Технологическая карта (конструкт) путешествие с элементами театрализованной деятельности «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех друзей приглашу»
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: систематизация знания детей о традициях и быте русского народа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта (конструкт) путешествие с элементами театрализованной деятельности
«В тереме расписном я живу.
К себе в избу всех друзей приглашу»
Тема: «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех друзей приглашу».
Возрастная группа: 6 года жизни.
Форма совместной деятельности: путешествие с элементами театрализованной деятельности
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Средства:
- наглядные – презентация, старинная утварь, ;
- литературные - загадки, пословицы о весне;
- музыкальные - нарезка музыкальных произведений;
- оборудование – доски, противень, тесто.
Цель: систематизация знания детей о традициях и быте русского народа.
Задачи:
Образовательные задачи:
∙ обобщить знания, расширить кругозор детей об укладе и быте русского народа в старину;
∙ познакомить с традиционным видом архитектуры Урала – деревянным зодчеством; с традиционными элементами избы – сруба, изба
активизировать словарь детей названиями предметов быта: самовар, ухват, кочерга, печь, прялка, веретено;
Развивающие задачи:
∙ развивать умение понимать пословицы и поговорки со скрытым и явным смыслом;
∙ развивать интерес к прошлому;
∙ развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные задачи:
∙ воспитывать патриотические чувства, желание гордиться историей русского народа, трудом жителей родного края;
∙ воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение трудиться сообща.
Предварительная работа: Рассматривание русских национальных костюмов, предметов быта; разучивание частушек, пословиц о русской избе, русских народных песен; беседы о народных обычаях, чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью», «Илья Муромец»
Зал украшен под интерьер русской избы.
Ход ННОД:
Звучит русская народная мелодия. В музыкальный зал закатывается клубок, за ним в сопровождении музыкального работника входят дети в русских народных костюмах, приветствуют присутствующих в зале.
Муз. работник: Ребята, посмотрите, клубочек нас привел к дому. К дому необычному, старинному. Как в старину дома называли? – избами.
Появляется Настенька в русском народном костюме, здоровается с детьми
Настенька: Не про мою избу ли речь ведете?
- Ах! В тереме расписном я живу,
К себе в избу всех гостей приглашу! (обращается к детям)
Здравствуйте, гости дорогие!
Русь деревянная - края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
Настенька приглашает детей пройти в избу
Вот мы с вами и в русской избе. Дом, построенный из деревянных бревен, называли – изба.
В народе говорили, что избу не строили, а «рубили», делали «сруб». Потому, что основным инструментом плотника был топор. Топором рубили в лесу деревья, топором же обтесывали с бревен кору. Им же вырубали в бревнах углубления для более плотного их прилегания друг к другу. Из обработанных таким образом бревен складывали стены дома -«сруб». Между бревнами укладывали мох для утепления. Есть такая пословица: хорошая работа два года живёт. И действительно дома строили раньше очень долго, несколько десятков лет.
А какие русские народные пословицы или поговорки вы знаете?
Предполагаемые ответы детей:
- «Домом жить – не лукошко шить»
- «Хозяюшка в дому, что оладушек в меду»
- «Домом жить – обо всем тужить»
- «Что есть в печи – на стол мечи» (Предложение или просьба гостеприимного хозяина к хозяйке дома угостить гостей)
- «Много гостей – Много новостей»
Рассказ воспитателя о быте семьи в старину, рассматривание утвари.
В ходе рассказа дети обряжаются в членов семьи и принимают на себя роль.
Настенька: Изба была одноэтажной.
Избу освещала горящая лучина. (показывает лучинку).
В пять часов вечера уже гасили огни и ложились спать, а рано утром уже начиналась работа. Люди в старину любили украшать свои дома. Мебель у всех была деревянная, совсем простая, вдоль стен избы стояли лавки, такие широкие, что на них можно было свободно спать. Столы были покрывались скатертью. Вместо шкафов стояли сундуки для хранения одежды. В таком доме жили большими семьями в несколько поколений.
Самое почетное место отводилось самому главному члену семьи - хозяину дома – отцу.
Ребёнок, исполняющий роль отца: хожу на охоту, добываю рыбу для семьи, пашню сею, сено кошу.
Настенька: а рядом сидела матушка хозяина семьи-бабушка, она много сказок знала, и песен разных (матушка поёт колыбельную). Все к ней за советом обращались, а она вязала разные вещи для внучат (девочка-бабушка вяжет носок)
Есть и хозяйка в большом доме - это жена хозяина, Дарья Петровна, как вы думаете, чем может она заниматься? (ответы детей: еду готовит, вяжет, пол моет, за хозяйством следит).
Ребёнок, исполняющий роль матери: Очень рано встаю, до восхода солнца, надо и печь растопить, завтрак всей семье приготовить, всех накормить, корову успеть подоить, а еще успеваю шить, вышивать, ткать. Вот, половики, которые на полу лежат—это тоже моя работа.
Настенька: А у хозяюшки помощницы есть, дочки Дарьюшка-красавица, Алёнушка-рукодельница да помощница.
Дарюшка: во всем матушке помогаю по дому, и шить и вышивать умею и все у меня красиво получается!
Аленушка: и телёнка покормить, и поросенка, и курам пшена насыпать всё могу.
Настенька: Есть у девочек свои любимые куколки, Дарья Петровна своими руками их сделала, без иголки. Считалось, что эти куколки оберегали девочек, считались оберегом. Играли с куклой аккуратно, берегли ее. (берет из сундука предлагает поиграть )
Настенька: А у девочек еще брат старший есть Нестр зовут.
Нестр: Отцу я главный помощник, по хозяйству помогаю, где доску прибить, где подкову для лошади сковать.
Настенька: Что ещё делает старший брат? (Ответы детей: косит, и пашет, сеять отцу помогает). В старину говорили, семья без детей - не семья, верно говорили! А у нас большая семья получилась? Сядут они за стол, и давай чаепитие устраивать, с баранками да сушками, с пряниками да с конфетами да самоваром блестящим.
Хозяйка поднималась рано, ещё до восхода солнца, чтобы квашню поставить, а потом тесто замесить, хлеб испечь. Семья встанет, а каравай уже на столе румяный, с хрустящей корочкой. С глубокой древности хлеб любим и почитаем. К хлебу в старину бережно относились. В народе говорится: хлеб на стол и стол престол, а хлеба ни куска и стол доска. Пословицы о хлебе передаются из уст в уста: Хлеб - всему голова.
Вот у нас и тесто подоспело! Сейчас крендельков да калачей напечем. Когда в доме тесто – шуметь нельзя – не поднимется или в печи осядет – это народная примета.
Настенька предлагает детям состряпать крендельки и поставить их в печь.
В старину русская печь всегда стояла в центре дома и заменяла кровати целому семейству. Печь имела заслонку, лежанку, а ухват помогал вынимать чугунок с ароматной кашей из печи. (слайды)
Ребенок:
Ой, ты печка- сударыня
Помоги нам, боярыня:
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Помоги и спаси,
В дом богатство принеси.
В.Настенька: А какие русские народные сказки вам знакомы, где упоминается русская печь. ( ответы детей: Емеля, разъезжающий на печке; Баба Яга грела свои косточки на печи; «Гуси - лебеди»; А Илья Муромец вообще 33 года на печи пролежал.)
На Руси не только умели хорошо работать, но и веселиться умели.
А о каком предмете я сейчас вам загадаю загадку, отгадаете?
«Всех кормлю с охотою, а сама безротая» (ложка)
Дети отгадывают загадку.
- Ложки мастера изготавливали из осины, березы и клена. Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматней и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься.
- А ведь еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом.
Настенька предлагает детям взять деревянные ложки и поиграть на них. (Игра на деревянных ложках «Ах, вы, сени мои сени»)
- Но не только на Руси плясали и пели, но и играли в русские народные игры. Предлагаю и вам поиграть и вам!
Игра «Ручеек»
(После игры дети садятся на лавку)
-Я иду, иду, иду, крендельки в руках несу, прибауточки пою! Чай пить – не дрова рубить!
(Из печи достаются готовые крендельки, выкладываются деревянной ложкой на поднос, включается русская народная музыка, дети угощают гостей и садятся отведать свою выпечку).
-Делу время, потехе час! Предлагаю погулять сейчас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу."
Воспитание любви и уважения к истории народной культуры, обогащение словарного запаса детей....
Занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа в подготовительной группе. Тема : « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»
Программное содержание: Дать детям знание о дереве, как традиционном материале русских построек и предметов обихода. Уточнить знания детей о русском гостеприимстве. Приобщить детей к устному народному...
« В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»
« В тереме расписном я живу.К себе в избу всех гостей приглашу»Программное содержание1. Продолжать формировать представления об облике русской деревни.2. Углубить представление детей о русской и...
В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу.
занятие-развлечение для детей подготовительной группы....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»
Ознакомление детей, почему Русь называют деревянной. В игровой форме ознакомление дошкольников с русским народным бытом и предметами крестьянского труда....
Конспект образовательной деятельности по развитию речи детей в старшей группе: "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…".
Конспект образовательной деятельности по развитию речи детей в старшей группе: "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…".(Знакомство с пословицами, по...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу» в группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет.
Расширить представления детей о русской народной культуре. Сформировать первичные представления детей о русском быте, утвари русской семьи, тряпичной кукле....