Распространение собственного педагогического опыта в эффективности педагогических действий
статья по развитию речи (старшая группа)
Аннотация: В статье рассматривается вопрос о возможности внедрения собственного педагогического опыта, для улучшения образовательного процесса детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasprostranenie_sovbstvennogo_pedagogicheskogo_opyta_small.docx | 275.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Распространение собственного педагогического опыта в эффективности педагогических действий
Березан Наталия Георгиевна,
воспитатель ГДБОУ № 22 Калининского района Санкт-Петербурга
Аннотация: В статье рассматривается вопрос о возможности внедрения собственного педагогического опыта, для улучшения образовательного процесса детей.
Ключевые слова: собственный педагогический опыт, литературное произведение - художественный фильм - театральная постановка.
Изучение, обобщение, распространение передового педагогического опыта является неотъемлемой частью методической работы в детском саду. Оно предполагает описание педагогом содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными.
По определению, данному В. И. Загвязинским, «передовой педагогический опыт – это отвечающий современным запросам, открывающий возможности постоянного совершенствования, нередко оригинальный по содержанию, логике, методам и приемам (или хотя бы по одному из указанных элементов) образец педагогической деятельности, приносящий лучшие, по сравнению с массовой практикой, результаты».Передовой инновационный опыт предполагает проявление творчества педагогов, креативной направленности обучения и воспитания, суть которой состоит, в установке на рефлексивно-творческое освоение новых знаний, продуктивное их внедрение и творческое использование.
По А.А. Глинскому, «педагогический опыт - это эффективный опыт, который позволяет достигать оптимальных результатов в образовательном процессе при сравнительно незначительных затратах сил, времени и средств. При этом оптимальность рассматривается как достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и усилий всех участников образовательного процесса, а эффективность - как степень достижения заданной педагогической цели с учётом оптимальности».
Опыт - итог деятельности, состоявшаяся практика, проявившаяся и реализовавшаяся в разных формах и на разных уровнях. Понимание смысла и сущности собственного опыта позволяет педагогу видеть в нём основу реальных возможностей деятельности, видеть пути её развития, оценку эффективности.
Главными признаками положительного педагогического опыта являются актуальность, новизна, результативность.
Актуальность определяется важностью, значимостью опыта для решения имеющихся проблем, его возможностью повлиять на разрешение каких-либо противоречий и трудностей. Чем более широкий круг насущных проблем он помогает устранить, тем выше его актуальность для пользователей.
Новизна опыта всегда относительна: то, что для одних ново, для других может быть традиционным, уже освоенным, используемым. Часто новизна обусловливается известностью опыта, его распространенностью в массовой практике. Имеет смысл говорить о степени новизны, которую можно определить через сравнение опыта с уже имеющимися образцами.
Результативность опыта означает его действенность, возможность добиваться при его использовании полезного эффекта, высокого результата в обучении и воспитании. Результативность опыта характеризуется надежностью (устойчивостью, стабильностью положительных результатов, получаемых в практике) и перспективностью (длительностью сохранения актуальности результатов, их способностью оставаться новыми, не устаревать).
Обобщить опыт – значит вывести и сформулировать основные идеи, на которых он построен; обосновать правомерность, продуктивность и перспективность этих идей; раскрыть условия, при которых возможна их реализация; выявить объективные закономерности, требования, правила воспроизведения, творческого использования и развития конкретного опыта. Обобщение идёт наиболее успешно, если анализ опирается на конкретные педагогические идеи, практика подкрепляется теорией. Обобщить педагогический опыт - значит вписать его конкретное познавательное содержание в знание более общее, теоретическое.
Таким образом, описывая опыт, педагог представляет собственную систему работы, предполагающую:
• комплекс методических приёмов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу;
• оригинальные взаимосвязанные действия, обеспечивающие эффективное решение образовательных задач;
• признаки системы работы: целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приёма; разносторонность воздействия на обучающихся с одновременной сосредоточенностью на их личностном развитии; оригинальность методики.
Хочу поделиться собственным опытом, который, как мне кажется, может быть полезен и интересен другим педагогам.
Как часто бывает, решение было найдено неожиданно в процессе работы над проектом в другой области, и подсказано самими детьми. Получив запрос от ребят, начала думать об организации и последовательности самого решения по реализации задуманного. Моя идея заключалась в том, чтобы закрепить полученные на занятиях знания, яркими впечатлениями. Вызвав положительные эмоции у ребенка, мы даем толчок к дальнейшему освоению, и что важно, основательному закреплению, полученного материала.
Работаю в старшей группе детского сада, и всем моим детям на текущий момент уже исполнилось 6 лет.
Итак, работала над проектом «Финансовая грамотность для малышей». В процессе обсуждения материальных ценностей, задала вопросы «Что может быть дороже денег?», «Что нельзя купить за деньги?», «Что является большей ценностью, чем материальные блага?» (конечно, мы все эти понятия уже встречали и обсуждали на предыдущих занятиях). Ребята начали называть любовь, дружбу, здоровье, а один мальчик назвал - время. Вот с этого все и началось!
Конечно, сразу провела беседу о ценности времени, о его бездумном и бездарном расходовании, о невосполнимости временных потерь. Затронула тему постоянного и длительного использования гаджетов, что вызвало большой отклик у детей. А потом, пошло, поехало…
Надо заметить, что не форсировала события и занятия на эту тему «бездарного использования времени» проводила поэтапно, в течении нескольких недель. Начали читать «Сказку о потерянном времени», хотя изначально сомневалась, что она будетдетям до конца понятна, ведь эта сказка рекомендована для детей младшего школьного возраста. Однакосказка Евгения Шварца была прекрасно воспринята и хорошо понята ребятами. Затем (напомню, что мы говорим о протяженности подобных занятий на несколько недель), пересказывали отдельные фрагменты, рисовали главных героев, потом посюжетно. Еще, после существенного перерыва (чтобы не было пресыщения), послушали радиоспектакль. И, наконец, посмотрели художественный фильм, выпущенный в 1964 году режиссером А.Птушко. Каждое из этих занятий заканчивалось обсуждением нарисованного, просмотренного, прослушанного. А кульминацией изучения этого произведения стало посещение нашей группой спектакля Театра Юных Зрителей им. А.А. Брянцева «Сказка о потерянном времени» (6+) (См. рис. 1).
Параллельно нам с ребятами удалось обсудить несколько моментов, которые были еще не затронуты нами в рамках образовательного процесса в группе (См. рис. 2). Уточнили правила поведения в театре, провели беседу об истории создания театра, об истории Пионерской площади на которой расположен театр, рассмотрели в панорамные окна театра Гороховую улицу с видом на Адмиралтейский шпиль. И конечно, что являлось основной целью нашего посещения театра, обсудили как одно и то же произведение показывается художниками в разных жанрах искусства. Ответили на вопросы «Чем рассказы кинорежиссера и театрального режиссера отличаются от сказки Е.Шварца?», «Почему театральный режиссер переносит действие сказки в современный мир?», «На что хотели обратить внимания режиссеры, какие проблемы обострить?»
Рис. 1. Программа «Сказка о потерянном времени»Театра Юных Зрителей им. А.А. Брянцева
И обязательно проговорить, что понравилось, что было не понятно или неправильно. Для детей старшей группы всегда очень важен эмоциональный окрас всех мероприятий.
Позже в группе мы рассмотрели фотографии, которые сделали родители и с удовольствием вспомнили наш поход в театр. А совместное мероприятие вне стен детского сада запоминается очень надолго.
Рис. 2. Обсуждение моментов сказки | Рис.3. Выставка рисунков |
Вся проработка «Сказки о потерянном времени» заняла у нас три недели.
Итак, подведем итоги:
- Добились понимания значимости правильного использования времени.
- Смогли использовать в работе с детьми преемственность изучаемых тем (началось все с проекта «Финансовая грамотность для малышей»).
- Наглядно продемонстрировали изображение одного и того же произведения в разных видах искусства.
- В рамках работы над образовательной областью «Речевое развитие», прочитали «Сказку о потерянном времени», пересказали, ответили на вопросы по тексту, сделали выводы.
- В рамках работы над образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», рисовали на тему сюжета сказки, прослушали радиоспектакль, посмотрели художественный фильм, посетили театральную постановку.
- В рамках работы над образовательной областью «Познавательное развитие» повторили понятия части суток, времени, возраста.
- В рамках работы над образовательной областью «физическое развитие», провели экспресс забег вокруг ТЮЗа, для детального изучения здания театра.
- В рамках работы над образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие», провели совместное посещение театра с изучением правил нахождения в театре.
Эффективное решение образовательных задач дает изучение материала, представляя его в максимально возможных художественных ракурсах.Например, последовательность литературное произведение – художественный фильм – театральная постановка. У детей отлично запоминается и усваивается то, что дает сильный эмоциональный отклик,а это достигается новизной и необычностью представления изучаемого материала. В данном случае изучение художественного произведения без форсирования, а с логичным, последовательным построением занятий, с широким использованием накопленного обществом творческого материала.
Рис. 4. Экскурсия в цирк | Рис. 5. Театр Юных Зрителей им. А.А. Брянцева. Спектакль «Конек-горбунок» |
Так же мы использовали подобный опыт еще на двух произведениях.
А.П.Чехов «Каштанка»: прочитали, обсудили и ответили на вопросы, посмотрели мультфильм режиссера М.Цехановского, созданный в 1952г., потом посмотрели мультфильм 2004 г. режиссера Н.Орловой, и осудили разность изображения одного и того же произведения разными режиссерами, работающими в одном жанре. Затем, через некоторое время, посетили спектакль театра Зазеркалье «Страсти по Каштанке». Поскольку это театр музыкальный, то тем для обсуждения еще прибавилось.
Еще в рамках изучения этого произведения, поговорили более подробно о цирковом искусстве. Для желающих было предложено посещения цирка (См. рис. 4). Надо сказать, что все предложенные мероприятия нашли активный отклик у родителей.
П.Ершов «Конек-горбунок»: прочитали, обсудили и ответили на вопросы, посмотрели мультфильм режиссеров Иванова-Вано, Громова, Снежко-Болоцкой 1975 г. выпуска. В Театр Юных Зрителей им. А.А. Брянцева сходили на постановку спектакля «Конек-горбунок» поставленную А.Брянцевым и возобновленную В.Тодоровым (См. рис. 5).
Итак, на собственном опыте мы доказываем, что преемственность книга-фильм-театр работает и дает хороший образовательный эффект.
Повторяйте, дерзайте, изучайте!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективность педагогического опыта с точки зрения достигнутых результатов по программе "Использоание песка для формирования образа буквы и развития произвольной саморегуляции при подготовке детей к школьному обучению""
По результатам взаимодействия с общеобразовательными школами в рамках преемственности детский сад – школа, тесное сотрудничество...
Из опыта реализации эффективных педагогических технологий и методик работы на базе детского сада
Образование - это индустрия, направленная в будущее.С.П.Капица В настоящее время педагогическую систему невозможно представить без высокоэффективных программ и технологий. Наше дошкольное образов...
Трансляция эффективного педагогического опыта на семинарах, конференциях, в печатных и электронных изданиях.
Сертификаты об участии с докладом на семинарах, конференциях, наличие публикации....
Трансляция эффективного педагогического опыта на семинарах, конференциях, в печатных и электронных изданиях.
Трансляция эффективного педагогического опыта на семинарах, конференциях, в печатных и электронных изданиях....
Трансляция эффективного педагогического опыта
Открытые занятия...
Трансляция эффективного педагогического опыта
Открытые занятия...