«Измерение жидких и сыпучих тел с детьми подготовительной к школе группы» (из опыта работы)
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
«Измерение жидких и сыпучих тел с детьми подготовительной к школе группы»
(из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt.docx | 15.48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Измерению жидких и сыпучих тел с детьми подготовительной к школе группы»
(из опыта работы)
Воспитатель Ярош З.Н.
2022г.
Новым в подготовительной группе является обучение детей способам измерения жидких и сыпучих тел также с помощью условных мерок. Для подготовки детей к измерению объемов, вместимости сосудов необходимо прежде всего подвести их к пониманию равенства и неравенства объемов сосудов независимо от внешней формы. В этих целях воспитательница подбирает сосуды разной формы, но равной вместимости, например равную по емкости стакану чашку, бутылку, пробирку и др. Емкость стакана в данном случае будет служить эталоном для определения емкости всех других сосудов. Стакан наполняется подцвеченной водой, а затем содержимое переливается в другие сосуды, подобранные воспитателем. Дети приходят к выводу, что форма и размер этих сосудов па глаз различны, а емкость (объем) у всех одна и та же. Значит, по внешнему виду трудно определить, в каком из сосудов поместится больше или меньше жидкости.
Чтобы утвердить детей в этом выводе, воспитательница подбирает несколько сосудов разной емкости, например, низкий кувшин с широким основанием, высокую узкую вазу, бутыли разного объема и др. Дети пытаются сначала на глаз определить вместимость каждого из этих сосудов, пользуясь стаканом как эталоном, потом все сосуды наполняются водой, и их вместимость измеряется стаканом.
Сопоставляя данные, полученные при измерении жидкости стаканом, с предполагаемой вместимостью разных сосудов, дети убеждаются, что вместимость сосудов необходимо измерять какой-либо одной меркой — тогда результат будет более точным. На одном из занятий целесообразно показать зависимость количества мерок от их величины и при измерении определенного объема жидкости. С этой целью воспитательница просит детей измерить емкость кувшина, которая равна, допустим, двум стаканам. Затем она дает им пол-литровую банку и небольшую чашку, предлагая сначала подумать, будет ли больше или меньше мерок в данном кувшине, если воду измерить банкой или маленькой чашкой. Высказанные детьми предположения практически проверяются. Дети приходят к выводу, что, чем меньше мерка, тем большее количество этих мерок будет при измерении данного объема одной и той же жидкости.
Аналогично проводится и измерение объема сыпучих тел, например крупы в мешочке, в пакете. Сыпучие тела можно также измерять кружками, стаканами, чашкой, ложкой. И вновь дети приходят к выводу, что, чем меньше объем условной мерки, тем большее количество мерок получается при измерении одного и того же пакета крупы.
На что следует обратить особое внимание при обучении детей измерению жидких и сыпучих тел? Необходимо показать детям, что мерка должна быть полной. Переливать жидкость (или пересыпать крупу) в другую посуду из сосудов, которые служат условными мерками, надо осторожно, не разливая (не рассыпая). «А почему надо это делать так аккуратно?»— спрашивает воспитательница, предлагая подумать и вспомнить правила измерения шагами комнаты по прямой. «Если измерять не по прямой, шагов будет больше, чем по прямой».— «А почему здесь важно быть аккуратным?» — «Если разольешь, воды будет меньше, и другой меркой нельзя будет точно измерить». Воспитательница соглашается с этим ответом и добавляет: «Если разольешь, воды в графине будет меньше, а ведь нам интересно узнать количество мерок при одном и том же количестве воды в графине».
На первых этапах измерения объемов сыпучих тел целесообразно ссыпать каждую мерку в особую кучку, а затем подсчитать количество кучек. Допустим, что у Саши и Тани получилось по десять кучек, а у Ани только девять кучек. Почему это могло произойти? Наблюдая за выполнением задания Сашей , Таней и Аней , дети приходят к выводу, что Сима насыпала на ложку крупу с верхом, а Саша и Таня — только до краев. Дети делают вывод: для того чтобы количество мерок было одинаковым, надо точнее насыпать крупу, наполнять ложку до краев.
Обобщая свой опыт и наблюдения, дети приходят к выводу, что при измерении одного и того же объема тела, одной и той же массы, длины и т. д. количество мерок всегда бывает тем больше, чем меньше м е р к а.
Далее воспитательница может предложить детям подумать и сказать, будет ли количество кучек больше, меньше или их будет столько же, если крупу измерять не столовой, а чайной ложкой, и сколько примерно кучек тогда образуется. Дети высказывают разные суждения. Все говорят, что кучек при измерении той же крупы чайной ложкой будет больше, но количество кучек предполагают разное. «А кто догадается, как можно определить точнее, допустив лишь небольшую ошибку?» Дети задумываются. Несколько человек предлагают измерить чайной ложкой кучку, равную одной столовой ложке. Измерив, дети обнаруживают, что в столовой ложке две чайные ложки. Значит, вместо каждой одной кучки, измеренной столовой ложкой, будут две кучки, измеренные чайной ложкой. Высказав такие предположения, дети могут практически проверить свою догадку.
Измеряя различными условными мерками разные расстояния, длину, ширину и высоту предметов, сыпучие и жидкие тела, дети все глубже начинают осознавать функциональную зависимость между количеством и размером мерок. Эти операции позволяют нагляднее раскрыть перед детьми самый смысл измерения и подготовить детей к пониманию в будущем значения общепринятых единиц измерения. Поэтому важно, чтобы измерение условными мерками предшествовало измерению стандартными единицами.
Различные измерения необходимо связывать с дальнейшим развитием глазомера детей. Например, во время прогулки дети поспорили: забор выше роста взрослого человека или равен ему. Стремясь самостоятельно ответить на этот вопрос, дети просят дать им длинную палку для измерения забора, а затем ею же измеряют рост кого-либо т взрослых и приходят к выводу, что забор немного выше. В связи с проводимыми занятиями у детей появляется большой интерес к измерениям разными способами. При этом они усваивают основное правило всякого измерения — внимательность и аккуратность. Они начинают также понимать, что измерение на глаз является весьма приблизительным, но результаты его можно проверить с помощью мерок.
Развитие барического чувства («чувства веса») продолжается и в подготовительной группе. Детей упражняют в сравнении тяжести предметов при взвешивании их на ладонях, совершенствуя эти движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение по организации по физическому воспитанию в подготовительной к школе группе (из опыта работы)
Подвижные игры, несложные эстафеты. которые несложно провести на улице для детей в подготовительной к школе группе...
План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»
материал будет полезен для воспитателей подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...
Развитие познавательных способностей через реализацию проектного метода в подготовительной к школе группе (Из опыта работы)
Развитие познавательных способностей через реализацию проектного метода в подготовительной к школе группе(Из опыта работы)С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира...
Непосредственно образовательная деятельность «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПЛАНЕТУ ЗНАНИЙ» (подготовительная к школе группа) из опыта работы
Подготовка детей к школе через развитие коммуникативных навыков в познавательной деятельности....
Обобщение педагогического опыта по теме «Использование технологии проектного метода в работе с детьми подготовительной к школе группы»
В моей работе систематизирован теоретический и практический материал по использованию метода проектной деятельности в воспитательно – образовательной деятельности. Представлена система работы с ...
ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Игра на музыкальных инструментах. Подготовительная к школе группа (из опыта работы)....
Подготовка к обучению грамоте детей с задержкой психического развития в подготовительной к школе группе (из опыта работы)
Подготовка к обучению грамоте детей с задержкой психического развития в подготовительной к школе группе (из опыта работы)Вишнякова Анися Саитваталовна, учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад №20...
- Мне нравится (3)