конспект занятия Ёлочная игрушка.
план-конспект занятия

Родионова Валентина Васильевна

Формирование интереса к истории, традициям и обычаям празднования Нового года в процессе изготовления новогодних игрушек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_yolochnaya_igrushka.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Ёлочная игрушка».

Цель: Формирование интереса к истории, традициям и обычаям празднования Нового года в процессе изготовления новогодних игрушек.

Задачи:

Образовательные: закрепить умение работать с тканью, фетром и бумагой при изготовлении поделок,  совершенствовать умение работать по технологическим картам;  развивать способность контролировать с помощью мозга тонкие движения рук и пальцев,     развивать конструктивное мышление детей, их творческое воображение.  Развивать эстетический вкус и желание доводить работу до конца; воспитывать  умение планировать  и организовывать свою деятельность. Прививать культуру труда.

Оборудование: готовые образцы новогодних игрушек; технологические карты, инструменты (ножницы, ткань, фетр, цветная бумага, клей),  заготовки  шаблонов поделок на каждого ребенка,  старые и современные новогодние игрушки

Тип занятия: закрепление изученного материала.

 Ход занятия

1.Организационный этап

-Здравствуйте, дорогие ребята!

- Ребята, с каким настроением вы пришли на занятие? Покажите мимикой.

Я рада, что у вас хорошее настроение!  Тем более, совсем скоро наступит самый долгожданный и волшебный праздник Новый год!

- Какое главное украшение нового года? (Ёлка с игрушками.)

- Ёлка у нас с вами есть, но чего не хватает?  (Игрушек.)

- Кто скажет, какая тема сегодняшнего занятия? (Ёлочная игрушка.)

СЛАЙД

- Какую цель поставим перед собой? (Изготовить ёлочную игрушку.)

СЛАЙД

- Правильно, кроме этого, мы вспомним историю Нового года, познакомимся с традициями и обычаями празднования Нового года.

- Ребята, а вы любите Новый год? А чем он вам нравится?

А какие традиции празднования Нового года вы знаете?

 

2. Основной этап

Сообщения детей

СЛАЙД

1.Новый год люди отмечают с древнейших времен. Раньше встречали праздник весной. Праздник посвящался солнцу. Поэтому наряжали плодовые деревья огоньками.  Со временем все изменилось, во многих странах стали встречать Новый год зимой. В России праздник стали праздновать с 1700 года после указа царя Петра 1.  В этом указе царь Петр I велел людям ставить на воротах деревья или ветви сосновые, еловые и можжевеловые, чтобы стояло это украшение с 1-го по 7-е января. В знак веселья люди должны были ходить в гости и поздравлять друг друга, а на Красной площади назначены были огненные потехи, и велено было пускать ракеты. А в богатых домах устраивать пышные балы.

2. А знаете ли вы, почему стали украшать елки? В далекие времена считалось, что в ветвях деревьев нашли приют могущественные духи — как добрые, так и злые, и чтобы поладить с ними, добиться их помощи в жизни, подносились обильные дары, которые развешивались на ветках. Поначалу ее убирали довольно просто, но это продолжалось недолго. Постепенно на ветвях елки появились орехи, сладости, яблоки, шары, а на макушке — изображение солнца, вырезанное из плотной бумаги или сделанное из соломы.

СЛАЙД

3.На Руси елочные игрушки делали еще из тряпочек, соломы, льна, цветных ленточек, колосков, кистей рябины. Часто изготавливали кукол, о которых в народе особое представление. Тряпичная кукла, обычно безликая и на вид ничем не примечательная, была защитой от болезней, бед и нечистий. Ее так и называли: берегиня. К самодельным куклам относились с аккуратностью и уважением. Верили, что от них зависит благополучие, достаток и даже урожай.

Подвижная игра.

- Давайте поиграем в игру. Я буду называть предметы, а вы, если, вы думаете, что этим предметом украшали елку - захлопаете в ладоши, а если нет – то затопаете! Хорошо?

Яблоки, мандарины, молоко, апельсины, валенки, морковь, утюги, картофель, яйца, коромысло, орехи, вафли, стулья, пряники, фигурный сахар, веник, и леденцы.

- Молодцы, ребята! Это не случайно. Каждый из них символизировал нечто важное. Например, яблоко олицетворяло обильный урожай, яйцо — непрерывную жизнь, вафли — святое благословление. Иногда яблоки покрывали краской и блестками, а орехи — сахаром. Конфеты запаковывали в цветную бумагу или фольгу. Кроме этого, к ветвям елки прикрепляли дольки цитрусовых, палочки корицы и цукаты. Все эти вкусности съедали в новогоднюю ночь, а обертка оставалась висеть. В старину наряженной таким образом елочке приписывали магическую способность отгонять нечистую силу. А украшенные яблоками хвойные ветви укрепляли над порогом и у окон, дабы защитить семью от колдовства и привлечь счастье. Именно яблоки стали прообразом стеклянных шариков

 СЛАЙД

4. Согласно легенде, однажды выдался неурожайный год, и яблок было мало. Тогда стеклодувы из городка Лауша в Тюрингии (это местность в Германии) в 1848 году предложили временную замену этому фрукту. Там и были изготовлены первые стеклянные шары из прозрачного и цветного стекла.

- С тех пор история новогодней игрушки ушла далеко вперёд.

СЛАЙД  

- В городе Великий Устюг  (Чем известен этот город?) создали музей новогодней игрушки. В нём собраны и старые игрушки, и современные.

СЛАЙД 

СЛАЙД 

 

ФИЗМИНУТКА

На зарядку 3 класс!

Мы присядем все сейчас.

Высоко поднимем руки.

Будем жить всегда без скуки.

Повернёмся вправо, влево.

Вновь работать будем смело.

Мы за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

 

3. Практический этап

-Чтоб работа закипела,

 приготовим всё для дела,

будем клеить и творить!

всё должно в порядке быть.

Материалы и инструменты у вас готовы.

- Какие правила техники безопасности нам необходимо знать при работе с ними?

С ножницами не шути, зря в руках их не крути,

И, держа за острый край, другу их передавай.

Лишь окончена работа – ножницам нужна забота.

Не забудь же их закрыть и на место положить.

 

Сегодня вы будете делать не одну поделку, а сразу три. Для этого разделимся на три группы. Прежде, чем приступить к работе, давайте узнаем, какие игрушки вы изготовите.

Загадка 1. (для 1 группы)

Человечек озорной,
Неразлучен он с метлой,
Жить в тепле он не привык.
Кто растает? … (снеговик)

 

Загадка 2.  (для 2 группы)

Целый год лежал на полке,
А теперь висит на елке.
Не стеклянный шарик,

А ёлочный …(фонарик)

 

Загадка 3.  (для 3 группы)

СЛАЙД

Не для дома этот кот,
Что придет на Новый год,
Зарычит и зашипит,
Его встретить говорит,
Что за дикий это зверь,
Что уже стучится в дверь. (тигр)

А сейчас приступаем к работе. Сегодня вы – мастера-волшебники! Мы работаем по технологическим картам, инструкциям! Рассмотрите технологические карты.

- Какие трудности могут возникнуть?

- Что непонятно?

- Как правильно работать с шаблоном? (Прижать к бумаге и обвести карандашом.)

- Как можно разметить несколько одинаковых деталей? (Свернуть бумагу несколько раз.)

- Как ровно согнуть заготовку по линиям сгиба? (Приложить линейку к линии сгиба и провести острым концом ножниц по всей линии, потом согнуть по намеченной линии.)

- При помощи чего соединяем детали изделия? (В основном, при помощи клея, иногда при помощи степлера.)

- Как сделать петлю для игрушки?

- Приступаем к работе. А чтобы вам работалось веселее, чтобы создать новогоднее настроение, я включу  музыку, которую написал Пётр Ильич Чайковский для балета «Щелкунчик».

 Индивидуальная работа детей  с опорой на образец изделия, иллюстрационно-графический план, объяснение и показ педагога.

Распределение заданий для разных групп воспитанников с учётом их индивидуальных возможностей:

- базового уровня: анализируют образец изделия, определяют материал. По инструкции и показу педагога подготавливают основу для изделия. Приклеивают детали по месту. Соблюдают правила безопасной работы ножницами, клеем. Ориентируются в направлении, положении и пространственных связях частей изделия. Собирают игрушку, ориентируясь на иллюстративный материал, образец изделия. Оценивают качество выполненных работ. Аккуратно убирают материалы и принадлежности, приводят в порядок своё рабочее место.  

 - сниженного уровня: выполняют работу с постоянной помощью педагога. Направляющая помощь оказывается при размещении и приклеивании деталей,  при сборке изделия.

 

Рефлексия.

Ваши игрушки готовы. Давайте повесим их на ёлку.

Оценка практической деятельности

- Давайте обсудим и оценим качество готовых изделий.

- Какая была тема нашего занятия?

- Какую цель мы ставили в начале ?

- Удалось её решить?

- На прошлом занятии вы вырезали снежинки разных цветов.

Если вам было легко создавать игрушку своими руками, то повесьте на ёлку белую снежинку, если вы испытывали некоторые трудности, то синюю.

- Вы молодцы! Спасибо за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект чаепития "Ёлочная игрушка"

Конспект познавательного досугового мероприятия с целью познакомить с историей Нового года и с первой елочной игрушкой...

Конспект НОД "Ёлочная игрушка"

Конспект  НОД "Ёлочная игрушка"...

Конспект проекта "Ёлочные игрушки""

Тип пректа: информационый, средней продолжительности (1 месяц). Участники проекта: дети группы, родители, воспитатели, логопед  Цель: познакомить детей и родителей с историей ёлочной игрушки. Соз...

Конспект "История ёлочной игрушки"

Конспект "История ёлочной игрушки" с продуктивной деятельностью....

Конспект занятия - Ёлочные шары

Конспект ООД по аппликации во второй младшей группе "Ёлочные шары"...

Конспект аппликация "Ёлочная игрушка" для 2й младшей группы

Конспект занятия во второй младшей группе.Тема: «Елочные игрушки»Задачи: рассказать детям о  традициях Нового года; развивать навык работы с клеем карандашом; учить составлять ко...

Конспект интегрированного занятия «Ёлочная игрушка» в подготовительной группе по декоративной аппликации в технике «декупаж».

Цель: формирование умений создавать декоративную композицию на объемной форме в технике «декупаж».Задачи:Учить детей самостоятельно декорировать объемную форму.Раз...