Технологическая карта (конструкт) путешествие с элементами театрализованной деятельности «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех друзей приглашу»
план-конспект занятия (старшая группа)

Градковская Клавдия Игоревна

Цель: систематизация знания детей о традициях и быте русского народа.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта (конструкт) путешествие с элементами театрализованной деятельности

«В тереме расписном я живу.

К себе в избу всех друзей приглашу»

Тема: «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех друзей приглашу».

Возрастная группа: 6 года жизни.

Форма совместной деятельности: путешествие с элементами театрализованной деятельности

Форма организации: групповая, индивидуальная.

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Средства:

  • наглядные – презентация, старинная утварь, ;
  • литературные - загадки, пословицы о весне;
  • музыкальные - нарезка музыкальных произведений;
  • оборудование – доски, противень, тесто.

Цель: систематизация знания детей о традициях и быте русского народа.

Задачи:

Образовательные задачи:

 обобщить знания, расширить кругозор детей об укладе и быте русского народа в старину;

 познакомить с традиционным видом архитектуры Урала – деревянным зодчеством; с традиционными элементами избы – сруба, изба 

    активизировать словарь детей названиями предметов быта: самовар, ухват, кочерга, печь, прялка, веретено;

 Развивающие задачи:

 развивать умение понимать пословицы и поговорки со скрытым и явным смыслом;

 развивать интерес к прошлому;

 развивать мелкую моторику пальцев рук.

 Воспитательные задачи:

 воспитывать патриотические чувства, желание гордиться историей русского народа, трудом жителей родного края;

 воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение трудиться сообща.

        Предварительная работа: Рассматривание русских национальных костюмов, предметов быта; разучивание частушек, пословиц о русской избе, русских народных песен; беседы о народных обычаях, чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью», «Илья Муромец»

        Зал украшен под интерьер русской избы.

Ход ННОД:

Звучит русская народная мелодия. В музыкальный зал закатывается клубок, за ним в сопровождении музыкального работника входят дети в русских народных костюмах, приветствуют присутствующих в зале.

Муз. работник: Ребята, посмотрите, клубочек нас привел к дому. К дому необычному, старинному. Как в старину дома называли? – избами.

Появляется Настенька в русском народном костюме, здоровается с детьми

Настенька: Не про мою избу ли речь ведете?

- Ах! В тереме расписном я живу,

К себе в избу всех гостей приглашу! (обращается к детям)

Здравствуйте, гости дорогие!

Русь деревянная - края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Настенька приглашает детей пройти в избу

Вот мы с вами и в русской избе. Дом, построенный из деревянных бревен, называли – изба.

В народе говорили, что избу не строили, а «рубили», делали  «сруб». Потому, что основным инструментом плотника был топор. Топором рубили в лесу деревья, топором же обтесывали с бревен кору. Им же вырубали в бревнах углубления для более плотного их прилегания друг к другу. Из обработанных таким образом бревен складывали стены дома -«сруб». Между бревнами укладывали мох для утепления. Есть такая пословица: хорошая работа два года живёт. И действительно дома строили раньше очень долго, несколько десятков лет.

А какие русские народные пословицы или поговорки вы знаете?

Предполагаемые ответы детей:

- «Домом жить – не лукошко шить»

- «Хозяюшка в дому, что оладушек в меду» 

- «Домом жить – обо всем тужить»

- «Что есть в печи – на стол мечи» (Предложение или просьба гостеприимного хозяина к хозяйке дома угостить гостей)

- «Много гостей – Много новостей»

Рассказ воспитателя о быте семьи в старину, рассматривание утвари.

В  ходе рассказа дети обряжаются в членов семьи и принимают на себя роль.

Настенька: Изба была одноэтажной.

Избу освещала горящая лучина. (показывает лучинку).

В пять часов вечера уже гасили огни и ложились спать, а рано утром уже начиналась  работа. Люди в старину любили украшать свои дома. Мебель у всех была деревянная,  совсем простая, вдоль стен избы стояли лавки, такие широкие, что на них можно было свободно спать. Столы были  покрывались скатертью. Вместо шкафов стояли сундуки для хранения одежды. В таком доме жили большими семьями в несколько поколений.

Самое почетное место отводилось самому главному члену семьи - хозяину дома – отцу.

Ребёнок, исполняющий роль отца: хожу на охоту, добываю рыбу для семьи, пашню сею, сено кошу.  

Настенька: а рядом сидела матушка хозяина семьи-бабушка, она много сказок знала, и песен разных (матушка поёт колыбельную). Все к ней за советом обращались, а она вязала разные вещи для внучат (девочка-бабушка вяжет носок)

             Есть и хозяйка в большом доме - это жена хозяина, Дарья Петровна, как вы думаете, чем может она заниматься? (ответы детей: еду готовит, вяжет, пол моет, за хозяйством следит).

Ребёнок, исполняющий роль матери: Очень рано встаю, до восхода солнца, надо и печь растопить, завтрак всей семье приготовить, всех накормить, корову успеть подоить, а еще  успеваю шить, вышивать, ткать. Вот, половики, которые на полу лежат—это тоже моя  работа. 

Настенька: А у хозяюшки помощницы есть, дочки Дарьюшка-красавица, Алёнушка-рукодельница да помощница.

Дарюшка: во всем матушке помогаю по дому, и шить и вышивать умею  и все у меня красиво получается!

Аленушка: и телёнка покормить, и поросенка, и курам пшена насыпать всё могу.

Настенька: Есть у девочек  свои любимые куколки, Дарья Петровна своими руками их сделала, без иголки. Считалось, что эти куколки оберегали  девочек, считались оберегом. Играли с куклой аккуратно, берегли ее. (берет из сундука предлагает поиграть )

Настенька: А у девочек  еще брат старший есть Нестр зовут.

Нестр: Отцу я главный помощник, по хозяйству помогаю, где доску прибить, где подкову для лошади сковать.

Настенька: Что ещё  делает старший брат? (Ответы детей: косит, и пашет, сеять отцу  помогает). В старину говорили, семья без детей - не семья, верно говорили! А у нас большая семья  получилась? Сядут они за стол, и давай чаепитие устраивать, с баранками да сушками, с пряниками да с конфетами да самоваром блестящим.

Хозяйка поднималась рано, ещё до восхода солнца, чтобы квашню поставить, а потом тесто замесить, хлеб испечь. Семья встанет, а каравай уже на столе румяный, с хрустящей корочкой. С глубокой древности хлеб любим и почитаем. К хлебу в старину бережно относились. В народе говорится: хлеб на стол и стол престол, а хлеба ни куска и стол доска. Пословицы о хлебе передаются из уст в уста: Хлеб - всему голова.

Вот у нас и тесто подоспело! Сейчас крендельков да калачей напечем. Когда в доме тесто – шуметь нельзя – не поднимется или в печи осядет – это народная примета.

Настенька предлагает детям состряпать крендельки и поставить их в печь.

В старину русская печь всегда стояла в центре дома и заменяла кровати целому семейству. Печь имела заслонку, лежанку, а ухват помогал вынимать чугунок с ароматной кашей  из печи. (слайды)

Ребенок:

Ой, ты печка- сударыня

Помоги нам, боярыня:

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Помоги и спаси,

В дом богатство принеси.

В.Настенька: А какие русские народные сказки вам знакомы, где упоминается русская печь. ( ответы детей: Емеля, разъезжающий на печке; Баба Яга грела свои косточки на печи; «Гуси - лебеди»; А Илья Муромец вообще 33 года на печи пролежал.)

На Руси не только умели хорошо работать, но и веселиться умели.

А о каком предмете я сейчас вам загадаю загадку, отгадаете?

«Всех кормлю с охотою, а сама безротая»      (ложка)

Дети отгадывают загадку.

- Ложки мастера изготавливали из осины, березы и клена. Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматней и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься.

- А ведь еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом.

Настенька предлагает детям взять деревянные ложки и поиграть на них. (Игра на деревянных ложках «Ах, вы, сени мои сени»)

- Но не только на Руси плясали и пели, но и играли в русские народные игры. Предлагаю и вам поиграть и вам!

Игра «Ручеек»

(После игры дети садятся на лавку)

-Я иду, иду, иду, крендельки в руках несу, прибауточки пою! Чай пить – не дрова рубить!

(Из печи достаются готовые крендельки,  выкладываются деревянной ложкой на поднос, включается русская народная музыка, дети угощают гостей и садятся отведать свою выпечку).  

-Делу время, потехе час! Предлагаю погулять сейчас!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу."

Воспитание любви и уважения к истории народной культуры, обогащение словарного запаса детей....

Занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа в подготовительной группе. Тема : « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Программное содержание: Дать детям знание о дереве, как традиционном материале русских построек и предметов обихода. Уточнить знания детей о русском гостеприимстве. Приобщить детей к устному народному...

« В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

« В тереме расписном я живу.К себе в избу всех  гостей приглашу»Программное содержание1. Продолжать формировать представления об облике русской деревни.2. Углубить представление детей о русской и...

В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу.

         занятие-развлечение для детей подготовительной группы....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Ознакомление детей, почему Русь называют деревянной. В игровой форме ознакомление дошкольников с русским народным бытом и предметами крестьянского труда....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи детей в старшей группе: "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…".

Конспект образовательной деятельности по развитию речи детей в старшей группе: "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…".(Знакомство с пословицами, по...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу» в группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет.

Расширить представления детей о русской народной культуре. Сформировать первичные представления детей о русском быте, утвари русской семьи, тряпичной кукле....