План по самообразованию "Приобщение к истокам национальной культуры 2022-2023"
методическая разработка (старшая группа)
План по самообразованию "Приобщение к истокам национальной культуры 2022-2023"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_k_istokam_natsionalnoy_kultury_2022-2023.docx | 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию педагога
Замиловой Гульнары Узбековны
на 2021-2023 учебный год
Тема: «Приобщение к истокам исторического и культурного наследия народов РТ детей старшего дошкольного возраста в контексте с ФГОС».
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно-исторических традициях народов, населяющих республику Татарстан.
Задачи:
- Формирование первоначальных представлений об истории, культуре, традициях и жизни татарского народа.
- Воспитывать уважительное отношение и интерес к культуре, традициям других народов.
- Пробуждать интерес к изучению татарского языка.
- Формировать навыки общения детей между собой на татарском языке.
- Способствовать приобщению детей и родителей к культуре народов РТ, их духовным, материальным ценностям.
- Создание условий для ознакомления детей и родителей историко-культурным наследием народов РТ.
- Создание условий для восприятия целостной картины мира.
- Систематизировать работу по приобщению детей к истокам национальной культуры.
Предполагаемый результат: у детей сформируется правильное и полное представление о родной стране, городе; о своей национальной принадлежности; о традициях, культуре; сформируется чувство гордости и национального достоинства. У родителей повысится интерес к возрождению культуры своего народа и духовно-нравственных традиций семейного воспитания.
Актуальность:
В целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей, согласно Указу Президента страны Владимира Путина, 2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России. Россия является многонациональной страной. На её территории проживает более 190 разных народов. У каждого из них своя культура, язык, обычаи и традиции. Так было всегда. В сегодняшней России русская культура не просто сосуществует с культурами других народов, она интенсивно взаимодействует с ними. С раннего детства ребенок живёт в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. И маленький татарин, и маленький русский, и дети других национальностей должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. Дошкольное образование стоит у самых истоков привития маленькому человеку нравственных представлений, чувства любви и уважения к культуре, истории и традициям своего народа. Образовательные учреждения в поликультурном обществе способны обеспечить формирование личности ребёнка, имеющего возможность переходить от родной национальной культуры – к общероссийской и через неё – к мировой, т.к. общечеловеческие духовные ценности создаются усилиями всех народов, а культура каждого из них способна раскрыть национально-духовный образ мира. Однако, освоение мировой культуры невозможно без освоения собственной национальной культуры, родного языка, национальных традиций и истории своего народа. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края. Приобщение детей к другой национальной культуре не только даёт детям новые знания о ней, но и помогает им лучше узнать особенности своей культуры, т.к. процесс познания происходит в сравнении.
Республика Татарстан в общественном сознании ассоциируется с образом региона, где достигнуты прочные межконфессиональные и межнациональные связи и согласие, русский и татарский языки стали обязательным компонентом обучения не только в школе, но и в дошкольном учреждении. В соответствии с законом РТ «О языках народов республики Татарстан» обеспечивается возможность получения детьми дошкольного возраста образования на родном языке. Раннее обучение второму языку создаёт прекрасные возможности для того, чтобы вызвать у детей интерес к истории, традициям русского и татарского народов, привить чувство уважения к их языковому культурному наследию.
Мероприятия по реализации темы | Сроки | Ожидаемый результат |
Подбор и изучение литературы и материала по данной теме | В течение года | Взаимосвязь с детьми и родителями (занятия, беседы, конкурсы, праздники, консультации и т.д.) |
Изучение опыта педагогов ДОУ. Подготовка диагностики на начало и конец учебного года | сентябрь | Использование полученного опыта в своей работе; Выявление знаний, умений, навыков детей по нравственно-п |
Разработка комплексно-тематического планирования по приобщению детей к истокам национальной культуры детей и перспективного планирования | октябрь | Совместная деятельность с детьми (беседы, занятия, наблюдения, рассматривание, игры, праздники и т.д.) |
Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе, республике. Изучение методик, технологий и опыта работы педагогов в интернете | В течение года | Использовать полученный опыт для составления конспектов занятий, планирования и т.д. Участие в конкурсах и выставках различного уровня |
Пополнение предметно-пространственной развивающей среды дидактическими играми, наглядным и демонстрационным материалом | В течение года | Взаимосвязь с родителями: - привлечение родителей к изготовлению наглядных пособий; - использование материала для закрепления знаний, полученных на занятиях в домашних условиях |
Составление картотеки подвижных и дидактических игр по данной теме | ноябрь | Совместная деятельность с детьми на прогулках и в режимных моментах |
Обновление и дополнение сюжетно-ролевых игр | декабрь | Совместная деятельность воспитателя с детьми; самостоятельная деятельность детей |
Составление плана работы с родителями. Оформление стендов (папок-передвижек) в группе. Разработка консультаций для родителей и конспектов мероприятий с родителями | январь | Проведение консультаций, мастер-классов, тематических встреч, праздников с целью вовлечения родителей в жизнь группы и д/c и привлечения их к совместной деятельности с детьми |
Разработка сценариев и подготовка детей к праздникам, досугам, развлечениям | февраль | Проведение тематических праздников с участием детей и родителей |
март | ||
Разработка конспектов занятий, презентаций по приобщению к национальной культуре | В течение года | Использование конспектов для занятий в группе и открытых мероприятий |
Просмотр итоговых занятий | апрель | Обмен опытом с коллегами |
Написание отчёта о проделанной работе за учебный год, выступление с ним на педсовете. На основе собранного материала разработка методического пособия по данной теме | май | Анализ проделанной работы со стороны коллег. Обобщение опыта по теме самообразования и обмен опытом |
Формы работы.
С детьми:
- организованно образовательная деятельность;
- беседы;
- конкурсы, викторины, КВН;
- дидактические, сюжетно-ролевые игры;
- продуктивная деятельность;
- проектная деятельность;
- выставки, мини-музеи;
- чтение художественной литературы;
- походы, экскурсии;
- проведение посиделок в русской избе;
- тематические встречи с ветеранами войны.
С родителями:
- Консультации, практикумы;
- оборудование и оснащение центра в группе;
- создание мини-музеев;
- участие в совместных праздниках и развлечениях;
- тематические фото выставки;
- проектная деятельность;
- дни открытых дверей;
- целевые прогулки, походы, экскурсии.
План предусматривает распределение работы по патриотическому воспитанию по четырем блокам:
1 блок - «Моя семья» 2 блок - «Мой детский сад» 3 блок - «Родной город» 4 блок - «Родная страна»
Каждая из тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка, так как воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий.
1 блок - «Моя семья». Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:
- корни каждого - в истории и традициях семьи - семья - ячейка общество, хранительница национальных традиций - счастье семьи - счастье и благополучие народа. Закреплять знание домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей, их профессий.
Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны). Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов.
2 блок - «Мой детский сад». Знакомство начинается с детским садом, с улицей, по которой идешь в детский сад. На данном этапе дети узнают символику детского сада, его историю, традиции. Воспитание уважения к сотрудникам детского сада, бережного отношения к труду взрослых. Знакомство с участками детского сада, организация акции «Посади дерево». Детский сад, это, то место, где ребенок проводит большую часть времени. Для того, чтобы дошкольный период запомнился ярко на всю жизнь, необходимо формировать представления о детском саде, как общем доме для детей и взрослых
3 блок - «Родной город». Внимание детей нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, аптека и т.д., рассказать о их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется, - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от него слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. Важно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми.
4 блок - «Родная страна»
Продолжением работы будет знакомство с родным краем, другими городами Республики Татарстан, России. Город - частица Родины. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству. Знакомство со столицей России, с символикой государства. Воспитание любви к своему отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к другим народам, соблюдением традиций.
Систему работы можно представить следующим образом:
семья→ детский сад→ родная улица→ родной город→ родная страна.
Диагностика
Ф.И. ребенка | ||||||||||||
1.Моя семья: Фамилия, имя, отчество Имена и отчества родителей Место работы родителей, их профессии Состав семьи Домашний адрес и телефон Распределение семейных обязанностей Семейные традиции | ||||||||||||
2.Мой детский сад Название детского сада Символика детского сада Профессии детского сада Уважение к труду взрослых | ||||||||||||
3.Мой родной город. Название города Символика родного города Название достопримечательностей Название улиц, площадей История Казани | ||||||||||||
4.Моя страна Название страны Столица нашей Родины Флаг России Герб России Гимн России Название губернии Государственные праздники Народные праздники |
Высокий уровень-
Имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях. Знает имя и отчество родителей, место их работы и профессию. Знает название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, города, 4-5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные и государственные праздники, игрушки.
Средний уровень-
Имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях. Затрудняется назвать имя и отчество родителей, место их работы, профессию. Знает название города, страны, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки;
Низкий уровень-
Имеет представление о себе, своей семье; с помощью педагога называет имя и отчество родителей, не знает место их работы и профессию. Не имеет представлений о родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях. Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение к истокам национальной культуры народов Саха. Ознакомление с национальным праздником Ысыах.
приобщить детей к культуре и традициям народов Саха, к их материальной и духовной культуре. Расширить кругозор детей....
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры....
проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
ПРОЕКТ: Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игрыАктуальность темы: Приобщение дошкольников в современном общест...
Методическая разработка «Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность»
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающ...
Методическая разработка «Приобщение младших школьников к истокам национальной культуры на уроках литературного чтения»
Методическая разработка«Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность»...
Конспект нод: Приобщение к истокам национальной культуры народов Саха. Ознакомление с национальным праздником Ысыах
Цель нод: Ознакомление детей с якутским национальным праздником "Ысыах".Задачи:· Рассказать детям, когда и как проводится праздник.·...