Средства вспомогательной и альтернативной коммуникации (ВАК)
консультация (старшая группа)

Нечипоренко Мария Александровна

Средства вспомогательной и альтернативной коммуникации (ВАК)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Средства вспомогательной и альтернативной коммуникации (ВАК)

Вспомогательная и альтернативная коммуникация (ВАК) – это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребёнка. Существует огромное количество устройств ВАК для детей, которые не могут говорить, поскольку сами эти дети очень отличаются друг от друга. Поэтому очень важно, чтобы решение о выборе ВАК для конкретного ребёнка было результатом командной работы, когда ВАК оценивается совместно с родителем ребёнка до принятия какого-либо решения. Критерии при выборе устройства ВАК включают когнитивные и моторные навыки ребёнка, его стиль обучения, коммуникационные потребности и способность к чтению.

Применение устройств ВАК может быть чрезвычайно эффективным для детей с РАС. Если ребёнок с РАС никогда не говорил, то он может прибегать к агрессивному и проблемному поведению, поскольку у него нет других возможностей сообщить о своих желаниях и чувствах. Применение устройства ВАК предоставит такому ребёнку способ для социальной коммуникации с другими людьми. Если было решено, что данному ребёнку подходит устройство ВАК, то ответственность всех людей в его окружении – моделировать систему общения.

Существуют различные типы ВАК, которые подходят ребёнку с РАС, включая:

  • Система PECS - коммуникационная система обмена картинками (Frost and Bondy, 1994)
  • Жестовый язык
  • Интерактивные коммуникационные доски
  • Коммуникационные карточки-подсказки
  • Книги разговоров
  • Коммуникационные устройства с синтезатором речи

Жестовый язык

Существует несколько систем жестового языка, например, американский жестовый язык, британский жестовый язык, Макатон (TM), жестовая речь Пагет Гормана (ТМ) и точный жестовый английский. С ребёнком с РАС жестовый язык обычно применяется в рамках подхода тотальной коммуникации.

Тотальная Коммуникация – это одновременное комбинирование речи и жестов. Таким образом ребёнку предоставляется единая модель языка, которая воспроизводится в двух модальностях одновременно. Подход тотальной коммуникации помогает подчеркивать смысл ключевых слов в речи взрослого, и это способствует лучшему пониманию языка.

Интерактивные коммуникационные доски

Интерактивные коммуникационные доски – это визуальные символы, которые организованы по темам. Эти доски могут быть разного размера и формата в зависимости от занятия и ситуации, в которой они нужны. Доски могут быть как портативными, так и стационарными, когда одна доска постоянно стоит на одном и том же месте. Выбор и организация визуальных символов составляются таким образом, чтобы мотивировать ребёнка и улучшать его функциональную коммуникацию.

Карточки-подсказки

Карточки-подсказки преимущественно используются с вербальными детьми. Они нужны, чтобы напомнить ребёнку, что сказать, и предоставить ему альтернативное средство коммуникации. Обычно такие карточки состоят из одного или двух сообщений, которые изображены в виде картинки и дублируются в виде письменной речи. По сути карточки заменяют вербальные подсказки. По этой причине такие карточки особенно полезны для детей, которые привыкли полагаться на устные подсказки взрослых. Карточки-подсказки хорошо работают в ситуациях, когда ребёнку с РАС нужно что-то сообщить, находясь в состоянии стресса.

Книги разговоров

Книга разговоров может состоять только из картинок, или же она может включать записи разговоров на повседневные темы. Цель такой книги – повысить навыки ведения разговора. Темы различных разговоров организуются в небольшую книгу, бумажник или нечто подобное и используются во время реального разговора с взрослым. Очень важно, чтобы содержание книги соответствовало возрасту, а все темы разговоров в книге имели реальное значение в жизни ребёнка. Можно обеспечить реалистичность книги, используя фотографии окружающих мест и людей – это особенно хорошо работает с маленькими детьми. Книги разговоров помогают ребёнку организовать разговор. Они визуально иллюстрируют происходящий обмен репликами и помогают придерживаться общей темы разговора.

Коммуникационные устройства с синтезаторами речи

Устройства с синтезаторами речи могут дать "голос" невербальным детям с РАС. Команда профессионалов может определить наиболее подходящую технологию для ребёнка. После выбора устройства нужно будет определить рабочий словарь, оформление устройства, размер символов и основные ситуации, которые мотивируют ребёнка применить устройство. Существует множество подобных устройств, включая самые простые для людей, которые не понимают визуальные символы. Для того, чтобы пользоваться таким устройством, ребёнок должен понимать причину и следствие. Одно из популярных устройств для этих целей – это BIGmack (TM).

Если комбинировать ВАК, социальную поддержку, организационную поддержку и инструкции с визуальными подсказками, то можно значительно улучшить социальную коммуникацию и общение среди детей с аутизмом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие навыков общения у детей с расстройствами аутистического спектра средствами альтернативной коммуникации»

Актуальность внедрения средств альтернативной коммуникации в работе с детьми, которые не способны овладеть устной  речью,  обусловлена  в  первую  очередь  важным ...

Сообщение Тема: Формирование коммуникативных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью с помощью средств альтернативной коммуникации

Для большинства детей с интеллектуальной недостаточностью, затруднен контакт с окружающими их людьми, отсутствует возможность сообщить о себе, своих потребностях, интересах, чувствах, а, следовательно...

Система альтернативной коммуникации PECS как средство самовыражения и общения для детей с аутизмом.

Для детей, имеющих нарушения речи, карточки  PECS (альтернативная  система коммуникации и развития речи)  дают возможность общения, помогают им выразить свои мысли, чувства и желания, в...

Средства альтернативной коммуникации как способы общения у ребенка с тяжелыми нарушениями в развитии.

Речевая деятельность, связанная с развитием и функционированием психики, играет большую роль в индивидуальном развитии ребенка. Уровень развития речи у детей определяет возможности их интеллектуальной...

Альтернативная коммуникацияя как средство общения

В международной конфенции ООН о защите прав детей чётко обозначено право каждоого ребёнка на коммуникацию, общение,  выражение своих мыслей и взглядов и идей. Разввитие способности к коммуникации...

Система пиктограмм как средство альтернативной коммуникации

Коммуникация — это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации з...

Опыт использования и подбор средств альтернативной коммуникации для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Учебно-методический материал об опыте использования средств альтернативной коммуникации для детей с ТМНР...