющиеся
одновременно в искажении и отсутствии различных групп
звуков. Ребенок чаще всего дефектно произносит все свис-
тящие и шипящие звуки. При их произнесении язык у него
отклоняется в какую-либо сторону, воздушная струя направ-
лена не вперед, а идет по обоим краям языка или отклоняет-
ся влево или вправо. Мы слышим нечеткую смазанную речь,
своеобразный хлюпающий шум, как будто каша во рту {бо-
ковой сигматизм). Часто при этом кончик языка располага-
Логопедический массаж 5
ется между зубами. Это уже межзубно-боковой сигматизм.
К этому может быть добавлен боковой ротацизм (искаженное
произношение звука р) или отсутствие звуков р а л . Для
таких детей характерна асимметричная улыбка.
Особо коварна форма стертой дизартрии, когда страда-
ет какая-либо одна группа звуков, — например, ребенок
межзубно произносит свистящие или смягчает звук л.
В таких случаях специалист может не сразу прийти к точ-
ному логопедическому заключению.
Коррекция всех форм дизартрии практически невозможна без
применения логомассажа.
Без массажа педагогический процесс потребует слишком
много времени и сил логопеда и не обязательно закончится
положительным результатом.
Сложная дислалия
(в том числе с общим недоразвитием речи
и задержкой психического развития)
Дислалия — один из самых распространенных дефектов
речи. Если у ребенка хороший слух, достаточный запас
слов, если он правильно строит предложения и согласовы-
вает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но
имеется дефектное произношение звуков, такое нарушение
речи называется дислалией. Обычно это нарушение речи
поддается коррекции без особых трудностей.
Дислалия подразделяется на простую и сложную.
К простой относят нарушения, при которых дефектно
произносится один звук (например, р) или группа одно-
родных по артикуляции (произношению) звуков (напри-
мер, свистящие с, з, ц).
Если нарушено произношение звуков разных групп (на-
пример, свистящих и шипящих ш, ж, ч, щ) — это сложная
дислалия, вызывающая трудности при коррекции.
Дислалия и дизартрия часто сопровождают общее недо-
развитие речи и задержку психического развития.
Общее недоразвитие речи (ОНР) — системное нарушение
речевой сферы (звуковой стороны речи, фонематических про-
цессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нор-
мальным слухом и относительно сохранным интеллектом.
У детей данной группы в большей или меньшей степени
оказываются нарушенными произношение и распознавание
звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают сло-
вообразование и словоизменение, связная речь не развита.
Задержка психического развития (ЗПР) — замедленный
темп психического развития, обусловленный различными
причинами: от различного вида травм и болезней до педа-
гогической запущенности.
Дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых детей, имеют
потенциально сохранные возможности интеллектуального
развития, но испытывают при обучении значительные трудности и
этим отличаются от нормально развивающихся сверстников. Эти
дети страдают различными нарушениями речи.
При простой дислалии обычно нет необходимости в
логопедическом массаже. Различные же варианты сложной дис-
алии более эффективно поддаются коррекции, когда наряду с
традиционными методами исправления звукопроизношения
применяется массаж артикуляционного аппарата.
Дислалия, обусловленная
укороченной подъязычной уздечкой
В норме длина уздечки 1,5 см. Если уздечка укорочена,
движения языка ограничены. Следовательно, нарушается
произношение звуков, требующих поднятие языка вверх.
Это звуки ш-ж-щ-ч-л-лъ-р-рь.
Современные логопеды уже не стремятся сразу же при-
менять оперативное вмешательство. Уздечка очень эластична
и растягивается под воздействием специального комплекса
упражнений и логопедического массажа языка (консерва-
тивное лечение).
Однако если уздечка значительно укорочена, возмож-
но, понадобится хирургическое вмешательство. Дефект
такого рода может стать причиной неровного роста зубов.
В любом случае необходимо проконсультироваться с ор-
тодонтом.
Если уздечка слегка укорочена и это является причиной дефектного
произношения звуков, приемы логопедического массажа языка и ар-
тикуляционная гимнастика помогут устранить дефекты произношения.
Алалия
Алалия — полное или частичное отсутствие речи у детей
(до 3—5 лет) при хорошем физическом слухе, обусловлен-
ное недоразвитием или поражением речевых областей в ле-
вом полушарии коры головного мозга, наступившем во внут-
риутробном или раннем развитии ребенка.
Существуют два вида подобного нарушения: моторная алалия
и сенсорная. При моторной алалии ребенок понимает
обращенную к нему речь, но не умеет ее воспроизводить. При
сенсорной алалии главным является нарушение восприятия и
понимания чужой речи. У детей с сенсорной алалией
наблюдается явление эхолалии — автоматического повторения
чужих слов: вместо ответа на вопрос ребенок повторяет
заданный вопрос.
Логопедический массаж особенно эффективен при моторной алалии.
Ринолалия
Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизно-
шения, обусловленное анатомо-физиологическими дефек-
тами речевого аппарата.
Ринолалия бывает открытая и закрытая. При откры-
той ринолалии струя воздуха во время речи проходит через
нос, а не через рот. Это бывает при травме ротовой и
носовой полости, параличе мягкого нѐба, расщеплении
твердого и мягкого нѐба, так называемых «расщелинах
нѐба». Функция речи при последних дефектах восстанав-
ливается полностью только после операции по замыканию
носоглоточного пространства путем пересадки тканевых
лоскутов.
При закрытой ринолалии закрыт проход воздуха в нос. При-
чиной могут служить разрастания ткани в носу, в том числе
аденоиды, полипы, искривления носовой перегородки. Дан-
ные дефекты также устранимы с помощью операции.
При ринолалии массаж показан в послеоперационном периоде и
дает положительные результаты.
Заикание
Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности
речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При
заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или
повторения отдельных звуков и слогов.
По типу судорог, возникающих в различных отделах пе-
риферического речевого аппарата, различают три вида заи-
кания: клоническое, тоническое и смешанное.
При клоническом — заикающийся повторяет в слове зву-
ки или слоги, а при тоническом — в речи появляются дли-
тельные остановки в начале или середине слова.
Смешанная форма заикания подразумевает наличие су-
дорог обоих типов. При коррекции такого сложного де-
фекта необходимо снизить проявление судорог.
СНИЗИТЬ появление судорог можно с помощью расслабляющего
логопедического массажа.
Нарушения голоса
Нарушения голоса— это отсутствие или расстройство
фонации (голосообразования) вследствие патологических
изменений голосового аппарата.
Существуют два основных термина для обозначения па-
тологии голоса:
■ афония — полное отсутствие голоса;
■ дисфония — частичное нарушение высоты, силы и тембра.
Нарушения голоса подразделяются на органические и
функциональные.
Функциональные расстройства связаны с временными из-
менениями в гортани (перенапряжение голоса, мутация в
переходном возрасте, различные инфекционные заболева-
ния и т. д.)
Органические нарушения — это патология голоса, возни-
кающая вследствие анатомических изменений или хрони-
ческих воспалительных процессов голосового аппарата.
В комплексной системе восстановления голоса успешно применя-
ется логопедический массаж.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи, показания, противопоказания и условия проведения логопедического массажа.
Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в мышечной и нервной системах играющих основную роль в речедвигательном процессе....
Некоторые методические рекомендации к проведению логопедического массажа при стёртой дизартрии.
Целью дифференцированного логопедического массажа при устранении стертой дизартрии является нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры, создание положит...
Специфика проведения логопедического массажа при дизартрии.
Консультация для родителей. Содержание консультации позволит определить специфику логопедического массажа....
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА.
При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать определенные условия, а также учитывать некоторые противопоказаниями к проведению массажа....
Актуальность проведения логопедического массажа при дизартрии в детском саду
Актуальность проведения логопедического массажа при дизартрии в детском саду...