Методическая разработка: НОД в старшей группе "Фокусник воздух"
методическая разработка (старшая группа)

Потапова Людмила Анатольевна

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе "Фокусник воздух"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh-2.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ д/с № 64 Красносельского района г. Санкт-Петербург

Конспект  занятия в старшей группе «Фокусник воздух»

         Воспитатель: Потапова Людмила Анатольевна

 

2020 г

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

Образовательные: формирование у детей представлений о свойствах воздуха;

- уточнение и расширение словарного запаса детей о свойствах воздуха и ее значении.

Коррекционно-развивающие: развитие диалогической речи у детей;

- развитие общей и мелкой моторики.

Воспитательные: формирование познавательного интереса, активности, любознательности, доброжелательного отношения к окружающей среде, друг к другу.

Материал и оборудование: пакет, пластиковые емкости, салфетки, разносы, краски (гуашь, кисточки, трубочки, альбомный лист)

Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, опыт, продуктивная деятельность детей, подведение итогов, вопросы, индивидуальные ответы детей, игры.

Гипотезы: - воздух постоянно нас окружает;

- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

- воздух легче воды;

- воздух есть внутри предметов;

- воздух есть внутри людей;

- без воздуха не возможна жизнь.

Ход занятия:


-
Дети, отгадайте загадку:

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

Воспитатель:- Что это? ( воздух)

- Правильно, это воздух 

-А что такое воздух? (Воздух- это то, чем мы дышим.)

- Воздух, ребята- это смесь газов, которой мы дышим. Воздухом окружена вся наша планета Земля. Это такой толстый защитный слой, который называется АТМОСФЕРА. За пределами атмосферы в космосе – ничего нет.

 - Какое значение имеет воздух в природе? Кому необходим воздух?. (Людям, животным , растениям)

- Сделайте вдох и задержите дыхание- как долго мы можем обходиться без воздуха?
Без еды человек может жить целый месяц, без воды- несколько дней, а без воздуха только пять минут.

- Сегодня нам предстоит стать исследователями и узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает

Воспитатель: Давайте сделаем глубокий вдох, а затем выдох. Что мы с вами сделали?

Дети: Мы вдохнули и выдохнули воздух

Воспитатель:   Ребята, а вы видите воздух?

Дети: Нет

Воспитатель: Я тоже его не вижу, но знаю, что воздух есть везде вокруг нас. Как вы думаете, как его можно обнаружить?

Опыт 1«Поймай невидимку» (с полиэтиленовым пакетом и фонариком).


Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно скомкать или сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет.
- Возьмите со стола полиэтиленовый пакет и попробуйте поймать воздух. Теперь мы закручиваем его.
  Что произошло с пакетом? (надулся стал похож на воздушный шар )  Что находится в пакете?

 -Пакет полон воздуха

.- Мы его видим? ( нет)
-Какой он? (невидимый бесцветный).
- Воздух занял всё место в пакете

-У меня есть фонарик. Ребята, а если посветить через пакет. Что мы увидим? (Свет проходит через пакет)

 -А теперь давайте проверим, увидим ли мы руку через пакет с воздухом.

-А если мы развяжем его? Что произойдет?

Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.

Воспитатель: Итак, свет проходит через пакет с воздухом,  и мы видели наши руки через пакет, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот мы и узнали первое свойство воздуха – воздух прозрачный, бесцветный.

( Выставляю карточку: (Воздух бесцветный, прозрачный.)

Опыт №2 «Движение воздуха»

Воспитатель: А сейчас, возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.

- Что вы чувствуете?  (Из пакета выходит воздух)

-Молодцы! Вы сделали правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. 

-  Возьмем лист картона. Помашем картоном перед лицом. Что вы чувствуете?

- Мы чувствуем небольшой ветерок, прикосновение, хотя картон до нас не прикасался. Это воздух. И он движется, когда его мы толкаем картоном.

Воспитатель: Ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, когда толкаем воздух картоном,-  то воздух двигается и получается ветерок. На прогулке мы тоже часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, плывут облака, крутится вертушка и тд.). Ветер – это движение воздуха.

(Повесить на доску карточку-символ «Воздух движется».)

Воспитатель: Мы увидели, что воздух есть вокруг нас, интересно, а внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.

Опыт №3. «Воздух внутри нас и внутри предметов ».

Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха
Воспитатель: Как вы думаете, почему воздушные пузырьки выходят на поверхность воды??
Дети: Потому что воздух легкий. Он легче воды.

Воспитатель:
 Молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырей из воды. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

 Воспитатель: А сейчас, давайте поиграем с мыльными пузырями!

- Внутри каждого мыльного пузыря находится воздух, который мы выдыхали. Что бы воздух стал видимым глазу- мы поместили его в мыльную пленку.

Воспитатель: Итак, воздух есть вокруг нас и внутри нас. Может быть, он есть еще где-то? Как вы думаете, воздух есть внутри предметов? Давайте мы это проверим. Вставайте вокруг стола. Я предлагаю вам проверить, есть ли воздух в пустой бутылке. Для этого я опущу пустую бутылку в таз с водой, а вы внимательно понаблюдайте, что будет происходить

- Что происходит? (из бутылки выходят пузырьки).

  -Что же это за пузырьки? (это воздушные пузырьки, это воздух).

- Выходит, что пустая бутылка, вовсе не пустая, в ней воздух.

-Воспитатель: А сейчас посмотрите, я взяла стакан. Как вы думаете, он пустой?  ……          Вот мы сейчас это и проверим.

- Закрепим на дне стакана ватку. Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вынем стакан и посмотрим на ватку. Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод? (в стакане находится воздух)

Воспитатель: Правильно в стакане находится воздух, он не пускает туда воду. Это показывает, что воздух занимает место в стакане.

- А сейчас я наклоню чуть –чуть стакан- что вы видите? Из стакана вышел воздух и вода заняла его место в стакане.
Какой можно сделать вывод?  Итак, если воздух есть вокруг нас, внутри нас и внутри предметов, то какой мы сделаем вывод?
(Воздух есть везде).   

 Воспитатель: -Когда мы поместили воздух в пакеты, форму чего приобрел воздух?

(Воздух приобрел форму пакета). 

А если я помещу воздух в шарик, форму чего приобретет воздух?

(Воздух приобретет форму шарика).

  А когда воздух находился внутри бутылки и стакана – он приобретал форму этих предметов

 Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в котором он находится, значит воздух не имеет формы. 

(Карточка-символ «Воздух не имеет формы».)

Физминутка:

Дует ветер с высоты
Гнутся травы и кусты
Влево-вправо, влево- вправо,
Клонятся цветы и травы
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте
Выше, веселей, вот так!
Переходим все на шаг.
Вот и кончилась игра-
Заниматься всем пора.

Опыт 5. «Чем пахнет воздух?»

Воспитатель: Как можно почувствовать запах воздуха?

Дети: Понюхать.
Воспитатель: Закройте глаза. Когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет (стаканы с продуктами: апельсин, чеснок, лимон; пустой стакан). 

Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но он переносит их. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, что нам приготовили. Или мы можем услышать запах духов или др. пахучих веществ.

Вывод: У чистого воздуха нет запаха, но воздух легко может присваивать запахи разных веществ.

(Карточка-символ «Воздух не имеет запаха».)

Опыт 6. «Можем ли мы услышать воздух?»

Воспитатель: На самом деле, звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед.

Если я возьму свистульку и подую в нее. Что же происходит?

Дети: Мы слышим звук – воздух выходит из свистульки.

Воспитатель: Так же мы можем услышать воздух и другим способом (воздух, издаваемый из резиновой игрушки, музыкально – духовые инструменты).

Вывод: звук возникает при быстром движении воздуха.

Воспитатель: А еще, ребята, с помощью воздуха можно рисовать! Хотите попробовать? (на столах палитры с разведенной гуашью). Возьмите каплю гуаши и поместите ее на лист бумаги, а теперь дуйте на нее в трубочку, создавая салют. Такой способ нетрадиционной техники рисования называется - кляксография. 

-Какие красивые картины у нас получились. Давайте ими мы с вами украсим нашу группу!

Воспитатель: А теперь давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. У вас на столах два кружка: красный и зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны – зеленый, если не согласны – красный.

1. Воздух окружает нас со всех сторон.

2. воздухом дышат люди и животные.

3. Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

4. Человек может жить без воздуха.

5. Воздух – это вещество, не имеющее цвета.

6. Воздух тяжелее воды.

7. Воздух можно почувствовать.

8. Воздух можно услышать.

9. Воздух имеет свою форму.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали, узнали много нового. На сегодня наши исследования закончены.

Воздух- это-то, чем дышим.

Через воздух звук мы слышим.

В воздух, в небо и в полёт

Улетает самолёт.

Птица в воздухе летает.

Разным воздух наш бывает,

Воздух может быть прозрачным,

Пахнуть может дымом дачным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия "Урок на свежем воздухе"

Методическая разработка занятиятема: "Урок на свежем воздухе"...

Методическая разработка «Физкультурно-экологический праздник «СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ, СПОРТ, ВОДА – НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ!» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Методическая разработка «ФИЗКУЛЬТУРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК «СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ, СПОРТ, ВОДА – НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ!» Летний оздоровительный  период...

Методическая разработка "Подвижные игры на свежем воздухе в зимний период для родителей с детьми"

Главная задача каждой семьи – вырастить здорового, закалённого, жизнерадостного, сильного и ловкого ребёнка. Для этого необходимо воспитывать у малыша потребность ежедневно выполнять утрен...

методическая разработка "Широкая масленица" праздник на воздухе

Масленица-замечательный, светлый и радостный праздник проводов зимы и встречи весны. Это исконно русский народный праздник-весёлый, шумный, озорной, интересный и очень вкусный! перед праздничным гулян...

Методическая разработка по познавательному развитию «Секретный воздух»

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию   «Секретный воздух»...

КОНСПЕКТ НОД МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "НЕВЕДИМКА - ВОЗДУХ"

КОНСПЕКТ НОД МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "НЕВЕДИМКА - ВОЗДУХ"...

Методическая разработка для детей старшей группы «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ВОЗДУХ»

Цель: расширение знаний детей о свойствах воздухаЗадачи:Образовательные:1. Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах;2. Учить самостоятельно делать выводы в процессе экспериментиро...