Адаптированная образовательная программа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (от 4 до 7 лет)
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_programma.doc | 367.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №32 «Бусинка»
г.о. Химки
Адаптированная образовательная программа
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
(от 4 до 7 лет)
Воспитатель:
Соболева Олеся Александровна
г.о. Химки
Содержание:
Пояснительная записка………………………………………………………. 3
- Целевой раздел
- Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность МАДОУ……………………………………………………………………….4
- Возрастные и индивидуальные особенности детей с НОДА……… …… 5
1.3 Цели и задачи реализации программы………………………………….... 6
1.4 Принципы и подходы к формированию программы……………………. 8
1.5 Планируемый результат освоения программы……………………………..9
- Содержательный раздел
- Образовательная деятельность с учетом основной и вариативных образовательных программ дошкольного коррекционного образования………………………………………………………………… 13
- Программно-методическое обеспечение группы компенсирующей направленности…………………………………………………………….. 16
- Перспективно-тематическое планирование……………………………... 18
- Содержание коррекционной работы……………………………………... 33
- Мониторинг освоения образовательной программы………………….... 35
2.6 Организация работы с семьей…………………………………………….. 37
Основные формы взаимодействия с семьей.
- Организационный раздел
- Оформление предметно-пространственной среды кабинета………… 40
- Взаимодействие со специалистами МАДОУ ……………………….. 41
- Недельная циклограмма работы учителя -дефектолога……………… 44
- Перечень программ и пособий …………………… ……………… 45
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с основным положением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и ориентирована для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №32 города Химки обеспечивает психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь детям, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы. Оказывает помощь в необходимой коррекции отклонений в развитии детей, укреплении их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей, всестороннего воспитания, на основе организации разнообразных видов творческой деятельности.
Для составления адаптированной образовательной программы использовались специальные программы:
- «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез, 2014.-352с.),
-«Воспитание и обучение детей с церебральным параличом дошкольного возраста 1,2,3 годы обучения» под редакцией Н.В. Симоновой.
Адаптированная образовательная программа составлена по образовательным областям: «Познавательное развитие», «Речевое развитие» (ФГОС ДО). В программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры развития ребенка.
Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Московской области. Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края
Проект программы является «открытым» и может включать в себя целесообразные дополнения и изменения.
Целевой раздел
1.1 Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность МАДОУ.
Дошкольное образование осуществляется в соответствии с программой «От рождения до школы», а также нормативно - правовыми документами, обязательными для выполнения в полном объеме к условиям и результатам обучающихся начальной ступени образования и в соответствии:
с международно-правовыми актами
Конституцией РФ от 12.12.1993 г. (с изменениями и дополнениями);
Конвенцией о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.);
с законами РФ
Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 – Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
с документами Правительства РФ
Постановлением Главного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
с документами Министерства образования и науки РФ
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования;
с локальными документами
Лицензия на правоведения образовательной деятельности.
Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 32 города Химки.
Годовой план работы ДОУ.
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
У детей данной категории все основные психические новообразования возраста формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Для них характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. Такие дети отличаются незрелостью форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, склонность к тормозным реакциям, слабость концентрации внимания и памяти, замедленность переключения психических процессов, пассивность, нарушения речи: одни используют довербальные средства общения, другие пользуются простой фразой, структурно нарушенной;
Для детей характерны поздние сроки становления сенсорных функций. Типична недостаточная обобщенность восприятия, нечеткость образов, представлений. Часть детей имеет малую дифференцированность эмоциональных реакций, их неадекватность. Кроме того, у этих детей часто встречаются нарушения зрения, слуха, речи. Из-за нарушений в двигательной сфере сужается объем непосредственно воспринимаемого пространства, и это ограничивает кругозор ребенка. Общая моторика недоразвита, дети неловки в навыках самообслуживания, для них характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса.
Возрастные психологические особенности дошкольников 4 - 6 лет с НОДА.
- низкий уровень развития восприятия (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками);
- отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения;
- неравномерная работоспособность;
- отклонения в развитии памяти: заметное преобладание наглядной памяти над словесной, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, недостаточный объём и точность запоминания;
- выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности: дети не владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах, времени и пространстве.
- нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью: они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу.
- снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
- нарушения речи: одни используют довербальные средства общения, другие пользуются простой фразой, аграмматичной, структурно нарушенной;
Возрастные психологические особенности дошкольников 6 – 7 лет с НОДА
- ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень физического и психофизического развития;
- не сформирована мотивационная готовность. Даже если ребенок хочет идти в школу, в большей степени его привлекает учебная атрибутика - в школе он будет играть, а не учиться;
- отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности. Ребенок не может подчиниться правилам дисциплины, неспособен к длительным интеллектуальным усилиям;
- не сформированы все структурные компоненты учебной деятельности;
- испытывают трудности при выполнении заданий, связанных на развитие мелкой моторики;
- непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное;
- несоответствие между уровнем наглядно действенных операций и словесно-логического мышления;
- могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.
1.3 Цели и задачи реализации программы.
Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи:
- обеспечение права ребенка с нарушениями в развитии на получение коррекционной помощи;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине;
- формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, в социуме, природе);
- овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме, на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, "что такое хорошо и что такое плохо;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка, независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
Методы и приемы, используемые в работе
1. Словесные методы обучения:
- устное изложение;
- беседа;
- рассказ;
- объяснение;
- анализ текста, произведения.
2. Наглядные методы обучения
- показ видеоматериалов, иллюстраций;
- показ, исполнение педагогом;
- наблюдение;
- работа по образцу.
3. Практические методы обучения
- эксперимент;
- опыт.
4.Игровые методы обучения.
- Принципы и подходы к формированию программы
- Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
- Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
- Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.
- Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков.
- Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
- Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами ДОУ. В результате использования единой темы на занятиях дефектолога, воспитателя, логопеда, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.
- Планируемый результат освоения программы .
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка в норме. Они являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
(по программе «От рождения до школы»).
• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
• Проявляет симпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
• Проявляет ответственность за начатое дело.
• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
• Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
• Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
• Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
Планируемые результаты освоения программы в группе компенсирующей направленности 4-7лет.
В средней группе (1 год обучения):
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Различает и называет характерные признаки предметов (цвет, форма, величина). Различает понятия «много, один, ни одного. Знает размер предметов большой-маленький, высокий-низкий, длинный-короткий, толстый-тонкий, широкий-узкий; владеет способами сравнения- приложения, составляет группы из предметов по заданным свойствам, различает верх, низ, середину, левую, правую руку. Умеет считать до 5 на основе наглядности. Знает части суток, их последовательность. Знает и называет 4-6 видов овощей и фруктов, домашних и диких животных, умеет отличать по основным признакам. Умеет отличать кусты, деревья и цветы. Называет времена года и сезонные изменения по 1-2 ведущих признаков. Знает состав своей семьи и понимает родственные отношения. Может назвать профессии людей, работающих в детском саду.
Образовательная область «Речевое развитие»
- На картине, понимает позу, настроение персонажей. Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним. Отвечает на вопросы по содержанию прочитанного. Рассказывает наизусть небольшие стихотворения (2-3). Понимает явления многозначности в глаголах: «летит бабочка, самолет, муха». Приобретает навыки словообразования с уменьшительно-ласкательными суффиксами «нос-носик». Умеет определять звуки речевые и неречевые в пространстве и окружающей среде «Кто кричит?», «Где звучит?». Знает артикуляцию гласного звукового ряда (а у о и ы э), может повторить в различном сочетании звуков. Внятное произнесение согласных звуков (п б т м н в д). Различает с опорой на картинку слова-паронимы «суп-зуб», «мак-рак».
В старшей группе (2 год обучения):
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Умеет считать в прямом порядке 1-10, отсчитывать предметы по заданному числу, на ощупь, по звуку и соотносить с цифрой. Может сравнивать предметы по форме с окружающими предметами « тарелка-круглая, картина-прямоугольная». Понимает смысл пространственных отношений, может двигаться в заданном направлении. На наглядном материале может установить последовательность событий «сначала-потом-позже», «сегодня-вчера-завтра». Знает и называет 4-6 видов транспорта, инструментов и мебели, детенышей домашних и диких животных, обобщать, классифицировать. Называет явления природы- дождь, гром, радуга и.т.д.
Образовательная область «Речевое развитие»
- Старается подбирать самостоятельно к существительному прилагательное (осень-золотая, красивая, сахар-белый, сладкий). При длительном произнесении, может определить место звука в слове (начало-конец). Строить простые предложения, рассказывать о последовательности событий на картинном материале. Развивается умение подбирать существительные к местоимению – мой, моя, мое. Употребление в речи существительных единственного и множественного числа.
В подготовительной группе (3 год обучения):
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Владеет счетом предметов в прямом направлении и пространственном расположении (до 10). Пересчитывает и отсчитывает предметы по одному с названием итога: «Сколько всего?», «Сколько осталось?». Получать равенство (неравенство) добавляя или убирая один предмет. Составлять тематические композиции из геометрических фигур по образцу и по собственному замыслу. С помощью взрослых решает простейшие арифметические задачки на сложение и вычитание путем наглядной демонстрации. Находит предметы, имеющих форму шара, куба, цилиндра.
Образовательная область «Речевое развитие»
- Понимает значение предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов. Образовывает «родственные» слова (на наглядной основе) путем постановки и ответа на вопросы. Составление предложений по опорным словам. Выделение гласного и согласного в начале и в конце слова, придумывание слов на заданный звук. Подбор слов антонимов к существительным. Знает правильное произношение звуков, старается отчетливо произносить их в словах и словосочетаниях.
- Содержательный раздел.
Стандарт определяет: «Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:
1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
2) разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.
- Образовательная деятельность с учетом вариативных образовательных программ дошкольного коррекционного образования.
Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обеспечивается программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с ОВЗ Н.В. Симоновой «Программа воспитания и обучения детей с ДЦП дошкольного возраста». Основной принцип программы – взаимосвязь диагностических, воспитательных, коррекционно-развивающих задач направленных на развитие эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка и формирование его позитивных качеств.
Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Содержание подгрупповых занятий отражено в календарно-тематическом планировании.
При планировании занятий учитель-дефектолог учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Результативность коррекционной работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования два раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего образовательного процесса. Результаты мониторинга находят отражение в "индивидуальном образовательном маршруте". Сроки проведения мониторинговых исследований: 1-я половина сентября, 2-я половина мая.
Содержание индивидуальной программы реализуется по возрастам в следующих направлениях:
Средний возраст (4-5 лет):
• слуховое восприятие (различение неречевых шумов);
• зрительное восприятие (узнавание черно-белых изображений);
• пространственные представления (конструирование, употребление простых предлогов);
• мелкая моторика;
• связная речь (умение выразить свою мысль);
• развитие мышления;
• анализ продуктивной деятельности — рисунок, лепка, аппликация, словотворчество и т. д.;
• игра — уровень игры, преобладающий вид общения;
• социальные навыки — общение с взрослыми и сверстниками.
Старший возраст (5-6 лет):
• слуховое внимание;
• зрительно-пространственный гнозис;
• зрительно-пространственный праксис;
• общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные движения;
• развитие графической деятельности;
• латеральные предпочтения;
• мыслительная деятельность;
• игровая деятельность;
• анализ продуктов деятельности;
• коммуникативные навыки.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет):
• зрительно-моторная координация;
• ритмическое чувство;
• переключение движений;
• рядограммы (последовательность времен года, дней недели);
• звуковой анализ слов;
• умение определять состав числа;
• выделение 4-го лишнего, простые аналогии;
• составление сюжетного рассказа по серии картин;
• понимание логико-грамматических конструкций;
• установление причинно-следственных связей;
• ориентировка на листе бумаги.
Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту, анализ которой позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в целом.
Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением ОДА начинается первого сентября и условно делится на три периода:
I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;
II период — декабрь, январь, февраль;
III период — март, апрель, май.
Алгоритм коррекционной работы в группе для детей с ОВЗ
Этапы | Основное содержание | Результат |
Организационный | Исходная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей. Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми. | Составление индивидуальных коррекционно-речевых программ помощи ребенку. Составление программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка с нарушениями ОДА. |
Основной | Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых (подгрупповых) коррекционных программах. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг. Согласование, уточнение (при необходимости – корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса. | Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в познавательном и речевом развитии. |
Заключительный | Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-образовательной работы ребенком . Определение дальнейших образовательных перспектив выпускников группы для детей с НОДА специалистами ПМПК. | Решение о прекращении коррекционной работы с ребенком (группой), изменение ее характера или корректировка индивидуальных/ подгрупповых программ или продолжение работы |
- Программно-методическое обеспечение группы компенсирующей направленности.
Образовательная область | Основные направления развития детей | Используемые программы, методические пособия |
Познавательное развитие | Овладение процессом порядкового счёта, операциями сложения и вычитания, способами сравнения- приложения, наложения; различение геометрических фигур; формирование способности ориентироваться как в тетради, так и в окружающей обстановке. | Шевченко С.Г. Капустина Г.М. «Предметы вокруг нас» Учебное пособие для индивидуальных и групповых коррекционных занятий. Смоленск, «Ассоциация XXI» 1998; Баряева Л.Б. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с проблемами в развитии». - Спб. Союз, 2002. Агаева Е.Л., Дьяченко О.М. «Чего на свете не бывает» - Москва, Просвещение 1991; Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва, 1988. Катаева АЛ., Стребелева Е Л. Дидактические игры и упражнения. — Москва, «Бук-Мастер», 1993; Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. |
Ознакомление с окружающим, формирование представлений о малой родине. | Гербова В. В.. Книга для чтения в детском саду и дома 2-4г, 5-7 лет М.: Оникс, 2009. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Агаева Е.Л., Дьяченко О.М. «Чего на свете не бывает» - Москва, Просвещение 1991; Тригер РД., Владимирова Е.В. тетрадь-учебник «Звуки речи, слова, предложения — что это?» Смоленск, 1998. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7лет) | |
Речевое развитие | Развитие общения с детьми и взрослыми, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия. | Шевченко С.Г. Методическое пособие «Подготовка к обучению письму» - Смоленск, Ника-пресс,1998; Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Бондаренко Л.К. Дидактические игры в детском саду. — Москва, 1991; Почитаем — поиграем. Составители Цыпина Н.А., Волкова И.Л. — Москва, 1995; Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — Москва, 1988; Тригер РД., Владимирова Е.В. тетрадь-учебник «Звуки речи, слова, предложения — что это?» Смоленск, 1998. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста.-СПб.,2005 |
2.3. Годовое календарно - тематическое планирование подгрупповой работы учителя-дефектолога с детьми 1,2,3 года обучения.
Возрастные образовательные нагрузки в разновозрастной группе
Количество условных учебных часов в неделю
| Подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия дефектолога | ||||
4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет |
12 | 13 | 15 | 2 | 3 | 3 |
Длительность условного учебного часа (в минутах) 20 минут – 4-5 лет 25 минут – 5-6 лет 30 минут – 6-7 лет |
ОО «Познавательное развитие».
Развитие элементарных математических представлений
Цель: интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.
Развивающие задачи ФЭМП
- Формировать представление о числе
- Формировать геометрические представления
- Формировать представление о преобразованиях (временные представления, представления об изменении количества, об арифметических действиях)
- Развивать сенсорные возможности
- Формировать навыки выражения количества через число (навык счета и измерения различных величин)
- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).
- Развивать воображение, память, мышление, внимание.
Формы работы по развитию элементарных математических представлений
- Обучение в повседневных бытовых ситуациях.
- Сенсорные праздники на основе народного календаря
- Театрализация с математическим содержанием – на этапе объяснения или повторения и закрепления (средняя и старшая группы)
- Коллективное занятие при условии свободы участия в нем (средняя и старшая группы)
- Занятие с четкими правилами, обязательное для всех, фиксированной продолжительности (подготовительная группа, на основе соглашения с детьми)
- Самостоятельная деятельность в развивающей среде (все возрастные группы)
месяц | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | ||
СЕНТЯБРЬ | Адаптационный период | 1 неделя | |||
Диагностика | 2,3 неделя | ||||
Учить называть местоположения предметов – первый, последний. Понятие – большой, маленький | Чередование последовательности времени суток. Отработка понятий первый, последний, в середине | Закрепить понятие о величине на основе сопоставления реальных предметов в играх и упражнениях. | |||
ОКТЯБРЬ Октябрь | Знакомство с геометрической фигурой - круг. Понятие: один - много. | Поиск закономерностей: продолжить ряд по цвету, по величине, по цвету и величине. Сравнение групп предметов по количеству на слух, зрительно. | Знакомство с объемной фигурой - шар. Сравнение количеств 1,2,3,4,5 на слух, зрительно. Закрепление последовательности чисел (цифр) в числовом ряду. Решение задач. | ||
Закрепление: большой -маленький, понятие: высокий – низкий (методом приложения). Закрепление: круг | Чередование последовательности времени суток. Отработка понятий первый, последний, в середине. | Закрепить понятие о величине на основе сопостав. реальных предметов в играх и упражнениях. Сравнение: шар- объемное тело, с плоскостной фигурой круг. | |||
Познакомить с понятиями: впереди – позади (сзади). Закрепление: большой – маленький, высокий – низкий, одинаковые по высоте. | Понятие: пара. Уравнивание групп предметов (разница равна 1) | Число и цифра 6, образование числа. Счет предметов в пределах 6 с присчитыванием и отсчитыванием по одному. Работа в тетрадях. | |||
Понятие: столько же, одинаково, поровну. Найди предметы, похожие на круг. | Сравнение множеств путем приложения на дидактическом материале, уравнивание множеств путем добавления и убавления предметов. | Число и цифра 6, образование числа. Счет предметов в пределах 6 с присчитыванием и отсчитыванием по одному. Работа в тетрадях. | |||
месяц | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | ||
НОЯБРЬ | Закрепить местоположения предметов – впереди, позади (сзади), в середине | Соотнесение числа и количества. Цифра 1. Восприятие числа 1 с помощью различных анализаторов. Обводка по контуру | Прямой и обратный счет в пределах 6. Отсчитывание заданного количества, соотносить с цифрами. | ||
Знакомство с геометрической фигурой – квадрат. | Познакомить с понятиями: сначала, потом, в конце. | Знакомство-куб. | |||
Последовательность смены времени суток. Закрепить местоположения предметов – впереди, позади в середине. | Цифра 1. Один - много – ни одного | Сравнение: куб - объемное тело, с плоскостной фигурой квадрат. | |||
Закрепление-квадрат. | Соотнесение числа и количества. Цифра 2. Восприятие числа 2 с помощью различных анализаторов. | Число и цифра7, образование числа. Счет предметов в пределах 7, с использованием различных анализаторов. Воспроизведение числового ряда от заданного до заданного числа. | |||
ДЕКАБРЬ | Понятие: под, над. Закрепление: длинный – короткий, одинаковые по длине. | Учить сравнивать одинаковые и разные по форме и величине геометрические фигуры на основе практических действий. | Прямой и обратный счет в пределах 7. Отсчитывание заданного количества. Устанавливать равенство и неравенство, соотносить с цифрами. Решение практических задач | ||
Закрепление: больше – меньше (разница равна 1). Уравнивание групп предметов. | Число и цифра 2. Установление независимости количества от цвета, формы, размера предметов; выделение из множества по слову и образцу. | Знакомство-конус. Повторение – шар, куб. | |||
Знакомство с геометрической фигурой -треугольник | Различение цифр 1-2, соотнесение их с количеством. | Закрепить понятие «год». Времена года | |||
Найди предметы, похожие на заданные геометрические фигуры. | Различение цифр 1-2, соотнесение их с количеством; выделение по слову и образцу. | Счет в пределах 7. Решение простых задач. | |||
1,2 неделя января каникулы. | |||||
месяц | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | ||
ЯНВАРЬ | Пространственное положение: верх – низ. Ориентировка на альбомном листе | Формирование чувства длительности: медленно, быстро. | Закрепление: счет в пределах 7. Закрепить понятие о ширине, высоте, длине на основе сопоставления реальных предметов в играх и упражнениях. | ||
Понятие: широкий-узкий, одинаковые (методом наложения, приложения) | Закрепление: счет в пределах 1,2. Группировка предметов по признаку. | Сравнение: конус - объемное тело, с плоскостной фигурой треугольник. | |||
ФЕВРАЛЬ | Закрепить понятие: широкий-узкий, одинаковые (методом наложения, приложения). | Образование числа 3, выделение трех предметов из множества по слову, навык пересчета, восприятие с помощью различных анализаторов. Знакомство с цифрой 3. | Число и цифра 8, образование числа. Счет предметов в пределах 8, с использованием различных анализаторов. Воспроизведение числового ряда от заданного до заданного числа. | ||
Видеть, устанавливать равенство и неравенство (+1, -1), сравнивать количество, давая определение больше(меньше), дорисовывать до заданного количества | Закрепление образования числа 3. Формирование понятия числового ряда. Прямой и обратный счет. | Закрепление образования числа 8. Формирование понятия числового ряда. Прямой и обратный счет. Дорисовывать до заданного количества. Решение практических задач. | |||
Учить сравнивать одинаковые и разные по форме, цвету и величине геометрические фигуры на основе практических действий. Составление узоров | Прямой и обратный счет в пределах 3. Отсчитывание заданного количества. Устанавливать равенство и неравенство, соотносить с цифрами. | Знакомство-цилиндр. Сравнение: конус-куб-шар. Прямой счет в пределах 8. | |||
Знакомство с геометрической фигурой- прямоугольник. Сравнение: прямоугольник – квадрат | Прямой и обратный счет в пределах 3. Отсчитывание заданного количества. Устанавливать равенство и неравенство, соотносить с цифрами. | Число и цифра 9, образование числа. Счет предметов в пределах 9, с использованием различных анализаторов. Воспроизведение числового ряда от заданного до заданного числа. | |||
МАРТ | Группировка предметов по признаку. Рисование, конструирование | Образование числа 4, выделение четырех предметов из множества, восприятие с помощью различных анализаторов. Знакомство с цифрой 4. | Закрепление образования числа 9. Формирование понятия числового ряда. Прямой и обратный счет. | ||
Распределение группы предметов в порядке возрастания или убывания. | Прямой и обратный счет в пределах 4. Отсчитывание заданного количества. Устанавливать равенство и неравенство, соотносить с цифрами. | Группировка предметов. Развитие глазомера. | |||
Закрепить пространственное положение: верх – низ, лево-право, впереди – позади, рядом. Ориентировка на альбомном листе. | Определение направлений: около, вокруг, в центре. Ориентировка на альбомном листе. | Закрепление в сравнении геометрических фигур и объемных тел. | |||
Понятие: толстый -тонкий. Ориентировка на альбомном листе. | Распределение группы предметов в порядке возрастания или убывания в пределах 4. | Образование числа 10,формиров. навыка пересчета, восприятие с помощью различных анализаторов. Знакомство с цифрой 10. | |||
АПРЕЛЬ | Закрепить понятие: толстый – тонкий, одинаковые по толщине. | Образование числа 5, выделение четырех предметов из множества, восприятие с помощью различных анализаторов. Знакомство с цифрой 5. | Учить определять объем жидких и сыпучих тел с использованием условной мерки (стакана, ложки) | ||
Видеть, устанавливать равенство и неравенство (+1, -1), сравнивать количества, давая определение больше(меньше), дорисовывать до заданного количества. | Прямой и обратный счет в пределах 5. Отсчитывание заданного количества. Устанавливать равенство и неравенство, соотносить с цифрами. | Закрепление образования числа 10. Формирование понятия числового ряда. Прямой и обратный счет. | |||
Знакомство с геометрической фигурой- овал. Сравнение круг-овал. | Распределение группы предметов в порядке возрастания или убывания в пределах 5. | Отсчитывание заданного количества в пределах 10. Устанавливать равенство и неравенство, соотносить с цифрами. | |||
Закрепление геометрических фигур. Умение находить по описанию, на ощупь, обводка. Составление узоров | Образование числа 0. Цифра 0. Понятие: ни одного. | Закрепление в сравнении геометрических фигур и объемных тел. | |||
МАЙ | Понятие: легкий – тяжелый. Закрепить понятие: толстый – тонкий, высокий-низкий. | Ориентировка во времени и пространстве | Отработка всех направлений в малом и большом пространстве. | ||
Понятие: далеко-близко. Закрепить понятие: длинный-короткий, широкий-узкий. | Отсчитывание заданного количества в пределах 5. Устанавливать равенство и неравенство, соотносить с цифрами. | Решение практических задач в пределах 10. | |||
Май 3,4 неделя – Диагностическое обследование. Результативно – оценочный этап. |
Ознакомление с миром природы
Цель: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные и познавательные.
Задачи:
- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
- Формирование познавательных действий, становление сознания.
- Развитие воображения и творческой активности.
- Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.
- Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов.
Формы организации образовательной деятельности
- Познавательные беседы.
- Чтение художественной литературы.
- Изобразительная и конструктивная деятельность.
- Музыка.
- Игры (сюжетно-ролевые, драматизации, подвижные).
- Наблюдения.
- Трудовая деятельность.
- Праздники и развлечения.
- Индивидуальные беседы.
Тема по программе ФГОС | Компонент программы | Национально-региональный компонент | Варианты итоговых мероприятий |
День знаний (4 неделя августа-1 неделя сентября) | 1. Мой город. ПДД 2.Детский сад. Игрушки | Формировать интерес к «малой Родине». Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края. | Праздник «День знаний» |
Осень (2-4 неделя сентября) | 1. Признаки осени. Перелетные птицы 2. Огород. Овощи. 3. Сад. Фрукты 4. Лес Ягоды Грибы | Сформировать представления об особенностях осени родного края. Закрепить и расширить обобщённые представления об овощах родного края. | Праздник «Золотая осень», выставка поделок. |
Я в мире человек (1-3 неделя октября) | 1. Я человек Моя семья 2. Мой дом. Мебель 3.Посуда. Продукты питания. | Закрепить знания о себе и своей семье (имя, фамилия, возраст, домашний адрес, состав семьи). | Развлечение «День здоровья» |
Мой город, моя страна (4 неделя октября-2 неделя ноября) | 1.Моя страна, моя малая Родина. День народного Единства. 2.Домашние животные, их детеныши. 3. Дикие животные, их детеныши. 4. Домашние птицы их птенцы. | Углубить знания детей о России. Воспитывать чувство гордости за Родину. Расширить представления о жизни диких животных нашего региона зимой. | Спортивный праздник |
Новогодний праздник (3 неделя ноября-4 неделя декабря) | 1. Зима. 2 . Зимующие птицы. 3. Зимние забавы. 4. Новый год. | Расширить представления детей о зиме в республике. Уточнить какие птицы остаются зимовать в нашем городе. | Праздник «Новый год». |
Зима (3-4 неделя января) | 1.Транспорт. 2.Профессии. 3. Инструменты. | Расширять представления детей о людях профессий в нашем городе и селе. Рассказать о важности и значимости их труда, прививать детям чувство благодарности к человеку за его труд. | Праздник «Зимние забавы» |
День защитника Отечества (1-3 неделя февраля) | 1. Животные жарких стран. 2. Животные холодных стран. 3. Шагаа 4.День защитника Отечества. | Знакомить с народными традициями и обычаями, приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду | Праздник «Шагаа», «День защитника Отечества» |
8 марта (4 неделя февраля-1 неделя марта) | 1. Комнатные растения 2. Весна. 8 марта | Обобщить представления о характерных признаках весны в нашем крае. | Праздник «Мамочка любимая» |
Знакомство с народной культурой (2-4 неделя марта) | 1. Головные уборы 2.Одежда 3. Обувь. | Уточнить и расширить представления детей об особенностях сезонной одежды и обуви в нашей климатической зоне. | Фольклорный праздник «Веселая масленица». |
Весна (1-3 неделя апреля) | 1. Космос. 2. Бытовые приборы. 3. День Земли. Откуда хлеб пришел? | Расширять представления детей о людях сельскохозяйственных профессий на селе. Прививать чувство благодарности. | Праздник «Путешествие к звездам» |
День Победы (4 неделя апреля-1 неделя мая) | 1. Обитатели водоемов. 2.День Победы | Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам ВОВ. | Праздник «День Победы» |
Лето (2-3 неделя мая) | 1.Насекомые 2.Первоцветы | Обобщить представления о лете, его признаках, особенности сезона в нашем крае. Познакомить детей с насекомыми, которые можно встретить на участке, в городе. | Спортивный праздник. |
ОО «Речевое развитие».
Цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими.
Задачи:
- Овладение речью как средством общения и культуры.
- Обогащение активного словаря.
- Развитие связной, грамматически правильной диалоговой и монологической речи.
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
- Формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Формы организации образовательной деятельности
- Речевое стимулирование (повторение, объяснение, побуждение, уточнение, напоминание)
- Гимнастики (мимическая, артикуляционная)
- Речевые дидактические игры.
- Заучивание, пересказ по схеме, образцу.
- Чтение художественной литературы.
- Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций
- Праздники и развлечения.
- Индивидуальные беседы.
месяц | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | ||
СЕНТЯБРЬ | Адаптационный период | 1 неделя | |||
Диагностика | 2,3 неделя Исходно – диагностический этап: обследование уровня понимания обращенной речи, уровня развития активной речи, объема словаря. | ||||
Формирование к речевым и неречевым звукам Определение наличия или отсутствия звука. | Звуки речи. Знакомство с органами артикуляционного аппарата, понятием «звук». Звук и буква А. Развитие фонематического слуха. | Звуки гласные и согласные. Дифференциации, символы, место звука в слове. | |||
ОКТЯБРЬ Октябрь | Выработка правильного речевого диафрагмального дыхания. Выработка правильной артикуляции гласных звуков А, У. | Знакомство со словом. Звук и буква У. Дифференциация понятий «звук», «слово» | Понятия «Звук, слово, предложение». Понятие о речи устной и письменной. Буква А. | ||
Обучение слушанию сказки со зрительной опорой на картинки, предметы. Обучение ответам на вопросы: Кто это? (Что это?) Что он делает? Различение сущ. ед. и мн. ч | Звуки А, У. Чтение по символике. Развивать умение вслушиваться в обращенную речь. | Дифференциация понятий «звук, буква». Буква У. Звукосочетание «АУ, УА». Понятие «слог». Деление на слоги. | |||
Воспитание правильной артикуляции гласных звуков А, У, О, И. Развитие чувства ритма. Выработка длительного выдоха. | Звук О. Дифференциация звуков А, О, У. Учить дифференцировать названия предметов по категории одушевленности/неодушевленности. | Звук и буква О. Наличие или отсутствие звука в словах. Работа над слогами. | |||
Обучение правильному построению двусложных предложений. Различение 3-4 звучащих игрушек (музыкальных инструментов). | Звук М. Понятие «согласного звука». Чтение по символике. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -к (домик, лобик, шарик) | Звук и буква М,МЬ. Наличие или отсутствие звука в словах. Понятие «согласный звук», « мягкость». Звукобуквенный анализ АМ, УМ, МАМА. |
месяц | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения |
НОЯБРЬ | Обучение пониманию несложных рассказов взрослого со зрительной опорой. Обучение пониманию вопросов косвенных падежей: Где? Куда? Кому? Что? | Звук и буква Н. Учить навыку использования в речи качественных прилагательных (большой, маленький, вкусный, сладкий, красивый и т. п.). | Звук и буква Н,НЬ. Наличие или отсутствие звука в словах. Работа с предложением: У НИНЫ НОТЫ. |
Развитие длительного речевого выдоха (2-3 сек.) на материале гласных звуков, их сочетаний. | Звук и буква П. Выделять согласный звук в начале слова. Закреплять умение заканчивать предложение, начатое логопедом. | Звук и буква П,ПЬ. Наличие или отсутствие звука в словах. Уметь изменять глаголы с помощью приставок, пользоваться этими словами в речи. | |
Развитие умения узнавать и различать бытовые шумы. Развитие артикуляционной выразительности речи в звукоподражаниях. | Звук и буква И. Выделять согласный звук в начале слова. Учить детей составлять первые простые рассказы из двух-трех предложений (по вопросному плану). | Звук и буква И. Наличие или отсутствие звука в словах. Уметь пользоваться в речи существительными родительном падеже, отвечая на вопросы:чего не стало? у кого? | |
Активизация движений речевого аппарата (упражнения для челюсти, губ). | Звук и буква Т. Выделять согласный звук в начале слова. Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой — моя» и их согласованию с существительными. | Звук и буква Т,ТЬ. Наличие или отсутствие звука в словах. Составление предложений по картинкам. | |
ДЕКАБРЬ | Обучение выполнению многоступенчатых инструкций (пойди, возьми, покажи). Различение глаголов ед. и мн. ч | Звук и буква Б. Выделять согласный звук в начале слова. Учить детей использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два, много). | Звук и буква Б, БЬ. Наличие или отсутствие звука в словах. |
Активизация движений артикуляционного аппарата (упражнения для нижней челюсти, щёк). | Звук и буква Э. Выделять согласный звук в начале слова Формировать понимание и навык употребления в самостоятельной речи некоторых простых предлогов (на, в ,под). | Звук и буква Э. Наличие или отсутствие звука в словах. | |
Обучение правильному употреблению местоимений с предлогом У. | Звук и буква В. Выделять согласный звук в начале слова. Продолжать развивать навыки употребления существительных с уменьшительно-ласкательным значением. | Звук и буква В, ВЬ. Наличие или отсутствие звука в словах. Согласование числительных с существительными. | |
Обучение пониманию вопросов по сюжетной картинке к прочитанной сказке. | Звук и буква Ы. Выделять согласный звук в начале слова. Учить детей отгадывать названия предметов, животных, птиц по их описанию. | Звук и буква Ы. Наличие или отсутствие звука в словах. | |
1,2 неделя января каникулы. | |||
месяц | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения |
ЯНВАРЬ | Понимание предложных конструкций с предлогом В. Введение в речь предлога В. | Звук и буква Д. Выделять согласный звук в начале слова Учить детей подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения в ответ на вопрос (Например: Спит кто? Собака, кошка). | Звук и буква Д, ДЬ. Наличие или отсутствие звука в словах. |
Работа над ритмом. Различение и воспроизведение заданного ритма с изменением силы звучания (громкие и тихие звуки): 1, 2, 3, много | Звук и буква К. Выделять согласный звук в начале слова Учить называть части предмета для определения целого (спинка — стул, ветки — дерево, стрелки — часы). | Звук и буква К, КЬ. Наличие или отсутствие звука в словах. Учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами («добрый» — «злой», «высокий» — «низкий») | |
ФЕВРАЛЬ | Обучение детей самостоятельному изменению числа глаголов (с опорой на сюжетные картинки: Кто это? Что делает? Что делают?). | Звук и буква Г. Выделять согласный звук в начале слова Учить подбирать слова к названному слову по ассоциативно-ситуативному принципу (санки —зима, корабль —море). | Звук и буква Г, ГЬ. Наличие или отсутствие звука в словах. |
Понимание предложных конструкций с предлогом НА. Введение в речь предлога НА. | Закрепить навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»; «Кто? Что делает? Чем?». | Дифференциация К-Г Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость. Работа над предложением. | |
Воспитание слухового внимания при различении тихо – громко звучащих игрушек. Уточнение произношения звуков П, М, Д, Н в звукоподражаниях. | Звук и буква С. Выделять согласный звук в начале слова. | Звук и буква С, СЬ. Наличие или отсутствие звука в словах. Родственные слова. | |
Пение слогов. | Звук и буква З. Выделять согласный звук в начале слова. Учить подбирать существительные к названию действия (кататься — велосипед, летать — самолет, варить — суп) | Звук и буква З, ЗЬ. Наличие или отсутствие звука в словах. | |
МАРТ | Образование и различение глаголов настоящего времени 1-го лица ед. и мн. числа (Я мою, Мы моем). | Продолжать формировать навыки составления коротких рассказов из двух-трех-четырех простых предложений (по картинному и вопросному плану). | Дифференциация С - З. Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость. Работа над предложением. |
Активизация движений артикуляционного аппарата (упражнения для щёк, языка). Пение слогов с согласными звуками М, П, Б.
| Звук и буква Ш. Выделять согласный звук в начале слова. Учить детей дифференцировать на слух короткие и длинные слова. | Звук и буква Ш. Наличие или отсутствие звука в словах. Словосложение (красногрудый, толстоклювый, длиннохвостая, чернокрылая и т.д.) | |
Обучение согласованию прилагательных с сущ-ми м.р. и ж.р. ед.ч. в им.п. (большой мяч, маленькая груша). Пение слогов с согласными звуками Д, Т, Н. | Звук и буква Ж. Выделять согласный звук в начале слова. Учить детей запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов, например: «жа-жа-жа» с разным ударением, силой голоса, интонацией. | Звук и буква Ж. Наличие или отсутствие звука в словах. Употребление существ. с предлогами В, НА, ПО | |
Развитие эмоциональной выразительности мимики и жестов. | Звук и буква Х. Выделять согласный звук в начале слова. Учить воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков | Дифференциация Ш-Ж. Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость. Работа над предложением. | |
АПРЕЛЬ | Обучение подбору глаголов к существительным. | Звук и буква Ч. Выделять согласный звук в начале слова. | Звук и буква Ч. Наличие или отсутствие звука в словах. |
Обучение пониманию пространственных отношений двух предметов: предлоги НАД, ПОД. | Звук и буква Ц. Выделять согласный звук в начале слова. | Звук и буква Ц. Наличие или отсутствие звука в словах. | |
Формирование длительного плавного речевого выдоха. Развитие диалогической речи, умения понимать простые вопросы и отвечать на них. | Звук и буква Л. Выделять согласный звук в начале слова. Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка. | Звук и буква Л,ЛЬ. Наличие или отсутствие звука в словах. | |
Развитие умения пересказывать содержание сказки с помощью взрослого со зрительной опорой. | Звук и буква Р. Выделять согласный звук в начале слова. Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка. | Звук и буква Р, РЬ. Наличие или отсутствие звука в словах. | |
МАЙ | Активизация движений артикуляционного аппарата (упражнения для языка). Обучение пониманию пространственных отношений двух предметов выраженных предлогами: НА, В, ПОД, НАД и наречиями: вверху, внизу, слева, справа. | Звук и буква Ф. Выделять согласный звук в начале слова. | Дифференциация Л-Р Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость. Работа над предложением. |
Активизация движений артикуляционного аппарата (упражнения для языка). Развитие речевого слуха. Различение и воспроизведение речевых звуков, отличающихся по силе, тембру, темпу воспроизведения. | Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам. | Закрепление понятия «звук, слог, слово, предложение». Работа с предложениями | |
Май 3,4 неделя – Диагностическое обследование. Результативно– оценочный этап. |
Формы подведения итогов:
- результаты первичной и повторной диагностики;
- реализация поставленной в программе цели;
- удовлетворенность дефектолога ходом и итогами коррекционно-развивающих занятий (рефлексия специалистом собственной деятельности);
- удовлетворенность родителей результатами занятий (выясняется в процессе беседы, анкетах обратной связи);
- активность и заинтересованность самого ребенка на протяжении коррекционно-развивающих занятий (наблюдение).
- соотношение затрат времени и психолого-физиологических усилий с достигнутыми результатами;
- соответствие организации, методов, содержания обучения достижениям развития ребенка.
- . Содержание коррекционной работы.
Цель коррекционно - развивающей работы учителя – дефектолога:
создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка с проблемами в развитии и формирование его позитивно - личностных качеств.
Задачи:
- Взаимодействовать со всеми специалистами ДОУ в процессе коррекционно - педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Выявлять индивидуальные особенности развития ребенка, его слабые стороны и способности к компенсации, определение оптимального коррекционного маршрута.
- Формировать способы усвоения ребенком ОВЗ социального опыта, взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности.
- Развивать компенсаторные механизмы становления психики и деятельности проблемного ребенка.
- Предупреждать развитие вторичных отклонений познавательной сферы, поведения и личности в целом.
- Формировать у ребенка способы ориентировки в окружающей действительности, предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающие социальную успешность, сохраняющие и укрепляющие здоровье детей, а также предупреждающие возможные трудности в процессе школьного обучения.
- Сотрудничать с семьей для обеспечения полноценного развития аномального ребенка, обучать родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающих эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его возможности.
Содержание деятельности учителя-дефектолога в рамках психолого-медико-педагогического консилиума МАДОУ:
- Работа с детьми.
1.1. Плановая и углубленная психолого-педагогическая диагностика (начало и конец учебного года) познавательной сферы, эмоционального благополучия ребенка.
1.2. Диагностика готовности ребенка к школьному обучению.
1.3. Индивидуальная диагностическая, коррекционно-развивающая работа с детьми по запросам воспитателей, родителей.
1.4. Индивидуальное сопровождение детей в период адаптации к детскому саду.
1.5. Коррекция коммуникативной и познавательной сферы ребенка.
1.6. Составление индивидуальной траектории развития ребенка.
- С педагогами.
2.1. Методическая и практическая помощь в организации и проведении открытых мероприятий (по плану ДОУ).
2.2. Повышение уровня педагогической и психологической грамотности. Просветительская работа с воспитателями, педагогами ДОУ,
2.3. Рекомендации по индивидуальной работе с детьми на основании результатов диагностики (в течение года).
2.4. Посещение занятий и их психолого-педагогический анализ (в течение года); разработка рекомендаций.
2.5. Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития детей (по запросам).
2.6. Дефектологическое сопровождение познавательно-речевого направления и квалифицированная коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей.
- С родителями.
3.1. Анкетирование родителей (в течение года).
3.2. Индивидуальное консультирование родителей.
3.3. Просветительская работа среди родителей.
3.4. Организация и проведение родительских собраний, семинаров.
2.5. Мониторинг освоения образовательной программы.
- Сроки проведения и цели образовательного мониторинга:
Дата | Цель |
Сентябрь (02.09 -12.09) | Выявить исходный уровень познавательного и речевого развития ребенка; определить перспективы дальнейшей коррекционной и педагогической работы, требующие дополнительного коррекционного воздействия, индивидуально для каждого ребенка . |
Май (15.05-25.05) | Дать оценку освоения ребенком программы коррекционного и дошкольного образования; и степени решения поставленных задач; определить перспективу дальнейшего проектирования коррекционного процесса. |
- Методы мониторинга: наблюдения за ребенком; беседы с родителями; сбор анамнеза из медицинских карт ребенка; дидактические игры, диагностические и тестовые задания;
- Диагностический инструментарий:
- диагностические задания (дидактические игры)
- диагностические карты для заполнения показателей (ИОМ)
- Используемые источники:
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2010
- Психолого-педагогическая диагностика/ Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной.- М., 2003
- Система оценки:
1 балл - ребёнок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает;
2 балла - ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;
3 балла - ребёнок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;
4 балла - ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;
5 баллов - ребёнок выполняет все предложенные задания самостоятельно.
Данная система мониторинга позволяет определить актуальный уровень развития каждого ребёнка с ОВЗ, а так же определить трудности реализации программного содержания.
Технология организации дефектологического обследования.
1. Ориентировочный этап.
Задачи:
- сбор анамнестических данных;
- выяснение запроса родителей;
- выявление предварительных данных об индивидуальных особенностях ребенка;
Виды деятельности:
- изучение медицинской и педагогической документации;
- изучение интересов и предпочтений ребенка;
- беседа с родителями.
2. Диагностический этап.
Диагностический этап представляет собой процедуру обследования ребенка.
Задачи психолого-педагогической диагностики:
- раннее выявление отклонений в развитии;
- выявление причин и характера первичных нарушений в развитии у ребенка, определение степени тяжести этого нарушения;
- выявление индивидуально-психологических особенностей развития ребенка (личностных и интеллектуальных);
- определение условий воспитания ребенка;
- обоснование педагогического прогноза;
- разработка программы и планов индивидуальной работы с детьми;
- организация коррекционной работы с родителями и детьми.
3. Аналитический этап.
Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение карт по результатам психолого-педагогического обследования детей.
4. Прогностический этап.
Задачи:
- Определить прогноз дальнейшего развития ребенка.
- Выяснить основные направления коррекционной работы.
- Индивидуальное образовательно-коррекционное сопровождение воспитанника.
2.6. Организация работы с семьей.
Работа специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребёнка с задержкой развития, имеет целью:
- оказать квалифицированную поддержку родителям;
- помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду;
- создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;
- формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.
Цель взаимодействия | Формы взаимодействия |
Информационно-аналитический и диагностический этап | |
Цель: Создание системы изучения, анализа и прогнозирования дальнейшей деятельности с семьями воспитанников в детском саду для реализации потребностей родителей в получении образовательных и оздоровительных услуг; для разработки стратегии развития учреждения. |
о ребенке:
о семье:
Анализ информации. |
Организационно-методический этап | |
Цель: Создание сообщества единомышленников-родителей, сотрудников детского сада в вопросах воспитания детей с нарушением интеллекта и социальной адаптации их в обществе. Повышение педагогической культуры родителей. |
-наглядная информация (информационные стенды, папки передвижки, рекламные листы), - консультации, - индивидуальные беседы; - родительские собрания.
- подготовка к культурно-массовым мероприятиям; - совместное планирование; - организация досуговой деятельности; - совместная деятельность с детьми (занятия, игры, экскурсии, конкурсы, - оформление групп к праздникам, благоустройство территории ДОУ -участие родителей в работе Совета ОУ; |
Контрольно-оценочный этап | |
Цель: Организация и проведение совместного анализа деятельности коллектива детского сада в вопросах охраны здоровья и личностного развития детей. Привлечение родителей к участию в контрольно-оценочной деятельности. |
|
Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям
Образовательная область «Физическое развитие »
- Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на сохранение психического здоровье ребенка.
- Информировать родителей о факторах, влияющих на психическое здоровье ребенка. Помогать родителям сохранять и укреплять психическое здоровье ребенка.
- Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения.
- Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка людей из контекста развития. Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.
- Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.
- Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.
- Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию.
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду.
- Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.
- Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.).
- Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности.
Образовательная область «Речевое развитие»
- Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
- Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие ребенка.
- Побуждать поддерживать детское сочинительство.
Образовательная область «Художественно - эстетическая»
- Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.
- Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.
3. Организационный раздел
3.1. Оформление предметно-пространственной среды кабинета.
Вид помещения. Функциональное использование | Оснащение |
Кабинет учителя-дефектолога
|
|
Кабинет соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствуют Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников
3.2. Взаимодействие учителя-дефектолога со специалистами МАДОУ в условиях реализации ФГОС.
С руководителем МАДОУ
- Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей и задач.
- Уточняет запрос на коррекционное сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
- Предоставляет отчетную документацию.
- Проводит индивидуальное дефектологическое консультирование (по запросу).
- Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных особенностей детей.
- При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ПМПК.
- Обеспечивает безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Старшим воспитателем
1.Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС.
2.Составляет индивидуальные образовательные маршруты по организации взаимодействия взрослых и детей в освоении образовательных областей.
3.Участвует в разработках методических и информационных материалов по коррекционно-педагогическим вопросам.
4.Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов, творческих групп.
5.Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
6.Представляет документацию установленного образца (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
7.Проводит сопровождение конкурсов (профессиональных, детских, конкурсов для родителей и т.д.), организованных на базе ДОУ.
8.Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).
С воспитателями
1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий
3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года)
4.Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
5.Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
6.Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
7.Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
8.Участвует во внедрении здоровьесберегающие технологий.
9.Участвует в деятельности по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.
С музыкальным руководителем
- Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания на праздниках.
- Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений.
- Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей.
- Осуществляет сопровождение на занятиях, при подготовке и проведении праздников, досуга развития памяти, внимания, координации движений.
- Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.
- Обеспечивает безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.
С инструктором по физической культуре
1.Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровья» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
2.Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.
3.Способствует развитию моторных и основных движений.
4.Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
5.Способствует внедрению в работу здоровьесберегающие технологий.
6.Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.).
7.Помогает адаптироваться к новым условиям (спортивные соревнования, конкурсы вне детского сада).
С учителем-логопедом
- Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе.
- Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.
- Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно с другими специалистами.
- Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.
- Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, упражнения с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, сооружение простых построек по образцу и др.
- Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с логопедом.
С психологом
- Изучает психолого-медико-педагогические особенности детей.
- Способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде.
- Обеспечивает психологическую безопасность ребенка.
- Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния oбщей, мелкой моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.
- Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно с другими специалистами.
- Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.
- Участвует в ПМПК (организация работы, составление заключений).
- Оказывает психологическую помощь родителям, воспитывающим детей с ОВЗ.
- . Недельная циклограмма работы учителя – дефектолога.
День недели | Время работы | Этапы работы |
понедельник | 8.00-9.00 9.00-10.00 10.10-11.00 11.00-12.00 | Встречи с родителями, консультации беседа. Подгрупповая НОД Индивидуальная образовательная деятельность Работа с документацией |
вторник | 8.00-9.00 9.00-10.00 10.10-11.00 11.00-12.00 | Встречи с родителями, консультации беседа. Подгрупповая НОД Индивидуальная образовательная деятельность Работа в ПМПк |
среда | 12.00-15.00 15.00-16.00 | Корректировка тематических планов, изготовление пособий к НОД, консультирование воспитателей группы. Индивидуальная образовательная деятельность |
четверг | 8.00-9.00 9.00-10.00 10.10-11.00 11.00-12.00 | Встречи с родителями, консультации беседа. Подгрупповая НОД Индивидуальная образовательная деятельность Работа со специалистами |
пятница | 8.00-9.00 9.00-11.00 11.00-12.00 | Встречи с родителями, консультации беседа. Индивидуальная образовательная деятельность Работа с домашними тетрадями детей. |
3.4. Перечень программ и пособий
- Борякова, Н.Ю., Касицына, М. А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду // Методическое пособие- Москва, 2004.- С.89
- Верещагина Н.В. «Особый ребенок» в детском саду // Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работе с детьми с множественными нарушениями в развитии – Санкт Петербург, 2010. – С.156
- Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд, переб. и дополн. – Спб.: Питер, 2007. – 208 с.
- Гомзяк, О.С., Говорим правильно в 5-7 лет // Учебно- методический комплект – Москва, 2009.- С.118
- Казинцева, Е.А., Померанцева, Т.А. Формирование математических представлений // Методическое пособие – Волгоград, 2009.- С.223
- Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата- М.,2001
- Маркова, Л. С. Построения коррекционной среды для дошкольников с ДЦП // Методическое пособие-Москва,2005.-С.146
- Мамайчук, И.П. Психокоррекционные технологии для детей в развитии. // Учебное пособие-СПб., 2003.-С.384
- Мамаева, А.В. Проявление коммуникативных нарушений с церебральным параличом, сочетающимся с интеллектуальным и речевым недоразвитием // Методические рекомендации – Красноярск, 2010. – С.104
- Мещерякова Н.П., Зубович Е.В. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников // Методическое пособие – Волгоград,2010. – С141
- Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях // Методические рекомендации – Волгоград, 2009. – С.156
- Примерная общеобразовательная программа От рождения до школы/ под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.В. Васильевой. – М.; Мозаика-Синтез, 2014. – 352с.
- Специальная педагогика / Под редакцией Н.М.Назаровой. –М., 2000
- Симонова Н. В. Программа воспитания и обучения детей с церебральным параличом дошкольного возраста (1,2,3 годы обучения). // Проект программы Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР – Москва. С.-75
- Смирнова, И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП.// Учебно-методическое пособие – СПб. Издательский центр «Детство ПРЕСС» 2003.-С.153
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. .Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Программно-методические рекомендации.- М., 2009
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного / Под ред. Е.А. Стребелевой.- М., 1998
- Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной.-М., 2003
- Худенко, Е.Д. ,Останина Е. В. Практическое пособие по развитию речи // Методическое пособие- Москва, 2000.- С.89
- Шевченко, С. Г. ,Тригер Р. Д., Капустина Г. М. Подготовка к школе детей с ЗПР. // Методическое пособие- Москва, 2005.-С.123
- Шипицина Л.М, Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие. – М.., 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная адаптированная образовательная программа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Адаптированная образовательная программа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Белый медвежонок». Програм...
Адаптированная образовательная программа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с 4-7 лет
Адаптированная образовательная программа для детей с нарушениям опорно-двигательного аппарата...
Рабочая программа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (от 4 до 7 лет с диагнозом ЗПР)
1.Целевой раздел1.1Пояснительная запискаДанная рабочая программа разработана в соответствии с основным положением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...
Адаптированная образовательная программа для детей с нарушением опорно - двигательного аппаратадошкольного возраста
АООП НОО для обучающихся с НОДА - это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, учитывающая особенности их психофизического развития, ин...
Адаптированная образовательная программа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушения зрения.
На современном этапе развития образования в соответствии с Законом об образовании особое внимание уделяется реализации прав детей с ограниченными возможностями физического и психического з...