Консультация "Организация работы с неблагополучными семьями"
консультация по коррекционной педагогике

Тишина Наталья Васильевна

Организация работы с неблагополучными семьями. Механизм выявления неблагополучных семей. Алгоритм работы с неблагополучной семьёй. Социально-педагогическая работа с различными типами семей. Классификация семей, оказавшихся в трудном социальном положении. Факторы риска в этих семьях. Возможные виды помощи семьям и детям в них. АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sop_konsult._pedagogi.doc26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Организация работы с неблагополучными семьями

         Психолог А.И. Захаров считает, что большую роль в формировании «трудностей» в поведении ребенка играет семья, личность родителей.

        Появление всех нездоровых наклонностей следует замечать и предупреждать в детском возрасте. Если время упущено, сензитивный период прошел, то результат исправления будет незначительный. Опасно, безнравственно и бесчеловечно закрывать глаза на то, что в будущем может испортить жизнь человеку. Ребенок не виноват в том, каким его вырастили. Вся ответственность целиком ложится на его родителей и педагогов. Нужны спокойствие, выдержка, твердость, терпение, настойчивость, обязательно спокойный тон, доброжелательность, аргументированность, если мы взяли ответственность за будущее человека. Уходить от трудностей, бросать ребенка на произвол судьбы безнравственно и преступно. Без помощи взрослых ребенок не поймет, что калечит свою будущую жизнь, уродует судьбу.

         В дошкольном учреждении используются актуальные формы и методы работы с родителями, необходимые для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса, для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей.

Организация работы с неблагополучными семьями.

Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

- социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);

- медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей - особенно матери, пренебрежение санитарно- гигиеническими нормами);

  • социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с
    повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и
    престарелыми родителями);
  • социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными
    отношениями супругов, родителей и детей, деформированными
    ценностными ориентациями);

- психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);

-        криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни,
семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиций и
нормы преступной субкультуры).

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная.

                    Механизм выявления неблагополучных семей

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего,  воспитателей,  педагогов и педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка,
воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих
обязанностей, можно отнести:

  • утомленный, сонный вид;        
  • санитарно-гигиеническую запущенность;
  • склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
  • неумеренный аппетит;        
  • задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
  • привлечение внимания любым способом;
  • чрезмерная потребность в ласке;        
  • проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;        
  • проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
  • трудности в обучении.        

 Признаки физического насилия в семье проявляются:

  • в боязливости ребенка;        
  •         в выраженном страхе взрослых;
  •    в проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания;
  •    в боязни идти домой;        
  •    в жестоком обращении с животными;        
  •    в стремлении скрыть причину травм.    

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями и педагогом-психологом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

Признаки неблагополучия в семье

  • Ребенок неухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.
  • Родители   злоупотребляют   алкоголем,   приходят  в детский сад в нетрезвом виде.
  • Ребенок приходит из дому со следами     побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.
  • Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада.
  • Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.
  • Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.
  • При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.
  • Характер  взаимоотношений  в  семье  наносит вред психическому  здоровью  ребенка:  скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей.

          При выявлении признаков неблагополучия воспитатели пишут докладную на имя заведующей с просьбой поставить семью на учет с указанием причин неблагополучия.    

Алгоритм работы с неблагополучной семьёй

Первый этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).

Второй этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.

Третий этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.

Четвёртый этап: совместные педагогические консилиумы по определению путей совместных действий.

Пятый этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации.

Шестой этап: изучение личностных особенностей членов семьи.

Седьмой этап: составление карты семьи.

Восьмой этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения,  дошкольные учреждения, Центр социальной помощи семьи и детям) детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.).

Девятый этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй.

Десятый этап: текущие и контрольные посещения семьи.

Одиннадцатый этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

      Педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию родителей и других членов семьи. Педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение о возврате ребёнка в семью.        

Социально-педагогическая работа с различными типами семей

1. Семьи, в которых находятся опекаемые дети:

  • выявление в микрорайоне детей-сирот, оставшихся без попечения
    родителей, создание банка данных;
  • участие в обследовании условий жижи и воспитания детей;
  • контроль за здоровьем и оздоровлением детей;
  • поддержка семьи опекунов (педагогическая, просветительская и др.);
  • работа с воспитателями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям;
  • защита интересов опекаемых;
  • законодательное просвещение;
  • практические мероприятия для семьи.

2.        Многодетные семьи:

  • содействие родителям в повышении качества выполнения ими
    воспитательных функций;
  • организация благотворительной помощи;
  • рекомендации по организации семейного досуга;
  • профориентационная работа;
  • законодательное просвещение;
  • совместные мероприятия для детей.

3.        Неполные семьи:

  • оказание необходимой помощи в получении пособий;
  • психолого-педагогическое консультирование;
  • профилактика асоциально-аморального поведения;
  • организационно-практическое содействие родителям в выполнении их
    воспитательных функций (ГПД, благотворительная помощь и др.);
  • законодательное просвещение.

Проблемные семьи:

  • изучение динамики развития проблемы семьи;
  • общая психолого-педагогическая помощь проблемной семье;
  • законодательное просвещение.

Классификация семей, оказавшихся в трудном социальном положении. Факторы риска в этих семьях.

Возможные виды помощи семьям и детям в них

Семья группы риска

(многодетность, отсутствие в семье одного из родителей, потеря взрослыми постоянного места        работы, малообеспеченность)

Виды помощи:

- Социальная     (помощь    в трудоустройстве родителей, предоставление бесплатного питания)

- Педагогическая (организация летнего отдыха детей)

- Медицинская  (обеспечение льготным детским питанием)

летне

- Коррекционная (организация медико - педагогического обследования детей)

Проблемная семья (к объективным трудностям семьи прибавляется субъективная неспособность супругов с ними справиться, и отношение  в         семье)

Виды помощи

-  П сихолого-социально-педагогическая (дополнительные  занятия с целью преодоления школьной дезадаптации, включение детей в занятия по интересам)

- Медицинская (направление на лечение, санаторное оздоровление)

Неблагополучная семья   (обстановка        в семье характеризуется постоянным физическим или психическим давлением на ребенка, пребывание в подобной семье негативно отражается на поведении и развитии ребенка)

Виды помощи

- Социально-педагогическая (временное помещение ребенка в соц.приют, коррекционная работа с семьей, с ребенком)

- Правовая (подача и поддержка судебных исков в защиту прав детей)

АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ

Дата:        _______202_г  ______час.

Семья воспитанника МАДОУ «Детский сад комбинированного вида№1»  __________________________________________________________________

Мать______________________________________________________________

Отец______________________________________________________________  

Проживающая по  адресу:____________________________                                                                                                                     Цель обследования :__условия жизни и воспитания ребёнка

Состав семьи  __чел.

____________________________________________________________________Семья занимает _____комн. квартиру

В момент посещения дома находились           __________________________________________________________________Санитарное состояние жилья на момент проверки_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результат проверки (рекомендации, заключения) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Члены комиссии:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С актом обследования семьи ознакомлена:______________________________________________________

                                                                                              Заведующему МАДОУ

_________________________________

_________________________________

От  воспитателя_____________________

______________________________

Представление на постановку на внутрисадовский учет семьи ___________________________________________________________________

Социальный статус (полная, многодетная, одинокая мать/отец, малообеспеченная, опекунская, др.)________________________________________________________

Мать______________________________________________________________Отец   ______________________________________________________________

Опекун (попечитель)_________________________________________

Адрес фактического проживания _______________________________________________________

Адрес регистрации ____________________________________________________

Имеются дети: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________считаем необходимым семью  _______________________________поставить

на внутрисадовский учет семей, находящихся в социально опасном положении.

Подпись: _____________

Дата:_______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

работа с неблагополучными семьями

Акт обследования жилищно - бытовых условий дошкольника...

Формы и методы работы с неблагополучными семьями

 Совместная работа воспитателей и родителей в формировании личности ребенка с первых лет его жизни имеет не только педагогическое, но и глубоко общественное, социально-педагогическое значение. Неповто...

Тренинг: «Психологическая готовность педагога к работе с неблагополучными семьями»

Чтобы эффективно общаться с людьми, нужно побуждать их к общению на основе вербальных и невербальных реакций. Вербальные реакции – то, что мы говорим. Невербальные – то, что сопровождает нашу ре...

Методы работы с неблагополучными семьями

При подготовке  консультации для педагогов "Методы работы с неблагополучными семьями" я  составила  "шпаргалку" - подсказку, в которой рассматриваются наиболее типичные проблемы при вза...

план работы с неблагополучными семьями

перспективное планирование по работе с неблагополучными родителями...

Формы работы с неблагополучными семьями

В помощь социальному педагогу....

Актуальность коррекционно-развивающей работы с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» в ДОУ

Актуальность коррекционно-развивающей работы с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» в ДОУ...