"Здоровый педагог- здоровый ребенок"
материал
Мастер- класс для педагогов для снятия эмоционального напряжения и для укрепления психологического здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГОРОДСКОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ, СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
Форма работы: Мастер- класс
«Здоровый педагог - здоровый ребенок»
Подготовил:
педагог- психолог Зандакова М.Р.
Покачи
2021г
Актуальность темы:
Профессия воспитателя, учителя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжении, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья. По данным НИИ медицины труда к неврозам склонны 60% учителей. Я считаю, что педагоги современных образовательных учреждений нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам снятия эмоционального напряжения. Это является приоритетной линией в работе школьного психолога. Основная часть.
Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.
Задачи:
- познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;
- создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;
- совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.
Форма проведения – круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.
Продолжительность – 30 минут.
Ход проведения мастер-класса
Звучит музыка. Участники заходят в кабинет, выбирают цветную полоску бумаги для определения своего настроения и самочувствия. Садятся в круг.
Вводная часть
Добрый день, уважаемые коллеги!
Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у Вас слово «работа»?
Профессия учителя, да и самого психолога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных контактов с другими людьми мы испытываем большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении, находимся в ситуации крайнего эмоционального напряжении, что приводит к ухудшению состояния здоровья.
По данным НИИ медицины труда к неврозам склонны 60% учителей. Я считаю, что педагоги современных образовательных учреждений нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам снятия эмоционального напряжения.
В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание». Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе. Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие признаки:
- В области Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок.
- В области Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, недостаточной оценки окружающими собственных трудовых усилий.
- В области Действия: стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.
Сегодня я хочу показать несколько техник, способов управления своим внутренним состоянием и зарядить Вас позитивом.
Чтобы начать работу, посмотрим, какое настроение и самочувствие у Вас преобладает в настоящий момент.
Карточки «Значение цвета»
Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.
Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.
Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.
Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.
Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.
Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.
Серый – тревожность и негативное состояние.
Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».
Начнём с разминки
Упражнение «Необычный оркестр»
Представим, что мы с вами необычный оркестр. Давайте найдем себе инструменты — это будут вещи, которые находятся в кабинете, всё, что может издавать звуки или с помощью чего их можно извлечь. Нашли? Послушайте, как звучит ваш предмет. Попробуйте воспроизвести предложенную мелодию. (включить музыку под хлопки)
Упражнение «Карандаши»
Материалы: карандаши, по одному на пару.
Суть упражнения состоит в удержании карандаша или ручки, зажатых между пальцами стоящих рядом участников.
Разделимся на пары, встанем друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки и попытаемся удержать карандаш, прижав его концы подушечками пальцев. Задание: не выпуская карандаш, двигать руками вверх-вниз, взад-вперед, вправо, влево. Усложним задание: встанем в круг, карандаши зажмём между подушечками указательных пальцев соседей. Выполним задания:
— Поднять руки, опустить их.
— Вытянуть руки вперед, отвести назад.
— Присесть, встать.
Обсуждение
• Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши не выпадали?
• На что ориентироваться при выполнении этих действий?
• Как установить необходимое взаимопонимание?
Вывод: В игровой форме мы пытаемся развивать необходимые для сотрудничества и взаимопонимания умения, например координировать совместные действия с окружающими, «чувствовать» человека, который находится рядом. Такие умения необходимы и для достижения успеха при работе в группе.
Тест «Скрытый стресс»
Наверное, каждый из вас попадал когда-либо в стрессовые ситуации.
Стресс – это реакция нашего организма на внешнее физическое и эмоциональное раздражение. Люди по-разному переносят стресс. Одни – быстро преодолевают «фазу тревоги» и сразу «берут себя в руки». Это спокойные, уравновешенные люди не склонные принимать быстрые, опрометчивые решения. Другие – быстро «сдаются». Это люди нетерпеливые, несдержанные, их движения быстрые и резкие.
Вам предлагается 8 ситуаций. Отметьте, какие из них Вас больше всего нервируют (можно загибать пальчики на руках)
1. Вы замечаете, что кто-то наблюдает за вами.
2. Вы хотите позвонить по телефону, а нужный номер постоянно занят.
3. Вы ведёте автомобиль, а рядом сидящие непрерывно дают вам советы.
4. Вы с кем-то беседуете, а третий постоянно вмешивается в ваш разговор.
5. Если кто-то без причин повышает голос.
6. Когда кто-либо прерывает ход ваших мыслей.
7. Вас раздражает комбинация цветов, по вашему мнению, не сочетаемых друг с другом.
8. Разговор с человеком, который всё знает лучше вас.
Результат: если Вы отметили 5 и более ситуаций, это означает, что повседневные неприятности больно бьют по вашим нервам. Постарайтесь избегать подобных ситуаций или меньше обращайте на них внимание.
Упражнение «Корзина Советов». Как преодолеть стресс?
Каждый по очереди берёт карточки и зачитывает вслух предложенные советы
1. Регулярно высыпайтесь.
2. Попробуйте говорить и ходить медленнее.
3. Больше гуляйте на свежем воздухе.
4. Составляйте список дел на сегодня.
5. Ставьте перед собой только реальные цели.
6. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.
7.Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.
8. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.
9. Постарайтесь сосчитать про себя до десяти.
10. Приготовьте чашку тёплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ.
11. Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности.
12. Знайте свои подъёмы и спады настроения.
13. Живите сегодняшним днём, не требуйте слишком многого для себя.
14. Вспомните свои ощущения, когда всё было хорошо.
15.Не старайтесь угодить всем – это не реально.
16. Помните, что Вы не одиноки.
17.Будьте оптимистом! Это поможет находить в жизни куда больше радости, чем уныния.
18. Не торопитесь принимать какие-либо решения. Сначала успокойтесь.
19. Примите свою неудачу! У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.
20. Хорошим лекарством от стресса может стать любимая работа.
Вывод: Если Вы попадаете в стрессовую ситуацию, то самое главное – спокойствие, пусть даже чисто внешне. Сохранив самообладание, Вы можете доказать себе, что Вы сильный человек. А самое главное, Вы сохраните своё здоровье.
Упражнение на дыхание «Воробушки»
Во всех приёмах снятия эмоционального напряжения следует особое внимание уделять своему дыханию. Древняя китайская медицина гласит, что все болезни от неправильного дыхания. Обычно наше дыхание поверхностное. Примерно 1/3 часть объёма лёгких наполняется чистым воздухом. Необходимо каждому человеку овладеть комплексом «Дыхательной гимнастики». Упражнение делаем стоя под музыку. Слушаем. (Включить запись)
Совет: Начинайте свой день с дыхательной гимнастики! Кровь и мозг обогащаются кислородом, освобождая организм от лишнего напряжения.
Упражнение «Броуновское движение»
Участникам предлагается под музыку активно перемещаться по комнате. Как только музыка выключается и ведущий называет какую-либо цифру, участники, должны взявшись за руки, объединится в группы, состоящие из такого числа человек. Ведущий предлагает объединиться в группы не по числу человек, а по какому-либо признаку (например, по цвету глаз, элементам одежды, домашним животным и т. д.) Задание выполняется веселее, если участники к тому же запрещается разговаривать.
Послушайте одну притчу: «Притча о принятии себя»
Однажды один человек пришел в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья, кусты и цветы. Он спросил их, почему они умирают? Дуб сказал, что он умирает потому, что не может быть таким высоким, как сосна. Обратившись к сосне, человек нашел ее опадающей потому, что она не может давать виноград подобно виноградной лозе. А лоза умирала потому, что она не может цвести, словно роза. Вскоре он нашел одно растение, радующее сердце, цветущее и свежее. После расспросов он получил такой ответ:
— Я считаю это само собой разумеющимся, ведь когда меня сажали, люди хотели получить радость. Если бы хотели дуб, виноград или розу — то посадили бы их. Поэтому я думаю, что не могу быть ничем другим, кроме того, что я есть. И я стараюсь развивать свои лучшие качества. Так и в нашей жизни – Вы можете быть только собой. Вы можете развиваться и радоваться жизни, или можете завянуть, если не принимаете себя.
Итоговая рефлексия - игра «Солнышко»
Цель: Вызвать у участников положительные эмоции.
Всем участникам раздаются чистые листы с изображением солнышка. В центре солнышка пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают пожелания, комплименты над лучиками. Листы, пройдя круг, возвращаются к своему хозяину.
Благодарю всех за работу!
Пожелание: В сложной жизненной ситуации предпочитайте активно действовать, нежели переживать. Позитивно и доброжелательно относитесь ко всему окружающему: к людям, к природе, к миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер -класс "Здоровый педагог-здоровый ребенок"
Данная разработка будет интересна как начинающим педагогам-психологам, так и психологам с большим стажем работы....
Здоровый педагог-здоровый ребенок!
Презентация для проведения семинара для воспитателей дошкольных образовательных организаций....
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Здоровый педагог – здоровый ребенок"
Симптом "неадекватного избирательного эмоционального реагирования", несомненный признак "выгорания", когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: ...
Презентация "Здоровый педагог - здоровый ребенок".
Презентация к семинару - практикуму: "Здоровый педагог - здоровый ребенок"....
Тренинг (коммуникативная игра) "Здоровый педагог-здоровый ребенок"
Психологические перегрузки, которые испытывают педагоги, нарушают их личностный баланс. Как результат дисбаланса: ухудшается самочувствие, снижается работоспособность, ослабевает состояние физического...
Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Здоровый педагог – здоровый ребенок»
laquo;Здоровье дороже всего» - гласит народная мудрость. И вряд ли найдется человек, способный оспорить ее. Цель данного семинара заключается в том, чтобы обучить педагогов некоторым рефл...
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Здоровый педагог – здоровый ребенок"
Специфическим видом профессиональных деформаций называют эмоциональное выгорание. Эмоциональному выгоранию в образовании подвержены люди старше 35-40 лет:...