диссеминация собственного педагогического опыта
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)

Макаревская Людмила Александровна

Повышение своего  теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Формировать у детей дошкольного возраста ценностные ориентиры и нравственные нормы, основанные на культурно- исторических традициях русского народа в процессе коллекционирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 18»

Тема самообразования: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры в процессе коллекционирования»

подготовила Макаревская Л.А.

Цель самообразования по теме: 

Повышение своего  теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Формировать у детей дошкольного возраста ценностные ориентиры и нравственные нормы, основанные на культурно- исторических традициях русского народа в процессе коллекционирования.

Задачи самообразования по теме: 

Задачи.

- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы,  самообразования

- Разработать перспективный план работы

- Продолжать работу по созданию коллекций предметов русской народной старины.(коллекция наперстков, часов, мер длины, бересты, матрешек)

Работа над программой профессионального самообразования поможет

-познакомить детей с русской народной культурой;

-  Создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному  искусству
-  Привлечь внимание воспитателей, родителей к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей;
- Дать детям знания об истории русского народного костюма.
-  Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника.
- Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной
познавательной и творческой деятельности.
- Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу

Направления работы по приобщению детей к русской национальной культуре:

- Создание предметно- развивающей среды

- Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т.п.)

- Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

- Знакомство с народным искусством.

- Знакомство с русскими народными играми.

Формы представления результатов самообразования

- Доклад на педсовете.

- Консультация, консультация-практикум

- Открытое занятие, открытый просмотр.

- Проведение мероприятий, развлечений.

- Наглядно-иллюстративный материал.

- Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании.

Практические выходы.

- Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности.

- Проведение мастер-классов для педагогов.

- Оформление папки-передвижки.

- Выставка работ.

- Оформление сборника консультаций для родителей.

- Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Предполагаемый результат.

     Изменение и обогащение среды развития в соответствии с темой проекта. Знание детьми различных видов декоративно - прикладного искусства, старинных праздников, традиций, фольклора, художественных промыслов. Сплочение детского и взрослого коллектива. Воспитание нравственного поведения у детей.

Перспективный план самообразования педагога.

Содержание работы

Сроки

Теоретический этап

Изучение методической литературы по данной проблемы

В течении года

Практический этап

Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми, в процессе коллекционирования.

В течении года

Совместная работа с детьми

Средняя группа

Знакомство с русскими народными предметами, игрушками их историей, назначением, видоизменением.

В течении

года

  «Знакомство с русской избой»

Цель. Проявить у детей интерес к традиционно- бытовой культуре русского народа, к посещению мини- музея «Русская горница», расширять активный словарь.

Сентябрь

Работа с родителями по сбору коллекций русской старины(предложить родителям виды коллекций для создания в детском саду.)

Октябрь

 Коллекция русской  матрешки «Народная игрушка- матрешка»

Цель. Познакомить с русской народной игрушкой как символом русского народного искусства, расширять словарный запас. познакомить формы и виды матрешек.

Ноябрь

Коллекции предметов русского обихода «Золотое веретено»

Цель. Знакомство с предметами русского обихода: прялка, веретено; развивать интерес к старине.

 

Декабрь

Январь

Коллекции одежды русской старины

Цель. Познакомить с русским народным костюмом, формировать понятия «праздничная» и «домашняя» (будничная) одежда; развивать творчество, интерес к прошлому.

Февраль

  Береста «Эх, лапти мои, лапти липовые….»

Циль. Совершенствовать знания о предметах народного быта (их цвете, форме, материале, назначении)

Март

 Коллекция  старинных музыкальных инструментов «Волшебная дудочка»

Цель. Познакомить с русскими народными музыкальными инструментами, учить различать инструменты по типу и звучанию

Апрель

Коллекция меры длинны

Цель. Познакомить со старинными  и современными мерами длины

Май

Совместная работа с родителями и педагогами

Консультация для родителей «Истоки русской народной культуры». Консультация для педагогов «Коллекционирование в ДОУ»Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей». . Презентация «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством коллекционирования» 

В течении года

Старшая группа

Что такое коллекционирование и коллекционер. Виды коллекций русской народной культуры.

Сентябрь

Рассматривание презентации «Коллекции русской народной старины»

Продолжаем знакомство с коллекцией наперстков. Виды наперстков.

Октябрь

Для чего нужны наперстки. Игра «Сколько было, сколько стало».

Пополнение коллекции.

Рассматривание коллекции  с разнообразной тканью «Ткани» Чтение произведения Н.Носова «Заплатка»

Ноябрь

Пополнение коллекции «Ткани»  Рисование «Платочки и полотенца»

Просмотр презентации «Коллекции костюмов старины» Из каких деталей состоит костюм

Декабрь

Изготовление головных убор старины (кокошник) Создание коллекции старинных головных уборов.

Старинная елочная игрушка. Рассматривание игрушек. История происхождения елочной игрушки.

Январь

Рожественские колядки. Коллекция рождественских песен. Прослушивание колядок.

Предметы быта старины. Посещение центра «Русская культура»        

Февраль

Раскрашивание деревянных предметов(ложек, лопаток) Создание коллекции ложек.

Матрешка с сюрпризом. История создания матрешки. Просмотр презентации «Матрешка»

Март

Просмотр коллекции матрешек. Д.и «Кого не стало»

Консультация для родителей "Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников".

Апрель

Совместная работа с родителями и педагогами

Создание совместной с ребенком коллекции.

Май

Подготовительная группа

Беседа «Коллекционирование».  Рассматривание иллюстраций по коллекционированию.

Сентябрь

Просмотр презентации «Увлекательный мир колекции»

Знакомство с коллекцией часов. Виды часов.

Октябрь

Для чего нужны часы. Игра «Часы и время».

Пополнение коллекции.

Знакомство с коллекцией Деревянных ложек

Ноябрь

Пополнение коллекции «Деревянных ложек».  Разукрашивание деревянных ложек. Выставка ложек.

Чтение энциклопедии «Я познаю мир – коллекция»

Декабрь

Просмотр мультфильма «Коллекция» (Смешарики)

Беседа «История создания куклы Барби»

Рассматривание иллюстраций различных видов кукол

Январь

Изготовление тряпичной куклы

 «Путешествие в прошлое денег. Какие предметы носили роль денег»

Февраль

 Презентация «Разновидность монет»

Знакомство с коллекцией пуговиц, историей возникновения

Март

Просмотр презентации «Разновидность пуговиц»

Беседа «На чем ездили наши предки?»

Чтение художественной литературы: Н. Носов «Автомобиль»

Апрель

Рассматривание иллюстраций «Транспорт» Презентация коллекция машинок.

Видео экскурсия  «Коллекции нашего сада»

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методических разработок «Диссеминация передового педагогического опыта по реализации ФГОС дошкольного образования» Номинация №1 «Инновационные практика реализации ФГОС ДО» Полифункциональное пособие «Зоопарк» Разработал: Воспитатель первой катего

АннотацияПолифункционального пособия «Зоопарк» выполнено в качестве настольной игры, и рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения для организации НОД, театрализованных,...

Распространение собственного педагогического опыта в эффективности педагогических действий

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о возможности внедрения собственного педагогического опыта, для улучшения образовательного процесса детей....

диссеминация собственного педагогического опыта по теме самообразования: «Развитие творческого мышления детей в процессе применения нетрадиционных форм рисования»

Дoшкoльный вoзраст сензитивен, наибoлее благoприятный для развития не тoлькo oбразнoгo мышления, нo и вooбражения, психическoгo прoцесса, сoставляющегo oснoву твoрческoй деятельнoсти. Пoэтoму твoрчест...

Трансляция собственного педагогического опыта на тему «Офтальмогимнастика для детей дошкольного возраста с предметами и наглядными пособиями» в рамках педагогического совета

Трансляция собственного педагогического опыта на тему «Офтальмогимнастика для детей дошкольного возраста с предметами и наглядными пособиями» в рамках педагогического совета ...

4.1.1 Транслирование в педагогических коллективах собственного педагогического опыта: проведения открытых занятий, мероприятий, мастер-классов.

Транслирование в педагогических коллективах собственного педагогического опыта: проведения открытых занятий, мероприятий, мастер-классов.Выписка из протокола заседания педогогического совета МАДОУ №21...

КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.1. Транслирование в педагогических коллективах собственного педагогического опыта: проведение открытых занятий, мероприятий, мастер - классов и др.

4.1.1. Транслирование в педагогических коллективах собственного педагогического опыта: проведение открытых занятий, мероприятий, мастер - классов и др....