Методическая разработка курса занятий по снижению уровня тревожности у дошкольников 4-7 лет
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Методическая разработка курса занятий по снижению уровня тревожности у дошкольников 4-7 лет
Скачать:
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Отделение дошкольного образования детей»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 69
Курортного района Санкт-Петербурга
Методическая разработка «Курс занятий направленных на снижение уровня тревожности у дошкольников 4-7 лет»
- Психогимнастика – 5 мин. Выполняем знакомые детям упражнения. Гимнастика для глаз – моргаем глазами – закрываем, считаем до 5. Ставим пальцы на переносице и смотрим глазами в эту точку , «Гуси летят Гуууу….» и т.д.
- Поговорим об эмоциях. Что такое эмоции? Для чего они нам нужны? Какие эмоции мы знаем. Показываю детям картинки с разными выражениями лица. Дети рассказывают какая это эмоция. Обсуждаем, чем она характерна. Например, печаль характерна опущенными уголками губ, злость – сдвинутыми бровями и т.д.
- Ко мне подходят дети по одному ( по желанию) и вытаскивают какую-нибудь из карточек с эмоцией на лице (другие участники не видят). Потом ребенок показывает эмоцию, остальные угадывают, что он показал.
- Каждый ребенок берет простой карандаш в руки и обводит свою руку. Дальше я иду по рядам, держу перед ребенком много - много разных цветных карандашей и прошу его выбрать любой цвет, который сейчас соответствует его настроению. Если этого настроения много, то ребенок закрашивает все пальцы на руке, если не очень много или мало, то один или два пальца ребенок закрашивает.
- После того, как последнее задание выполнено, каждый ребенок подходит ко мне, сдает свой листок, я спрашиваю какое настроение или эмоция нарисована на бумаге, ребенок поясняет, разбираемся.
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Отделение дошкольного образования детей»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 69
Курортного района Санкт-Петербурга
Методическая разработка «Курс занятий направленных на снижение уровня тревожности у дошкольников 4-7 лет»
Занятия проводились на прогулке
- Игра кошки мышки: Кошка дремлет, мыши бегают, кошка просыпается, мыши разбегаются в разные стороны
- Игра море волнуется раз, два, три любая фигура замри. Потом подхожу, включаю детей и они показывают что изобразили
- Игра на развитие внимания показываю одно, а делаю другое. Дети постепенно начинают слушать что я говорю и делать то, что говорю, а не то, что показываю
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Отделение дошкольного образования детей»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 69
Курортного района Санкт-Петербурга
Методическая разработка «Курс занятий направленных на снижение уровня тревожности у дошкольников 4-7 лет»
- Разминка, вспоминаем день недели, настраиваемся на новый день
- Задание на развитие внимания и памяти:
Руки хлоп, под щечку
Дети заснули
Малыши все ночью спят ( раскачиваемся в разные стороны)
А часы спать не хотят (поднимаем руку вверх, водим в воздухе пальцем)
И не могут ведь тик так ( наклоняемся в разные стороны как маятник на часах)
Успокоится никак
Утром будят нас они (хлопаем в ладоши под ритм)
Говорят: «Малыш, не спи!!!»»
Просыпайся, (руки вверх поднимаем и подпрыгиваем)
умывайся, (лицо протираем одной ладошкой, затем другой)
в детский садик собирайся (бег на месте)
- Упражнение на развитие пространственных связей и представлений, крупной моторики, невербального общения.
Звучит музыка классическая в детской обработке
Ходьба по кругу под музыку
Прыгаем как кузнечики (два проигрыша)
Затем останавливаемся и показываем: Рука (руку выставляем как будто а ней яблоко показываем), другая, наверх (хлопок над головой), сзади (хлопок за спиной), вперед (руки вытягиваем вперед), на пояс, на месте поворот.
2 раза
Далее муравьи поползли (на корточках по ковру – два проигрыша)
Затем останавливаемся и показываем: Рука (руку выставляем как будто а ней яблоко показываем), другая, наверх (хлопок над головой), сзади (хлопок за спиной), вперед (руки вытягиваем вперед), на пояс, на месте поворот.
2 раза
Бабочки (машем крыльями)
Жуки (руки крутим и жужжим)
Медведи
Хитренькая лиса (по сторонам смотрит кого бы обмануть)
Гуси ( на корточках)
- Звучит музыка из кинофильма «Усатый нянь»
Едет едет паровоз. Едет едет паровоз.
Машинист поменялся. (Тот ребенок, который стоял первым, быстро перебегает в конец цепочки).
Едет едет паровоз. Ворота. (Двое впереди идущих детей соединяют руки и делают мост и под мостом «проезжают» все остальные дети, которые шли сзади первых двух).
P.S.Хорошая музыка у меня была на флешке Александр Ермолов и Вадим Борисов
Для индивидуальных занятий на этой неделе:
По развитию психических функций:
- Запоминание расположения предметов, их последовательности. Использование зрительных маркеров запоминания. (Под формочками прячем маленькие игрушки, по одной, иногда по две и запоминаем, что где находится. Далее ребенок отгадывает, что он сейчас увидит под формой, когда ее поднимет.)
- Зачитывание ребенку 12-14 слов, просьба запомнить и воспроизвести. После воспроизведения, читаю историю о том, как можно легко запомнить слова, применив к этим словам связный рассказ. Пробуем составить свой рассказ на зачитанные ранее слова и запоминаем еще раз.
По развитию моторики
- Игра «слева – справа». Для более маленьких детей. Запоминание названия предметов, и их расположения в пространстве – слева-справа – между - под – над – за и т.д.
- Занятие с ортопедическим мячом
- Обведение на бумаге больших и маленьких кругов по офицерской линейке (развитие мелкой моторики и повторение формы и величины предметов).
По снятию напряжения и снижению тревожности:
- Сказкотерапия с использованием игрушек, надеваемых на руку
- Юнгианская песочная терапия
- Работы с дыханием
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Отделение дошкольного образования детей»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 69
Курортного района Санкт-Петербурга
Методическая разработка «Курс занятий направленных на снижение уровня тревожности у дошкольников 4-7 лет»
- Приветствие. Спросить у детей, какой сегодня день недели, какой месяц, сколько времени осталось до НГ. Спросить, кто с каким настроением пришел сегодня в ДС. Вообщем, пообщаться для поднятия общего тонуса и интереса в группе.
- Психогимнастика.
- По уже устоявшейся схеме моргаем, закрываем глаза и считаем до 5.
- Поворачиваем голову и смотрим в противоположную сторону (см. занятия в сентябре – точное описание). Движение глаз по диагонали сверху вниз.
- Гуси, на выдохе гуууу. Вдыхаем через нос, выдыхаем звук з-з-з-з, потом звук ж-ж-ж-ж, потом ц-ц-ц-ц, потом звук м-м-м-м и похлопывая пальцами по крыльям носа.
- Растираем пальцы левой руки средним и указательным пальцами правой
Без пальто гулял глупышка,
И замерз он как ледышка.
Чтобы палец отогреть,
Будем мы его тереть.
Растираем пальцы правой руки средним и указательным пальцами левой
Жил на свете Алладин,
У него был в лампе джин,
Чтоб позвать наружу джина, Трем мы лампу Алладина.
- Берем карандаш и катаем между пальцами
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
- Выставляем ладони на стол и попеременно собираем в кулак то левую, то правую, то одновременно обе ладони.
Хочешь, Тоже делай так:
То ладонь, то кулак.
- Упражнение «Хорошие новости».
(Необходимо научить детей фиксировать свое внимание на позитивных моментах, происходящих с ними событий. Развить умение рассказывать о происходящем. Уметь грамотно вести беседу).
Предлагаю выполнить упражнение, которое называется «Хорошие новости».
Что такое новости, ребята? Правильно. Это что-то новое, неизведанное, неизвестное. Это какая-то неизвестная информация, которую мы можем узнать, прочитав газету, услышав сообщение по радио, ответив на звонок от кого-либо и т. д.
Подумайте, какую именно новость вам хотелось бы рассказать всем сегодня.
Например: У меня есть для вас хорошая новость. Вчера я ходил с родителями в зоопарк и видел, как белый медведь чистил свой мех.
Или: У меня для вас есть хорошая новость. Вчера мы всей семьей гуляли в парке и кормили белок орехами и т.д.
Как правило, дети не сразу «раскачиваются и активно начинают рассказывать про свои «хорошие новости», но потом их не остановить и они с удовольствием принимают участие в этом упражнении по нескольку раз.
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Отделение дошкольного образования детей»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 69
Курортного района Санкт-Петербурга
Методическая разработка «Курс занятий направленных на снижение уровня тревожности у дошкольников 4-7 лет»
- Психогимнастика
Самомассаж мышц лица
- Быстро поморгать глазами, закрыть веки, тихо посидеть 5-10 секунд.
- Сильно зажмурить глаза на 5 секунд, открыть, поглядеть вдаль, задержать взгляд на 5 секунд.
- “Рисуем дорожки”. Движение пальцев от середины лба к вискам.
- “Пальцевый душ”. Легкое постукивание или похлопывание кончиков пальцев по лбу.
- “Наденем очки”. Указательным пальцем прводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.
- “Веселый клоун”. Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем вверх к углам скуловой кости.
- “Грустный клоун”. Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.
- “Испечем блинчики”. Похлопать ладошками по щекам.
Логоритмика
Гуси высоко глядят (на вздохе поднимаем руки вверх, встаем на носочки)
На детей они глядят (выдыхаем : «Гуууууу»)
Мы шли по улице и подняли птенчика, выпавшего из гнезда. Птенчик очень замерз, нам надо подуть на него, чтобы отогреть, давайте возьмем его в ладошки и вместе подуем на него.
- Упражнение крапива (развитие психических функций и умение действовать по правилу целой группой).
Ребята, вы когда - нибудь слышали о таком растении как крапива? Это лекарственное растение. Я сейчас расскажу вам о ее особенности. Дело в том, что на концах листочков и стебля крапивы расположены маленькие колючки, которые при соприкосновении с кожей вызывают ожог. Но в нашей игре крапива не будет колючей и опасной, если мы будем соблюдать правила.
Итак: Встаем в круг и беремся за руки. Если я говорю «Елка»,- начинаем движении. Если я говорю: «Снежинки»,- то необходимо остановиться и хлопнуть 2 раза в ладоши. Если я говорю: « Колокольчики», - присесть на корточки. При произношении мной слова «Крапива», замереть без движения и молчать, не проронив ни слова.
- Садимся на коврики в круг и принимаем позу лотоса. Правым большим пальцем прижимаем правую ноздрю и вдыхаем воздух через левую, затвем безымянным пальцем и мизинцем прижимаем левую ноздрю, той же рукой, и выхыхаем воздух через правую ноздрю. Потом руку поменять. Так делать несколько раз, можно повторить с закрытыми глазами.
- Дети ложатся на свои коврики на спину.
Далее включается спокойная музыка, дети ложатся на коврики, закрывают глаза. Упражнение «Струна». Детям необходимо лежа на спине представить себя сильно натянутой струночкой и растягивать тело, потягиваясь одновременно сначала двумя руками, затем двумя ногами, затем правой (рука, бок, нога), затем левой стороной тела. Спина при этом не должна прогибаться. Повторяем лежа на животе.
Упражнение «Лодочка». Сделанную из бумаги лодочку кладем на живот в районе пука, каждому ребенку свою. Лодочка качается на волнах. Вдыхаем медленно через нос так, чтобы живот поднялся, и лодочка поднялась, потом так же медленно выдыхаем через нос и лодочка опускается. Повторяем несколько раз.
Упражнение «Реснички».
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Отдыхаем, засыпаем.
Дышится легко,
Ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена,
И расслаблена она.
Напряженье улетело,
И расслаблено все тело.
Греет солнышко сейчас,
Руки теплые у нас.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться, улыбнуться,
Всем открыть глаза и встать. (Сжать кулачки, поднять руки за голову, потянуться).
Встаем в круг, поднимаем руки и с выдохом громко говорим : «Ха». Несколько раз.
Затем беремся за руки и говорим друг другу «Спасибо».
Рефлексия.
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Отделение дошкольного образования детей»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 69
Курортного района Санкт-Петербурга
Методическая разработка «Курс занятий направленных на снижение уровня тревожности у дошкольников 4-7 лет»
- Психогимнастика
- - По уже устоявшейся схеме моргаем, закрываем глаза и считаем до 5.
- Поворачиваем голову и смотрим в противоположную сторону (см. занятия в сентябре – точное описание). Движение глаз по диагонали сверху вниз.
- Гуси, на выдохе гуууу. Вдыхаем через нос, выдыхаем звук з-з-з-з, потом звук ж-ж-ж-ж, потом ц-ц-ц-ц, потом звук м-м-м-м и похлопывая пальцами по крыльям носа.
- Растираем пальцы левой руки средним и указательным пальцами правой
Без пальто гулял глупышка,
И замерз он как ледышка.
Чтобы палец отогреть,
Будем мы его тереть.
Растираем пальцы правой руки средним и указательным пальцами левой
Жил на свете Алладин,
У него был в лампе джин,
Чтоб позвать наружу джина, Трем мы лампу Алладина.
- Берем карандаш и катаем между пальцами
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
- Выставляем ладони на стол и попеременно собираем в кулак то левую, то правую, то одновременно обе ладони.
Хочешь, Тоже делай так:
То ладонь, то кулак
- Вытягиваем руки вперед. Смотрим на указательный палец сначала левой руки, потом правой. Последовательно подносим палец к носу и возвращаем обратно.
- Дети усаживаются на ковер или каждый на свой коврик в позе лотоса. Далее вынимают, по очереди, предметы из мешка, не глядя. Это могут быть члены семьи. Профессии, животные и т.д. Каждый ребенок по очереди, по часовой стрелке поднимает предмет вверх, показывая всем, и громко называет, что у него в руках. Остальные дети внимательно слушают, но особенно внимательным должен быть сосед находящейся по левую руку от ребенка. Совсем скоро ему придется отвечать, какой именно предмет был в руках соседа. Когда все дети представили группе доставшиеся им предметы, психолог просит игрушки спрятать. Под кофту, под ноги и т. д., но не вставать с места. Психолог спрашивает первого ребенка слева от себя: «Какой предмет был у меня?» И так по кругу. После того как круг завершился, психолог называет один из вытащенных предметов, а дети должны вспомнить, у кого есть такой предмет. Тот ребенок, у которого названный предмет на данный момент в руках, молчит.
- Упражнение на сплочение группы.
Дети сидят в кругу на ковре в позе лотоса, взявшись за руки. Представьте ребята сейчас, что мы с вами большой цветок. И каждый из нас – это лепесток цветка. Чтобы цветок нормально развивался, радовался жизни и рос, каждый лепесток действует согласованно и заодно. Представьте, что наступила ночь. Цветок закрывается и превращается в бутон. (Дети все согласованно, наклоняются вниз, как будто закрывая бутон). Утром выглянуло солнышко и согрело цветок своими теплыми лучами. Цветок снова раскрывается. Все дети поднимаются. Теперь подул ветер, и качает цветочек то вправо (все наклоняются вправо по очереди один за другим сначала), а затем влево. После чего все вместе пробуют на счет раз, два, три наклонится вправо, потом влево. А теперь давайте представим, что под теплыми лучами солнца наш цветок стал расти все выше и выше. Попробуйте встать на ноги все вместе, не опираясь локтями об пол, и не расцепляя рук.
- Упражнение «Два котенка» У Лены жили два котенка Симка и Бимка. Симка чернго цвета был, а Бимка рыжий. Симка все время мяукал и всего боялся. Он сидел в своем домике под столом и выходил из него, когда хотел поиграть. Бимка был очень бойкий и смелый. Он любил залезать на диван, на полку и смотреть оттуда на всех сверху вниз. А еще он любил вытаскивать из-под дивана разные игрущки и гонять их по всей комнате. Однажды к Лене пришла в гости подруга Мила. Симка очень испугался и спрятался за кресло, а Бимка наоборот все время пытался запрыгнуть Миле на руки и обнюхать ее.
Дети, ответьте пожалуйста на вопросы:
- Как звали котят?
- Какие они были?
- Какой у них был характер?
- Что любили котята делать?
Что случилось, когда в гости к Лене пришла Мила?
- Рефлексия. Понравилось ли занятие и чем.
Держимся за руки и говорим друг другу спасибо за занятие. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема передового педагогического опыта: «Игротерапия, как средство снижения уровня тревожности у детей среднего дошкольного возраста»
Игра, как установлено в отечественной психолого - педагогической литературе, имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Име...
Занятие по снижению уровня тревожности у детей
Занятие направлено на снижение уровня тревожности у детей старшей группы. В занятии используются авторские управжнеия....
Методические рекомендации для педагогов и родителей по снижению уровня тревожности у детей дошкольного возрастав
Данные методические рекомендации, помогут существенно снизить уровень тревожности у детей дошкольного возраста как в ДОУ, так и в условиях семьи....
Курс занятий по снижению уровня тревожности у дошкольников 4-7 лет.
Курс занятий по снижению уровня тревожности у дошкольников 4-7 лет. Этот курс поможет педагогу работать над снижением уровня тервожности у детей 4-7 лет. Содержит релаксационные упражнения...
Методическая разработка курса занятий по снижению уровня тревожности у дошкольников 4-7 лет
Методическая разработка курса занятий по снижению уровня тревожности у дошкольников 4-7 лет...
Программа коррекционного курса занятий на снижение уровня тревожности и агрессии «Справимся вместе»
Пояснительная запискаПрограмма коррекционного курса занятий на снижение уровня тревожности и агрессии «Справимся вместе» (далее Пограмма).Цель программы: коррекция агрессивного поведения, ...
Игры на снижение уровня тревожности дошкольников
В картотеке (которую легко можно разрезать на карточки) представлены игры, направленные на снижение уровня тревожности и повышение самооценки детей дошкольного возраста...