Опыт работы " Формирование творческих способностей младших дошкольников (3-4 лет) через театрализованную деятельность"
материал (младшая группа)

Прейс Татьяна Олеговна

Цель педагогического опыта: развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Задачи педагогического опыта:

1) Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2) Изучить развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

3) Изучить особенности театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Практическая значимость этого опыта в том, что накопленный материал (планирование, консультации для родителей и педагогов и др.) может быть использован при проведении развлечений, праздников.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_pechat.docx57.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12»

г. Еманжелинск

Педагогический опыт по теме:

Формирование творческих способностей младших дошкольников

(3-4 лет) через театрализованную деятельность

Выполнила:

Воспитатель Прейс Т.О.

Оглавление

Введение

1. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста

1.1. Понятие «творческие способности», «творчество».

1.2. Содержание и методика организации театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

II. Опыт работы

2.1.  Реализация педагогической деятельности по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Заключение

Список литературы

                                               Введение.

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого переживания создаются определенные отношения и моральные оценки просто сообщаемые и усваиваемые». В. Сухомлинский.

«Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок». В. Сухомлинский.

                                                           

Актуальность.

 Младший дошкольный возраст-наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и восприятия, как младший дошкольный. Этот период является условием личного становления ребенка. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения сказок и стихов взрослыми.

В развитии способностей детей помогает театр, театрализованная деятельность, театрализованные игры.

Театральная деятельность - самый распространенный вид детского творчества, глубоко лежит в его природе. Оказывает на ребёнка огромное эмоциональное влияние, пробуждает его воображение, активность. И находит свое отражение стихийно, потому, что связано с игрой. Игра способствует развитию пространственного внимания и образного мышления, вызывает яркие эмоции, помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, формирует связную речь. Всякую свою выдумку впечатлений из окружающей жизни ребенку хочется выложить в живые образы и действия.

Войдя в образ, он играет в любые роли. Старается подражать тому, что видит. И получает от этого, огромное эмоциональное наслаждение.

Детское творчество - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии.

К сожалению, театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Мы используют ее в работе, в основном, для развития творческого потенциала.

Театр для детей – это волшебная страна, где фантазии становятся реальностью, предметы оживают, а добро всегда побеждает зло. Театр позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности.

Широки воспитательные возможности театральной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. У ребенка улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Актуальность избранной темы на современном этапе определяется ФГОС ДО, т.е. педагогика из «дидактической становится развивающей».

Цель педагогического опыта: развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Задачи педагогического опыта:

1) Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2) Изучить развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

3) Изучить особенности театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Практическая значимость этого опыта в том, что накопленный материал (планирование, консультации для родителей и педагогов и др.) может быть использован при проведении развлечений, праздников.

Практическая значимость педагогического опыта определяется тем, что разработанные и внедренные в педагогическую практику методические материалы (перспективный план, конспекты организованной образовательной деятельности, сценарии развлечений, план работы с родителями, консультации и пр.) способствуют повышению эффективности применения театральной деятельности в образовательном процессе ДОУ.

 

I. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста

1.1. Понятие «творчество» и «творческие способности»

Понятие «творчество» имеет многозначный характер и в литературе трактуется по-разному. В широком смысле творчество понимается, как деятельность, результат которой – создание новых материальных и духовных ценностей, отличающихся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью. Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создаёт то, чего раньше не существовало.

Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А.Б. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддьяков и другие).

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребёнка, которые воплощаются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, искренней передачи своих чувств.

Интересные мысли о способности детей к творчеству высказывают деятели искусства. Режиссёр К.С. Станиславский советовал своим актёрам учиться у детей, игру которых всегда отличает искренность и правда.

Поэт П.Г. Антокольский утверждал, что все дети обладают одарённостью в той или иной области искусства.  «Детская одарённость проявляется и в наблюдательности детей, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, в остром музыкальном слухе, в необыкновенно развитом инстинкте подражания».

На всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества, имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряла своей актуальности, поэтому одной из важнейших задач на сегодня является создание такой системы общественного образования и воспитания, в основе которой лежит формирование творческого типа мышления, творческих качеств личности. Выявление и развитие творческих способностей начинается с раннего детства. Важная роль в этом процессе отводится эстетическому воспитанию, занятиям детей младшего дошкольного возраста различными видами искусства и театрально-игровой деятельности.

Одним из путей, по которому развивается детское творчество, является мир искусства, а генетической основой художественного творчества – детская игра. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С. Пушкин. Чувства поэта разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства. Театр является одной из самых ярких красочных и доступных восприятию дошкольника сфер искусства. Он развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка и формированию базиса его личностной культуры. Вся наша жизнь - это большая сцена и то, какую роль выбирает ребёнок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения.

Мир детства, внутренний мир ребёнка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!

Сказочные представления в театре вводят ребёнка в мир птиц и животных, способных говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, переживает вместе с ними, а вместе с тем постигает простую и сложную, поучительную и убедительную правду жизни. Театрализованная деятельность - это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

 Теоретические обоснования опыта

В современных дошкольных учреждениях театрализованная деятельность используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах организации.

1. Согласно первой тенденции, театрализованные игры применяются главным разом в качестве некоего «зрелища» праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только текст, но и интонации и движения в ходе и оправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть «хорошим артистом». И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителю. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность.

2. Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательствам взрослого: дети предоставлены самим себе, воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюм фигурок героев... Младших дошкольников это привлекает, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.

Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии. Программа «Детство» предлагает именно такую технологию. Чтобы понять ее, необходимо, прежде всего, раскрыть основные теоретические идеи, лежащие в основе концепции развития театрализованной игры, и определиться с понятиями.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх - драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Разнообразие театрализованных игр представлено в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается» программы «Детство» (автор –  кандидат педагогических наук, профессор Т.Н. Бабаева). Общим для них всех является наличие зрителей. Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.

С точки зрения Н.А. Ветлугиной художественная деятельность состоит из трех этапов: восприятия, исполнения и творчества. Именно эта концепция положена в основу технологии реализации содержания раздела «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки».

Не вызывает сомнения, что развитие изобразительной, литературной, музыкальной деятельности детей дошкольного возраста происходит в общем контексте становления художественной деятельности. Однако данный подход по отношению к театрализованной деятельности разработан недостаточно.

Вместе с тем анализ психолого-педагогической литературы и научных исследований доказывает целесообразность его применения для целенаправленного развития театрализованной деятельности в дошкольном возрасте.

Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:

•        художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

•        освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);

•        самостоятельная творческая деятельность.

Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах:

•        в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета;

•        в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева;

•        в оформлении спектакля – в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.

1.2. Содержание и методика организации театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Классификация театрализованных игр

Существует множественность точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность.

Предметные и непредметные игры в классификации Л.С. Фурминой Дифференциация театрализованных игр по замыслу, по литературному тексту, по предложенным взрослым обстоятельствам Е.Л.Трусовой.

В ряде исследований театрализованные игры классифицируются по средствам изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета.

Театрализованную игру Л.В. Артемова делит на две группы: драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.

Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы.

Л.В. Артемова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников.

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.

В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.

Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т.е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом.

В этих играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, согласно концепции В.В. Давыдова, является основной особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста.

Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.

Л.В. Артемова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.).

Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки.

Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран.

Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Однако режиссерская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, является онтогенетически более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для ее организации не требуется высокого уровня игрового обобщения, необходимого для сюжетно-ролевой игры.

Методика руководства театрализованными играми

Театрализованные игры в дошкольном возрасте так или иначе основаны на разыгрывании сказок - способом познания мира ребенком. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок получает роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни.

Методика объяснения ребенку задания "Запишем сказку" дана в книге "Чего на свете не бывает?".

Приведем примеры педагогических ситуаций, разрешаемых с помощью театральной деятельности.

1. «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например, посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлечь внимание детей к какой-либо вещи: скамейка (Не с нее ли упало яичко?), миска (Может в этой миске испекли Колобок?) и т.д. Затем детей спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи.

2. Чтение и совместный анализ сказок. Например, проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем - выделение героев с различными чертами характера и идентификация себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети могут смотреться в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.

3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением воспитателем и детьми нравственных качеств и мотивов действий персонажей.

4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

6. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.

Если необходимо ввести проблемные игровые ситуации, то театрализованные игры могут проводиться в двух вариантах: с изменением сюжета, сохранив образы произведения или с заменой героев, сохранив содержание сказки.

В процессе работы над ролью рекомендуется:

- составление словесного портрета героя;

- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

- сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;

- анализ придуманных поступков;

- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;

- подготовка театрального костюма;

- использование грима для создания образа.

Правила драматизации (по Р. Калининой):

- Правило индивидуальности. Драматизация - это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.

Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.

Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.

- Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.

Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев. Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка - см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

- Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. В этом вам помогут вопросы: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

- Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Атрибутика к драматизациям. Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Она создает определенное настроение, подготавливает маленьких артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета. Атрибутика не должна быть сложной, дети изготавливают ее сами. Каждый персонаж имеет несколько масок, ведь в процессе развертывания сюжета эмоциональное состояние героев неоднократно меняется (страх, веселье, удивление, злость и т.д.) При создании маски важным оказывается не портретное сходство ее с персонажем (насколько точно, например, нарисован пятачок), а передача настроения героя и нашего отношения к нему.

- Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку. Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного воспитания детей в целом и от уровня образовательной работы в группе.

В основе руководства театрализованными играми лежит работа над текстом литературного произведения. Р.И. Жуковская советует преподносить текст произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать их в несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей.

Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды из прочитанного произведения или выбор любого события из сказки и его розыгрыш (зрители угадывают). Интересны этюды, в которых дети двигаются под фрагменты музыкальных произведений.

Основная цель педагогического руководства - будить воображение ребенка, создавать условия для изобретательности, творчества детей.

Организация самостоятельной театрализованной деятельности и развитие творческой активности дошкольников

Изучение потенциальных возможностей ребенка в ходе художественной деятельности проводится учеными в контексте проблемы формирования детского творчества: художественно-речевого; театрализовано-игрового.

Гармоничное сочетание разных видов художественной деятельности в театрализованной игре позволяет решить задачу формирования художественного вкуса и творческой активности дошкольников.

В театральном искусстве творчество - это соединение и раскрытие драматургом, режиссером, художником, композитором и актерами художественных образов, объединенных единым замыслом. В театрализованных играх детям приходится быть и художниками, и актерами, и режиссерами, но результаты их деятельности нельзя сравнивать с результатами работы взрослых.

По мнению Л.С. Фурминой, «… творчество детей носит характер открытий для себя. И в театрально-игровой деятельности эти открытия связаны с достижением авторского замысла, с добавлением своего отношения к изображаемым явлениям. Следовательно, творчество детей просматривается в трех аспектах - создание драматургического материала, исполнение своего авторского замысла, оформление своего спектакля. Однако деятельность эта носит игровой характер и поэтому не является раз и навсегда зафиксированной, импровизация - характерное свойство всей детской деятельности. Именно благодаря этому свойству театрализовано-игровая деятельность является активным творческим процессом».

Последовательность формирования театрализованных игр соответствует историческому развитию разных видов сценического искусства. Поэтому самостоятельная театрализованная деятельность дошкольников приближается к ролевой игре как ведущей деятельности детей этого возраста и как предпосылке индивидуального сценического действия.

Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях - как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета), исполнительское (речевое, двигательное) и оформительское (декорации, костюмы и т.д.), которые могут объединяться.

Условия для проявления самостоятельности и творчества дошкольников в театрализованных играх следующие (по О. Солнцевой):

- содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;

- педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;

- театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети.

В младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальных режиссерских игр с помощью насыщения предметно-игровой среды мелкими образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки, конструкторы, мебель и др.). Участие педагога в индивидуальных режиссерских играх проявляется в разыгрывании им бытовых и сказочных ситуаций (из потешек, произведений В. Берестова, Е. Благининой и др.), показе пользования ролевой речью, звукоподражанием, втягивании ребенка в игру, подсказывании реплик, объяснении действий.

В средней группе педагог создает условия для коллективных режиссерских игр. В предметно-игровой среде кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки и др.), способствующий развитию воображения, способности действовать с предметами-заместителями. Организуя режиссерские игры, педагог занимает позицию помощника: просит ребенка пояснить смысл действий, побуждает к ролевой речи («Что сказал? «, «Куда пошел?), иногда выступая носителем игровых умений, показывая при помощи игрушек и предметов-заместителей фантастические истории, что помогает ребенку включиться в подобную деятельность. Ребенку предлагаются творческие игровые задания, направленные на организацию индивидуальной или совместной режиссерской игры: завершить историю, показанную воспитателем; придумать и показать начало истории, которую продолжит воспитатель или другой ребенок.

В средней группе у ребенка развиваются способности к импровизации в режиссерских играх, которые постепенно превращаются в совместную деятельность.

Старший дошкольный возраст - период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью. Содержанием игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов, книг. Предметно-игровая среда для режиссерских игр конструируется на основе полифункционального игрового материала (карта-макет игрового пространства). Его использование помогает ребенку придумывать и разыгрывать события, составляющие сюжетную канву, представить сюжетную ситуацию еще до ее разыгрывания, а затем конкретизировать в процессе режиссерской игры, наполнив ее игровыми событиями. Близость структуры игрового и сказочного сюжета дает возможность использовать литературную сказку как основу для развития сюжетосложения.

На начальном этапе освоения сюжетосложения необходимо, чтобы игровой материал помогал ребенку домыслить, вообразить, опираясь на предложенную взрослым предметную ситуацию, выступал в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества. Педагог выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций, направляющих замыслы режиссерской игры. Опора делается на опыт детей, который активизируется при помощи содержания и структуры материала, а также постановки «сказочной» игровой проблемы, требующей разрешения.

Педагог, не принимая непосредственного участия в игре, лишь направляет замыслы детей вопросами: «Что было дальше? Кого они встретили? Что с ними случилось? «. Его позицию можно определить, как помощник в реализации детьми игровых замыслов. Развитие воображения позволяет дошкольнику занять особую внутреннюю позицию, предоставляющую ему возможность самостоятельно задать предметные отношения, создать собственный сюжет и реализовать его. Дети создают игровые образы, используя речевые обороты, интонации, типичные для героя, действуя в соответствии с характером персонажа.

Организации игр предшествует общий замысел. Каждый придумывает кусочек сюжета к выбранной теме. Задача педагога - научить детей согласовывать замыслы. Это требует от него установления связей между событиями, придуманными разными детьми. Он обращает внимание на то, что сочинять интересно, когда каждый продолжает часть истории, придуманную другими. Педагог выступает как носитель умения проигрывать часть сюжета на основе приема «как будто». В старшем дошкольном возрасте ярко проявляются индивидуальные особенности игрового творчества каждого ребенка. У детей - «сочинителей» творческие проявления связаны прежде всего с созданием игровых сюжетов, с осуществлением игры в речевом плане и воображении. Они рано переходят к фантазированию.

Дети- «исполнители» проявляют игровое творчество в реализации замыслов при создании образов игровых персонажей, используя мимику, жест, речевую интонацию, комментирующую и оценочную речь.

Дети- «режиссеры» максимально проявляют себя в игровом организационном общении, выступая посредниками в разрешении спорных ситуаций и конфликтов, «дирижируя» замыслами игроков, способствуя их согласованию.

Эффективность детской театрализованной деятельности и создание оригинальных сценических образов обусловлены степенью готовности дошкольника к ним.

Готовность к театрализованной деятельности ребенка определяется как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию спектакля и комфортность ребенка на всех ее этапах. Эта система включает: знания об искусстве театра и эмоционально-положительное отношение к нему; умения, позволяющие дошкольнику создать образ в соответствии со сценической задачей; умение строить сценический образ действующих лиц; практические умения по осуществлению собственной сценической деятельности.

Педагогическое сопровождение театрализованных игр направлено на сохранение самостоятельности игры и пробуждение игрового творчества, желания совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы предметно - игровой среды. Педагог стремиться пробудить у ребенка способность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальными событиями, сочетающими реальные и фантастические элементы.

II. Опыт работы

2.1.  Реализация педагогической деятельности по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Свою работу по развитию творческих способностей через театрализованную деятельность начала с создания предметно-развивающей среды в младшей группе. Для детей я оформила театральный уголок. В котором разместила уголок ряжения, с атрибутами-костюмами: сарафанами, платочками, головными уборами, ширма. Также изготовила театр на фланелеграфе: «Репка», «Колобок», «Три поросёнка», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Теремок». Приобрела театр би-ба-бо с разными персонажами.  Настольный театр «Теремок». Изготовила театр на ложках «Репка», «Колобок». Изготовила театр на лопатках «Колобок». Сделала настольный театр из втулок «Заюшкина избушка». Оформила книжный уголок. Куда поместила книги разной направленности: потешки, сказки, произведения, соответствующие возрасту детей. Были приобретены аудио сказки. Оформила картотеку «Пальчиковые игры».

В работе с детьми младшего дошкольного возраста предпочтение отдаётся театрализованной деятельности, потому что она помогает быстрее адаптироваться к детскому саду.  Малыши охотно изображают животных, с удовольствием перевоплощаются в котят, собачек, маленьких козлят и т.д. Я использую разные возможности для того, чтобы обыграть какой-либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребенка. Например, на прогулке, увидев воробышка, обращаю внимание детей на то, какая ловкая и быстрая птичка прыгает вокруг нас, а близко не подходит, боится. Давайте мы ему улыбнемся, чтобы он нас не боялся. А теперь попрыгаем и полетаем как этот воробышек".

 Музыка, важная составляющая спектакля и эстетического воспитания малышей. Она оттеняет, задает характер и ритм каждому герою, каждой мизансцене, подчеркивает ритмичность движений кукол их настроение. Спектакль кукольного театра не проходит без пения и плясок кукол, которые очень любят дети. Музыка оформляет, дает объем спектаклю. Знакомые мелодии и песни сближают детей и героев. Очень хорошо, когда дети сами поют песенку с героем и танцуют в перерыве спектакля вместе с героями, выполняя знакомые движения в играх и в танцах. С помощью музыкального фона дети слышат разные музыкальные инструменты и видят их в руках кукол.  

Драматизация – одна из групп театрализованной игры. В играх – драматизациях ребенок – артист самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (мимика, пантомима интонация), производит собственные действия исполнения роли. В игре – драматизации ребенок использует какой–либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Игра – драматизация – это маленький спектакль и, в то же время, переходная форма от игры к искусству. Близость к игре как ведущему виду деятельности ребенка, характерное для игры перевоплощение в образ того или иного персонажа превращают этот вид деятельности в один из самых любимых детьми. Каждая сказка проигрывается много раз. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет. В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим.

Формируя интерес к играм – драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения.

Каждый день я читала произведения разных жанров, стараясь голосом, мимикой, жестами передать характер героев.

Вместе с ребятами мы обыгрывали потешки («Кошкин дом», «Мишка косолапый» и другие), произведения А. Барто («Бычок», «Мячик»), имитировали движения различных животных (лягушка, зайчик, кошечка, лисичка, медведь, волк и других животных). А также драматизировали сказки – «Теремок», «Репка», «Колобок». Малыши уже передают образы героев и очень стараются. А какое удовольствие это им доставляет! Чтобы дети развивались творчески в играх-драматизациях, я предлагала им поиграть с игрушками-зверушками, пофантазировать, как с ними можно обыграть различные действия. А ещё ребята, самостоятельно использовали театр на фланелеграфе, разговаривали от имени героев сказок, действовали с картинками - героями.

В свободной деятельности играли с пальчиками: «Грибы», «Наши мамы», «Посуда», Домашние животные», «Дикие животные» и другие.

На занятиях использовала театрализованную деятельность, как игровой приём, вводила персонаж, который помогал лучше усвоить знания и умения.

В течение года я составила проект: «Дети и театр». Где прослеживалась работа по играм - драматизациям, показала итоговое мероприятие по тематической неделе – дети драматизировали сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок». (В итоговой неделе показали сказку ребятам средней группы).

Выявление творческих способностей начинается с раннего детства. Малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Ещё в своих работах Н.К. Крупская не раз указывала на необходимость всячески поощрять и развивать у детей творческое начало.

Игра-драматизация – форма деятельности ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому театральное искусство близко и понятно детям. Литературное произведение всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. В процессе работы на выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая структура речи, её интонационный строй. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, а также многих умений и навыков.

Вместе с детьми во второй младшей  мы продолжили работу над имитацией отдельных действий человека, животных, птиц. Рассмотрев альбом «Эмоции и чувства», дети показывали разные эмоции людей: радость, грусть и другие. В игровых упражнениях имитировали движения, бабушки, дедушки, внучки. В подвижных играх «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Лошадки», «Мыши и кот», «Лохматый пёс», «Наседка и цыплята», «Котята и щенята», «Зарядка зверей» и других имитировали движения животных и птиц. С помощью физ.минуток также передавали движения животных («Конь меня в дороге ждёт», «Три мишки», «Медвежата в чаще жили», «Жил-был зайчик»). В течение года работала с детьми над этюдами. Этюды – это своеобразная школа, где дети постигают основы актёрского мастерства. Вместе с детьми мы ходили по полу, как по луже, по горячему, шли, как мышата, когда спит кот, ели воображаемую конфету и облизывались, как лисички подслушивали, о чём в избушке говорит кот с петушком. С помощью этюдов малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей.

Затем мы имитировали цепочку последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя – весёлые матрёшки захлопали в ладоши и стали танцевать, зайчик увидел лису и испугался, непослушный котёнок обжёг себе лапу и расплакался.

В зависимости от времени года дети  имитировали, как листочки летят по ветру и падают на дорожку, как ветер поднимает снежинки, которые кружатся в воздухе.

Следующая ступень в работе – это бессловесная игра-импровизация с одним персонажем. Текст читает воспитатель, и дети импровизируют. Нами были показаны потешки «Заинька, попляши», «Едем, едем на лошадке», «Привяжу я козлика», «Кошкин дом», стихотворение И. Токмаковой «Как на горке снег, снег».

Также в работе с детьми я использовала игры на развитие слуха («Угадай по звуку», «Угадай, кто поёт?»), на развития звукоподражания («Зверята», «Кто как кричит»), на формирование речи (игры с пальчиками), которые в дальнейшем помогли лучше передать характер персонажа.

С целью эмоционального восприятия и яркого проживания героев сказок в течение года дети слушали произведения устного народного творчества, литературные произведения, аудиосказки, пели песни о петушке, воробушке, осени и зиме, колыбельные. А также рисовали и лепили для сказочных героев или по произведениям («Тили-тили-тили бом! Загорелся Кошкин дом!» - рисовали  красками и поролоном, «Заборчик для петушка», «Выросла репка», лепка: «Вкусные морковки для зайки», «Миски для трёх медведей», «Лепим колобка», аппликация: «Украсим варежку для лисоньки», «Катится колобок по дорожке»).

С целью формирования актёрского мастерства, обучения кукловождению мною были показаны разные сказки на фланелеграфе, настольный и пальчиковый театр. Проведены игры «Гуси», «Жучка», «Зайчик», «Курочка», «Веселятся все игрушки», где дети обучались приёмам кукловождения.

Вместе с детьми мы продолжили драматизировать сказки: «Курочка Ряба», «Репка», а так же попробовали показать сказку «Колобок», «Теремок», произведение К. Чуковского «Цыплёнок». Делали утреннюю гимнастику по сказкам «Три медведя», «Колобок».

А в январские каникулы один день посвятили театру. В этот день мы драматизировали произведение «Почему плакал котёнок», пересказывали сказку «Колобок», показывали настольный театр «Репка», по картинке угадывали героев знакомых сказок, конструировали дома для сказочных героев, играли в подвижные игры.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.

Перспективный план работы театрального кружка

«В гостях у сказки» для детей раннего возраста от 2 до 3 лет

Тема занятия

Задачи

Материал

Сентябрь

ВЕСЁЛЫЙ ОРКЕСТР

— Познакомить детей с театральной студией.

— Вызвать интерес и желание играть с куклами студии.

— Вырабатывать умение следить за развитием действия в кукольном спектакле.

куклы театральной студии; игрушки к настольному кукольному спектаклю «Весёлый оркестр»; бубны и барабаны (по количеству детей в группе).

НАШИ УТОЧКИ С УТРА

— Формировать у ребёнка умение концентрировать внимание на игрушке, наблюдая за действиями педагога и подпевая отдельные слова песни.

— Вызвать желание принимать участие в игре с музыкальным сопровождением, эмоционально реагируя на происходящее.

— Продолжать знакомить детей с театром картинок на

фланелеграфе.

— Побуждать принимать участие в кукольном спектакле, повторять за педагогом отдельные реплики действующих лиц потешки.

— Учить малышей использовать трещотки в шумовом оркестре для сопровождения движений театральной куклы.

мягкая игрушка — кошечка; шапочка кошки для педагога и шапочки котят для детей; фланелеграф

Барашеньки

Пирожки

— Формировать умение концентрировать внимание на театральной кукле пальчикового театра, на картинке фланелеграфа.

— Продолжать развивать двигательную активность

детей.

— Побуждать малышей принимать участие в свободной пляске.

куклы пальчикового театра — Ваня, зайка, бычок, лошадка; фланелеграф и набор картинок.

Упрямые козы

— Продолжать знакомить детей с приёмами кукло-вождения театра картинок.

— Вызвать желание слушать потешку, выполнять движения согласно тексту.

— Поддерживать интерес к театру картинок. Развивать умение сопереживать персонажам народной сказки.

— Побуждать детей наблюдать за действиями педагога с картинками на фланелеграфе.

фланелеграф и набор картинок.

Октябрь

АЛЁНУШКА И ЛИСА

— Продолжать знакомить детей с приёмами кукло-вождения театра картинок.

— Поддерживать устойчивый интерес к кукольному спектаклю. Развивать умение сопереживать персонажам народной сказки.

— Поощрять игры с музыкальными игрушками.

фланелеграф и набор картинок; маленькие бубны (по количеству детей).

ВОЛК НА ЛУЖАЙКЕ

ЛИСА-ЛИСОНЬКА-ЛИСА

— Продолжать знакомить детей с приёмами кукло-вождения театра картинок.

— Вызвать желание следить за развитием действия в потешке, пословицах, в русской народной сказке.

— Привлекать малышей к участию в кукольном спектакле.

— Поддерживать стремление играть с музыкальными игрушками.

фланелеграф и набор картинок; маракаси-ки, бубны (по количеству мальчиков в группе), трещотки для девочек.

КТО СКАЗАЛ «МЯУ»?

— Вызвать желание отгадывать загадки: ответ может быть подсказан картинками на фланелеграфе.

— Побуждать детей принимать участие в кукольном спектакле «Кто сказал "мяу"?» (по В. Сутееву).

— Поддерживать стремление участвовать в шумовом оркестре, используя маракасики.

фланелеграф и набор картинок; маракасики (по количеству детей).

МЫШИ ВОДЯТ ХОРОВОД

Пес и щенок

— Вызвать желание слушать песенки, подпевать отдельные слова, наблюдая за действиями педагога с игрушкой.

— Привлекать детей к участию в спектакле театра картинок.

— Поощрять желание танцевать с платочками, по показу педагога и самостоятельно.

мягкие игрушки — кошка, щенок, петушок, большая собака; фланелеграф и набор картинок; платочки (по количеству детей).

Ноябрь

КОЛОСОК

— Вызвать желание слушать народные потешки, наблюдая за действием педагога с настольными куклами.

— Побуждать детей отвечать на вопросы по содержанию сказки.

куклы настольного театра — петушок, два мышонка; декорации, атрибуты, необходимые для проведения кукольного спектакля «Колосок».

ХОЛОДНО ЗАИНЬКЕ

— Побуждать детей к двигательной активности под стихотворное сопровождение.

— Вызвать желание подпевать отдельные слова.

— Поддерживать интерес к театру картинок.

шапочки-маски птичек (по количеству детей); кукла, лежащая в люльке; мягкая игрушка — медведь;

фланелеграф и набор картинок к спектаклю «Холодно заиньке».

Умница Танечка

— Вызвать желание слушать колыбельную, подпевая отдельные слова и выполняя движения руками в соответствии с текстом песни (то же о потешках), плясать вместе с педагогом.

— Поддерживать стремление детей принимать участие в спектакле театра картинок.

кукла, фланелеграф и набор картинок к спектаклю «Холодно заиньке».

ЗАЙЧИК В ЯМКЕ

— Напомнить детям способы управления настольными игрушками.

— Разучить одну из потешек.

— Познакомить ребят с настольным кукольным спектаклем «Зайчик в ямке».

— Вызвать желание принять участие в танцевальной импровизации с лентами.

куклы настольного театра — зайчик, собака, охотник; белые ленты (по количеству детей).

Декабрь

ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ

— Учить детей запоминать небольшие стихотворения с помощью взрослого.

— Познакомить малышей с кукольным спектаклем «Зимовье зверей» и предложить ответить на вопросы по содержанию сказки.

— Поощрять желание ребёнка принимать участие в танцевальной импровизации с лентами.

куклы настольного театра — Маша и Петя в зимней одежде, бык, баран, свинья, гусь, петух, лиса, волк, медведь; белые ленты (по количеству детей).

РЕПКА

— Побуждать детей создавать игровые образы с помощью движения.

— Поощрять стремление малышей участвовать в играх с музыкальным сопровождением.

— Вызвать желание играть на детских музыкальных инструментах, самостоятельно выбирать музыкальный инструмент для создания заданного образа.

— Познакомить ребят с театром кружек, с приёмами кукловождения.

детские музыкальные инструменты — дудка, балалайка, барабан, металлофон; настольная ширма; игрушки театра кружек к спектаклю «Репка».

НОВОГОДНИЙ УТРЕННИК

— Создать на новогоднем празднике радостную атмосферу, способствующую раскрытию способностей детей.

— Поддерживать желание малышей выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

атрибуты, декорации костюмов, театральные куклы, необходимые для конкретной обстановки праздника, досуга.

Январь

ЗАЯЦ-ХВАСТА

— Поддерживать интерес к театрально-игровой деятельности.

— Совершенствовать двигательную активность малышей в играх со стихотворным сопровождением, формировать желание перевоплощаться в изображаемый образ.

— Вызвать желание следить за развитием действия в

спектакле театра кружек.

мягкая игрушка — зайчик, шапочка-маска зайчика; комплект кружек к спектаклю «Заяц-хваста»; декорации зимнего леса.

Бабушкины забавушки

— Формировать устойчивый интерес к устному народному творчеству.

— Вызвать желание отгадывать загадки, слушать потешки, песенки, наблюдать за действиями педагога с настольными игрушками, повторять показанные движения.

— Поощрять стремление детей участвовать в народной пляске по показу педагога и самостоятельно.

настольные игрушки — корова, козленок, утка, гусь, воробей; платок для Бабушки-забавушки.

Февраль

СКАЗКА О ГЛУПОМ МЫШОНКЕ

— Развивать речь детей средствами кукольного театра. Расширять словарный запас, формировать артикуляцию, добиваясь правильного и чёткого произнесения слов при разучивании произведений устного народного творчества (на усмотрение педагога).

— Продолжать знакомить детей с приёмами кукло-вождения театра кружек.

паровозик с вагончиками; игрушки театра кружек — мышка, утка, жаба, лошадь, свинка, курица, щука, кошка.

СКАЗКА О ГЛУПОМ МЫШОНКЕ

— Познакомить детей со спектаклем театра «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака.

паровозик с вагончиками; комплект кружек к кукольному спектаклю «Сказка о глупом мышонке».

КРОШКА-МАЛЫШКА

— Продолжать обучать детей приёмам кукловождения театра кружек.

— Познакомить со спектаклем театра кружек «Крошка-Малышка».

— Вызвать желание следить за развитием действия.

набор кружек к спектаклю «Крошка-Малышка».

КРОШКА-МАЛЫШКА

— Продолжать работу по обучению детей способам кукловождения театра кружек.

— Закреплять умение вовремя включаться в действие.

— Поддерживать стремление детей участвовать в спектакле «Крошка-Малышка».

— Развивать речь малышей средствами кукольного театра. Учить запоминать (с помощью взрослого) небольшие стихотворения.

— Совершенствовать двигательную активность ребят в играх со стихотворным сопровождением.

— Побуждать детей принимать участие в свободной пляске.

комплект кружек и атрибуты, необходимые для повторного проведения спектакля «Крошка-Малышка».

Март

ПРАЗДНИК МАМЫ

— Побуждать детей принимать активное участие в «Празднике мам».

— Развивать инициативу и самостоятельность, вызвать желание участвовать в кукольном спектакле.

костюмы, театральные куклы, атрибуты, декорации для проведения праздника.

Зайчик

Медведь

— Вызвать у детей желание подпевать отдельные слова песни, сопровождая движение игрушки.

— Знакомить ребят с приёмами кукловождения театра народной игрушки.

— Продолжать развивать речь малышей средствами кукольного театра.

большая машина, комплект кукол театра народной игрушки — мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.

ТЕРЕМОК

— Вызвать у детей желание подпевать отдельные слова песни, наблюдая за действием педагога с игрушкой.

— Побуждать их внимательно следить за развитием действия в сказке, воспринимать большая машина, комплект народных игрушек к сказке «Теремок», шапочки-маски кота, мышат (по количеству детей).содержание, отвечать на вопросы педагога.

— Развивать стремление участвовать в игре со стихотворным сопровождением, выполнять движения по показу педагога и самостоятельно.

комплект кукол театра народной игрушки — мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.

КАК У НАШЕГО ДАНИЛЫ

— Побуждать детей принимать участие в игре со стихотворным сопровождением.

— Вызвать желание следить за развитием действия в кукольном спектакле и подыгрывать персонажам на детских музыкальных инструментах.

пригласительный билет; комплект народных игрушек — Данила, овцы, тараканы, утки, сверчки,

комары, козёл, журавли; детские музыкальные и шумовые инструменты — бубны, барабанчики, дудки, донцы, скрипочки, чугунки, трещотки.

Апрель

Петушок

Зайчик

— Закреплять интерес детей к театрально-игровой деятельности.

— Вызвать желание наблюдать за действием педагога с народными игрушками, отгадывать демонстрируемые загадки, подпевать отдельные слова в колыбельной и плясовой.

— Поощрять стремление ребят участвовать в свободной пляске с куклой.

кукла Маша; комплект народных игрушек: петух, заяц, собака, медведь, лиса.

ЛИСА, ЗАЯЦ И ПЕТУХ

— Вызвать у ребят желание следить за развитием действия в кукольном спектакле. Развивать умение сопереживать персонажам сказки.

— Поощрять игры с шумовыми и музыкальными игрушками, используя их в кукольном спектакле для сопровождения движения персонажей.

— Побуждать детей участвовать в свободной пляске с куклой, совместно с педагогом и самостоятельно.

кукла Маша; другие куклы (по количеству детей в группе); декорации, атрибуты, комплект народных игрушек к спектаклю «Лиса, заяц и петух»; детские музыкальные инструменты — барабан, треугольник, свистулька, трещотки, бубен.

ЛИСА, ЗАЯЦ И ПЕТУХ

— Вызвать у малышей желание петь вместе с педагогом небольшие попевки, песенки.

— Продолжать развивать двигательную активность детей в играх с музыкальным и стихотворным сопровождением.

— Побуждать принимать участие в кукольном спектакле.

бутафорские цветы (по количеству детей в группе); игрушка — мотылёк на гибкой проволоке; декорации, атрибуты, комплект народных игрушек к спектаклю «Лиса, заяц и петух».

ДВА ЖАДНЫХ МЕДВЕЖОНКА

— Побуждать детей принимать участие в весеннем празднике.

— Вызвать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

— Поощрять стремление малышей участвовать в кукольном спектакле, в играх и плясках.

декорации, атрибуты, комплект народных игрушек к кукольному спектаклю «Два жадных медвежонка».

Май

ДВА ЖАДНЫХ МЕДВЕЖОНКА

— Закрепить навыки кукловождения народной игрушки.

— Познакомить детей с кукольным спектаклем «Два жадных медвежонка».

— Вызвать желание следить за развитием действия, отвечать на вопросы.

декорации, атрибуты, комплект народных игрушек к кукольному спектаклю «Два жадных медвежонка».

Для эффективного развития театральной деятельности детей раннего возраста необходимы следующие педагогические условия:

  1. Разработанное планирование образовательной работы по театральной деятельности.
  2. Создание творческой среды для занятий театральной деятельностью.

Для проведения занятий нами было использовано следующее оборудование: игрушки, репродукции, различный театр по сказкам:

Оборудование:

  • Пальчиковый театр
  • Театр бибабо
  • Картонажно-настольный театр
  • Масочный театр
  • Сказки на фланелеграфе
  • Кукольный театр
  • Оснащение для инсценирования сказок (театральные атрибуты)
  • Теневой театр
  • Вязаные и театральные куклы
  • Мягкие и резиновые игрушки
  • Уголок ряженья
  • Картинки для показа сказок

В группе имеется театральный уголок, где отводено место для режиссерских игр с пальчиковыми, настольным театром:

-театр шапочек;

-настольный театр;

-вязаный театр;

-театр игрушек;

-театр Би-би-бо;

-театр на фланелеграфе;

-теневой театр;

-театр сказки на картинках.

Нами создан театр по сказкам «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Колобок», «Теремок». Мы систематически пополняем детский театр новыми персонажами: сказки нарисованные на картинке «Как коза себе игрушку построила», «Маша и медведь», «Вот и люди спят», «Храбрый утенок».

В уголке ряжения имеются разнообразные театральные костюмы, шапочки, маски животных, фартуки, бусы и другие украшения.

Дети раннего возраста любят слушать знакомые рассказы и сказки по многу раз. Знакомые произведения мы включаем во все занятия по развитию речи, в развлечения.

В повседневной жизни используем знакомые детям игрушки для инсценировки стихов («Игрушки» А.Барто); потешек («Как у нашего кота», «Огуречик-огуречик», «Мы купили кошке…), пальчиковых игр («По реке плывет кораблик», «У оленя дом большой», «Стоит терем большой», «Топором дрова колю»).

Развитие творческих способностей детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности невозможно без установления тесной связи с семьей, поэтому родители являлись активными участниками образовательной работы.

Для родителей мы провели консультации, семинар-практикум:

1.        Семинар-практикум для родителей «Развитие речи детей через театрализованную деятельность».

2.        Консультации для родителей «Чем полезна сказка?», «Воспитание сказкой», «Роль сказки в жизни ребенка».

3.        Папка-передвижка «Театр в домашних условиях».

Для педагогов консультацию и семинар:

1.     Консультация для педагогов «Создание предметно – развивающей среды, способствующей развитию интереса к театрализованной деятельности».

2.        Семинар для педагогов «Разработка проекта по театрализованной деятельности дошкольников».

Заключение

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей вовсе времена. Очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребёнок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной работе мы, на основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию актерских способностей в дошкольном возрасте. Развитие творческих способностей в контексте театрализованной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям нравственно-эстетического воздействия на детей со стороны педагогов. Театрализованная деятельность — это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей. Театрализованная деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность. Так же важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. На наш взгляд, необходимо совершенствовать художественно — эстетическое воспитание дошкольников, и совершенствовать не посредством создания новых программ, методик, а придерживаться уже существующего материала, как уже говорилось, использовать на занятиях все виды детской театральной деятельности.

Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет и средствам самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграция игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

Список литературы

  1. Акулова О.В. Театрализованные игры. – 2016.
  2. Ануфриев А.А. Психология творчества. — М.: Инфра-М, 2013.
  3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – 2014.
  4. Брушлинский А.В. Воображение и творчество. — М.: Эксмо, 2014.
  5. Ветрова В. Ладушки, ладушки. – 2014.
  6. Генов, Г.В. Театр для малышей. - М.: Просвещение, 2014.
  7. Доронова Т.Н. Развитие детей театрализованной деятельности. - 2015.
  8. Ершова, А. Вреден ли театр дошкольникам? // Обруч. - 2013.
  9. Зацепина М.Б. «Развитие ребёнка в театрализованной деятельности»; Москва, Творческий центр «сфера» 2014.
  10. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – 2015.
  11. Камаева, Т. Нужен ли детям театр // Дошкольное воспитание. – 2013.
  12. Копосова, М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2013.
  13. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада» - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
  14. Кофман, Н.С. Приобщение дошкольников к театрально-игровой деятельности. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей / под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 2013.
  15. Курто, Р. М. Пальчиковые куклы : сделай куколок своими руками и устрой театр / Роза М. Курто. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2015.
  16. Маханёва Майя. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.: ТЦ «Сфера». Серия: Вместе с детьми Год: 2012.
  17. Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду» - М.: ТЦ «Сфера», 2013.
  18. Мерзлякова, С. И. Театрализованные игры: методическое пособие: [методическое издание для работников дошкольных образовательных учреждений] / Светлана Мерзлякова. – Москва: Обруч, 2014.
  19. Нахимовский А.М. Театральное действо от А до Я [Текст] /А.М.Нахимовский. - М.: АРКТИ, 2014.
  20. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С.. Театрализованные игры в детском саду. – 2013.
  21. Селиванова, Л.Т. Кукольный театр в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2014.
  22. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Кукольный театр для самых маленьких. – 2015.
  23. Сухомлинский В.А. Сердце отдано детям. – 2016.
  24. Улашенко Н.Б. Организация театрализованной деятельности. Младшая группа. Издательство: Корифей ISBN: 978-5-93312-771-0 Год: 2014.
  25. Уликова Н.А. Словом душа растет. – 2013.
  26. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – 2016.
  27. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] : Программа и репертуар /Э. Г. Чурилова. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2013.
  28. Шурочкина И.С. «Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми» / «Справочник старшего воспитателя»№3-2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения являются не только знания, но и определенный стиль мышления...

Статья "Мое перспективное направление работы в дошкольном образовании.Театрализованная деятельность в ДОУ. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность."

Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности....

Педагогический опыт по теме: Формирование творческих способностей младших дошкольников (2 – 3 лет) через театрализованную деятельность

Ранний возраст - время, когда закладываются основы психического, физического развития человека. Этот период является условием личного становления ребенка.В развитии способностей детей помогает театр, ...

Педагогический опыт по теме: Формирование творческих способностей младших дошкольников (2 – 3 лет) через театрализованную деятельность

Ранний возраст - время, когда закладываются основы психического, физического развития человека. Этот период является условием личного становления ребенка.В развитии способностей детей помогает театр, ...

Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности....