Применение одной из методик арт-терапии в работе педагога-психолога на тему: «Мандала-терапия - чудесное средство успокоения», для детей старшего дошкольного возраста.
презентация к уроку (старшая группа)

Анжела Меджидова Абдулсеновна

Познакомить с техникой мандала-терапия, как инструмента для снятия психоэмоционального напряжения детей. Ознакомить с историей возникновения мандалы, ее особенностей в

жизнедеятельности человека. Сформировать интерес к мандала-терапии, как методу саморазвития и профилактики психологического здоровья. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Примене ние одной из методик арт-терапии в работе педагога-психолога на тему: « Мандала -терапия - чудесное средство успокоения», Подготовила: педагог-психолог Меджидова А.А. МДОУ Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма» для детей старшего дошкольного возраста

Слайд 2

Цель : познакомить с техникой мандала-терапия, как инструмента для снятия психоэмоционального напряжения у детей. Задачи: Ознакомить с историей возникновения мандалы, ее особенностей в жизнедеятельности человека. Сформировать интерес к мандала-терапии, как методу саморазвития и профилактики психологического здоровья. Практически обучить технике самостоятельного выполнения мандала-терапии. Дать психотерапевтическую характеристику личностной мандалы каждому желающему, участвующему в процессе раскрашивания выбранного мандала-шаблона.

Слайд 3

Что такое мандала? Мандала известна в традициях восточных религий, особенно в буддизме, это сакральный символ, используемый при медитациях. Мандала ( в переводе с древнеиндийского «круговой», «круг», «диск») – понимается в широком смысле этого слова, как рисунок в круге. Это универсальная символическая модель мироздания и человеческого сознания, источника космической и внутренней энергии.

Слайд 4

Раскрашивание мандал используются для достижения конкретных целей диагностической и коррекционно-развивающей направленности: в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок); в целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга); в целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции); с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.)

Слайд 5

Чем полезны мандалы для детей? Развивается мелкая моторика, стимулируется мышление. Тренируется усидчивость и аккуратность, навык доводить начатое до конца. Раскрывается творческий потенциал. Ребенок открывает для себя рецепт успокоения и умиротворения. Узнает, как снимать стресс. Справляться с эмоциями и сложными чувствами (страхами, тревогой, грустью, гневом, ревностью, одиночеством).

Слайд 6

Работа с мандалами помогает: гармонизировать внутреннее состояние; создавать и реализовывать свои намерения и цели; раскрывать свои творческие способности; научиться познавать себя; гармонизировать личное пространство; наполнять себя позитивными энергиями; мандала помогает развить саморегуляцию.

Слайд 7

В арианты создания мандал в работе с детьми: рисование на бумаге на плоских камнях лепка из глины плетение из проволоки и ниток в ышивание делают из цветной бумаги, из природных материалов.

Слайд 8

П равила работы педагога с ребенком при использовании мандалы: Если это мандалы-раскраски, то предлагается несколько – пусть ребенок сам выберет по форме, по орнаменту, то что ближе ему по настроению. Выбор мандалы и сюжет работы ребенок осуществляет самостоятельно. Материалы для работы и цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель) ребенок выбирает самостоятельно. Процесс работы ограничен только степенью насыщения и удовлетворения работой. Осуществляется принцип невмешательства взрослых в работу ребенка без его согласия. Принцип избегания комментариев по поводу работы. Ребенок даёт название своей мандале как раскрашенной, так и созданной. После работы ребенок рассказывает о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и его отношения к результату.

Слайд 9

Этапы создания мандалы с ребенком. Настройка Создание мандалы Описание мандалы Завершение работы

Слайд 10

Настройка Для создания настоящей мандалы очень важен правильный психологический настрой, душевное равновесие, поэтому предварительно необходимо «погрузиться» внутрь себя. Для этого возможно использовать различные методы релаксации (длительной или краткосрочной).

Слайд 11

Создание мандалы Теперь ребенок берет лист бумаги с нарисованным кругом, тихонько садится за стол Предложите ему выбрать самую красивую краску и нарисовать в центре подготовленного круга все что захочется. При этом периодически можно советовать ребенку менять цвет и продолжать работу, продвигаясь от центра к краям листа. Так действуем пока весь круг не заполнится. Не нужно останавливать малыша, если ему захочется нарисовать что-то за пределами круга, пусть рисует. В создании мандалы необходимо учитывать следующие рекомендации: — не разговаривайте друг с другом во время работы, тем более на бытовые темы. Только в исключительных случаях вы можете шепотом что-то спросить и ответить; — максимально расслабьтесь, пусть рука сама двигается по кругу, сама берет «понравившиеся» ей цвета; — действуйте интуитивно, создавайте шедевр не искусственно, а «душой». Здесь намного важнее сделать искренний рисунок, отражающий ваш внутренний мир. И чем более искренней и правдивой будет ваша мандала, тем больший эффект вы ощутите. На творческой работе обязательно должна быть подпись автора, поэтому когда малыш закончит работу, в нижнем правом углу листа напишите фамилию и имя автора, возраст и поставьте дату. Можно вместе с ребенком придумать название мандалы и подписать рисунок.

Слайд 14

Описание мандалы Тут важно мнение ребенка, поэтому спросите его о том, что он изобразил. Будет интересно сочинить историю, сказку, рассказ о своей мандале. Помните, что это не простое описание сделанного, это большая развивающая работа. При словесном описании, когда малыш вербализует рисунок, он учится точно передавать свои мысли, переводить зрительные и чувственные образы в словесные, описательные, а это, в свою очередь, способствует развитию связи между правым и левым полушариями головного мозга. Пока ребенок рассказывает, необходимо дословно записать его рассказ на отдельном листе бумаги формата А4 и затем прикрепить к мандале. Слушайте историю ребенка спокойно и заинтересованно, воздерживайтесь от каких-либо комментариев и своих интерпретаций.

Слайд 16

Завершение работы В непринужденной обстановке поделитесь друг с другом своими внутренними ощущениями. Попросите ребенка прислушаться к тому, что он чувствует, и рассказать об этом. Спросите малыша, как менялось его настроение в процессе создания мандалы: от подготовительного — до конечного этапа? Менялись ли ощущения по ходу выполнения мандалы? Какое чувство вызывает мандала сейчас? Что хотел бы еще сказать и спросить? После мандала-терапии ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность мандала-терапии дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей.

Слайд 17

Помните, не существует «хороших» или «плохих» мандал!

Слайд 18

«Счастливый день котиков» «День котиков» «Человек паук» «Яркое небо»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации к дипломной работе выполненная на тему «Подвижных игр как средство развития ловкости детей старшего дошкольного возраста».

Данная презентация включает 11 слайдов,на которых кратко показано содержание моей дипломной работы....

Применение одной из методик арт-терапии в работе педагога-психолога.

Арт-терапия — универсальный вид творчества, при помощи которого можно побороть стресс, внутренние страхи и фобии, а также развить креативность мышления и раскрыть собственный...

«Обобщение педагогического опыта работы по теме: LEGO – конструирование как средство разностороннего развития детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Обобщение педагогического опыта работы по теме: LEGO – конструирование как средство разностороннего развития детей старшего дошкольного возраста»...