Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Здоровый педагог – здоровый ребенок»
материал
«Здоровье дороже всего» - гласит народная мудрость. И вряд ли найдется человек, способный оспорить ее. Цель данного семинара заключается в том, чтобы обучить педагогов некоторым рефлексивным умениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum_zdorovyy_pedagog_-_zdorovyy_rebenok.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для педагогов ДОУ
«Здоровый педагог – здоровый ребенок»
«Здоровье дороже всего» - гласит народная мудрость. И вряд ли найдется человек, способный оспорить ее.
Существует большое количество подходов к определению здоровья, однако в этом многообразии есть общность – значимой характеристикой выступают психологические аспекты. Что же понимается под понятием «психологическое здоровье»? анализ литературы позволяет утверждать, что психологическое здоровье можно описать как систему, включающую аксиологический, инструментальный и потребностно - мотивационный компоненты. При этом аксиологический компонент содержательно представлен ценностями своего «я» человека и ценностями «я» других людей. Ему соответствует как абсолютное принятие самого себя при достаточно полном знании себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и так далее. Инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему соответствует умение понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поведения окружающих. Потребностно – мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии.
В данном семинаре – практикуме хотелось бы остановится на инструментальном компоненте психологического здоровья. Соответственно
цель данного семинара будет заключаться в том, чтобы обучить педагогов некоторым рефлексивным умениям.
Задачи:
- Познакомить педагогов с различными методами рефлексии;
- Дать возможность применить полученные знания на практике.
Оборудование: маркеры, опорные таблицы с тезисами информационного блока, анкеты обратной связи.
Ход занятия:
Упражнение «рефлексия здесь и теперь»: цель данного упражнения знакомство с сутью процесса рефлексии, отработка навыков рефлексии. Каждому участнику предлагается выразить свое представление о происходящем с ним и с группой. Делать это можно в любой форме – вербально, невербально, рисунком на листе бумаги и др. После того, как эта процедура проделана, психолог дает основные понятия рефлексии.
- Рефлексия – это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. У детей ее почти нет, и у взрослого она не разовьется если он не проявит склонность к размышлению над самим собой и не направит специального внимания на свои внутренние процессы.
- Как механизм взаимопонимания – осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению.
Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточится на содержании своих мыслей, абстрагируясь от всего внешнего, телесного. Локк разделил ощущение и рефлексию, трактуя ее как особый источник знания – внутренний опыт, в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств.
Эта трактовка рефлексии стала главной аксиомой психологии интроспективной. В таких представлениях преломилась реальная способность человека к самоотчету об испытываемых им фактах сознания, самоанализу собственных психических состояний.
Рефлексивные умения, с помощью которых в значительной степени и осуществляется рефлексия, играют важную роль в самопознании, самосовершенствовании человека. Перечислим некоторые из них:
- умение самонаблюдения,
- умение объективно оценить свои педагогические возможности в стимулировании психического развития дошкольников,
- умение проанализировать и адекватно оценить свои профессионально значимые личностные качества, педагогические способности,
- умение проанализировать и верно оценить свое общение с детьми, родителями, коллегами.
в овладении рефлексивными умениями значим личный опыт рефлексивной деятельности. Существуют различные упражнения на развитие рефлексивных умений. Предлагаю некоторые из них.
Упражнение «Три имени»
Цель: развитие саморефлексии, формирование установки на самопознание.
Каждому участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени.
Упражнения на развитие позитивного самовосприятия
- Упражнение «Контраргумент»
Составьте список ваших слабых сторон. Разместите его на левой половине листа. На правой стороне против каждого пункта укажите то положительное, что этому можно противопоставить. Например:
Я ленива, мне очень трудно заставить себя готовится к занятиям. | Я могу быть волевым человеком. Я способна, когда это очень необходимо, собраться и выполнить все, что наметила. |
Разверните и обоснуйте контраргументы. Найдите им подходящие примеры.
- Упражнение «Кто я»
Честно и откровенно закончите предложения:
- Я горжусь собой, когда я …
- Я симпатичный человек, потому что …
- У меня есть такие два замечательных качества…
- Одна из самых лучших вещей, которые я сделала в своей жизни…
Рефлексия:
- Трудно ли вам было отвечать на вопросы? Почему?
- Испытывали ли вы затруднения, когда писали о себе «хорошо»?
- Упражнение «Восприятие жизни»
Разделите лист на две колонки. В левой запишите плохие события своей жизни, в правой положительные аспекты тех же событий. При этом придерживайтесь следующих правил:
- Не обсуждайте и не обдумывайте идеи.
- Записывайте все идеи, которые пришли в голову.
- Не оценивайте идеи как плохие или хорошие.
Рефлексия:
- Можно ли найти положительные аспекты в любой неприятной ситуации?
- В чем значение положительной интерпретации ситуации?
Упражнение «Обратная связь»
Педагоги заполняют анкету обратной связи.
Подводя итог следует сказать, что развитые рефлексивные умения, информация полученная с их помощью о себе как личности и профессионале, помогут вам скорее выработать индивидуальный стиль деятельности, успешно, грамотно проектировать свой личностный и профессиональный рост.
Библиография:
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М. 1982
- Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов. М. 2003
- Словарь психолога – практика / составитель С.Ю. Головин. Мн., 2001
- Столин В.В. Самосознание личности. М. 1983
Подготовила педагог-психолог МБДОУ № 150 Булгакова О.Б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов "Психическое здоровье педагогов ДОУ"
В методической разработке представлен алгоритм создания при помощи комплекса упражнений условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержания психического здоровья педагогов ДОУ....
Семинар-практикум для педагогов «Формула здоровья педагога»
Цель семинара-практикума: формирование потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии (как залоге успешности в педагогической деятельности), умения и желания заботиться о своем здоро...
Семинар-практикум для педагогов «Формула здоровья педагога»
Цель семинара-практикума: формирование потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии (как залоге успешности в педагогической деятельности), умения и желания...
Семинар - практикум для педагогов «Формула здоровья педагога».
формирование потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии (как залоге успешности в педагогической деятельности), умения и желания заботиться о своем здоровье....
Семинар-практикум для педагогов "Психологическое здоровье педагога.Профилактика эмоционального выгорания."
Очень актуальная тема в настоящее время,так как психологическое здоровье педагогов действительно заслуживает бООльшего внимания. Предлагаю свой вариант семинара.Надеюсб,мой материал будет полезен....
Семинар-практикум для педагогов "Психическое здоровье педагогов ДОУ"
Цель: создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья педагогов ДОУ....
Презентация к семинару-практикуму для педагогов "Психологическое здоровье педагога"
В рамках данного мероприятия рассматривались причины, стадии, профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов....