Образовательное событие как инновационная форма работы с детьми 3-7 лет
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Для педагогов, работающих по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», очень важно выстраивать образовательную деятельность с детьми с учетом зоны ближайшего развития (Л. С. Выготский), а так же с учетом пространства детской реализации (Н.Е. Веракса). Событийный формат образовательной деятельности позволяет проектировать ситуации, в которых у ребенка появляется осмысленная потребность как в осознанном владении имеющимися в социуме культурными нормами, так и в творческом подходе к использованию появившихся умений. Образовательное событие становится тем пространством возможностей, в котором ребенок является инициатором собственной образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnoe_sobytie_kak_innovatsionnaya_forma_raboty_s_detmi_3-7_let.docx | 42.23 КБ |
est_mnogo_sobytiy_horoshih_i_raznyh.docx | 38.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ
КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ 3-7 ЛЕТ
Введение в действие новых образовательных стандартов (ФГОС) в дошкольном образовании поставило перед педагогами множество вопросов, связанных с пересмотром многих сторон жизни детского сада - от среды до образовательного процесса. И связано это вовсе не с тем, что современные дети развиваются не так, как дети предыдущих поколений, и им нужны совершенно особые, уникальные условия. Напротив, ФГОС призван закрепить за ребенком право не торопиться, обжиться в своем возрасте, освоить все его ресурсы теми способами, которые свойственны его возрасту.
В течение некоторого времени в наших детских садах наблюдалась излишняя «школяризация», которая была заметна во всем - от расстановки столов-парт до организации образовательного процесса в виде занятия, больше похожего на школьный урок. Введение ФГОС положило начало многим существенным изменениям. Однако все усилия по перестановке мебели, пересаживанию детей из-за парт в круг окажутся ничтожными, если педагоги не будут задаваться вопросами: зачем мы это все делаем? какого результата ожидаем? какие изменения произойдут в ребенке в результате нашей деятельности? в чем смысл всей нашей работы?
Так в чем же заключается инновационность? Что теперь возможно? Например, отказаться от некоторых традиционных форм работы - не тех, традиционность которых имеет мощный фундамент научных обоснований, а тех, которые в большей степени стали привычкой: «Не помню почему, но так делали всегда». Можно перестать ориентироваться на традиционные перечни обязательных уголков и уделить внимание тому, что реально интересует детей и важно для их развития.
Например, если для детей совершенно не актуальна игра в «Почту», тогда не нужны в уголке ничего не значащие для них муляжи посылок, конверты и прочие предметы, которые только отнимают полезную площадь.
Можно перестроить ежедневную деятельность группы так, чтобы у детей появилось больше времени на самый естественный для них и в то же время самый развивающий вид деятельности - игру. Игру настоящую, протяженную во времени и пространстве; с множеством перетекающих из одной игры в другую сюжетов; помогающую получать образовательные результаты - не только предметные, к которым некоторые воспитатели и родители относятся особенно трепетно, несправедливо считая это единственным критерием готовности к школе, но и универсальные, закладывающиеся именно в дошкольный период.
У педагогов есть возможность развивать регуляторные способности детей не через «сели ровненько, глазки на меня, слушаем внимательно», а через предоставление детям возможности высказываться, принимать решения, планировать свою жизнь в группе, уклад и т. д.
У воспитателя есть возможность несколько облегчить свой труд, взяв в напарники такой мощный ресурс, как развивающая предметно-пространственная среда. Конечно, даже идеально организованная среда не способна заменить взрослого как носителя и передатчика культурных средств, однако она не только способствует решению образовательных задач, но и нейтрализует одну из основных трудностей наших детских садов - большое количество детей в группах.
Самое же главное заключается в том, что новые возможности появляются у детей. Основная из них - прожить дошкольное детство в соответствии со своими потребностями и возможностями, а также - заявить о себе: о том, что он тоже знает, как устроен мир, и у него есть свои представления о прекрасном, что он много может и умеет, что он думает. По мысли итальянского педагога Лориса Малагуцци, у ребенка есть сто языков, чтобы сообщить нам об этом:
У ребенка сто языков, сто рук, сто мыслей,
Сто способов думать, играть и говорить.
Сто способов слушать, восхищаться, любить.
Сто радостных чувств, чтобы петь и понимать сто миров,
Чтобы совершать открытия.
У ребенка сто языков,но у него крадут девяносто девять из них.
Школа и культура отделяют голову от тела.
Они учат: думать без рук, делать без головы,
Слушать молча, понимать без радости,
А любить и восторгаться только на Пасху и Рождество.
Они учат: открывать уже существующий мир,
А девяносто девять из ста миров крадут.
Они учат: игра и труд, реальность и фантазия, наука и воображение,
Небо и земля, разум и мечты - вещи, несовместимые друг с другом.
В общем, учат, что нет никакой сотни.
Ребенок говорит: сотня есть.
Педагоги, работающие по Программе, создают все условия для того, чтобы у ребенка появилась возможность:
- быть услышанным и оцененным;
- решать проблемные ситуации, устанавливать связи там, где это неочевидно;
- аргументировать свои суждения, предлагать собственные творческие решения;
- работать в группах, сотрудничать, помогать друг другу;
- уходить от помощи взрослого, двигаясь к автономии группы («мы сами»);
- решать задачи, ставить их, преодолевать препятствия, реализовывать свои намерения.
А что это, как не навыки, крайне необходимые человеку XXI века, пресловутые четыре «К»: коммуникативность, креативность, командная работа, критическое мышление?
Одним из развивающих и в то же время очень естественных для дошкольников форматов организации жизни в группе может стать образовательное событие. Развивающий эффект такого формата доказан многолетней практикой Е.Е. Кравцовой, Ж.И. Сугак. Их идея погружения детей в особые увлекательные истории с продолжением и неожиданными поворотами, актуальна и востребована. Свои варианты использования событийности как образовательной единицы предлагает Н.В. Гришаева. Событийностью наполнена жизнь детей из «Школы самоопределения» им. А.Н. Тубельского.
Для педагогов, работающих по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», очень важно выстраивать образовательную деятельность с детьми с учетом зоны ближайшего развития (Л. С. Выготский), а так же с учетом пространства детской реализации (Н.Е. Веракса). Событийный формат образовательной деятельности позволяет проектировать ситуации, в которых у ребенка появляется осмысленная потребность как в осознанном владении имеющимися в социуме культурными нормами, так и в творческом подходе к использованию появившихся умений. Образовательное событие становится тем пространством возможностей, в котором ребенок является инициатором собственной образовательной деятельности.
ЧТО ТАКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ
Система дошкольного образования в нашей стране имеет богатую историю. Даже не углубляясь в специализированную литературу, изучая воспоминания, фото и видеоархивы, литературные произведения, можно увидеть, как изменялось содержание детской жизни в детском саду. Детский сад всегда был очень чуток к запросам времени. Дети гуляли в скверах, выращивали цыплят и репку, водили хороводы и клеили ракеты, когда обществу достаточно было только этого. Когда появился запрос на подготовку к школе, детский сад стал частью образовательной системы: появились специальные единицы образовательного процесса - занятия, которые продолжительное время являлись единственной его формой. На сегодняшний день арсенал педагогов обогатился и другими формами работы с детьми: интегрированные и комплексные занятия, проекты, разнообразные мероприятия, выполняющие в том числе и образовательные задачи. Эти образовательные единицы являются популярными и активно используются в работе с детьми. авторы программы «От рождения до школы» предлагают еще одну - называя ее «образовательное событие». Для чего она нужна? Что в ней нового, особенного? Так ли сильно она отличается от уже имеющихся? Что означает термин «образовательное событие» в контексте образовательной деятельности в детском саду?
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ
Жизнь малыша наполнена самыми разными событиями. Например, событием для него может стать короткое, но яркое происшествие, какое-то явление, оставившее след в душе (на утреннике у бабушки Маланьи в корзинке оказалась настоящая курочка!).
Это такой факт, который может запомниться на всю жизнь и всегда будет вызывать яркие воспоминания, это настоящее событие.
В контексте образовательной деятельности в детском саду образовательное событие - это особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях. За кажущимся на первый взгляд исключительно игровым сюжетом стоит продуманная и кропотливая работа взрослого, направленная на появление у ребенка как необходимых для жизни универсальных качеств (коммуникативные и познавательные способности, саморегуляция), так и более конкретных, предметных результатов, без которых ближайшее будущее (обучение в школе) может существенно осложниться.
Да, настоящая живая курочка - это, безусловно, событие. И такими событиями - яркими и впечатляющими, но краткосрочными - тоже должна быть наполнена жизнь ребенка в детском саду. Однако настоящее образовательное событие долгосрочно, это достаточно длительный отрезок времени, когда все дети вовлечены в единую, общую для всей группы историю, т. е. каждый может найти себе занятие, которое будет интересно, актуально и значимо для его развития.
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ
1. Образовательное событие - часть полноценного образовательного процесса, в него закладываются ситуации, при разрешении которых дети приобретают новые знания, умения, формируют представления.
2. Образовательное событие - развернутая история, подчиненная единой теме, интересной и доступной для дошкольников. Лучше всего, если в названии темы будет либо вопрос, на который ответят дети («Как я устроен», «Как помочь...»), либо то основное действие, на которое ориентируется вся событийная деятельность («Помогаем...»).
3. Образовательное событие подчиняется законам драматургии, в ней есть завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка. Однако, в отличие от театрализованной или сюжетной игры, ребенок получает возможность выстроить реальную картину мира, наделить ее смыслом. Таким образом, история, в которую погружается ребенок, становится наиболее органичной формой познания для этого возраста.
4. Образовательное событие - история, происходящая в течение длительного периода. У детей должно быть достаточно времени для вхождения в образовательное событие, обсуждения, планирования, подготовки, для неожиданных поворотов и выхода из них. Образовательное событие не завершается развязкой. Оно продолжает существовать в виде воспоминаний, обращений к детской «документации», рефлексии.
5. Образовательное событие требует от воспитателя особого внимания к эмоциям детей. Основным критерием успешности образовательного события является не выполнение всех задуманных мероприятий, а эмоциональный настрой детей, их вовлеченность. Если деятельность не вызывает эмоционального отклика, эффективность события как образовательной единицы значительно снижается.
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ
1. Эмоциональный взрыв - получение известия, принятие решения.
2. Ожидание самого события, подготовка к нему - в это время человек предпринимает конкретные действия. Грядущее событие подогревает интерес, держит в состоянии возбуждения, иногда меняет режим, образ жизни.
3. Наступление ожидаемого события - еще один эмоциональный взрыв.
4. Жизнь после события - жизнь, которую это событие, возможно, круто изменило. В физике и в некоторых разделах философии «событие» трактуется как «то, что происходит в некоторый момент времени и рассматривается как изменение состояния мира».
Однако событие может и не изменять нашу жизнь, в нем может быть пропущен первый этап, а сам процесс ожидания и подготовки может стать не менее значимым, чем само событие. Так, например, люди ждут Новый год, день рождения, отпуск. Эти события не являются неожиданностью, тем не менее по мере их приближения людей охватывает волнение, возбуждение: покупка - подарков, украшений, новых саженцев, купальника; планирование - куда бы съездить, кого пригласить, как украсить дом, как разбить грядки и т.д.
Например, событийность жизненного уклада как ожидания, подготовки, кульминации и своеобразного послевкусия событий очень хорошо представлена в романе Ивана Шмелева «Лето Господне». Глазами ребенка в романе описан один год жизни традиционной, не особо богатой, работящей семьи конца XIX века, живущей в соответствии с кругом народного календаря. Каждый день семьи наполнен обычными бытовыми хлопотами. Однако в доме постоянно витает дух грядущего события, очередного, традиционного праздника. В книге ярко переданы особый душевный настрой каждого члена семьи; разговоры, которые сопровождают процесс ожидания. А также специальная, присущая только этому событию подготовка: особые покупки, особый способ уборки дома или украшение интерьера, чтение особых книг и даже особый стиль общения с соседями и родственниками. Все это вызывает душевный трепет ребенка, вводит его в состояние радостного ожидания, а само событие становится кульминацией, ярким всплеском эмоций, оставляющим неизгладимую память на долгие годы.
Не менее важны для ребенка «следы» ушедшего события, позволяющие ему еще раз вернуться к своим переживаниям: подсохший ломоть пасхального кулича, осыпавшаяся еловая веточка. Роман особо ценен тем, что в нем описаны именно детские переживания, оставившие неизгладимые воспоминания на всю жизнь.
Подводя некоторый итог «взрослого» понимания сути события, мы можем с уверенностью сказать, что вне зависимости от продолжительности и способа возникновения событие - это нечто значимое и оставляющее след в душе.
СОБЫТИЕ КАК СО-БЫТИЕ
С позиции простого житейского восприятия, термин «бытие» предполагает не очень спешное, размеренное, но в то же время значимое, сущностное течение жизни. Со-бытие - наполняет термин особым объединяющим всех участников бытия смыслом. Со-бытие в детском саду - это не просто деятельность, подчиненная одной теме, в которую вовлечены и взрослые, и дети. Со-бытие - это небольшой отрезок жизни, наполненный какими-то особыми, специфичными для этого периода смыслом и атмосферой.
Например, вот семья художников. С одной стороны, это обычная семья, живущая обычными бытовыми проблемами: они ходят за продуктами, готовят еду, стирают и гладят одежду, делают с детьми уроки. Тем не менее, перешагнув порог их дома, сразу можно понять, в чем его особенность, и не только по специфическим материалам, которыми наполнен дом. Сама атмосфера может много рассказать о жизни семьи - о чем здесь говорят, спорят, какие бывают гости, какие книги читают и т. д.
То же можно сказать и об образовательном событии. Оно атмосферно. Оно не довлеет, не доминирует, не подчиняет себе всю деятельность детей. Результатом образовательного события не станут стройные ряды одинаковых поделок и рисунков на стенах. О том, что занимает, увлекает хозяев группы, расскажет сама атмосфера. Событие можно «прочитать» в среде. И это необязательно объявление на дверях группы: «С 1 по 20 марта в нашей группе проходит образовательное событие «Встреча перелетных птиц»».
О том, что происходит образовательное событие, в которое дети действительно включены, расскажут скорее те продукты детской деятельности, которые присутствуют в группе либо в единичном экземпляре, либо в небольшом количестве.
Представьте себе, что вы зашли в группу детского сада и огляделись. На стене висит листок, на нем от руки, печатными буквами расписан «Устав моряка». В углу стоит корабль, склеенный из упаковочного картона: раскрашен не идеально, зато сразу видно - детской рукой. В игровом уголке - раскрашенные бумажные цилиндры. Может быть, это подзорные трубы? На полках стоят книги по морской тематике, рядом расположена таблица вязания морских узлов, обрывок бумажного листка, на котором детской рукой выписаны морские профессии (кок, боцман, капитан). Так постепенно перед нами открывается картина жизни группы.
При грамотном руководстве педагога тема захватывает детей, проникая в разные виды деятельности. В игре возникают ситуации, требующие определенных умений: разработать правила, склеить подзорную трубу, выяснить должностные обязанности членов команды, нарисовать карту с маршрутом похода. Возможно, придется решать вопрос с питанием команды, и тогда нужно организовать вылов рыбы. Кроме того, в пути возникают экстремальные ситуации. Это случится естественно, в игре или будет спровоцировано воспитателем и потребует разрешения через знакомые виды деятельности: рисование, конструирование, моделирование. Таким образом, дети и взрослые сосуществуют в едином деятельностном пространстве - в событии.
Такую атмосферу невозможно насадить насильно, она рождается там, где есть искренний интерес, то, что Л. С. Выготский называл аффектом.
ЭФФЕКТ АФФЕКТА
В основе любого образовательного события лежит очень сильная эмоция, или аффект. Эмоциональная сторона жизни ребенка несомненно, очень важна. Однако, когда мы говорим о значении эмоций в жизни ребенка-дошкольника, мы имеем в виду вовсе не одну только радость на его лице и не те приятные воспоминания, к которым он, возможно, будет возвращаться во взрослом возрасте.
Речь идет о той важной роли, которую играют эмоции в развитии дошкольника, в частности в развитии их мышления. Л. С. Выготский в своем труде о высших психических функциях говорил о единстве аффекта и интеллекта: «Кто оторвал мышление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления». Все дело в том, что «интеллектуализация аффекта» происходит только к началу младшего школьного периода развития (эмоции, по определению А. В. Запорожца, «становятся умными»), в дошкольном же возрасте эмоции безраздельно владеют ребенком и являются определителем всех его реакций.
Например, в современной научной литературе накоплен целый ряд конкретных экспериментальных данных о связи эмоций с различными познавательными процессами: памятью, восприятием и мышлением. В результате многочисленных экспериментов по изучению влияния эмоций на запоминание (например, П. Фресса и Ж. Пиаже, 1975) было выявлено, что события, оцениваемые испытуемыми как очень приятные или очень неприятные, запоминаются лучше, чем события, не вызвавшие яркого эмоционального отклика.
Эту особенность дошкольника никак нельзя игнорировать, и именно она должна лежать в основе любой предлагаемой малышу (прямо или косвенно) деятельности. Деятельность, на которую ребенок не отозвался эмоционально, неэффективна.
Воспитателям хорошо знакома эта особенность дошкольников. Поэтому часто даже традиционные занятия начинаются с ситуации, призванной захватить внимание детей («Сегодня я шла на работу и вдруг заметила...», «Кто это там стучит в нашу дверь? Пойду посмотрю. Ой, да тут посылка/письмо...», «Ребята, к нам в гости пришел Зайчик. У него возникла трудность, и он просит нас помочь...»).
Все эти варианты, несомненно, больше привлекают внимание детей, нежели: «Садитесь на свои места. Сейчас у нас будет очень интересное занятие...». Однако яркое начало не является залогом заинтересованности детей в течение всей деятельности. Эмоциональный отзыв - это не просто радостные восклицания и горящие глаза. Он определяется степенью их вовлеченности в деятельность на протяжении образовательного события.
А это последнее зависит от мастерства педагога и от того смысла, который дети смогут найти в деятельности и который зачастую не соответствует тому пониманию, который вкладывает в это понятие взрослый.
-эпример, осенью на прогулке Владик С. сосредоточенно обрывает с куста листочки. Одни (желтые) — отрываются мгновенно. Чтобы оторвать другие (зеленые), нужно приложить усилие. На взгляд взрослого — это совершенно бессмысленное, более того, неэкологичное поведение. Но Владик так увлечен, что не слышит обращенного к нему замечания. Он переходит к другому кусту, находит желтый лист, легко щелкает по нему. Поднимает упавший лист и смотрит на черешок. Трудно сказать, какой вы¬вод сделал Владик. Но затем он начинает обрывать листья избирательно — только желтые. Он щелкает по ним — и они тут же падают.
Возможно, Владик и раньше слышал рассказ воспитателя о том, что листья осенью желтеют и опадают. Но его собственное исследование стало осмысленным именно сейчас, потому что базировалось на собственном интересе, а не было запланировано воспитателем на занятии.
Чтобы интерес к деятельности внутри образовательного события не угасал, дети должны понимать не только что они делают, но и зачем, с какой целью. И детям должно быть очень важно то, чем они занимаются.
Для малышей таким смыслом может стать помощь игровому персонажу. Они охотно включаются в игровую, нереальную ситуацию. Они готовы лепить из пластилина грибочки, чтобы помочь сделать белочке запасы на зиму. Они уверены в том, что нарисованные пальчиком ягодки рябины помогут снегирям пережить суровую зиму, и с радостью откликаются на любую самую фантастическую ситуацию, в которой присутствует герой, попавший в затруднение.
При этом в младшей группе образовательное событие имеет одну принципиально важную особенность. Детям этого возраста очень сложно удерживать несколько задач одновременно. Они или играют, или познают (если речь идет о предметных результатах). Возможность совмещения - это иллюзия. Дети либо выходят из образа, теряют интерес к игре и начинают выполнять поставленную задачу, либо - и это более естественно для малышей - не выходят из образа и игнорируют предметную задачу. Именно из-за этой особенности большая часть образовательных событий в младшей группе должна быть нацелена на игру, на создание образов.
Старшие дети уже более критично относятся к «понарошковым» проблемам того или иного персонажа. Они с готовностью принимают правила игры и включаются в нее. Вот только готовность старших детей играть не исключает скептического отношения к предлагаемым заданиям. Вряд ли они поверят в то, что в их наклеенных скворечниках будут жить птицы. Поэтому смысл задания будет скорее всего в том, чтобы сделать «правильно», так, чтобы похвалил воспитатель. Но будет ли при этом интерес развивающим?
Задание станет по-настоящему интересным и осмысленным в том случае, если дети при его выполнении столкнутся с трудностью. Например, чтобы помочь герою, старшие дети будут вынуждены узнать что-то новое, а затем передать свое новое знание герою, используя объяснительную форму речи, которая требует от ребенка умения устанавливать причинно- следственные связи и отражать их в своей речи.
Смыслом деятельности детей старшего возраста может стать и участие в социально значимых акциях, которое помогает детям чувствовать свою причастность к очень важной, взрослой жизни, или практическая необходимость, т. е. то, что нужно непосредственно самим детям.
Например, в группе есть традиция - оформление музыкального зала к праздникам исключительно силами самих детей. Традиция такого рода таит в себе не только творческие возможности, но и темы для обсуждений в кругу. Как сделать так, чтобы гости сразу догадались, какому образовательному событию посвящен праздник? Обсуждение возможных элементов оформления - удобный случай для уточнения, повторения имеющихся у детей знаний о событии. В сезонных декорах могут быть отражены конкретные, характерные приметы (гирлянды из желтых листьев, грибов; снежинки, елочки; цветы и т. д.), в тематическом оформлении можно использовать символы (цирк - разноцветные кольца, булавы, буквы; море - сигнальные флаги, якоря, штурвалы; космос - звезды, планеты, ракеты и т. д.).
Смыслом деятельности старших дошкольников может быть и просто желание что-то узнать. Не для кого-то, а для себя самого, или для того, чтобы продемонстрировать свое знание взрослым, поделиться осведомленностью со сверстниками.
Например, под впечатлением протекающего в группе образовательного события о проблемах отходов, Валя 3. (6 лет) «проектирует» завод по переработке пластиковых пакетов. Сам факт существования таких заводов проговаривался воспитателем, но схема Вали изобилует такими подробностями многоэтапной переработки отходов, что становится понятно, что тема его захватила. Валя был очень настойчив в поиске информации. Опрашивал родителей, просил объяснить ему некоторые моменты, просматривал ролики в интернете. Примечательно, что листочек Вали с изображением завода вызвал большой интерес у детей. В группе появилась целая серия чудо-машин - от земных приборов до заводов по переработке космического мусора, расположенных непосредственно в космосе.
Предварительный просмотр:
ЕСТЬ МНОГО СОБЫТИЙ, ХОРОШИХ И РАЗНЫХ
ТИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ
Образовательные события в детском саду могут отличаться по типу сюжета (реальный - подготовка к спектаклю, цирковому представлению, изготовление атрибутов, декораций, приглашений; игровой - «помогаем бельчонку», «спасаем зверей», «путешествуем на Северный полюс», «ищем сокровища»), наличию привязки к календарному времени (привязанные к определенному времени - календарные, события-традиции или не зависящие от времени года - поиски клада, путешествия, исторические экскурсы), способу организации (запланированный воспитателем, спровоцированный воспитателем, спонтанно возникший по инициативе детей).
КАЛЕНДАРНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ
Конструирование календарных образовательных событий не представляет сложности. Детские сады давно следуют общим календарным праздникам, таким как Новый год, Международный женский день, День космонавтики, дни рождения детей (если такая традиция имеется в группе). Это ожидаемые праздники. Подготовка к ним имеет свои традиции: подготовка концерта или спектакля, изготовление подарков, украшение группы, - и имеет обычно творческий характер, проникнута ожиданием, предвкушением праздника.
Традиционные праздники, проведенные каждым из детей в семье, тоже могут стать образовательным событием. К примеру, подготовка и празднование Нового года с родителями дома существенно отличается от того, что происходило в детском саду. И об этом детям тоже интересно поговорить. После новогодних праздников, каникул можно устраивать обсуждения, проводить статистические исследования: кто где побывал, чем занимался. Например, сколько человек были у бабушки в гостях, сколько катались на лошадке, сколько побывали на спектаклях и т. д.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ КАК ТРАДИЦИЯ
Детский сад - это маленькое общество. У каждого общества есть то, что объединяет его членов и отличает от других обществ, например в каждом обществе есть свои традиции. Их чтят, берегут, сохраняют. Традициями гордятся, их передают другим поколениям. Свои традиции есть в каждой стране, семье и организации. Именно традиции могут стать основой перспективного планирования в детском саду.
В копилках многих детских садов есть традиционные мероприятия, такие как «Чемпионат по шахматам», «Фестиваль чтецов», конкурс «Знайка», разнообразные тематические выставки поделок и т. п. Однако это нельзя считать образовательным событием. Настоящее образовательное событие объединяет все сообщество детей и взрослых, и готовиться к нему, представлять его должно также все сообщество вместе.
Когда речь заходит о традициях в дошкольном учреждении, чаще всего вспоминают традиционные праздники: праздник Осени, Новый год, 8 Марта. Однако это не те традиции, которые делают детский сад уникальным, отличным от другого, особенным. Хорошо, когда жизнь детского сада выстроена вокруг нескольких ярких образовательных событий, которые являются основой перспективного планирования и вокруг которых на определенный промежуток времени выстраивается вся жизнь детей и взрослых. Традиционное образовательное событие всем заранее известно, однако интерес к нему не пропадает, потому что не ясно, каким оно будет в этом году. Интрига заключается в том, что каждая группа детей самостоятельно готовит свою часть общего образовательного события, удерживая ее в тайне от других, и в определенный день демонстрирует свою задумку всем остальным.
Например, оригинальной традицией может стать «Парад лошадок». Это не соревнования по бегу, а демонстрация уникальных лошадок. Мероприятие проходит на улице - каждая группа детей проходит по кругу, изображая лошадок. Казалось бы, очень простое задание. Но оно требует тщательной подготовки. Детям предстоит совместно решить, какими именно лошадками они будут: орловскими рысаками? тяжеловесами? От этого зависит ход лошадок: мерный тяжелый шаг, галоп, бег, бег с подниманием коленей. А еще нужно решить, как лошадки выстроятся: друг за другом, табуном, по двое, по четыре или это будут тройки? Дети обсуждают и процесс прохода по кругу. К примеру, они могут в определенный момент остановиться и изобразить ржание лошадок или бить копытцем. Можно придумать замысловатые перестроения. При подготовке продумывается и единое украшение лошадок, подбирается подходящая музыка. Так или иначе, подготовка к простому проходу по кругу превращается в целый проект, в котором появляется возможность для выдвижения и обсуждения идей, изготовления атрибутов, придумывания движений. А сам «Парад лошадок» становится настоящим праздником, полным сюрпризов и неожиданностей. Большая соль в таких мероприятиях отводится ведущим, их умению достойно представить команду детей, прокомментировать их проход так, чтобы дети смогли почувствовать, -то их труды по подготовке оценены по достоинству.
Назовем несколько основных принципов образовательных событий- традиций.
1. В традиционном образовательном событии принимают участие все дети без исключения от начала события и до его окончания, именно поэтому конкурсы и соревнования («Конкурс талантов», «Шашечный турнир», конкурсы индивидуальных или семейных проектов и др.) не могут стать образовательным событием, ведь в них нет событийности, общей равноправной включенности.
2. Традиционное образовательное событие неукоснительно проводится каждый год. Оно не может быть отменено, примерное время его проведения известно. В случае форс-мажора событие переносится, но не отменяется. Традиции, как и ритуалы, вносят упорядоченность в жизнь ребенка. Мир, живущий по незыблемым законам и правилам, понятен, знаком, предсказуем, а значит - безопасен. Хаотичный мир означает для ребенка неизвестность и тревогу.
3. Даже в традиционном событии должна быть небольшая интрига - то, что отличает его от предыдущего (новое содержание, необычная форма проведения, нестандартные декор и оборудование).
4. Традиционное образовательное событие требует предварительной работы, объединяющей вокруг себя и детей, и взрослых.
5. Традиционное образовательное событие требует предъявления результатов общей творческой работы всему детскому саду (безоценочно).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ, ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЕМ
Несмотря на то что педагоги, работающие по Программе, всячески поддерживают актуальные для детей темы, поощряют проявление самостоятельности и инициативности в выборе сюжетов, нельзя упускать из виду и такие темы, которые важны для развития кругозора детей, их успешной социализации, но не озвучиваются самими детьми. В таких случаях воспитатели планируют тему самостоятельно.
Если воспитатель выступает в детском сообществе как равноправный партнер, то исходящая от него инициатива воспринимается детьми не как приказ, а как ценная идея, ничем не отличающаяся от их собственных идей.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ, СПРОВОЦИРОВАННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЕМ
Этот вид образовательных событий можно было объединить с предыдущим, ведь так или иначе инициатором образовательного события также станет воспитатель. Однако разница состоит в том, что начинание воспитателя в этом случае скрыто от детей. Воспитатель таким образом выстраивает работу с детьми, что инициатива события исходит от них. С их точки зрения, это совершенно спонтанная ситуация, в которой они действуют самостоятельно.
Например, Вадик Т. принес в группу энциклопедию про динозавров. Книга на несколько дней увлекает его и Андрюшу Р. Они постоянно ходят с энциклопедией, обсуждаю ее. Это и есть интерес. Его можно развить, к примеру, следующим образом. Однажды воспитатель «случайно» упоминает об ученых, которые доказали, что в данной местности миллионы лет назад жили динозавры. «До сих пор люди иногда находят и кости». При этом воспитатель заранее подкладывает позади веранды, в месте для дозволенного копания, косточку (ее можно сделать из глины или другого подобной материала). Далее начинается период ожидания. Через некоторое время, когда у детей возникает желание покопать, один из детей - Никита Е. - естественно, обнаруживает кость. После бурного обсуждения ее происхождения дети приходят к выводу, что кость принадлежит динозавру. Это происшествие разогревает интерес большого количества детей. И неудивительно, что после этого случая дети начинают толпиться возле плакатов с динозаврами. Это уже их собственный выбор. Воспитателю остается только поддержать возникший интерес и сконструировать на его основе образовательное событие.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ, ВОЗНИКШИЕ ПО ИНИЦИАТИВЕ ДЕТЕЙ
«Поймать» детский интерес - большая удача для педагога. Однако организация такого вида событий нередко вызывает затруднения для воспитателей.
Во первых, нужно быть очень внимательным к детским вопросам, разговорам, увлечениям. Не все, о чем разговаривают дети, демонстрирует их интерес. Ребенок может с радостью рассказать воспитателю о том, что ему подарили книгу про лошадей или что он был в планетарии, но это еще не означает, что его заинтересовали лошади и звезды. Об устойчивом интересе можно говорить лишь через некоторое время. Возможно, это был просто способ привлечь внимание воспитателя, желание с ним пообщаться.
Во вторых, педагог должен суметь превратить интерес одного ребенка и всей группы детей в общий.
В третьих, ему необходим навык достаточно быстрого разворачивания образовательного события.
И в четвертых, педагогу надо уметь предвидеть, какие виды деятельности могут быть потенциально интересны детям.
Например, воспитатель неожиданно отказывается от запланированной заранее темы «Перелетные птицы»: в группе между двумя девочками возник спор о том, что такое череп и для чего он нужен. Спор привлек внимание других детей. Воспитатель решил поддержать их интерес, из чего возникло образовательное событие «Путешествие во внутренний мир, или Анатомия для детей».
Однако яркое начало не является залогом заинтересованности детей в течение всей деятельности. Важно, чтобы ситуация, которую предлагает воспитатель, была актуальной, интересной для большинства детей, в противном случае она не даст никакого эффекта и не принесет пользы.
СОБЫТИЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Любое образовательное событие когда-нибудь заканчивается. И его завершение должно стать яркой точкой, кульминацией события: ребята нашли то, что искали; помогли тому, кто в этом нуждался; узнали то, чего не знали раньше; научились тому, чего не умели, - все это нуждается в своего рода резюме, подведении итогов. Дети должны осознать, что в процессе события с ними произошли изменения, теперь они могут предъявить свои умения, результаты своих трудов. Кульминация события - это праздник во всех смыслах.
Возможно, вопрос, для кого устраиваются праздники в детском саду, покажется не совсем уместным. Конечно, праздник в детском саду для детей.
Но логично тогда утверждать, что и концерты организуются для певцов и танцоров, спектакли - для актеров, цирк - для циркачей. Но не могут актеры в театре играть для себя самих! А дети в традиционном детском саду - могут? В традиционных праздниках ребенок - это актер. Его задача - показать свое актерское умение, а заодно подтвердить мастерство режиссера, музыкального руководителя. Традиционный праздник для ребенка - это работа. Долгая, напряженная, с множеством репетиций, генеральным прогоном. И как результат - аплодисменты от благодарного зрителя, удовлетворенного родителя. Так для кого же был праздник?
Событийные праздники отличаются от традиционных тем, что они либо становятся для детей сюрпризом (тогда это то самое событие в событии - яркое и краткосрочное), либо целиком и полностью инициированы и подготовлены самими детьми (тогда это самостоятельное образовательное событие).
СОБЫТИЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ, ПОДГОТОВЛЕННЫЕ ДЕТЬМИ КОНЦЕРТ, СПЕКТАКЛЬ, ЦИРКОВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ
Представление само по себе полноценное образовательное событие. В его основе лежат те умения, которые дети могут и хотят продемонстрировать. Чтобы образовательное событие не стало формальным, подготовка к нему должна стать общим делом для всей группы. Показ любого зрелища требует разнообразных умений. Даже самое простое желание ребенка прочитать стихотворение при совместном обсуждении (где ты встанешь; как ты будешь одет; будешь ли ты читать в тишине или тебе потребуется музыкальное сопровождение; может быть, надо приглушить свет или запустить показ слайдов) может перерасти в акт творчества, а в результате - в красивый номер. Что уже говорить о тех номерах, которые требуют совместного участия, изготовления костюмов, атрибутов, декораций.
Подготовка к спектаклям, цирковому представлению, концертам - это знакомство со многими профессиями: декоратор, костюмер, художник, конферансье, суфлер, актер, жонглер, солист, дрессировщик и др. Каждый элемент подготовки требует обсуждения. Создаются проблемные ситуации: где взять, чем заменить, как сделать так, чтобы было похоже, и т.д.
Есть мнение, что при подготовке к таким мероприятиям дети должны выбрать себе определенную роль и строго следовать ей. Однако при таком подходе может возникнуть ситуация, когда ребенок, легко и быстро справившись с задачей, на некоторое время выпадает из образовательного события. Гораздо лучше, если у ребенка будет заранее оговоренное право иметь несколько «профессий». Например, актер вполне может поучаствовать в изготовлении афиши наравне с «официальным» художником.
При планировании событийных представлений и подготовке к ним следует ограничить количество сольных номеров. Такие номера лишают детей возможности коммуникации, в то время как репетиция танца, циркового номера или хорового пения увлекает детей. Сольные номера имеют право быть в представлении, но желательно, чтобы у солистов была возможность участия и в массовых номерах.
КАРНАВАЛЬНОЕ ШЕСТВИЕ, ПАРАД
Карнавальное шествие - мало используемое в детских садах образовательное событие. Однако, знакомство с традициями некоторых латиноамериканских стран доказывает, что карнавал может стать тем самым событием, ожидание и подготовка к которому надолго захватит внимание и интерес детей.
Карнавальное шествие, или парад, может быть и вполне самостоятельным образовательным событием, и частью долговременного события. В последнем случае желательно, чтобы тема образовательного события была общей для всего детского сада, при этом каждая возрастная группа выстраивает событие по-своему, исходя из собственных задач, а в каком-то из эпизодов все группы объединяются. К примеру, в образовательном событии, посвященном отлету птиц, заключительным аккордом может быть представление каждой группой стаи птиц разного вида, в едином оформительском стиле. Образовательное событие становится особенно интересным, если каждая группа продумывает, как сделать свой проход необычным: в траектории движения группы, в передаче звуков птиц, в элементах костюмов или атрибутах. Чтобы образовательное событие не стало формальным, подготовка к нему должна максимально осуществляться самими детьми в группе. Не следует увлекаться излишней красотой атрибутов и костюмов: самодельные клювики, шарфики- крылышки - это то, к чему дети могут прийти самостоятельно в результате обсуждений.
Большая роль в организации такого шествия отводится ведущему, его мастерству при комментировании проходов, также важна поддержка детей приглашенными гостями - взрослыми, родителями.
КЛУБ «МАЛЕНЬКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Клуб - это условное название представления, в котором старшие дошкольники демонстрируют результаты своих «научных» исследований. Например, представляют самостоятельные проекты, проводимые в рамках темы текущего образовательного события, или показывают безопасные и доступные для понимания и проведения научные эксперименты.
СОБЫТИЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ, ПОДГОТОВЛЕННЫЕ ВЗРОСЛЫМИ ИГРОВОЙ ДОСУГ
Досуг - один из самых популярных кульминационных моментов образовательного события. В форме досуга может произойти долгожданная развязка, разгадка, встреча с героем сюжета, предъявление ему результата трудов, проводимых исследований. Досуг может быть построен в форме повторения всех этапов образовательного события: дети рассказывают герою о том, как они решали проблему, а герой предлагает им игровые задания, связанные с его историей.
КВЕСТ
Квест - это приключение. И как во всяком приключении, в нем должен быть элемент неожиданности, непредсказуемости, разрешение сложных задач, принятие решений. Чтобы квест был не просто досугом с разными, пусть даже очень интересными заданиями, в нем обязательно должен присутствовать элемент новизны, неожиданности. Музыкальный или спортивный зал, где в течение образовательного события (а квест - это именно событие в событии) к детям по очереди приходят разные герои с заданием - это не квест, не приключение. Должно быть использовано все пространство детского сада, даже его самые неожиданные (но безопасные) места, в которые раньше детям доступа не было. Особую остроту квесту придает доверие к детям и разрешение им путешествовать в поисках заданий самостоятельно, без взрослых. Конечно, это касается только старших детей и при условии хорошо развитой саморегуляции.
КЛУБНЫЙ ЧАС
Клубный час - это время свободного выбора ребенком деятельности по личному интересу. В этот день детский сад превращается в огромную площадку с мастер-классами и лабораториями. Дети знакомятся с перечнем предлагаемых видов деятельности в мастерских, с местом их расположения и самостоятельно выбирают, чем они хотели бы заняться. Свой выбор они могут отметить в личном дневнике, маршрутной карте или с помощью наклеек на одежде.
В определенное время все дети выходят из групп и отправляются в выбранные мастерские. Соответственно, в мастерских могут встретиться дети из разных возрастных групп, это помогает завязывать межгрупповую коммуникацию, побуждать старших детей помогать младшим и т.д. В качестве мастерских могут выступать любые помещения: например, если в клубном часе задействованы все группы детского сада, то каждая группа превращается в мастерскую, в ней остается педагог, который готов принять всех заинтересованных детей; в качестве мастерских могут выть задействованы музыкальный и физкультурный залы, кабинеты специалистов, рекреации, коридоры; в случае ограниченных возможностей организации мастерские могут проходить в разных концах одного и того помещения.
Темы мастерских обычно выбираются воспитателями самостоятельно. Однако, если клубный час вплетен в канву текущего образовательного события, то деятельность, предлагаемая детям в рамках клубного часа, должна быть связана с темой события. К примеру, если в детском саду проходит образовательное событие по теме «Морское путешествие», то на клубном часе организуются:
• мастерская по завязыванию морских узлов, написанию шифрованного пиратского послания, ориентировке по карте;
• в физкультурном зале может быть создана полоса препятствий, где ребята смогут преодолевать «отвесные скалы», «глубокие пропасти», «непроходимые джунгли» и т. д.;
• детям можно предложить научиться ставить палатку, ловить диких зверей с помощью лассо, освоить азбуку морских флагов, заселить глубокое море (оригами), научиться морскому танцу «Яблочко», сделать из простой майки тельняшку и т.д.;
• для детей, не желающих участвовать в активных занятиях, можно организовать тихие зоны для рассматривания книг на предложенную тему, просмотра мультфильмов или свободного рисования.
По окончании клубного часа проводится общегрупповой сбор, где дети в кругу обмениваются впечатлениями, рассказывают о том, чем они занимались и что им больше всего понравилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми".
Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми 3-7 лет....
Мастер -класс "Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми"
В мастер - классе представлены особенности организации образовательного события в ДОУ....
Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми в ДОО
Введение в действие ФГОС ДО поставило перед педагогами множество вопросов, связанных с пересмотром многих сторон жизни детского сада – от среды до образовательного процесса. И связано это не с т...
Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми.
Образовательное событие « День добрых дел»Цель : Формировать эмоциональное отношение к действительности, воспитать стремление сопереживать друг другу, желания помочь и под...
«Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста»
Особенности технологии «Образовательное событие»...
Семинар «Образовательное событие – как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста и форма взаимодействия всех участников образовательного процесса »
Семинар «Образовательное событие – как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста и форма взаимодействия всех участников образовательного процесса &raq...
Семинар : «Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста» Особенности технологии «Образовательное событие»
МДОАУ детский сад « Тополёк» Ясненский городской округ....