Методическая разработка: НОД в старшей группе "Фокусник воздух"
методическая разработка (старшая группа)
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе "Фокусник воздух"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh-2.docx | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ д/с № 64 Красносельского района г. Санкт-Петербург
Конспект занятия в старшей группе «Фокусник воздух»
Воспитатель: Потапова Людмила Анатольевна
2020 г
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Образовательные: формирование у детей представлений о свойствах воздуха;
- уточнение и расширение словарного запаса детей о свойствах воздуха и ее значении.
Коррекционно-развивающие: развитие диалогической речи у детей;
- развитие общей и мелкой моторики.
Воспитательные: формирование познавательного интереса, активности, любознательности, доброжелательного отношения к окружающей среде, друг к другу.
Материал и оборудование: пакет, пластиковые емкости, салфетки, разносы, краски (гуашь, кисточки, трубочки, альбомный лист)
Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, опыт, продуктивная деятельность детей, подведение итогов, вопросы, индивидуальные ответы детей, игры.
Гипотезы: - воздух постоянно нас окружает;
- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- воздух легче воды;
- воздух есть внутри предметов;
- воздух есть внутри людей;
- без воздуха не возможна жизнь.
Ход занятия:
- Дети, отгадайте загадку:
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
Воспитатель:- Что это? ( воздух)
- Правильно, это воздух
-А что такое воздух? (Воздух- это то, чем мы дышим.)
- Воздух, ребята- это смесь газов, которой мы дышим. Воздухом окружена вся наша планета Земля. Это такой толстый защитный слой, который называется АТМОСФЕРА. За пределами атмосферы в космосе – ничего нет.
- Какое значение имеет воздух в природе? Кому необходим воздух?. (Людям, животным , растениям)
- Сделайте вдох и задержите дыхание- как долго мы можем обходиться без воздуха?
Без еды человек может жить целый месяц, без воды- несколько дней, а без воздуха только пять минут.
- Сегодня нам предстоит стать исследователями и узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает
Воспитатель: Давайте сделаем глубокий вдох, а затем выдох. Что мы с вами сделали?
Дети: Мы вдохнули и выдохнули воздух
Воспитатель: Ребята, а вы видите воздух?
Дети: Нет
Воспитатель: Я тоже его не вижу, но знаю, что воздух есть везде вокруг нас. Как вы думаете, как его можно обнаружить?
Опыт 1. «Поймай невидимку» (с полиэтиленовым пакетом и фонариком).
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно скомкать или сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет.
- Возьмите со стола полиэтиленовый пакет и попробуйте поймать воздух. Теперь мы закручиваем его. Что произошло с пакетом? (надулся стал похож на воздушный шар ) Что находится в пакете?
-Пакет полон воздуха
.- Мы его видим? ( нет)
-Какой он? (невидимый бесцветный).
- Воздух занял всё место в пакете
-У меня есть фонарик. Ребята, а если посветить через пакет. Что мы увидим? (Свет проходит через пакет)
-А теперь давайте проверим, увидим ли мы руку через пакет с воздухом.
-А если мы развяжем его? Что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.
Воспитатель: Итак, свет проходит через пакет с воздухом, и мы видели наши руки через пакет, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот мы и узнали первое свойство воздуха – воздух прозрачный, бесцветный.
( Выставляю карточку: (Воздух бесцветный, прозрачный.)
Опыт №2 «Движение воздуха»
Воспитатель: А сейчас, возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.
- Что вы чувствуете? (Из пакета выходит воздух)
-Молодцы! Вы сделали правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
- Возьмем лист картона. Помашем картоном перед лицом. Что вы чувствуете?
- Мы чувствуем небольшой ветерок, прикосновение, хотя картон до нас не прикасался. Это воздух. И он движется, когда его мы толкаем картоном.
Воспитатель: Ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, когда толкаем воздух картоном,- то воздух двигается и получается ветерок. На прогулке мы тоже часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, плывут облака, крутится вертушка и тд.). Ветер – это движение воздуха.
(Повесить на доску карточку-символ «Воздух движется».)
Воспитатель: Мы увидели, что воздух есть вокруг нас, интересно, а внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.
Опыт №3. «Воздух внутри нас и внутри предметов ».
Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха
Воспитатель: Как вы думаете, почему воздушные пузырьки выходят на поверхность воды??
Дети: Потому что воздух легкий. Он легче воды.
Воспитатель: Молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырей из воды. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Воспитатель: А сейчас, давайте поиграем с мыльными пузырями!
- Внутри каждого мыльного пузыря находится воздух, который мы выдыхали. Что бы воздух стал видимым глазу- мы поместили его в мыльную пленку.
Воспитатель: Итак, воздух есть вокруг нас и внутри нас. Может быть, он есть еще где-то? Как вы думаете, воздух есть внутри предметов? Давайте мы это проверим. Вставайте вокруг стола. Я предлагаю вам проверить, есть ли воздух в пустой бутылке. Для этого я опущу пустую бутылку в таз с водой, а вы внимательно понаблюдайте, что будет происходить
- Что происходит? (из бутылки выходят пузырьки).
-Что же это за пузырьки? (это воздушные пузырьки, это воздух).
- Выходит, что пустая бутылка, вовсе не пустая, в ней воздух.
-Воспитатель: А сейчас посмотрите, я взяла стакан. Как вы думаете, он пустой? …… Вот мы сейчас это и проверим.
- Закрепим на дне стакана ватку. Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вынем стакан и посмотрим на ватку. Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод? (в стакане находится воздух)
Воспитатель: Правильно в стакане находится воздух, он не пускает туда воду. Это показывает, что воздух занимает место в стакане.
- А сейчас я наклоню чуть –чуть стакан- что вы видите? Из стакана вышел воздух и вода заняла его место в стакане.
Какой можно сделать вывод? Итак, если воздух есть вокруг нас, внутри нас и внутри предметов, то какой мы сделаем вывод? (Воздух есть везде).
Воспитатель: -Когда мы поместили воздух в пакеты, форму чего приобрел воздух?
(Воздух приобрел форму пакета).
А если я помещу воздух в шарик, форму чего приобретет воздух?
(Воздух приобретет форму шарика).
А когда воздух находился внутри бутылки и стакана – он приобретал форму этих предметов
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в котором он находится, значит воздух не имеет формы.
(Карточка-символ «Воздух не имеет формы».)
Физминутка:
Дует ветер с высоты
Гнутся травы и кусты
Влево-вправо, влево- вправо,
Клонятся цветы и травы
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте
Выше, веселей, вот так!
Переходим все на шаг.
Вот и кончилась игра-
Заниматься всем пора.
Опыт 5. «Чем пахнет воздух?»
Воспитатель: Как можно почувствовать запах воздуха?
Дети: Понюхать.
Воспитатель: Закройте глаза. Когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет (стаканы с продуктами: апельсин, чеснок, лимон; пустой стакан).
Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но он переносит их. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, что нам приготовили. Или мы можем услышать запах духов или др. пахучих веществ.
Вывод: У чистого воздуха нет запаха, но воздух легко может присваивать запахи разных веществ.
(Карточка-символ «Воздух не имеет запаха».)
Опыт 6. «Можем ли мы услышать воздух?»
Воспитатель: На самом деле, звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед.
Если я возьму свистульку и подую в нее. Что же происходит?
Дети: Мы слышим звук – воздух выходит из свистульки.
Воспитатель: Так же мы можем услышать воздух и другим способом (воздух, издаваемый из резиновой игрушки, музыкально – духовые инструменты).
Вывод: звук возникает при быстром движении воздуха.
Воспитатель: А еще, ребята, с помощью воздуха можно рисовать! Хотите попробовать? (на столах палитры с разведенной гуашью). Возьмите каплю гуаши и поместите ее на лист бумаги, а теперь дуйте на нее в трубочку, создавая салют. Такой способ нетрадиционной техники рисования называется - кляксография.
-Какие красивые картины у нас получились. Давайте ими мы с вами украсим нашу группу!
Воспитатель: А теперь давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. У вас на столах два кружка: красный и зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны – зеленый, если не согласны – красный.
1. Воздух окружает нас со всех сторон.
2. воздухом дышат люди и животные.
3. Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
4. Человек может жить без воздуха.
5. Воздух – это вещество, не имеющее цвета.
6. Воздух тяжелее воды.
7. Воздух можно почувствовать.
8. Воздух можно услышать.
9. Воздух имеет свою форму.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали, узнали много нового. На сегодня наши исследования закончены.
Воздух- это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полёт
Улетает самолёт.
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия "Урок на свежем воздухе"
Методическая разработка занятиятема: "Урок на свежем воздухе"...
Методическая разработка «Физкультурно-экологический праздник «СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ, СПОРТ, ВОДА – НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ!» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Методическая разработка «ФИЗКУЛЬТУРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК «СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ, СПОРТ, ВОДА – НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ!» Летний оздоровительный период...
Методическая разработка "Подвижные игры на свежем воздухе в зимний период для родителей с детьми"
Главная задача каждой семьи – вырастить здорового, закалённого, жизнерадостного, сильного и ловкого ребёнка. Для этого необходимо воспитывать у малыша потребность ежедневно выполнять утрен...
методическая разработка "Широкая масленица" праздник на воздухе
Масленица-замечательный, светлый и радостный праздник проводов зимы и встречи весны. Это исконно русский народный праздник-весёлый, шумный, озорной, интересный и очень вкусный! перед праздничным гулян...
Методическая разработка по познавательному развитию «Секретный воздух»
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию «Секретный воздух»...
КОНСПЕКТ НОД МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "НЕВЕДИМКА - ВОЗДУХ"
КОНСПЕКТ НОД МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "НЕВЕДИМКА - ВОЗДУХ"...
Методическая разработка для детей старшей группы «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ВОЗДУХ»
Цель: расширение знаний детей о свойствах воздухаЗадачи:Образовательные:1. Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах;2. Учить самостоятельно делать выводы в процессе экспериментиро...