Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста, тема: «Путешествие по природным зонам»
материал (старшая группа)

Головина Нина Владимировна

Конспект закрепит знания детей о природных зонах Земли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста, тема: «Путешествие по природным зонам»

Тип занятия:

Актуализация ранее полученных знаний.

Вид занятия:

Занятие-путешествие.

Цель:

Формирование целостного представления о природных зонах России.

Задачи:

1) обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных, об экологических проблемах, возникающих по вине человека;
2) воспитывать экологическое сознание, чувство патриотизма, культуру общения.
3) умение работать в парах, учитывать мнение партнера.

Материал: Макеты природных зон, построенный из стульев корабль, картинки растений и животных природных зон.

Ход занятия:

Дети стоят около воспитателя.

- Отгадайте загадку:

Загадка про глобус

Он-это модель Земли,

Сам возьми и посмотри,

Все моря и океаны,

Страны,горы,города,

Все покажет,что захочет,

Отгадали вы ,друзья?

(Глобус)

- Ребята, вы любите путешествовать?

Ответы детей.

- Сегодня мы отправимся в путешествие на нашем корабле по огромной необЪяной стране. Познакомимся с природными зонами , животным и растительным миром некоторых природных зон.

Прежде чем мы отправимся в путешествие я задам вам несколько вопросов.

Игра называется

«Назови природную зону»

В.: Ребята, я сейчас раздам вам для игры карточки разного цвета, обозначающие природные зоны.

Послушайте первое задание игры:

Я буду называть вам природную зону, а вы будете должны поднять карточку, соответствующую по цвету данной зоне.

Воспитатель раздаёт комплект карточек-схем каждому ребёнку.

В.: Будьте внимательны!

Итак, начинаем:

1. арктические пустыни (голубая);

2. тундра (сиреневая)

3. леса (зелёная)

4. степи (жёлтая)

5. пустыни (оранжевая)

В.: Молодцы, ребята, справились с первым испытанием.

- А теперь игра наоборот, я буду показывать карточку определённого цвета, а вы будете называть природную зону.

1. зелёная

2. жёлтая

3. оранжевая

4. голубая

5. сиреневая

В.: Вот мы с вами закрепили знания о природных зонах.

- Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие и побывать в некоторых из них?

Д.: Хотим.

Под музыку садимся в корабль .

 Первая остановка. Подходим к макету Арктики.

- Где мы находимся?

Ответы детей (в Арктике).

- А как ещё называют эту природную зону?

Ответы детей (царство льда и снега).

- Почему она получила такое название?

Ответы детей (вечная мерзлота, сильные морозы, ветра, бывает полярное сияние, 6 месяцев –ночь, 6 месяцев – день, люди там постоянно не живут).

- Как приспособились животные к суровому климату Арктики?

Ответы детей (густой мех, толстый слой жира).

– Какие экологические проблемы существуют в Арктике?

Ответы детей (убивают животных из-за красивой шкуры).

- Как решается вопрос об охране животных?

Ответы детей (созданы заповедники).

– А кто скажет, что такое заповедник?

Ответы детей (заповедники – это огромные территории, где охраняются законом редкие растения и животные).

– Куда вносят наиболее охраняемых животных и растений, которые могут исчезнуть? Ответы детей (в Красную Книгу).

- Почему она красного цвета?

Ответы детей (красный цвет знак тревоги и опасности. Книгу так назвали, чтобы привлечь внимание людей и остановить их).

- Какие животные внесены в Красную Книгу зоны Арктики?

Ответы детей (моржи, белые медведи, тюлени, чайки).

- Молодцы, садимся в наш корабль и продолжаем наше путешествие.

–А куда мы с вами дальше отправимся, вы скажите после, того, как прослушаете следующие стихотворные строки.

«Где, скажите повсеместно поселилась мерзлота

Ночь полярная полгода и неделями пурга?

Где у нас суровый климат, 9 месяцев зима?

Почвы всюду глеевые и свирепые ветра?

Кто ответит детки мудро,

Как зовется зона ….( тундра)».

Ответы детей (тундра).

- Правильно, едем. Остановка. Подходим к макету тундры.

- Что указывает на то, что это тундра?

Ответы детей (очень холодная зима, сильные холодные ветра, солнце почти нее греет землю, много болот).

- Как приспособились животные и растения к климатическим условиям?

Ответы детей (олень копытами разгребает снег и достаёт мох-ягель, олени помогают песцам и куропаткам найти себе корм, волки преследуют стада оленей. У них густой мех и густое оперение, растения невысокие, растут близко к земле. Так они спасаются от холодного ветра).

- А какие экологические проблемы есть в этом краю?

Ответы детей (люди занимаются браконьерством, взять под охрану оленьи пастбища, бережно относиться к природным богатствам).

– Кто взят под охрану?

Ответы детей (олень, песец, тюлень, краснозобая казарка, полярный мак).

- Молодцы. Ну а теперь пришла пора немного отдохнуть.

Динамическая пауза «Мы идём!»

Мы идём, идём вперёд, – 2 раза (шагают).

Очень удивляемся. (поворачиваются друг к другу, пожимают плечами).

Справа лёд и слева лёд, (повороты головы).

Перед нами тоже лёд. (руки в стороны).

Где же он кончается? (пожимают плечами).

Дуют ветры ледяные, (машут руками).

Горы снежные, крутые (руки вверх, поднимаются на носки).

Там о лете не слыхали, (ладонь приставляют к уху).

Там согреешься едва ли… (обнимают себя).

Он не мал и не велик (разводят руки в стороны и сводят).

Этот снежный материк. (хлопают в ладоши).

- Отправляемся путешествовать дальше. Остановка.

«Город этот непростой ,

Он дремучий и густой,

Белки в нем живут и волки,

В нем растут дубы и елки»

- Кто догадался, где мы находимся?

Ответы детей (в зоне лесов).

- Подходим к макету смешанных лесов.

- Одно из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, это лес.

- Какое значение для человека и животных имеет лес?

Ответы детей (дом для растений и животных, защитник воздуха, водоемов, почв; место для отдыха человека, источник ягод, грибов, лекарственных растений, источник древесины, лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают углекислый газ).

– Назовите экологические проблемы леса.

Ответы детей (пожары, вырубка лесов).

– А какие правила поведения должен соблюдать человек в лесу?

Ответы детей.

- Какие растения и животные внесены в Красную Книгу?

– Как связаны между собой осина, заяц, волк?

Ответы детей (цепочкой питания).

- Какое дерево является символом России?

Ответы детей (берёзка).

- Встали и представили себя березкой. Как расположены ветви у березки? (Дети поднимают руки).

- Приглашаю садиться. Отправляемся дальше. Куда ни глянь – один песок и небо, ярко светит солнце. Как называется эта природная зона?

Ответы детей (пустыня). Подходим к макету пустыни.

- Как приспособились растения к жизни в пустыне?

Ответы детей (у растений вместо листьев колючки, мелкие листья, длинные корни).

- Почему в пустыне редко встречаются растения? Ответы детей (мало воды).

- Где скрываются животные от жары?

Ответы детей (в норах, в тени камней).

- Эти животные тоже занесены в Красную Книгу.

- Вот и закончилось наше путешествие.

– Молодцы ребята! Понравилось вам путешествовать? Спасибо!

- У нас осталось с вами еще одно задание, в котором мы подведем итог нашего путешествия. Подойдите к столу. Здесь лежат картинки животных и растений всех природных зон. Вы в выбранную природную зону помещаете, те животные и растения, которые им соответствуют.

Работа в парах.

Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы продолжили знакомство с природными зонами.

Ребята, мы с вами жители планеты Земля, которая является нашим общим домом.

Так давайте будем любить нашу Землю, беречь и охранять природу!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшем дошкольном возрасте "Зима. Зимние виды спорта"

В данном материале представлена организация образовательной деятельности по ознакомлению детей с зимними видами спорта, а также закреплению знаний о зимнем времени года....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста, тема: «Путешествие с капелькой»

Цели:Учить детей проводить несложные опыты с водой.Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ.Продолжать зна...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие по родному городу»

Развивать  интерес детей к  родному городу Серпухову. Углублять представления об окружающей действительности. Уточнять и закреплять знания о городе и его достопримечательностях; закрепить на...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста (старшая группа) «Перелетные птицы»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯпо ознакомлению с окружающим миромдетей старшего дошкольного возраста (старшая группа)на тему: ознакомления с природойТема занятия: «Перелетные птицы»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для младшего дошкольного возраста. Тема: «Это чудо – вода»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Путешествие в прошлое часов»

Познакомить детей с историей часов.Формировать умение  изготавливать простейшие виды часов.Воспитывать интерес к познанию нового....