Методическая разработка по познавательному развитию «Секретный воздух»
методическая разработка (старшая группа)

Воробьева Ольга Алексеевна

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию   «Секретный воздух»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Старооскольского городского округа Белгородской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 42 «Малинка» Старооскольского городского округа

Конспект организованной образовательной деятельности

в старшей группе по познавательному развитию

 «Секретный воздух»

Подготовила: воспитатель группы № 9

Воробьева О.А.

г. Старый Оскол, 2021 год

Цель: создать условия для развития познавательных способностей детей в процессе экспериментирования.

Образовательные задачи:

  • расширять представления о свойствах и роли воздуха в окружающем мире.

Развивающие задачи:

  • развивать мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • развивать собственный познавательный опыт, умение сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

  • воспитывать любознательность, эмоциональную отзывчивость, готовность к совместной деятельности;
  • воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Образовательные области:

  • приоритетная: познавательное развитие;
  • в интеграции: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие,
  • виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно  исследовательская, двигательная.

Оборудование: тазик с водой, воздушный шар, веера, стаканы прозрачные, стаканчики с водой и соломинка на каждого ребёнка, клеёнка, игрушка Винни-Пух.

Планируемые результаты: сформировать представления о свойствах и роли воздуха в окружающем мире и умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, а также умение сравнивать, обобщать и делать выводы, используя собственный познавательный опыт, и самостоятельно уметь договариваться, помогать друг другу.

Ход проведения мероприятия

Этапы занятия

Содержание

Организационный момент (приветствие, пробуждение интереса детей посредством создания проблемной ситуации)

Дети заходят в группу.

Звучит музыка из мультфильма «Винни - Пух и все, все, все».

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, кажется, к нам кто-то стучит. Давайте посмотрим. Выглядывает за дверь и вносит персонажа – Винни-пуха, который держит в руке воздушный шарик.

(воспитатель говорит голосом Винни-Пуха) – Здравствуйте!

Винни: Я летел на своем воздушном шарике к своему другу Пятачку, но налетел сильный ветер и шарик принес меня к вам.

Воспитатель: - Ребята, а почему шарик называется воздушным?

Дети:

Воспитатель: внутри надутого шарика есть воздух, поэтому он и называется воздушный.

Винни-Пух: А что такое воздух? И есть ли он вообще? Если он существует, то это надо доказать.

Воспитатель: - Ребята вам интересно узнавать, что такое воздух и есть ли он?

Мотивационно-ориентировочный

(участие детей в рассмотрении проблемы, создание педагогом мотивационной основы, опора на личностные мотивы детей)

Воспитатель: Тогда я вас приглашаю совершить путешествие в лабораторию опытов и экспериментов, где мы с вами откроем секреты воздуха, поможем Винни-Пуху поверить в то, что воздух есть.

Воспитатель: Но прежде чем войти в лабораторию нам нужно отгадать загадки: 

Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. (Воздух)

Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем. (Воздух)

Окружает нас всегда,

Мы им дышим без труда.

Он без запаха, без цвета.

Угадайте, что же это? (Воздух)

А кто мне скажет, что это такое лаборатория?

Дети: в лаборатории проводят опыты и эксперименты.

Воспитатель: - Сегодня мы с вами тоже научимся проводить опыты и эксперименты.

Поисковый

(постановка проблемных вопросов, активизация мышления, организация монологических и диалогических форм общения)

Воспитатель: Но прежде, чем приступим к проведению опытов, давайте вдохнём глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули?

Дети: воздух, он необходим нам для жизни.

Воспитатель: - А кто еще дышит воздухом?

Дети: животные и растения.

Воспитатель: - Давайте посмотрим вокруг, налево, направо, вверх, вниз. Вы видите воздух? (При этом Винни вместе с воспитателем делает то, что делают дети)

-Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы поиграем.

Игра «Поймай воздух ладонями»

Воспитатель: ну что ребята получилось поймать воздух?

Дети: нет.

Воспитатель: значит воздух невидимый.

Практический

(решение поставленных познавательных, творческих, игровых задач, чередование коллективных, подгрупповых и индивидуальных форм работы, видов детской деятельности посредством применения арт-технологий)

Опыт №1

Воспитатель: - Я помогу вам поймать воздух. Чтобы воздух увидеть его нужно поймать.

Винни вместе с детьми подходит к столу с полиэтиленовыми пакетами.

- Возьмите полиэтиленовый пакет. Давайте его сомнём. Посмотрите он легко мнётся, почему?

Дети: Потому что он пустой.

Воспитатель: - Берите пакет, раскрывайте его, теперь набираем в пакет воздух и закручиваем его, пакет полон воздуха.

Воспитатель: - Воздух занял место в пакете, но мы его не видим. Воздух прозрачный. А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите свою руку?

Дети: Видим.

Воспитатель: Если мы видим свою руку, значит воздух какой?

Дети: прозрачный.

Опыт №2 с веером

-А теперь давайте с вами обнаружим воздух в группе. Возьмите веер и помашите им перед своим лицом, затем друг на друга.

-Что вы чувствуете?

Дети: холодный ветерок.

Воспитатель: значит, воздух может двигаться, а хороший друг воздуха ветер. Ветер - это движение воздуха. Воздух, можно ощутить и с ним можно играть.

Динамическая пауза

Игра «Парашютист»

Дружно все мы стали в круг

Будем делать парашют

Друг за другом мы идем

Парашют в руках несем

Руку все мы поднимаем

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют,

Легким воздухом надут.

Дети берутся за края пленки и делают парашют. (Дети выполняют двигательные движения, указанные в тексте.)

Опыт № 3 со стаканом и водой

-Винни берет в руки стакан.

Воспитатель: - Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь? (Показывает стакан по очереди всем детям, выслушивает ответы, но не оценивает их)

-Винни загадочно улыбается. Говорите, нет ничего в моем стакане? А вот мы сейчас проверим.

-Возьмите каждый свой стакан и переверните его вверх дном и медленно опускайте в воду. Но стакан следует держать точно вертикально. Попадает ли вода в стакан?

Дети: нет, не попадает.

Винни: почему не попадает?

Дети: Потому, что в стакане воздух.

Воспитатель: - Да, ребята, в стакане есть воздух, он не пускает воду в стакан.

Ребята, а теперь повторим опыт: опустим стакан в воду и немножко его наклоним. Что увидели?

Дети: пузырьки.

Воспитатель: Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Значит, воздух тоже может занимать место.

Опыт № 4 воздух внутри нас

Вини: - Однажды Заяц на дне рождения угостил меня вкусным соком и дал трубочку-соломинку. Я, конечно, не только пил, но и пускал пузырьки. Вот здорово было!

Воспитатель: Ребята, а воздух есть и внутри нас. А вы хотите увидеть воздух? Берёт стакан с водой и опускает в него соломку.

Винни: Давайте, дуйте в соломинку. У вас такое получится! Буря в стакане воды.

Воспитатель: Винни, это выходит воздух, который есть у нас внутри. Мы дуем в трубочку, и он выходит.

Рефлексивно-оценочный

(соотношение полученных итогов с выделенными в ходе мотивационно-ориентировочного этапа целями и планом работы на занятии)

Подведения итогов деятельности, поощрение детей.

- Где мы побывали? Чему мы научились? Что вам больше всего понравилось, что запомнили?

Мы молодцы! Винни вручает подарки (веера).

Воздух невидимый, прозрачный, может двигаться его можно ощутить, воздух занимает место, воздух внутри нас


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста

КОНСПЕКТИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ  ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ВЕТЕР, ВЕТЕР, ТЫ МОГУЧ…»...

Методическая разработка по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста через организацию экспериментальной деятельности

Содержанием разработки является  тематический план , разработанный в логике интегративного подхода, решения образовательных задач через организацию разных видов деятельности, с учетом времени год...

Методическая разработка по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» («Умные опыты»)

Задачи:Образовательные:- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а та...