КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА «Снижение уровня тревожности в процессе группового взаимодействия».
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Серикова Лариса Викторовна

Это занятие построено в комбинированной форме с элементами психотренинга, цель которого – снижение уровня тревожности в процессе группового взаимодействия, обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру, умение получать радость от общения, формирование базиса личной культуры, развитие эмпатии и собственной индивидуальности.

Психотренинг требует от его участников определенного уровня личностной зрелости и умственного развития, поэтому его целесообразно проводить начиная со старшего дошкольного возраста.

Психолог создает непринужденную обстановку, чтобы ребенок не боялся, что его действия будут отрицательно оценены. Никаких оценок, порицаний, замечаний!

Атмосфера доверия и дружеское расположение к ребенку дают возможность раскрыть его внутренний мир, позволяют научиться делиться своими проблемами, а вам узнать и для себя открыть ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида № 314 г. Челябинска

КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА

«Снижение уровня тревожности в процессе группового взаимодействия».

                                                      Серикова Л.В.

                                                            Педагог- психолог

                                                             Высшей категории

Челябинск, 2013 г.

 Общие замечания

Это занятие построено в комбинированной форме с элементами психотренинга, цель которого – снижение уровня тревожности в процессе группового взаимодействия, обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру, умение получать радость от общения, формирование базиса личной культуры, развитие эмпатии и собственной индивидуальности.

Психотренинг требует от его участников определенного уровня личностной зрелости и умственного развития, поэтому его целесообразно проводить начиная со старшего дошкольного возраста.

Психолог создает непринужденную обстановку, чтобы ребенок не боялся, что его действия будут отрицательно оценены. Никаких оценок, порицаний, замечаний!

Атмосфера доверия и дружеское расположение к ребенку дают возможность раскрыть его внутренний мир, позволяют научиться делиться своими проблемами, а вам узнать и для себя открыть ребенка.

Общие принципы тренинговой работы

Принцип творческой активности. Постоянно вовлекайте детей в различные игровые упражнения и их обсуждение, организовывайте ситуацию общения таким образом, чтобы дать возможность детям понять и попробовать новые способы поведения и экспериментирования с ними.

Принцип исследовательской позиции. В процессе работы в группе создаются такие ситуации, в которых участникам самим необходимо найти приемлемое для себя и для данной ситуации решение проблемы, идти собственным путем.

Принцип партнерского общения. Работая в группах, детей учат признавать ценность другого, его мнение, интересы. Учат все решения принимать с учетом мнения и состояния других, а не только стремиться к достижению своих целей.

Принцип объективизации поведения. Поведение ребят постепенно переводится с импульсивного на осознанный уровень. Универсальным средством, позволяющим объективизировать (осознавать) свое поведение, является обратная связь.

Цели

Образовательные цели

1. Обучать умению слушать и слышать другого.

2. Побуждать к осмыслению своих поступков и поступков другого.

3. Учить гибко использовать мимику, пантомимику и голос в общении.

4. Развивать способность делиться своими переживаниями.

Воспитательные цели

1. Способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка.

2. Поощрять открытое проявление эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т.д.).

3. Воспитывать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.

4. Развивать эмпатию, воспитывать желание и готовность помогать другим людям.

5. Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.

6. Развитие чувства МЫ, нравственности, доброжелательного отношения к окружающим.

Методические приемы

1. Беседа.

2. Словесные, подвижные и релаксационные упражнения.

3. Анализ и самоанализ.

4. Рисование.

Оптимальное количество участников от 6 -8 человек.

Общая продолжительность занятия не превышает 20 минут.

Занятие

 Цель:

- снижение   уровня   тревожности   в   процессе   группового взаимодействия.

 Задачи:

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- способствовать повышению самооценки детей;

- развитие эмпатии;

- развитие рефлексии.

  • «Давайте познакомимся»

Цель: Позволяет участникам привыкнуть, адаптироваться в новой среде.

«Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки».

«Представьте себе, что вы превратились в легкий ветерок. Прошепчите свое имя так, как это сделал бы ветер».

  • «За что меня любит мама»

Цель: Повышение самооценки детей.

Все дети сидят в кругу.

 Инструкция:

«Подумайте и скажите, за что вас любит мама?».

  • «Клеевой дождик»

Цель: Развитие чувства коллектива, умения слушать собеседника, внимания.

Все дети стоят в кругу.

Инструкция:

«Встаньте друг за другом и положите руку на плечо впереди стоящего и таким вот «паровозиком» (склеившимися дождевыми капельками) после моей команды, начнем движение. Раз, два, три - пошли. На вашем пути встречаются различные препятствия: необходимо перешагнуть через коробки, проползти под столом, пройти по мосту»

  • «Встаньте те, кто…»

Цель: Упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства.

Ведущий предлагает встать всем, кто…

- любит бегать,

- радуется хорошей погоде,

- имеет младшую сестру,

- любит дарить цветы и т.д.

При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:

- сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):

- Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам – ему помогает группа.

  • «Рычи, лев, рычи»

Цель: Снятие мышечного напряжения.

Все дети сидят в кругу.

 Инструкция:

«Все мы - львы, большая львиная семья. Давайте мы устроим соревнование, кто громче рычит. Как я только скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание».

«А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите львы»

  • Портрет самого лучшего друга

Цель: Развитие анализа и самоанализа.

Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга.

Затем проводится беседа:

  • Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом?
  • Какими качествами обладает этот человек?
  • Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом?
  • Что для этого надо делать, как себя вести?

В ходе общего обсуждения формулируются правила хорошего радостного общения:

  • Помогай друзьям.
  • Делись с ними, учись играть и заниматься вместе.
  • Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав.
  • Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно.
  • Не завидуй.
  • Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись.
  • Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему.

  • Подведение итогов

Цель: Развитие рефлексии.

« Что вы чувствуете сейчас?

Какое у вас настроение?

Что вам понравилось больше всего?»

  • Прощание

«Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят попрощаться. Ваши руки прощаются, благодарят вас».

«Давайте теперь возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. На этом наше занятие заканчивается».

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект практического занятия с элементами тренинга « Дом, в котором мы живем»

Целью данного мероприятия является сплочение педагогического коллектива посредством построения эффективного командного взаимодействия....

Презентация к игровому занятию «Снижение уровня тревожности в процессе группового взаимодействия».

Приложение  к игровому занятию «Снижение уровня тревожности в процессе группового взаимодействия»....

Игровое занятие с элементами тренинга "Мяч в круге"

Игровое занятие с элементами тренинга "Мяч в круге"в подготовительной группеИгру можно использовать как средство формирования способности к общению. Использование игр-занятий с элементами тренинга объ...

Конспект практического занятия с элементами тренинга «Дом, в котором мы живем»

Конспект практического занятия с элементами тренинга«Дом, в котором мы живем»...

Тренинг «СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ В РАБОЧЕМ КОЛЛЕКТИВЕ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ»

Цель тренинга: ознакомить участников с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными симптомами, причинами возникновения и развития; способствовать осознанию возможности самор...

Конспект психологического занятия с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Зимние посиделки»

Цель: развитие коммуникативных навыков у педагогов.Задачи:• формировать ощущения доверия и общности в коллективе;• снять психоэмоциональное напряжение и усталость;• развить умение ...

Конспект открытого занятия с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Сплочение педагогического коллектива»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения; сплочение педагогического коллектива и построение эффективного командного взаимодействия; совершенствование коммуникативных навыков; вызвать ощущ...