Опыт работы «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
статья по математике (старшая группа) на тему
Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста и упущения здесь трудно восполняемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1452435.docx | 546.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Опыт работы Кургушовой Е.А. - воспитателя МБДОУ детский сад№28
«Березка»
В наше время, в век «компьютеров» математика
в той или иной мере нужна огромному числу
людей различных профессий.
Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста и упущения здесь трудно восполняемы.
Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование логических структур мышления этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.
Известно, что игра – главный институт воспитания и развития культуры дошкольника, своеобразная академия его жизни. В игре – ребенок творец и субъект. В игре ребенок воплощает, творческие преобразования и, обобщая все то, что он узнал от взрослых, из книг, телепередач, кинофильмов, собственного опыта и обеспечивает связь поколений и условия культуры общества.
Мы признаем, что одной из основных задач дошкольного образования является математическое развитие ребенка. Цель работы: содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний у дошкольников.
Работая по этой теме, мы определили для себя следующие задачи,
1.Развивать у детей интерес к математике.
2.Приобщать их к этому предмету в игровой и занимательной форме.
Решению данных задач способствовали следующие методы:
1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.
2. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию математических способностей детей.
Мы не стремимся к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи, а развиваем их способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения «конструировать» предметами, знаками и словами.
Воплощая идею Л.С. Выготского об опережающем развитии, мы стремимся ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а на зону ближайшего развития, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. Известно, что интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, мы понимаем и помним, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Такие дидактические игры включаем в содержание непосредственно образовательной деятельности.
В своей работе мы используем комплексно-игровую методику. В основе ее лежат развивающие занимательные игры, подобранные по теме занятия. Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. Знакомя детей с цифрами, использую дидактические игры, направленные на знакомство с цифрами:
- «Выложи цифру из палочек»;
- «Собери цифру правильно»;
- «Слепи из пластилина»;
- «На что похожа цифра?»;
- «Назови предметы, напоминающие цифру».
А также отгадываем загадки с математическим содержанием, учим стихи о цифрах, знакомлю со сказками, в которых присутствуют цифры, заучиваем пословицы, поговорки, крылатые выражения, где присутствует цифра, использую физкультминутки.
Игровые приёмы, используемые для закрепления чисел:
|
|
Стихи о цифре 3: 1. «Погляди на цифру 3,словно ласточка – смотри». 2. «Тройка – не двойка, Она положительна, Но это не «хорошо», А «удовлетворительно». | Физминутка: 1.Малыши, малыши – дружные ребятки Малыши, малыши – вышли на зарядку. Раз. Два, три! Раз, два, три! Ноги поднимайте! Раз, два, три! Раз, два, три! Весело шагайте. |
Загадывание загадок: 1.Треугольная доска А на ней три волоска, Волос тонкий, голос звонкий (балалайка). Возле леса на опушке, 2.Трое их живет в избушке, Там три стула и три кружки, Угадайте без подсказки. Кто герои этой сказки? (три медведя). | Решение задач: Вот зашла Маринка, А за ней - Аринка, А потом пришел Игнат, Сколько стало всех ребят? На плетень взлетел петух, Повстречал там еще двух. Сколько стало петухов? У кого ответ готов? |
Скороговорки: 1.По утрам мой брат Кирилл, Трех крольчат травой кормил. 2. В пруду у Поликарпа три карася, три карпа. | Сказки, где есть число 3: «Три поросенка», «три медведя», «Три орешка для Золушки». Пословицы и поговорки: Обещанного 3 года ждут. От горшка, три вершка |
Часто используем в своей работе игру «Изобрази цифру». Дети показывают цифру руками, пальцами. В парах детям нравиться писать друг у друга на спине или на ладошке. «Игры Воскобовича» прекрасный материал для интеллектуального развития. Дети с большим удовольствием и интересом составляют различные цифры при помощи цветных резинок и планшетов. Здесь же идет закрепление знаний цвета. Знакомя с геометрическими фигурами, используем словесную игру «Пара слов». Мы говорим «Круг». Дети называют предмет, похожий на руль или колесо.
Помимо этого детям очень нравится играть в дидактические игры направленные на изучение геометрических фигур:
«Назови лишнюю фигуру»
«Подбери заплатку»
«Найди крышку каждой коробочке»
«Геометрическое лото»
«Назови фигуры».
Дети выкладывают фигурки, как по образцу, так и по памяти. Закрепляя геометрические фигуры, используем следующие игры: «геометрическое лото», «Кодирование фигур», «Назови фигуру».
Очень часто используем игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются: предлагаем детям составить 2 равных квадрата из 7 палочек, квадрат из двух палочек, используя угол стола.
Знакомя дошколят с различными линиями, применяем игру «Путаница» (автор Шаехова) с целью: найти «ломаную» линию и обвести красным фломастером, «пунктирную» - синим, «прямую» - желтым и т.д.
Работая по разделу «Измерение величины» вводим игры с народными игрушками-вкладышами (матрешки, кубы, пирамиды), в конструкции которых заложен принцип учета величины. Для этого использую игры с условными мерками: «Измерь шагами, пальцами», «Помоги найти ответ?», «Чем измерить шум дождя? Силу человека?
В разделе «Количество и счет», на наш взгляд, уместны следующие дидактические игры:
- «Чет-нечет»,
- «Сколько нас без одного?»,
- «Какое число я задумала?»,
- «Назови число на единицу больше - меньше»,
«Кто знает, пусть дальше считает»,
«Какие числа пропущены?»,
«Назови соседей».
Не забываем мы и игру «Чудесный мешочек». Она уместна везде. Дети любят выполнять задания, а особым удовольствием, где соотносят полученный результат определенному цвету. Скучное решение примеров мы превратили в развивающую игру «Оживи картинку». Детям предлагаем карточки с написанными примерами и просим раскрасить их в соответствующий цвет.
При формировании циклических представлений играем с детьми в такие игры:
«Раскрась, продолжая закономерность», «Что сначала, что потом?», «Какая фигура будет последней?»
В игровые комплексы мы обязательно включаем музыку, физминутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук. Не ошибусь, если скажу, что успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. На каждой форме ООД мы обязательно производим смену видов деятельности, для улучшения восприятия информации воспитателя и активизации деятельности самих детей в игровой форме.
Для поддержания интереса, активизации, мотивации и закрепления изученного, мы используем следующие формы работы с детьми: комплекс развивающих игр;
- путешествие;
- экспериментирование;
- подгрупповая работа;
- игра-путешествие;
- математический КВН;
- эксперимент;
- познавательные игры;
- математический ринг;
- индивидуальная работа.
Пусть радость развлечения постепенно перейдет в радость учения!!!
Список используемой литературы:
1. З.А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва,1990г.
2. Е.Ю. Иванова «100 игр, сценариев и праздников» - ФГУИППВ, 2004г.
3. В.Волина «Веселая математика» - Москва,1999г.
4. О. Узорова, Е.Нефедова «1000 упражнений для подготовки к школе» - ООО «Издательство Астрель», 2002г.
5. Библиотека программы «Детство» «Математика до школы» - Санкт-Петербург, 2002г.
6. Т. К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 1989г.
7. О.М.Дьяченко, Е.Л. Агаева «Чего на свете не бывает» 1991г.
8. под редакцией А.А. Столяра «Давайте поиграем» 1991г.
9. Абрамов И.А. Особенности детского возраста. – М., 1993
10. Аргинская И.И.Математика, математические игры.- Самара: Федоров, 2005 г.- 32 с.
11. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. – 2002. - №8. – С.30-39
12. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 400 с
13. Бильчугов Л.Ф. Формирование элементов формально-логического мышления у детей 6-7 лет. Дис. канд. психолог. наук МГУ., 1978.
14. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М., 1989
15. Леушина А.М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб .пос. – М., 1974
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по теме самообразования "«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование логических структур мышления этих структур протекает с больш...
Презентация "Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"
Математику недаром называют «царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает логическое мышление, формирует мыс...
Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
В наше время, в век «компьютеров» математикав той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий. Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспита...
Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных пред...
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только ...
«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения являются не только знания, но и определенный стиль мышления...